ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Феномен искусства, особенности функционирования искусства в современной цивилизации.
2. Художественный образ, аллегория, символ.
3. Философско-критические концепции произведения искусства. Искусство и бытие (М. Хайдеггер, Э. Левинас и др.)
4. Искусство и философия. Феноменология искусства М Мерло-Понти.
5. Историческая эволюция представлений о художественном образе.
6. Понятие художественного стиля и художественной эпохи в теории искусства.
7. Феномен архитектуры. Категория архитектуры в теории и практике модернизма и функционализма.
8. Архитектурный образ (символика, функция / структура, форма).
9. Город: пространственная структура и композиция
10. Культурно-исторические типы градостроительной композиции.
11. Художественный образ города (на примере Минска)
12. Ордер и классический язык архитектуры.
13. Типология и семантика ордерных систем.
14. Дорический ордер: структура, композиционный смысл, выразительность.
15. Ионический ордер: структура, композиционный смысл, выразительность.
16. Коринфский ордер: структура, композиционный смысл, выразительность.
17. Интерпретация ордерных форм в архитектуре Нового времени (Карл Фридрих Шинкель)
18. Феномен визуального образа (от синкретизма изобразительных и архитектурных форм к картине).
19. Жанры живописи и их эволюция.
20. Иконографическая и иконологическая интерпретация искусства (на примере образа и мотива «катастрофы»)
21. Композиционные универсалии картины (регулярное поле изображения, ритм, перспектива, светотень, цвет как композиционные факторы)
22. Перспектива как символическая форма организации картины (эволюция принципов перспективного построения пространства в композиции картины)
|
23. Композиция и визуальная модель мира в картине Возрождения
24. Пространственно-временная модель композиции картины барокко.
25. Исторические реминисценции в искусстве авангарда (Берлин как международный художественный центр)
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
1 вопрос – теория искусств
2 вопрос – концептуальная и графическая интерпретация авторского проекта
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. ─ М.: Изобразительное искусство, 1985.
Духан И. Н. Теория искусств. Минск, 2005.
История европейского искусствознания. М., 1963 - 1969. Т. 1-5.
Панофский Э. Идея. К истории понятия в теории искусства. СПб: Аксиома, 1999.
Раздел 1: Категории искусства
Основная
Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005
Вельфлин Г. Классическое искусство. Спб.: Алетейя, 1997.
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифрил, 1994.
Искусство в системе культуры / Под ред. М.С. Кагана. Л.: Наука, 1987.
Кривцун О. А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998.
Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб.: Университетская книга, 1998.
Популярная художественная энциклопедия. Т. 1-2. М.: Советская энциклопедия, 1986.
Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 2001.
Энциклопедический словарь живописи. Под ред. М. Лаклотта. М.: Терра, 1997.
Литература по отдельным вопросам
Аверинцев С.С. Символ // КЛЭ. Т.6. М.,1971.
Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства. ─ М.: Искусство, 1983.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1968. Т.1.
Гидион З. Пространство, время, архитектура / Пер. с нем. М.В.Леонене, И.Л.Черня ─ М.: Стройиздат, 1984.
|
Живов В.М. "Мистагогия" Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М. Наука, 1982.
Зонтаг С. Мысль как страсть. М.: Рус. феноменолог. о-во, 1997.
Иванов В. В. Категория времени в искусстве и культуре ХХ века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. ст. / Академия наук СССР. Редкол.: Б. Егоров (гл. ред.) и др. ─ Л.: Наука, 1974.
Иоскевич И.Б. Современный художественный процесс. СПб.: Рос. Институт истории искусств, 1982.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. ─ М.:Искусство, 1962-70. Т. 1-5.
Какабадзе З. М. Фегномен искусства. Тбилиси: Мецниереба, 1980.
Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976.
Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино: Сб. ст. / Академия наук СССР; Научный совет по истории мировой культуры; Под. Ред. Б.В. Раушенбаха. ─ М.: Наука, 1988.
Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. ─ М.: Искусство, 1994.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве 15 - 18 вв. М., 1966.
Самосознание европейской культуры 20 века. М.: Издательство политической литературы, 1991.
Феноменология искусства. М.: ИФ РАН, 1996.
Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. ─ М.: Прогресс, 1993.
Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. ─ СПб.: Русская книга, 1993.
Хайдеггер М. Время и бытие. ─ М.: Республика, 1993.
Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, 1992.
Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.
Шестаков В.П. Эстетические категории. ─ М.: Искусство, 1983.
The Anti - Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. By H. Foster. ─ Washington: Bay Press, 1983.
Benjamin W. Ursprung des deutschen Trauerspiels. Frankfurt a.M., 1963.
Lévinas E. La Réalité et son ombre // Les Temps Modernes. 1948. N 38 (Novembre). P. 771-789.
Mitchell W.J.T. Iconology. Image, text, ideology. Chicago: Univ. Of Chicago press, 1986.