Музыкально–дидактические игры позволяют в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дают понятия основ музыкальной грамоты.
Музыкально – дидактические игры интересны детям, всегда вызывают желание участвовать в них. Дети решают умственные задачи, предложенными им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. С помощью таких игр дети получают знания и умения по разным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, музыкально0ритмическим движениям, игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, дают детям радость совместного творчества в игре.
Я вижу в дидактических играх еще одно ценное качество: они дают ребенку возможность показать свои знания на практике, проявить инициативу и самостоятельность.
В работе с детьми использую музыкально-дидактические игры, рекомендованные в педагогической литературе, а также придумываю новые, в которых стараюсь заинтересовать детей и в максимально доступной форме дать им определенные знания о музыке. В них я использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные картинки, схемы, плоскостные фигурки игровых персонажей, яркие ленточки, разные музыкальные и шумовые инструменты, также применяю кукольный театр и театрализованные действия.
Ритмический слух детей развивается в играх: «Музыкальные молоточки», «петушок-золотой гребешок», «Перестук дятлов», «Прогулка в парк», «Найди нужную карточку», «Часовая мастерская», «Серебряный дождик».
|
Развивать звуковысотный слух детей мне помогают игры: «Фея звездной ночи», «Три медведя», «Музыкальная лесенка».
Улучшают слух и музыкальную память такие игры, как «Музыкальное эхо», «Нарисуй мелодию», Музыкальное зеркальце», «Волшебные ленточки».
Тембровый слух развивается в играх «Угадай, на чем играю», «Расскажи сказку», «Что подарила кукла», «Музыкальные художники» (инструментами озвучиваем стихотворения).
Динамический слух развивается в играх «Далеко-близко», «Песня ветерка».
Восприятию музыки помогают игры: «Времена года», «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…», «Что делают дети», «Угадай песни по мелодии».
(развитие чувства ритма у детей 4-5 лет)
Материал: рисунки, изображающие деда, внучку, Жучку. Карточки со схематическим изображением шагов деда, внучки, Жучки. Музыкальные молоточки (можно пластиковые «орешки» из киндер-сюрпризов или пластмассовые крышечки).
* * *
Музыкальный руководитель: Пошли как-то дед с внучкой погулять в осенний парк. С ними рядом бежала их собачка Жучка. Шаги у дедушки были большие, неторопливые. Он шел и приговаривал: «Мы гуляем». (Прохлопывает и пропевает на одном звуке половинными нотами на каждый слог.) У внучки шаги были маленькие, она приговаривала: «Мы гуляем, мы гуляем» (четвертные ноты). Жучка бежала рядом: «Побежали, побежали, побежали, побежали» (восьмые ноты).
А теперь давайте все вместе пропоем и прохлопаем, как шел дедушка, шла внучка, как бежала Жучка. (Использует показ по схемам.)
• • • • • • • • • • • • • • • • |
|
Когда они гуляли по другой аллее, их не было видно, слышались только шаги. Постарайтесь определить, кто сейчас идет. (Прохлопывает или играет на каком-либо инструменте, дети стараются определить, чьи это шаги.)
Другое задание: прохлопайте, а затем сыграйте на инструменте (металлофоне, треугольнике, ложках и т.д.), как шли дедушка, внучка, Жучка. Правильно сыграть вам помогут эти схемы.
Дети прохлопывают, а затем играют, глядя на схемы.
(Закрепление терминов, обозначающих динамику музыки)
Материал: два схематичных рисунка усиливающегося и ослабляющего ветра, две схемы, маракасы по одному на каждого ребенка.
* * *
Музыкальный руководитель: Временами налетал ветерок, он то усиливался (играет на маракасе громко), то ослабевал (играет на маракасе тихо). Песню ветерка можно нарисовать вот так (показывает рис. 1) или вот так (показывает рис. 2).
Давайте постараемся изобразить маракасами вот такой ветер (рис. 1)
(Дети играют.)
И вот такой (рис. 2). А теперь давайте озвучим первый и затем сразу второй рисунки.
(Дети играют.)
Расскажите, как дул ветерок сначала, потом и как закончился?