Тема 4: Типикон.
Эта церковно-богослужебная книга содержит систематические указания определенного порядка и образа совершения богослужений.
Название "Типикон" эта книга получила от греческого слова образец. Другое, также распространенное название этой книги - ''Устав". Носила эта книга и другие названия. Св. Савва Освященный (+ 532 г.), которого предание считает автором ныне действующего Устава, так называемого Иерусалимского, назвал свой краткий устав сразу несколькими словами: «Образец, предание, закон».
Содержание Типикона
По своему содержанию Типикон разделяется на два неравных по объему отдела.
Первый отдел делится на три части:
1-я часть - "Общая" (1-47 гл.)
2-я часть - "Частная" (48-51 гл.)
3-я часть - "Дополнительная" (52-60 гл.)
Второй, гораздо более краткий отдел Типикона - "Храмовые главы" (1-58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.
Отдельно рассматриваются:
59 гл. - припевы на 9-й песни канона.
60 гл. - Пасхалия. (присутствует не во всех изданиях)
Историческое Развитие Типикона.
В истории развития типикона ученые различают три периода: до Х века, X век, и от XI века доднесь.
Первый Период Развития Устава (до Х века)
Богослужебных уставов в настоящем смысле этого слова от этого времени не сохранилось, Их, в сущности, и не было в привычном для нас виде. Можно перечислить отдельные монашеские уставы, которые могут иллюстрировать состояние тогдашнего монастырского быта:
1. Устав преп. Пахомия Великого (†348) для Тавеннисийского монастыря.
2. Пространно изложенные правила для монахов св. Василия Великого.
3. Сочинения Кассиана Римлянина в 12 книгах "Об устройстве общежитии".
4. Устав св. Венедикта Нурсийского (†543) для монастыря в Монте-Кассино.
5. Повествование Софрония Иерусалимского и Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря.
Второй Период в Развитии Устава (X век)
Характерным отличием этого этапа является:
· попытка кодификации и систематизации богослужебных обычаев и регулирование богослужения;
· отделение литургической (богослужебной) части от дисциплинарной;
· отсутствие суточной (общей) части.
Памятниками этого периода являются:
1. "Начертание" Студийского монастыря IX-Х веков;
2. "Устав" св. Афанасия Афонского Х века;
3. Синайский канонарь конца IX. — нач. Х века;
4. Устав Римской церкви того времени.
Для истории самого Типикона это время переходное и менее интересное, чем последующий, главный этап в его развитии.
Третий Период (от начала XI века)
Это время полных, совершенно развитых уставов богослужения. Характерно для него то, что:
· литургическая часть вполне отделилась от дисциплинарной;
· общая часть, содержащая указания на суточно-седмичное богослужение, тоже вполне обозначилась.
Этот период, кроме того, характеризуется ярко обозначенной «конкуренцией» двух главных образцов богослужебного устава — Студийского и Иерусалимского. На общем фоне этого соревнования развивается самостоятельно и устав Святогорский; кроме того, очень большое значение имеет в истории Типикона в этот период и самостоятельный устав Великой Церкви Константинополя.
Устав Студийский
Основанный в 463 г. римским патрицием Студием в Константинополе монастырь при церкви Иоанна Предтечи стал очень скоро одним из самых замечательных монастырей столицы Близость к центру церковной, умственной, политической и общественной жизни Византии объясняет то положение, которое эта обитель заняла в истории Восточной Церкви
С 1381 года архимандрит монастыря стал первым в ряду прочих настоятелей.
В монастыре рано создался свой особый уклад, который и был закреплен в первобытных формах "начертания" Устава. Более полный устав был записан уже много спустя после смерти преп. Феодора Студита, в начале XI в. Но первобытный полный устав до нас не дошел; о нем можно только догадываться по разным другим памятникам и сообщениям историков.
Устав Иерусалимский или св. Саввы
Этот Типикон есть изображение богослужебной жизни и традиции палестинских монастырей, в определенный период их истории. Он связывается с именем св. Саввы и знаменитою его Лаврою в 18 км от Иерусалима в направлении к Мертвому морю, в долине Кедронского потока. Св. Савва преставился в 532 г. Нравственный авторитет его был очень высок. Вероятно, на него влияли устав преп. Пахомия и св. Василия Великого.
Никаких следов от первоначального списка его типикона до нас не дошло. Все то, что мы имеем — продукт гораздо более позднего времени. Судя по преданию, которое печатается в виде предисловия к теперешнему Уставу св. Саввы, устав был Саввою принят от преп. Евфимия Великого и Феоктиста, а ими от преп. Харитона. После разорения Лавры св. Саввы, устав был восстановлен по памяти патр. Иерусалимским ев Софронием, а потом Иоанном Дамаскиным, который сам долго в Лавре подвизался.