ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ




ТОРГОВО-РЫНОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Общие положения

В состав современных торговых предприятий входят:

–малые узкоспециализированные продовольственные (булочные, кондитерские, винные и т.п.);

–то же, промышленные (косметика, обувь, галантерея и т.п.);

–крупные специализированные (мебель, одежда, автомобили, спорттовары и пр.)

–крупные универмаги и торговые центры;

–крытые рынки.

В последнее время все более востребованными становятся крупные комплексные торговые учреждения, объединяющие на единой площади и под единым управлением ряд вышеназванных.

В рамках настоящей работы студентам необходимо запроектировать торгово-рыночный комплекс, позволяющий осуществлять торговлю продовольственными товарами, поставляемыми крупными производителями, самостоятельную реализацию сельхозпродукции, осуществляемую мелкими производителями на торговых местах, торговлю «с колес», торговлю промышленными товарами мелкоштучного характера (хозяйственные товары, бытовая химия, парфюмерия и косметика, галантерея и т.п.). Суммарная торговая площадь в отапливаемых помещениях комплекса должна составить не менее 3000 м2. По согласованию с ведущим педагогом эта цифра может быть уточнена.

 

2.2. Генплан торгово-рыночного комплекса

Торгово-рыночные комплексы следует размещать на свободных участках, приближенных к крупным жилым образованиям. Такое размещение позволяет оптимизировать пешеходные связи и, тем самым, уменьшить нагрузку на общегородскую сеть общественного транспорта.

Неотъемлемой частью торгово-рыночного комплекса является прилегающий к нему участок, планировочную структуру которого необходимо разрабатывать в увязке с элементами участка, благоустройством и озеленением. При планировке торгово-рыночных комплексов необходимо решить такие основные вопросы, как доступ к месту торговли, подъезды и стоянки легкового транспорта, подъезды грузового транспорта, доставляющего товары, места разгрузки товаров, места для хранения товаров и использованной тары. При проектировании рекомендуется учитывать положения ВСН 54-87 [11].

На участке организуются:

– площадки сезонной торговли;

– площадка для организации торговли «с колес»;

– неотапливаемый блок торговли по «бутиковой» схеме;

– хозяйственный двор площадью до 240 м2. Располагается на границе земельного участка, изолируется от остальной территории, обеспечивается самостоятельным въездом с улицы и удобной связью с основными торговыми блоками. На территории хозяйственного двора предусматривается место для мусоросборника (10м2), место для хранения тары (30м2), стоянка внутрирыночного транспорта, может быть устроена автостоянка на 2 – 3 легковых автомобиля (личного автотранспорта персонала);

– грузовой двор для разгрузки прибывающего автотранспорта, позволяющий производить одновременную разгрузку 7-10 автомобилей;

– автостоянка для частного транспорта.

Дополнительно может быть организована площадка для продажи животных и птиц, размещаемая на периферии участка вблизи от хозяйственного двора.

Общая площадь участка принимается в зависимости от проектного решения и логики организации функциональных процессов в соответствии с нормативами по приложению Д, СП 42.13330.2016 [8].

2.3. Объемно-планировочное и архитектурно-композиционное решение торгово-рыночного комплекса

Крупные торговые учреждения имеют различную объемно–планировочную композицию, формирование которой зависит от градостроительной ситуации и принимаемого образного решения. Из большого круга возможных планировочных структур зданий, для торговых комплексов наиболее часто применяются блочные, зальные и анфиладные. При этом большая часть крытых рынков представляет собой смешанную группу с преобладающим акцентом в виде крупного зального помещения.

Функциональная модель включает в себя набор помещений основного назначения, помещения специализированной функции, а также сопутствующие группы помещений (пищеблок, постирочные, медицинские, административные, технические).

Основным принципом планировочной организации зданий торгово-рыночных комплексов является максимальная оптимизация связей между отдельными группами помещений различного назначения при недопущении пересечения потоков посетителей и технологических процессов, организующих торговлю. Надо проектировать здания так, чтобы доставка товаров, ее разгрузка и распаковка были изолированы от потока покупателей.

Эта задача упрощается компоновкой помещений для каждой группы товаров в отдельную ячейку. Из тех же соображений следует проектировать отдельные входы для всех сопутствующих служб, оставляя желательным устройство отдельного входа для каждой из них.

Вместе с тем необходимо обеспечить связь групп основного назначения и организовать удобный доступ в них из административно-хозяйственных и обслуживающих помещений.

Здание торгово-рыночного комплекса, в зависимости от поставленных градостроительных и планировочных задач, может иметь компактную, блочную или павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов, стоящих отдельно или соединенных между собой отапливаемыми переходами.

Компактная (центрическая) схема требует значительно меньшей площади участка, сметная стоимость зданий меньше на 10—14%, она более экономична и по текущим затратам.Проектирование залов пространственной безопорной структуры с большепролетными покрытиями повышает на 7—10% экономичное использование площадей. Такая схема позволяет обеспечивать наименее протяженные связи между группами помещений, способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и технических коммуникаций. Блочная и павильонная структуры плана облегчают изоляцию мест реализации различных видов товаров, зачастую несовместимых между собой по санитарным и технологическим соображениям, при этом движение людских потоков направляется из блока в блок, в каждом из которых осуществляется торговля различными видами продукции.

Такие структуры обладают высокой степенью приспосабливаемости к сложной градостроительной ситуации и сложному рельефу местности.

Торговые комплексы по функциональным соображениям имеют небольшую этажность и располагаются рядом с жилой застройкой, как правило, доминирующей по высоте, поэтому решение пластического образа здания должно предполагать его восприятие не только с уровня земли, но и сверху.

Направленность на такое восприятие предполагает сложность объемно-пространственной композиции, а функционирование в Сибири с ее продолжительной зимой и связанным с этим дефицитом цвета в окружающей среде – богатое цветовое решение.

Здание торгово-рыночного комплекса включает в себя следующие основные планировочные элементы:

– помещения основного функционального назначения, т.е. торговые залы (в административной части – рабочие кабинеты, комнаты);

– специализированные и сопутствующие помещения (служебно-бытовые помещения для персонала, постирочная, медицинские, пищеблок,);

–входные узлы;

–узлы вертикального транспорта, помещения движения и распределения людских потоков: лестницы, лифты, коридоры и рекреации;

–санитарные узлы, туалеты, умывальники, комнаты личной гигиены.

– технические помещения.

Взаимное расположение основных планировочных элементов в соответствии с функциональным назначением и лучшей организацией людских потоков указывает на качество планировки здания.

Минимальная высота торговых залов должна быть 3,3 м при площади до 300 м2, в залах большей площади высоту устанавливают 4,2 м, в подвальных помещениях – 2,7м, а до низа выступающих конструкций – не менее 2,4 м.Торговые места распределяют по зонам: продажа картофеля, овощей, фруктов, ягод, мяса, дичи, рыбы и т. д.

Проходы проектируют различной ширины: основные 4-10 м, боковые 2,5-7 м, поперечные 1,5-5 м. Общую площадь торгового зала рынка устанавливают из расчета 0,5 м2 на одного покупателя, а площадь на одно торговое место принимают от 6 до 13 м2.

Разгрузка товаров осуществляется на разгрузочных платформах в отапливаемых или неотапливаемых приемочных помещениях. Допускается разгружать товары под навесом. Количество мест для разгрузки при площади торговых помещений 1500 м2 и выше принимается не менее 7 [11].

Для временного хранения товаров следует предусматривать кладовые. Общая площадь этих помещений ориентировочно составляет 10-15 % от общей площади торговых залов. Кладовые следует разделять на отсеки площадью не более 700 м2. Для временного хранения скоропортящихся продуктов выделяются места для установки модульных холодильных камер.

В составе крупных торговых предприятий часто предусматриваются предприятия общественного питания. При наличии нескольких предприятий целесообразно проектировать общий пищеблок для всех.

Пищеблок, проектируемый, может работать на сырье или на полуфабрикатах.

В состав пищеблока, работающего на сырье, входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясорыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение для хранения скоро - и особо скоропортящихся продуктов с холодильными камерами (мясорыбная, гастрономия, молочно-жировая, фруктовая), загрузочная, моечная обменной тары, комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала. Объемно-планировочные решения помещений пищеблока предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.

Для пищеблока, работающего на полуфабрикатах, следует предусмотреть: горячий цех, холодный цех (разделенные перегородкой), помещение для хранения сыпучих продуктов, холодильные камеры для хранения продуктов, моечную кухонной посуды, моечную обменной тары.

Моечные кухонной посуды и обменной тары не допускается размещать в одном помещении. Кладовые для хранения сухих продуктов, овощей и охлаждаемые камеры изолируют от кухни.

В случае необходимости транспортирования пищи по вертикали на 2 – 3-й этажи рекомендуется предусматривать грузовые подъемники.

Уборные для продавцов и покупателей допускается устраивать общие. При расчете санитарных приборов соотношение мужчин и женщин принимается 1:1.

Расчетная нагрузка на один санитарный прибор принимается:

мужчины - один унитаз на: 20-30 сотрудников, 50-60 посетителей; один писсуар на: 15-18 сотрудников, 50-80 посетителей; один умывальник на четыре унитаза, но не менее одного на уборную;

женщины - один унитаз на: 15 сотрудников, 25-30 посетителей; один умывальник на два унитаза, но не менее одного на уборную.

Доля универсальных кабин для инвалидов в уборных должна составлять не менее 5 %.

Помещения уборных следует размещать на расстоянии, не превышающем 75 м от наиболее удаленного места постоянного пребывания людей.

При торговых залах следует предусматривать помещения для хранения, очистки и сушки уборочного инвентаря, оборудованные системой горячего и холодного водоснабжения и, как правило, смежные с уборными. Площадь этих помещений следует принимать из расчета 0,8 м на каждые 100 м полезной площади этажа, но не менее 2 м.

В составе рынков предусматриваются подсобные и служебно-бытовые помещения.

К служебным помещениям относятся:

- для хранения тары под навесом или в неотапливаемом помещении;

- для хранения упаковочных материалов, инвентаря и спецодежды;

- для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств;

- моечную;

- мастерскую мелкого ремонта оборудования.

К служебным и бытовым помещениям относятся:

- кабинет директора и секретаря;

- контора;

- комната технического персонала;

- комната персонала (прием пищи);

- буфет;

- касса оплаты торговых услуг;

- лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы;

- помещение для хранения личных вещей продавцов;

- пост охраны (пожарный пост, пост полиции);

- гардеробные;

- уборные, души, помещение гигиены женщин;

- радиоузел.

Площади неторговых помещений принимаются в зависимости от величины торгового предприятия. Удельные показатели площади по группам неторговых помещений для рынков приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Удельные показатели площади

по группам неторговых помещений

 

────────────┬─────────────────────────────────────────────────────

Группы │ Рынки

помещений ├─────────────────────────────────────────────────────

│ климатические районы и подрайоны

├─────────────────┬─────────────────┬─────────────────

│ I климатический │IВ климатический │IV климатический

│ район (кроме │ подрайон │ район

│ IВ подрайона) │ и II - III │

│ │ климатические │

│ │ районы │

├───────┬─────────┼───────┬─────────┼───────┬─────────

│на │дополни- │на │дополни- │на │дополни-

│10 м2 │тельно │10 м2 │тельно │10 м2 │тельно

│торго- │на каждые│торго- │на каждые│торго- │на каждые

│вой │10 м2 │вой │10 м2 │вой │10 м2

│площади│торговой │площади│торговой │площади│торговой

│при ве-│площади │при ве-│площади │при ве-│площади

│личине │св. │личине │св. │личине │св.

│пред- │300 м2 │пред- │300 м2 │пред- │300 м2

│прия- │или менее│прия- │или менее│прия- │или менее

│тия │300 м2 │тия │300 м2 │тия │300 м2

│300 м2 │ │300 м2 │ │300 м2 │

────────────┼───────┼─────────┼───────┼─────────┼───────┼─────────

Хранения │ 2,1 │ 0,6 │ 2,7 │ 1,2 │ 2,9 │ 1,3

товаров │ │ │ │ │ │

Лаборатория │ 2,2 │ 0,6 │ 2,2 │ 0,6 │ 2,2 │ 0,6

ветеринарно-│ │ │ │ │ │

санитарной │ │ │ │ │ │

экспертизы │ │ │ │ │ │

Подсобных │ 1,2 │ 0,3 │ 1,3 │ 0,4 │ 1,4 │ 0,5

Служебных │ 1,8 │ 0,6 │ 1,8 │ 0,6 │ 1,8 │ 0,6

и бытовых │ │ │ │ │ │

Итого │ 7,3 │ 2,1 │ 8,0 │ 2,6 │ 8,3 │ 2,9

 

 

В целях обеспечения благополучия в ветеринарно-санитарном отношении реализуемой на рынке пищевой продукции на рынках организуется лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Лабораторию размещают в отдельных помещениях.

При размещении лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы должна быть обеспечена поточность технологического процесса и исключено пересечение потоков поступления пищевой продукции для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее для последующей реализации.

Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы должна иметь два входа: один для сотрудников, другой - для доставки материала на исследование. Допускается получение исследуемого материала через передаточное окно.

Помещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы разделяют на «заразную» зону, где осуществляются исследования и хранение проб пищевой продукции, и «чистую» зону, где не проводят исследования и хранение проб пищевой продукции.

Для работы с пробами пищевой продукции в «заразной» зоне должны размещаться:

- помещение для приема и регистрации материала (проб);

- помещение для проведения органолептических и физико-химических исследований;

- помещение для гельминтологических исследований;

- моечная;

- помещение для хранения дезинфицирующих и моечных средств, инвентаря.

В лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственном рынке должно быть два отделения: мясное и пищевое. Каждое отделение долж­но иметь независимый вход и окно для приема проб.

В мясном отделении должно быть три помещения: зал предварительного ос­мотра мяса, смотровой зал, оборудованные столами для осмотра мяса и мясная лаборатория. Желательно чтобы к мясному отделению примыкал холодильник изолятор и холодильники рынка.

Пищевое отделение делится на два помещения смотровой зал и лабораторию. Разделение лаборатории на два отделения необходимо, для того чтобы мясо и рыба не контактировали с продуктами, употребляемыми в пищу в сыром виде (мед, молочные продукты, растительные продукты).

В «чистой» зоне ветеринарной лаборатории должны располагаться следующие помещения:

- гардероб для верхней одежды;

- помещение для работы с документами и литературой;

- помещение отдыха и приема пищи;

- помещение для хранения рабочей одежды и переодевания сотрудников;

- подсобные помещения;

- туалет.

Постирочная спецодежды может иметь одно помещение, или два (стиральная и гладильная). Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными, а входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья – раздельными.

Входы в постирочную для передачи грязного и получения чистого белья должны быть разделены. Вместо входов лучше устраивать передаточные окна, располагая их в тамбуре, отделяющем постирочную от общего коридора.

К ненормируемым помещениям относятся основные технические помещения (венткамеры, завесы, тепловые пункты, трансформаторные подстанции, электрощитовые и зарядные, водопроводные вводы, машинные отделения охлаждаемых камер, прилавков и лифтов), коридоры, тамбуры, лестницы, лифты и т.п.

Допускается (при должном обосновании – совершенствование логистики, технологии и методов торговли) сокращать состав и площади неторговых помещений, тем самым увеличивая экономическую эффективность предприятия.

Вместе с тем, в последнее время появилась тенденция расширения функций торгово-рыночных комплексов за счет включения в его состав офисных, рекреационных и сервисных объектов.

При проектировании торговых объектов необходимо соблюдать требования к обеспечению доступа маломобильных групп населения [9]. В этих целях предусматривается комплекс объемно-планировочных решений позволяющих людям с ограниченными возможностями получать полноценную информацию и пользоваться услугами наравне со всеми.

Для обеспечения доступа в здание рынка необходимо предусматривать пандусы с уклоном не менее 1:20, либо технические средства для подъема на уровень этажа. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес. Размеры входной площадки с пандусом - не менее 2,2х2,2 м. Глубина тамбуров при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м. Подъем на верхние этажи инвалидов-колясочников может осуществляться при помощи лифта. Габариты кабины при этом должны быть не менее 1100х2100 мм.

Ширина пути движения (в коридорах, галереях и т.п.) должна быть не менее:

       
  - при движении кресла-коляски в одном направлении 1,5 м;  
  - при встречном движении 1,8 м.  

В составе санитарно-бытовых помещений предусматриваются доступные кабины в общественной уборной с размерами в плане, м, не менее: ширина - 1,65, глубина - 2,2, ширина двери - 0,9.

Обеспечение доступа МГН регламентируется СП 59.13330.2016 [9].

 

Противопожарные требования

Противопожарная защита зданий и сооружений осуществляется комплексом мероприятий, к которым относятся объемно-планировочные решения, технические средства защиты и организационные меры.

В объемно-планировочных решениях необходимо предусматривать обеспечение огнестойкости объектов [6], ограничение распространения пожара [7] и своевременную эвакуацию людей и материальных ценностей [5].

Здания и помещения различаются по классу функциональной пожарной опасности, в зависимости от которой предъявляются требования в части обеспечения пожарной безопасности [1]. Торговые здания относятся к классу Ф3.1. Степень огнестойкости здания для зданий рынков принимается, как правило, I или II. В зависимости от степени огнестойкости определяется предельная площадь этажа торгового предприятия (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Площадь этажа в пределах пожарного отсека зданий

           
Степень огнестойкости здания Класс конструктивной пожарной опасности Допустимая высота здания, м Площадь этажа в пределах пожарного отсека зданий, м
      одноэтажных двухэтажных 3-5-этажных
I, II C0        
III C0-C1       -
IV C0     - -
IV, V C1-C3     - -
Примечания 1 В одноэтажных зданиях объектов торговли, за исключением объектов торговли лакокрасочными, строительными (отделочными) материалами, автозапчастями, принадлежностями для автомобилей, ковровыми изделиями, мебелью, Ill степени огнестойкости площадь этажа между противопожарными стенами 1-го типа может быть увеличена вдвое, при условии отделения торгового зала от других помещений магазина противопожарной стеной 2-го типа. 2 При размещении кладовых, служебных, бытовых и технических помещений на верхних этажах зданий магазинов I и II степеней огнестойкости высота зданий может быть увеличена на один этаж.

 

При проектировании путей эвакуации количество людей, одновременно находящихся на этаже, принимается из расчета 1,6 м2 на одного человека.

Наибольшее расстояние от любой точки торговых залов различного объема до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по таблице (см. прил. 3).

 

Таблица 3

Наибольшее расстояние до эвакуационных выходов

         
Площадь основных эвакуационных проходов, % площади зала Класс конструктивной пожарной опасности здания Расстояние, м, в залах объемом, тыс. м
    до 5 св. 5 до 10 св. 10
Не менее 25 С0      
  С1     -
Менее 25 С2, С3   - -
  С0      
  С1     -
  С2, С3   - -

 

Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:

1,4 - при торговой площади до 100 м ;

1,6 - при торговой площади св. 100 до 150 м ;

2 - при торговой площади св. 150 до 400 м ;

2,5 - при торговой площади св. 400 м.

Количество эвакуационных выходов должно быть не менее двух.

Ширину эвакуационного выхода (двери) из торговых залов следует определять по числу эвакуирующихся через выход людей согласно таблице (табл. 4), но не менее 1,2 м в залах вместимостью более 50 чел.

 

Таблица 4

Ширина эвакуационных выходов (в свету)

         
Площадь эвакуационных проходов в торговом зале Класс конструктивной пожарной опасности здания Число человек на 1 м ширины эвакуационного выхода (двери) в залах объемом, тыс. м
    до 5 св. 5 до 10 св. 10
25% и более площади зала С0      
  С1     -
Менее 25% площади зала С2, С3   - -
  С0      
  С1     -
  С2, С3   - -

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: