Лекция: Занятия, общественный строй, верования восточных славян




Занятия восточных славян

Время после потрясений Великого переселения народов характеризуется качественным скачком в развитии славянского общества. Появился новый хозяйственный уклад, основанный на земледелии, хотя большая часть территории, занимаемой славянами не слишком подходила для сельского хозяйства. Основным занятием восточных славян было земледелие. Хлеб являлся не только основной пищей, но и большой частью культуры. Даже в названии зерна, славяне отразили это как основу своей жизни — «жито». Широко был распространен посев ржи. Древляне, жившие на территории густых лесов, были вынуждены прибегнуть к «подсечно-огневому» способу земледелия. Они вырубали деревья, оставшиеся пни поджигали, когда пень выгорал, его золой удобряли почву. Такой метод позволял собирать хороший урожай лишь пару лет. Полянам и прочим племенам жившим на равнинах было несколько проще. Они использовали «перелог», переходя с места на место, «перекладываясь» по мере оскудения плодородия. Но это могло быть возможно только на юге, где было достаточное количество земли.

Земля делилась на наделы (личные земли крестьян, которые передавались по наследству) и земли общего пользования. На последних находились выгоны для скота, сенокосы, вода и леса, которыми вся община пользовалась одинаково.

Славяне хорошо разбирались и в скотоводстве, выращивали крупный рогатый скот, пасли стада овец, занимались разведением лошадей, коз, свиней. Немаловажным для их жизни были сбор меда и речное рыболовство. Отдельно стоит отметить и охоту. Охота приносила не только продовольствие в виде мяса диких животных, шкуры использовались для верхней одежды, а шкурки небольших пушных животных служили в качестве валюты в обмене внутри или между общинами. Также они занимались ремеслом. Настоящим научным открытием стала добыча железной руды и выплавка железа, которое использовалось для изготовления орудий труда и оружия.

Также следует отметить, что у славян развивалась торговля, основным экспортируемым товаром был мех, кроме него торговали медом, воском.

Общественный строй восточных славян

 

Изначально, когда славяне только поселились на территории Восточно-Европейской равнины, общественный строй представлял множество родовых общин. То есть, каждая община состояла из людей, которые были в кровном родстве между собой. Во главе такой семьи стоял родовой владыка, обладавший практически безграничными полномочиями. Но расселение крестьянских семей, осваивавших новые земли по огромной территории привело к тому, что на смену родовому строю пришел соседский. Славяне называли его вервь. Те, кто входил в вервь имели одинаковые права на лес, сенокосы и реки, но каждый член верви имел и свой земельный надел. Родового владыку, заменил старейшина, который избирался членами верви на специальных собраниях — Вече.

На Вече собирались все женатые мужчины (главы хозяйств). Они решали вопросы по регулированию порядка пользования землей, споров из-за границ крестьянских наделов (межи). А также определяли размер повинностей между общинниками, среди которых были подать (денежные выплаты князю) и расходы на общинные нужды. Кроме старейшин общинной властью обладали сотские и десятские, которые выполняли полицейские обязанности. Каждое племя имело князя. Старейшины и князья окружили себя дружиной (воинами), принуждавшей рядовых общинников к повиновению.

Появление первых городских центров (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк) в VIII в. также послужило фактором распада родового общества. В них появлялись кузнечные, гончарные, ювелирные и другие ремесленные мастерские, хозяева которых были богатыми людьми и пользовались уважением.

 

Верования восточных славян

 

Восточнославянские племена были язычниками, у них не было единой религии. Они верили в пантеон богов, схожий с древнегреческим. У одного племени самым почитаемым был Ярило (бог солнца), у другого Перун (бог грома и молний), у третьего Стрибог (бог ветров), у четвертого Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь (бог земледелия).

Также славяне верили и в загробную жизнь, считая, что умершие превращаются в духов и защищают дом, а также своих потомков. В отличие от других языческих верований, славяне не обустраивали храмы для богов, а поклонялись им на природе, где устанавливали идолов. Эти места назывались капищами. В жертву приносился скот, а иногда и люди.

Верование славян не имело отдельной касты жрецов или священников. Людей, которые, как они считали, обладали магической силой, они называли — волхвы (кудесники). Славяне прибегали при необходимости к их помощи, но не почитали их, как в других верованиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: