Ребята, при записи музыки используют специальные знаки, чтобы показать, где надо играть громче, а где – тише. Вот эти знаки (показывает рис. 3 и 4). Я думаю, вы поймете, что они обозначают.
Дети при обсуждении этих рисунков приходят к выводу, какой знак обозначает усиление звука, а какой – затихание.
Рис.1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
(Закрепление знаний о движении мелодии вниз, развитие чувства ритма для детей 4-5 лет)
Материал: рисунок с изображением двух тучек, из которых падают капельки дождя; указка; накидка для Феи из серебряного дождя.
* * *
Входит девочка Фея в накидке из серебряного дождя.
Музыкальный руководитель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла Фея дождя. Она принесла для вас свою загадку. Перед вами две тучки, из которых идет дождь. Если дотронуться волшебной палочкой Феи до капельки дождя, они начинают звучать, послушайте.
Музыкальный руководитель поет на слог «кап», а Фея показывает движение мелодии на рисунке.
Фея: Ребята, из какой тучки лился быстрый дождик?
Дети отвечают.
А как падали капельки дождя из другой тучки?
Дети отвечают. Далее они выходят к магнитной доске, «волшебной» указкой показывают, как падают капельки дождя из тучки и пропевают нисходящую мелодию на слог «кап».
Музыкальный руководитель: Ребята, а теперь представим, что тучки унесло ветром далеко, и мы лишь слышим дождик, но не видим его. Из какой тучки идет дождик?
Музыкальный руководитель поет одну мелодию, дети отвечают, затем другую, дети объясняют свой ответ.
Скажите, все капельки звучат одинаково или у каждого свой звук? У какой капельки самый тоненький, высокий голосок? У какой – самый низкий? Из звуков этих дождинок складывается мелодия. С какого звука она начинается – высокого или низкого? Каким звуком заканчивается? Значит куда движется мелодия?
|
Дети отвечают на вопросы, после чего закрепляется выражение «мелодия движется вниз».
(закрепление чувства ритма)
Материал: объемный домик с окошком, игрушка петушок, мисочка с горошком.
* * *
Музыкальный руководитель: Жил-был Петушок – золотой гребешок, который очень любил клевать горох. Но он был так напуган лисой, что боялся выглянуть из окошка, а выглядывал лишь тогда, когда про него пели песенку и при этом правильно прохлопывали ее ритм, вот так. (Поет песенку и прохлопывает ритм.)
А вы хотите покормить Петушка? Тогда давайте выучим эту песенку и прохлопаем ее ритм.
Дети учат песенку, прохлопывают ритм.
Вот домик, в нем Петушок. Он ждет, когда же его покормят. Кто первый пойдет кормить Петушка?
Ребенок подходит к домику, поет одну музыкальную фразу, прохлопывает ее ритм. Если все правильно – Петушок выглядывает из окошка, а ребенок набирает в горсть горошин и кормит его. Петушок клюет. Другие дети могут петь следующие фразы песни.
Эту игру можно использовать для развития чистоты интонирования, навыков игры на музыкальном инструменте и т.д. В зависимости от возраста детей задания можно усложнять.
(развитие слуха, чистоты интонирования, песенного творчества)
Материал: рисунок-схема, указка, накидка для Феи.
* * *
Музыкальный руководитель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла Фея звездной ночи, вот она. (Надевает ребенку накидку.) Ее волшебная палочка может заставить звучать звезды, посмотрите и послушайте.
|
Поет – по 1, 3, 5-й ступеням лада, ребенок показывает по схеме.
Давайте споем вместе со звездами.
Дети поют вместе, затем по одному, добиваясь чистоты звучания.
Можно спеть и по-другому.
Исполняются другие варианты по схеме.
А как еще можно спеть?
Дети сочиняют свои мелодии, используя схему.
( развитие слуха, музыкальной памяти, чистоты интонирования)
Материал: «зеркала» с ручкой, вырезанные из цветного картона.
* * *
Музыкальный руководитель: Представьте, что мы с вами попали в сказку, где нам подарили волшебные музыкальные зеркала. (Показывает.) их волшебство в том, что человек, глядя в это зеркало, может правильно повторить любую мелодию. Хотите попробовать? Тогда каждый возьмите зеркало и приготовьтесь слушать мелодию очень внимательно.
Поет мелодии на разные слоги, играет на фортепиано, металлофоне, дети повторяют – все вместе и по одному, чтобы добиться правильного запоминания мелодии и чистого ее интонирования.
Можно использовать игру для развития песенного творчества детей: один ребенок сочиняет мелодию, а другие ее повторяют.