Интерес к древней истории Пскова возник уже в средние века. «О Плескове-граде от летописания не обретается вспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми, токмо уведехом, яко был уже в то время, как наехали князи Рюрик с братьею из Варяг в словени княжити»,- писал псковский летописец в16-ом веке под сводами Псково-Печерского монастыря, подчеркивая древность и известность Пскова в далекие времена Рюрика.
Первое датированное упоминание о Пскове находится в Повести временных лет под 903-им годом(10 век): «Игорь вырос и собирал дань после Олега и слушались его, и привели ему жену из Пскова (то есть земли, расположенной недалеко от Пскова) именем Ольгу» (нашу будущую первую княгиню и первую христианку) Таким образом, в 10-ом веке поселение Псков здесь уже было. А 903-й год, год первого письменного упоминания, стал считаться днем рождения Пскова.
. Во время археологических раскопок, которые проводила Тараканова С.А.в 1956 году, были найдены две древнейшие вещественные находки - две булавки: железная с завернутой головкой и бронзовая с дисковидной головкой,- и сетчатая керамика. И сразу было установлено, что первое поселение было в середине первого тысячелетия нашей эры, примерно 3 век. В это время здесь проживали западно-финские племена финно-угорские. Площадка была просторной и ровной, удобной для строительства, реки служили естественной преградой от врагов.
В шестом - седьмом веках на северо-запад пришли славяне-кривичи, и одно из племен поселилось здесь же. Поселок начинает быстро развиваться, границы его расширяются, и в 10-м веке Псков-это город (огороженное поселенье) с разноэтническим населением, которое занималось ремеслом и торговлей.
|
У Кутекромы.
Место основания Пскова - Кремль (по-псковски Кром, т.к. расположен на краю, кромке мыса). Отсюда его мы хорошо видим. На этом месте жили князь, княжеские дружинники, бояре. Кром становится административным, политическим и духовным центром быстро растущего города, название которого, по одной из версий, произошло от финского слова «смолистая вода», созвучного названию Псков. В древности это неславянское название было переосмыслено славянами и в славянском употреблении звучало как «Плесков».
После того как восточные ветви славян объединились в единое государство с центром в Киеве, стали укрепляться его пограничные крепости. На северо-западе Руси главная тяжесть борьбы с воинственными соседями легла на Псков (1237 год - образовался Ливонский орден (Эстляндия, Лифляндия и другие страны), а конце12 -ого другой враг - Тевтонский орден, в который входили крестоносцы). Почти 500 километров границы с Ливонией приходилась на псковские земли (в народе Псковщину). Поэтому Псков подвергался постоянным перестройкам, усиливались оборонительные сооружения. Археологические изыскания последнего времени, в частности раскопки Гроздилова Г.П., позволяют сделать вывод о том, что в первые столетия существования города дома в нем были в основном деревянные, располагались близко друг к другу, проходы между домами и улицы были вымощены деревянными настилами. Была деревянная крепостная стена на месте нынешних Персей, т.е. только с юга, т. к. с северо-запада и северо-востока город имел естественные рубежи защиты - реки Великую и Пскову. Сама крепостная стена представляла собой первое время сруб из толстых заостренных кверху дубовых бревен, которые плотно прилегали друг к другу. Они были закреплены на насыпном земляном валу, т.е. все было из дерева, и городок мог быстро сгореть. Нужна была каменная крепость. Ее-то псковичи с 11 по 16 и строили: где-то пристраивали новые части, где-то удлиняли, и конечно модернизировали. C развитием техники и тактики осады, по концам выступающих частей стены и на углах, строили мощные башни (конец15-16 век) более 35, полтора десятка ворот и тайных выходов. Все это делало псковскую крепость неприступной. Внутри башен для размещения орудий на толстых бревнах сооружались специальные платформы. Нижний ярус служил для «подошвенной» или наземной стрельбы. С внутренней стороны к стенам крепости пристраивались деревянные галереи для передвижения у бойниц воинов и установки пушек. По всей длине укреплений имелся закрытый ход, где могло разместиться по нужде все боеспособное население огорода.
|
Нужно было любым способом защищать Кром, т.к. все особо ценное, чем располагали Псковичи - имущество, товары, продовольствие, сырье - хранилось в многочисленных амбарах и клетях детинца (детинец - место, где располагалась княжеская резиденция). (Для Пскова понятия Кром (Кремль) и детинец схожи). Большинство клетей и амбаров находилось в северной части Кремля. Пороховые погреба или Зелейная палата, где хранился порох восстановлена в 20 веке. Летописные известия о палате относятся к1562-ому и 1609-ому году.
Царь Петр1 готовясь к Северной войне (война со шведами) в начале 18-ого века приказал засыпать землей обветшавшие стены, башни и особо ветхие церкви у стен и устроить бастионы (земельные валы), которые позволяли при надобности быстро возводить военные батареи. Сейчас мы видим остатки насыпей рядом с пороховыми погребами. Рядом с башней Кутний костер или Кутекрома (построена в 1400-м году) бастион, который назывался Красной батареей. Сыграть значительную роль в этой войне Пскову не пришлось, победная слава досталась Полтаве (Полтавская битва).
|
По окончании войны был подписан мирный договор - Ништадтский мир(1721 г), по которому к России отошли прибалтийские и часть карельских земель, граница русского государства отодвинулась далеко от Пскова. Боевая жизнь его стала прошлым, торговые дела теперь решались в приморских городах - Петербурге, Риге, Ревеле; Псков стал провинциальным городком северо-запада.
.
Название Кутекрома появилось при неправильном прочтении текста в летописи. Кутекрома, т.е. башня в углу (куту) Крома. Вначале 19 -ого века на развалинах башни была устроена беседка, и, по преданию здесь любил бывать А.С. Пушкин. Место так и называлось - Пушкинская беседка.
Смотровая площадка.
Мы находимся в северной части Кремля, перед нами река Пскова впадает в реку Великую. Две реки Великая и Пскова разделяют город на три части: первая самая большая из них, примыкающая к Кремлю и Довмонтовой стене, носит название Псковской части или Пскова; другая часть Пскова, которая лежит за рекой Псковой, называется Запсковьем, а часть города, которая расположена за Великой - Завеличьем. Прямо при впадении Псковы в Великую, со стороны Кремля(т.е. в Псковской части), находится башня Плоская (16-ый век), которая завершает участок стены, спускающейся от Кутнего костра к устью реки Псковы. Напротив, уже, на Запсковье псковичи в 15-ом веке построили Высокую или Воскресенскую башню. Между башнями в 1500-ом году поставили стену с водобежными воротами, которые закрывали вход врагу. Это, так называемые, Нижние железные решетки, потому что выше по течению Псковы были Верхние железные решетки, которые закрывали вход в реку с другой стороны.
На противоположном берегу Псковы, находится сквер - одно из популярных мест отдыха псковичей. В свое время и правый, и левый берега Псковы были местами торговли: у причалов стояло множество судов и лодок, сплошными рядами. У самой воды располагались лавки и лодки - здесь была рыбная площадь, Рыбники.
Запсковье, правый берег реки Псковы, впервые в псковской летописи упоминается в 1323-ем году. В 1495-ом году там был построен храм Варлаама Хутынского вблизи Варлаамских ворот. В храме сохранились голосники - маленькие керамические сосуды или камеры, которые заложены в своды и стены здания как резонаторы для усиления звука, а также облегчения свода. Отсюда видно, что на главе храма присутствует некое украшение. Для всех псковских церквей характерно присутствие на главе храма или на алтарной апсиде пояса, который состоит из бегунца и поребрика как одни из важных архитектурных деталей псковского церковного зодчества.
В 16-ом веке бела также построена церковь Воскресенья со Стадища. В старые времена тут находился девичий монастырь; Стадищем именовали его площадь, а сама церковь возведена на подклетях (на церковных подвалах). Имеет одну большую главу для главного придела и одну маленькую главку для маленького придела; примечательно, что купол у этой церкви в виде глубокой перевернутой чаши. Большей район по правому берегу реки Псковы тоже требовал защиты, и поэтому последнее пятое каменное крепостное кольцо замкнулось вокруг Запсковья.
Напротив устья реки Псковы стоит один из свидетелей всех воин, которые были в Пскове, - это собор Иоанна Предтечи. Собор построен в первой половине 13-ого века (1239 год) или по другим версиям в конце 12-ого века. Здесь был женский монастырь, который основала княгиня Ефросинья Рогволодовна (в иночестве Евпраксия), она была также первой игуменьей. Княгиня Ефросинья была теткой прославленного псковского князя Довмонта и женой бывшего псковского князя Ярослава Владимировича, который в 1240-ом году помог немецким рыцарям взять город,. В 1243-ем году князь пригласил свою бывшую супругу на переговоры в ливонскую крепость Одемпе (Медвежья голова), где она была убита пасынком князя. Тело княгини привезли во Псков и похоронили в Ивановском монастыре. Через 10 дней после смерти княгини над ее гробом в соборе произошло чудесное знаменье от иконы Святого Спаса (текло миро). Это событие сделало икону особо почитаемой, а княгиню канонизировали. В народе монастырь называется княгининым, ведь в его Синодике (список умерших для церковного поминовения) записаны 12 представительниц княжеских родов. Здесь похоронены жена князя Довмонта княгиня Марфа (в иночестве Мария), внучка Александра Невского; супруга князя Давида, сына Довмонта, княгиня Наталья.
Собор представляет собой тип новгородского храма 13-ого века. Храм венчают три главы со световыми барабанами. Над центром храмового пространства возведен главный барабан с куполом, над западной частью храма - два других меньшего размера. Особенностью архитектуры собора являются круглые окна «верхнего света» в апсидах и на северной и южной стенах.
До нашего времени собор дошел с незначительными переделками, которые не нарушили его первоначальный облик. Так в 16-ом веке была построена звонница, а в 17-ом веке с западной стороны возведен притвор. В 1924-ом году монастырь был закрыт и обречен на годы разрухи и забвенья. В 1991-ом году храм был возвращен Русской Православной церкви, и началось его возрождение. С 1993 -его года при храме работает иконописная мастерская.
Рядом с Ивановским монастырем Густав Адольф в августе 1615-ого года основал укрепленный городок, откуда шведская артиллерия вела огонь по башням у Нижних решеток и по Кутекроме.
Дело в том, что в 1615-ом году Псков осадили шведы. Они имели первоклассную артиллерию; их король Густав Адольф слыл величайшим полководцем своего времени. Но и псковичи еще не забыли славного 1581-ого (победа русских в Ливонской войне) т.к. среди них было немало живых участников и свидетелей разгрома под крутыми стенами городских укреплений войск польского короля Стефана Батория. Шведы подожли к Пскову с севера, по гдовской дороге, и штаб-квартирой себе избрали снетогорский монастырь в четырех верстах от города, у стен которого расположились их отлично вооруженные и обученные войска. После неудачной ночной попытки небольшей группы шведов проникнуть в город обманом, под видом русских, ищущих защиту «от немцев» за стенами крепости, шведы взорвали Взвозские ворота близ Нижних решеток и, ворвавшись в город, устремились к Варлаамским воротам, напротив которых стояли их основные силы. Однако псковичи выбили их из города и восстановили Взвозские ворота. Через реку Великую были наведеня наплавные мосты, перед крепостными стенами сооружены укрепления - городки, установлены артиллерийские батареи. Чуть ли не два месяца шведы готовились к штурму, подведя окопы и траншеи вплотную к стенам крепости. С севера и с Завеличья 3 дня город бомбардировали простыми и рскаленными ядрами, в результате чего была разрушена Смердья башня, Кутекрома и углавая Варлаамская. Совершенно разбитыми оказались Варлаамские ворота, а также часть примыкавшей к ним стены.
9-ого октября шведы начали штурм. Самым уьезвимым местом Густав Адольф считал Варлаамские ворота; к ним он и отправил свои основные силы. Второй удар был намечен со стороны Нижних решеток, куда от Ивановского монастыря, из-за Великой шведы перебрелись на плотах, -первые шведские переправы были разбиты огнем крепостных пушек. Защитники города выпустили по врагу сотни простых и огненных ядер, сбрасывали на головы осаждавших камни и бревна, пиками скидывали шведов со стен и с захваченной ими на какое-то время Варлаамовской башни. Штурм был отбит, интервенты отступили и 17-ого октября ушли из города.
Ныне Варлаамовская башня - высохшая, осыпавшаяся, с пустыми глазницами амбразур - очищенна от земли. Можно войти внутрь нее через боевые проемы и полюбоваться и Кремлем, и городом.
После окончания войны был заключен Столбовский мир России и Швеции в 1617-ом году. К Швеции отошли Ивангород, Ям и другие города. А Швеция возратила России Новгород, Старую Руссу и другие города. Такие границы сохранились до начала Северной войны(1700).
С 20-ого века Псков вновь стал порубежным городом России. Невозможно представить Псков без России, но и невозможно понять и узнать Россию, не зная Пскова. Умения и талант псковских каменщиков и зодчих в средние века по праву можно считать феноменом.
На этом красивом месте хочется вспомнить слова Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы поменять Родину и иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой ее нам Бог дал». А ведь действительно мы по праву можем гордиться своей историей!!!
Кремль.
У панорамы.
История Пскова неотделима от истории нашей Родины. Псков-младший брат Новгорода. Он не Великий. Туристов поменьше. Но и в нем белые приземистые храмы как семья белых грибов: едва подойдешь к одному - видишь следующий. А крепостная стена даже больше смоленской.
Как и Новгород, и другие северные города, куда почти не доходили монголы, Псков - хранитель русского. Правда чувствуются чудские корни и влияние современной Прибалтики.
Псков - это город-воин, он был вплоть до 18-ого века крепостью, которая защищала границы русского государства. Псков вынес ни одно нашествие иноземных захватчиков, не раз отбивал приступы врагов и изгонял со своей земли незваных гостей. По последним подсчетам Псков каждые четыре года был в состоянии войны. Наш город выдержал 26 крупных осад, но только два раза был взят и то путем измены!
Псков - старинный русский город на северо-западе России. Он был также крупным торговым центром т. к. по реке Великой, на которой стоит Псков, можно водным путем (без преград) попасть в Финский залив, Балтийское море и дальше. Река Великая впадает в Псковское озеро, которое плавно переходит в Чудское озеро, а из него вытекает река Нарва, впадающая в Финский залив.
Кроме этого Псков за своих1100 лет с лишним создал собственные школы зодчества и иконописи. Псковские мастера были известны не только в России, но и за ее рубежом (показать на панно). Первое поселение было на мысу при впадении реки Пскова в реку Великую. Через несколько минут мы там будем.
Первое датированное упоминание каменных Персей – первого крепостной стены относится к1337 году, хотя археологами доказано, что первые каменные Перси были построены уже в 13 веке. В1392 году псковичи перестраивали ее, строили первое крепостное кольцо вокруг всего мыса. Главным материалом для строительства служил плетняк (местный прочный известняк) который смазывался известняковым раствором (известь гасили, несколько лет держали в печах, потом она была пригодна для смазки). Почти все стены и башни были покрыты крышами, дабы дожди не разрушили крепость. Многие стены были деревянные - такие сразу перестраивались. Крепость строилась и укреплялась постепенно. Например, в средние века перед стеной Персями псковичи устроили соединяющий две реки глубокий ров, именуемый Гребля. Попасть в Кром можно было двумя путями помосту над Греблей через Святые ворота или через Смердьи ворота, но и там и там были коридоры (захабы), для врагов - это тупики. Многие века иностранцев нельзя было пускать в город, т.к. крепость имела свои секреты, например, Захабы. В одном из таких коридоров мы сегодня побываем.
Второе кольцо стен - Довмонтова стена - в построена в конце 13-м веке. Она сооружена князем Довмонтом. Она не раз перестраивалась.
С быстрым ростом посада (городского населенья), увеличением числа построек, для защиты строилась третья каменная крепостная стена в1309-м году (стена Бориса-посадника): от спуска к реке Великой, на нынешней профсоюзной улице до церкви Петра и Павла с Буя; позднее строится четвертая каменная крепостная стена в 1375-1380 годах по берегу исчезнувшей впоследствии реки Зрачки, - от Мстиславской башни по месту нынешней улицы Пушкина до стены на берегу Псковы близ палат Ямского. Вся часть города от Довмонтова города до четвертой крепостной стены называется Средний город. И когда жители стали селиться за четвертой крепостной стеной было решено построить пятую стену. В камне она была построена в конце 15-ого начале 16-ого века от Покровской до Михаиловской башни (охватила Завеличье) Эта часть города называется Окольный город. В 15-16веках крепость города Пскова была крупнейшей на Руси; протяженность ее стен достигала 9 километров, десятки башен, Покровская - самая большая в Европе, усиливали ее мощь
Довмонтов город
Сейчас мы находимся на территории Довмонтова города. Это открытые археологами основания древних храмов, которые были надложены и законсервированы. По ним читается биография Довмонтова города.
Если по меткому выражению летописца, на Ярославовом дворище в Новгороде Великом «церкви кустом стояли», то в Довмонтовом городе они буквально толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече. В 15-ом веке здесь находилось около 20 храмов, многие из которых были не маленькими. При них были притворы, приделы, усыпальницы и хоть и тесные, но все же дворики и кладбища.
Почему, спросите вы, не один большой храм возвели здесь псковичи? Сеичас, чтобы увековечить какое-нибудь событие памятное, люди ставят памятники, обелиски, мемориальные доски, а раньше возводили церкви и часовни. Некоторые из храмов Довмонтова города построены в честь побед псковского князя Довмонта.
Князь Довмонт с 1266 по 1299 год княжил в Пскове. Довмонт- литовец. При крещении получил имя Тимофей, женился на внучке Александра Невского
Марии Дмитриевне. Своей верной службой сыскал князь Довмонт-Тимофей безграничную любовь псковичей и вечную память. «Не терепе обидим бытии», так характеризует его летописец. И действительно псковская дружина под командованием Довмонта-Тимофея неоднократно громила войска немецких рыцарей, и ни разу не потерпев поражение. Одна из крупных побед была одержана под Раковором, в честь чего строится церковь Тимофея Газского, небесного покровителя князя Довмонта. После победы в 1269 – ц. Георгия Победоносца, в 1272 году – ц.Федора Стратилата.
Слева мы видим фундамент еще одного храма – храма Дмитрия Солунского, в котором был погребен князь Всеволод-Гавриил, причисленный к лику святых. Это бел первый храм, возведенный в 12 веке на месте грядущего Довмонтова города. Построенная в 16 веке эта церковь была близка по архитектуре к сохранившемуся на Завеличье собору Мирожского монастыря и имела интересную «биографию». Церковь была построена из плинфы, то есть из широкого плоского кирпича, с добавлением в кладку известняковой плиты. На плинфе археологи обнаружили княжеский знак Рюриковичей.- клеймо мастеров. В храме нашли разбитый глиняный сосуд, оброненный, как полагают, при переносе праха Всеволода в Троицкий собор. Сосуд удалось склеить. На нем вылеплено лицо бородатого мужчины – может быть это портрет князя Всеволода-Гавриила? В 30-ех годах 19-ого века храм был разобран. Материал пошел на нужды архиерейского дома. У стены над Псковой под насыпью Рождественской батареи времени Петра1 откопаны три храма: Рождества, Покрова и Святого Духа (на них Петр первый сделал бастионы). Храм Покрова сохранился на большую высоту с уникальными фресками, сейчас они сняты со стен (около 200 квадратных метров) на краю самой Гребли стояли два храма: «Никола над Греблей» и «Кирилл над Греблей». Церковь Николы - та, что стоит ближе к дороге, - была построена в 14веке и перестроена в 15в. Фрески, уцелевшие в ее алтаре, сняты, реставрированы и выставлены в Псковском музее. Церковь Кирилла представляет особый интерес. Она построена у Смердьего моста в 1374 году мастером Кириллом «в свое время мастер Кирилл был крупным зодчим и, как предполагают, главным строителем возведенного перед этим нового Троицкого собора. Зодчего погребли в созданной им церкви. На такой маленькой территории одновременно находилось около 15 церквей!
Кроме церквей в Довмонтовом городе находились еще другие здания – общественные. Если на Крому собиралось вече – законодательный орган республики (позднее об этом поговорим), то в Довмонтовом городе собиралась исполнительная власть. Об этом свидетельствуют любопытные находки археологов. В юго-западном углу, у самой стены они открыли остатки архива, найдено более 500 вислых свинцовых печатей 14-15века. Они скрепляли документы, которые, к сожалению, не сохранились, предполагается, что рядом находился дом князя Довмонта.
После присоединения независимого Пскова к Московскому государству на территории Довмонтова города разместилась московская администрация. Она располагалась в Приказных палатах, единственной постройке Довмонтова города, дошедшей до наших дней.
Приказные палаты, построенные в конце 17 века, были административным центром Пскова и псковских пригородов. На верхнем этаже по сторонам сеней находились два помещения. В главной палате заседал воевода, глава местной администрации. Там же хранилась большая палата подьячих, где велось делопроизводство, распределённое между разрядным, денежным, поместным, посольским и судным столами. Известно, что в год подьячие расходовали около 20 ведер чернил. Под крыльцом Приказных палат было место предварительного заключения, где сидели подследственные, а рядом хранилось спорное имущество.
Внушительное здание Палат уравновешивало композицию Довмонтова города, удачно сочетаясь с мощной громадой Персей. Перси с древнерусского означает «грудь». И действительно, если с других сторон Кромский мыс был надёжно защищен крутыми берегами рек, то напольная сторона грудью встречала врага. Она имела решающее значение в системе обороны Крома, и псковичи уделяли ей особое значение. Как я уже говорил, археологически доказано, что первые каменные Перси появились в 13 веке. Высота Персей всегда была не менее 20 метров. Перси были построены на месте старой каменной стены. И с этого времени часто перестраивались и ремонтировались.
В старину в Персях было двое ворот – Великие, примерно на месте нынешнего входа, и Смердьи – под Смердьей башней. К обоим подъездам с внутренней стороны Крома примыкали длинные захабы, а снаружи подъемы мосты через ров, носивший название Гребля. Высота стены вместе со рвом составляла не менее 20 метров. Такого могучего сооружения не существовало ни в одном из русских крепостей 14 века. Всё это обеспечило надёжную защиту городу. Между контрфорсов Персей помещена композиция в память победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 году. Её составляют прапор с изображением герба (псковичи избрали себе в качестве герба мудрое животное – барса, хотя барсы у нас никогда не водились) и плана Пскова, щиты с эмблемами Пскова, Новгорода, и Владимира – городов, участвовавших в разгроме немецких рыцарей. Висящий над ними древнерусский меч и отлитые колокола символизируют готовность псковичей к защите отечества. Это дар городу Пскову от союза художников России. Автор – псковский художник – кузнец Всеволод Петрович Смирнов, сделавший очень многое для старинных памятников города.
У Святых ворот.
Здесь мы видим икону Святой Троицы. Икона «Троица Ветхозаветная» выполнена в древней технике мозаики в 1942 году. Работа по её созданию началась в августе 1941 года, когда в Пскове по инициативе митрополита Сергия, главы Прибалтийского экзархата, была организована Псковская миссия, на средства художника Е. Е. Климова и по его эскизу. Икона создана для Великих ворот Кремля, но была сразу установлена в соборе.
Издревле Псков считается Домом Святой Троицы. «Постоим за Святую Троицу»,- так говорили псковичи, уходя в бой.
А теперь я хочу познакомить вас с одной из тайн нашей крепости.
Захаб
Мы находимся в длинном узком коридоре, который носит название захаб- от русского слова хапать. Часто захаб ассоциируют с рукавом. Служили такие коридоры для защиты псковской крепости, а значит и для защиты всего государства. Мы видим двое ворот. На святых воротах висели герсы – железные решетки. Враг разбивал эти ворота, с радостью забегал в «город», но, извините, он забежал в тупик. Дело в том, что на вторых воротах тоже были герсы (ворота не сохранились) и пока враги их громили псковичи со стен крепости, скидывали горящую смолу, бревна, камни, тем самым «ликвидировали» войско. Захабы появились в 16 веке. Мы же сегодня пройдем без всяких испытаний.
Вечевая площадь.
Вечевая площадь находилась к югу от Троицкого собора, на месте, где мы сейчас находимся. Она находилась на несколько метров ниже - это позднейшие наслоения культурного слоя, (примерно 6, 7метров, мысленно убираем). Сюда спешили псковичи по звону вечевого колокола, который висел на звоннице, стоящей на Персях. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор во Пскове,- бояре, купцы, ремесленники. Они представляли самоуправляющиеся районы города (концы), которые имели равные права на вече. В каждом конце было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова т.е. крепостями, которые защищали подступы к городу со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники псковского князя. Прежде, чем вынести вопрос на вече, его рассматривала Господа - совет именитых горожан. Голосование выражалось криком (нанимали даже профессиональных крикунов). Князь и посадники во время веча стояли на вечевой степени, помосте, с которого недовольные псковичи могли столкнуть неугодного представителя власти, так случилось, например, в 1463, когда «сопхнули» со степени и изгнали из города князя Владимира Андреевича. На вече решались главные вопросы жизни псковского государства: о войне, о мире, призвании князя, выборах посадников, налогах, крупных строительных работах. В1397-ом на вече приняли Псковскую судную грамоту, свод законов, по которому жила Псковская Вечевая Республика. При археологических раскопках были найдены остатки деревянного замощения вечевой площади, а в 1979-ом году у колокольни было открыто основание вечевой степени, которое было сложено, как и все псковские постройки, из местного известняка (плитняка).
Последний раз вечевой колокол зазвонил 13 января 1570 года, собирая псковичей на вечевой площади. Царский дьяк Третьк Долматов объявил волю Великого князя Василия 3-его: «Чтоб у вас вечья не было и колокол вы вечевой сняли …». Плача, псковичи сняли вечевой колокол, отрубили «уши», побили кнутом и сослали на подворье Снетогорского монастыря, откуда колокол увезли в Москву. Так закончился период Псковской Вечевой Республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.
Сейчас мы здесь видим крест, который стоит на середине вечевой площади. Он стоит в память о «теплом» соборе и в честь 1100летия Пскова. Теплый собор Благовещения Богородицы построен вновь на месте прежнего обветшалого собора в1836-ом году с приделом Святой Княгини Ольги. Его расписывали осташковские мастера (город Осташков, Тверская область). Собор был разбит в первой половине 20-ого века.
Башня князя Довмонта или Смердья башня. Название Смердья происходит от слова «смерд», холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые получили название Смердьи. Они вели на вечевую площадь. У Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердьий захаб(!!!не для смердов, а для врагов). В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе видно, что поверхность дороги, ведущий к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли. Здесь культурный слой составляет 7-9 метров. Культурный слой - это слой земли, который содержит остатки деятельности человека: древние сооружения, хозяйственный и строительный мусор (каждое поколение после себя оставляет культурный слой) /т.е. чтобы представить ту эпоху нужно мысленно убрать несколько метров земли /. Средневековая Смердья башня была больше и внушительней современной, а современная башня построена вместо древней по проекту архитектора К.Тона в 1866-ом году во время реставрации Кремля. Вместо псковской круглой башни в русском Кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни немецких замков. На кровле башни установлен прапор-флюгер, изображающий русского воина.