ФИЛЬМА
Вам предстоит научиться разбирать драматургию сценария или фильма, "Зачем, - спросите вы, - ведь я собираюсь стать сценаристом, а не киноведом?"
Затем, отвечу я, что (сие доказывает история всех видов искусства) один из верных способов овладения профессией -изучение ее образцов. В вас должно возобладать любопытство мальчишки, развинчивающего механическую игрушку на части в нетерпеливом желании узнать: как это сделано?
В одном из своих интервью знаменитый кинорежиссер Андрей Тарковский говорил, что самое большее, что ему дал ВГИК - это возможность смотреть фильмы великих мастеров и учиться у них.
Предметом анализа должна стать вещь, высокая по своему художественному уровню. Почему? Потому что и ваша задача - не критиковать, а учиться. Ваш разбор (слово "рецензия" тут не очень подходит) должен писаться не для того, чтобы разругать или похвалить фильм, а для того, чтобы именно разобраться в нем - в его драматургии, в ее особенностях.
1. О комп онентах д раматургии.
В своем анализе вам следует основываться на рассмотрении отдельных компонентов драматургии фильма.
Что это за "компоненты"?
Дело в том, что в живой практике искусства элементы содержания и формы произведения находятся в неразрывном единстве. Однако, анализируя ту или иную вещь, нам приходится в нашем понимании раскладывать ее на отдельные составляющие. Иначе мы не сможем выяснить, каким образом она сложена.
Эти составляющие драматургию фильма и есть суть ее компоненты.
Основные из них:
- жанр,
- сюжет,
- композиция,
- тема и идея фильма.
Существует еще много других, очень важных драматургических компонентов (например, конфликт, образ и характер персонажа, перипетия и т.д.), но все они входят в состав тех, что перечислены выше.
|
Жанр.
Существуют веские причины, по которым вам следует в первую очередь определить жанр разбираемого фильма.
Самая важная из них состоит в том, что в зависимости от жанровой принадлежности может возникать разное понимание особенностей драматургических решений. Что присуще сюжету приключенческого боевика, то далеко не во всем сходно с сюжетным построением психологической драмы, не правда ли?
Что такое жанр?
Жанр - это угол зрения на предмет изображения в фильме. Автор и зрители как бы договариваются смотреть на персонажей - на их поступки, манеры - определенным образом -или свысока, не очень серьезно (комедия, авантюрные жанры), или с сочувственным вниманием разбираясь в человеческих проблемах (драма, киноповесть), или чуть ли не преклоняясь перед героями (трагедия, эпическая поэма).
Отсюда - соответствующие эмоции: смех, сопереживание, страх, восхищение.... Отсюда и определенные свойства формы фильмов.
Вполне может оказаться, что установить жанр картины для вас окажется делом несложным. Такое происходит, когда картина выдержана целиком в одном жанровом решении, т.е. когда мы встречаемся с чистым жанром. Фильмы Леонида Гайдая - комедии. Комедии от начала и до конца. И все тут.
Труднее вам придется при встрече с особыми жанровыми образованиями. Вспомните работы Георгия Данелия - "Не горюй", "Осенний марафон" и другие - это комедии, но финалы у них печальные. Такие картины обычно называют трагикомедиями.
|
Не просто может обстоять дело с определением жанра в тех случаях, когда в фильме всего намешано - это, так называемые, смешанные жанры. Кажется, перед тобой - настоящая драма, а, между тем, как при просмотре "Калины красной" Василия Шукшина, например, часто смеешься. В подобных случаях жанр определяется по преимуществу.
А вот жанр фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев" определить совсем уже сложно. Картина, как известно, состоит из ряда новелл. И жанры их во многом разные. Драматические новеллы "Скоморох" и "Феофан Грек" сменяются повествовательным эпизодом "Страсти по Андрею", затем вновь драматические "Праздник" и "Страшный суд", потом эпический "Набег", житийное "Молчание" и, наконец, притча "Колокол".
Можно ли дать односложную формулировку жанра фильма "Андрей Рублев"? Я, например, не берусь. Речь в данном случае может идти о многожанровом построении.
Часто встречаешь ошибки при определении таких жанров как приключенческий, триллер, детектив. Их порой путают, считая перечисленные обозначения взаимозаменяемыми. На самом деле они - суть вещи разные. Приключение - это разворачивающаяся во времени острособытийная борьба со множеством поворотов действия. Триллер строится на нагнетании психологически напряженного ожидания. А детектив - это расследование уже совершенного преступления, раскрытие тайны, игра интеллектуальными загадками.
Путаница в списке жанровых определений порой исходит от обозначений на обложках продаваемых видеокассет. Они пестрят и такими объявлениями жанра как "мелодрама" (расчет на повышенный зрительский спрос). Однако мелодрама -жанр довольно редкий. Это далеко не всякая любовная история. Мелодрама отличается от драмы тем, что в ней мы находим подчеркнуто однозначные характеры персонажей (идеальные "он" и "она", мелодраматический злодей), отсутствие внутреннего конфликта в герое, слезливо-чувствительные моменты и счастливый конец.
|
З.Сюжет
Сюжет - пожалуй, самая сложная категория теории кинодраматургии. Отсюда - наиболее часто встречающиеся слабости в разборах драматургии фильма: не анализ, а попытки пересказа сюжета. И, порой - обильное цитирование текста сценария.
Между тем, сюжет пересказать невозможно: в него входят малейшие частности картины.
Можно пересказать фабулу.
Но что такое "сюжет" и что такое "фабула"?
Советую вам в анализе драматургии исходить из следующих определений:
- сюжет - это полнота образа произведения в его движении,
в его последовательном раскрытии
- фабула - это событийная основа сюжета.
Какова фабула фильма "Андрей Рублев"?
Три путешествующих монаха - иконописца - Даниил, Кирилл и Андрей - спасаются от дождя в сарае, где скоморох потешает простой народ песнями и скабрезными прибаутками. Кто-то (потом выясняется, что это Кирилл) доносит на скомороха княжеским слугам. Те жестоко избивают скомороха и увозят с собой. Иконописцы же продолжают свой путь.
Кирилл из Андронникова монастыря, где обосновались он и его товарищи, приходит в Новгород к знаменитому старому иконописцу Феофану Греку. Тот обещает взять Кирилла себе в помощники, но присылает в Андронников гонца не за ним, а за Андреем Рублевым. Кирилл в жестокой обиде на всех и вся уходит из монастыря.
Андрей Рублев работает вместе с Феофаном Греком, но не находит с ним во многом согласия.
Прошло два года, и Андрей вновь с Даниилом Черным. Они во главе артели иконописцев движутся речным путем во Владимир - их пригласил Великий князь расписывать новый Успенский собор. По пути Андрей попадает в деревню, где происходят ночные языческие игрища. Встретившись с язычницей Марфой, молодой монах не в силах преодолеть любовное искушение.
У артели иконописцев дело с росписью Успенского собора не ладится: в спорах с Даниилом Андрей никак не соглашается писать фреску "Страшный Суд" и решает писать "Праздник Воскресения"
Едва Андрей Рублев заканчивает роспись Успенского собора, как Владимир постигает страшная беда - на город совершает набег объединенный отряд татар и дружинников младшего брата Великого князя. Во время всеобщего грабежа и убийств Андрей Рублев вступается за немую девушку Дурочку и убивает топором насильника - русского дружинника.
В сожженном Успенском соборе Андрей решает отказаться от иконописи и дает Господу обет молчания.
Свой обет и послушание Рублев несет в Андронниковом монастыре, куда он приходит голодной зимой вместе с Дурочкой.
Проходит пятнадцать лет молчания, и вот постаревший Андрей Рублев становится свидетелем чуда - отрок Бориска, встав во главе артели литейщиков, отливает по заказу Великого князя огромный, многопудовый колокол. Рублев прерывает молчание, он зовет Бориску идти вместе с ним в монастырь Святой Троицы - колокола лить и иконы писать.
Такова фабула. Как видите, в двухсерийном фильме "Андрей Рублев" она достаточно сложна и многособытиина (в других картинах ее порой можно изложить в нескольких предложениях). Однако, сюжет фильма Тарковского, конечно же, неизмеримо сложнее и богаче его фабулы.
Ведь сюжет - это не только события, но и их мотивировки, а также сцены, персонажи, детали, подчас никакого отношения к фабуле не имеющие. К примеру, пролог и эпилог фильма, сцена русской "Голгофы", эпизод с ослеплением мастеров, множество эпизодических лиц, поэтических картин и монтажных фраз.
В фильме есть аттракционность разработки сцен: скомороший "номер", языческое бдение, отливка колокола. Есть видения и ретроспекции. Есть элементы загадки и тайны: чрезвычайно глухой намек на донос при отсутствии достаточной нашей в нем уверенности. Здесь авторы искусственно опускают отдельные моменты фабулы, тем самым преобразовывая ее...
Итак, вы соотнесли сюжет и фабулу. Теперь важнейшим пунктом в вашем анализе драматургии фильма должно стать выявление конфликтов, на развитии которых основано развитие сюжета.
Конфликты это столкновения противонаправленных сил, и их в фильме может быть несколько. Конфликты могут носить внешний характер - между персонажами картины, но они бывают и внутренними - разворачиваться в душах героев.
Внешних конфликтов в фильме "Андрей Рублев" много: между скоморохом и дружинниками, Андреем и Кириллом, Андреем и Феофаном Греком, между братьями - князьями, между Андреем и Даниилом Черным, между малым Бориской и литейщиками - всех конфликтов такого рода тут не перечислишь.
Но следует обязательно определить главный конфликт. Таковым, в данном случае, является внутренний конфликт в Андрее Рублеве - в его душе идет постоянная борьба между плотским и духовным, между любовью к земному и стремлением к небесному, к Богу.
Проанализировать сюжет фильма - это значит также: выяснить, из каких сюжетных линий он состоит. В разбираемом нами фильме главной сюжетной линией, естественно, является линия Рублева - он участвует во всех эпизодах фильма (кроме пролога и эпилога). Мы здесь имеем дело с таким типом сюжета, который построен не на фабульных хитросплетениях, а на становлении характера, на росте и развитии личности главного героя. Без разговора, в таких случаях, о своеобразии и сути характеров центральных персонажей обойтись нельзя.
Но этапы развития личности Рублева раскрываются в фильме А. Тарковского во взаимоотношениях со многими людьми, поэтому сюжет картины многолинеен - в ней довольно большое количество второстепенных персонажей, то есть тех, кто участвует не в одной, а в нескольких новеллах: иконописцы Кирилл, Даниил Черный, Феофан Грек, Фома, а также - Великий и Малый князья, скоморох, Дурочка, ключарь Пат-рикей, княжеский сотник.
Эпизодические же персонажи проигрывают свои роли в пределах одного эпизода: Марфа, хан, мастера - строители, отрок Бориска (хотя он и является главным героем новеллы "Колокол").
Кроме линий персонажей тело сюжета составляют изобразительные лейтмотивы - так называют повторяющиеся, проходящие через фильм или некоторые его части детали. В фильме "Андрей Рублев" мы видим перекатывающуюся через спину лошадь уже в прологе. Потом видим белого коня в реке во вре мя языческого праздника. Затем белого ханского коня татары покрывают расшитым церковным покрывалом с крестом. В сожженный и разрушенный храм вбегает ошалелый гнедой конь. В "Колоколе" Дурочка, уже с просветленным лицом, идет с белоголовым мальчиком, который ведет под уздцы коня. И, наконец, в эпилоге: кони под дождем пасутся на берегу реки -это последний кадр фильма.
С этим лейтмотивом в картине соотносится другой лейтмотив - "конная" икона "Великомученик Георгий Победоносец со змеем" - ее рассматривает Андрей Рублев в эпизоде ослепления мастеров, а затем мы видим рельефное изображение Св. Георгия на стенках только что отлитого, а потом долго поднимаемого колокола.
В ходе разбора сюжета нельзя не говорить и о его поворотах - иначе их называют перипетиями, что в переводе с греческого означает: внезапные переломы в течении действия, в судьбе героя. Таких перипетий в сюжете разбираемого нами фильма много: это и внезапный, жестокий арест скомороха, и неожиданный вызов Феофаном Греком к себе не Кирилла, а Рублева, и убийство иконописцем русского дружинника, и решение Андрея уйти в молчание, и известие, что Бориска отливал колокол, не зная секрета колокольной меди, и, конечно же, главный поворот - Андрей Рублев разомкнул уста и вернулся на путь вдохновенного творчества.
Композиция
Композиция делит фильм на части, сопоставляет и соединяет их.
Композиция - конструкция, сваи, на которых крепится полотно сюжета.
На какие части делит фильм композиция?
Во-первых, на структурные:
- на сцены
- и эпизоды
Сцена - это часть фильма, отмеченная единством места, времени и действия.
Сцены отличаются друг от друга по уровню разработанности. Есть развернутые сцены - с хорошо проработанной драматургией. В профессионально написанном сценарии таких сцен обычно бывает не менее трех - четырех. Найдите такую сцену в разбираемом вами фильме. В "Андрее Рублеве" - их несколько; самая показательная из них - сцена разговора Андрея с призраком Феофана Грека в сожженном Успенском соборе - в ней можно найти почти все элементы завершенного драматургического произведения.
Первая же сцена в новелле "Скоморох" - разговор путешествующих монахов - выглядит явно не разработанной. Это сцена фрагментарная.
Кроме того, в каждом фильме почти наверняка можно найти проходные сцены и очень часто сцены - перебивки. Последняя сцена в том же "Скоморохе" - монахи идут мимо озера - это сцена проходная, а кадры воспоминаний Рублева в новелле "Колокол" - пробеги трех монахов под проливным дождем - это сцена-перебивка: она перебивает основную сцену -безмерно уставший Бориска засыпает у готовой колокольной формы. После перебивки мы возвращаемся к нему же - его, спящего, уносят мастеровые.
Эпизод - более крупная структурная единица композиции фильма - она состоит из ряда сцен и внутренне драматургически завершена.
Порой границы эпизодов выглядят внешне размытыми. Но вы можете встретиться с вещью, подчеркнуто структурированной, т.е. состоящей из отчетливо отделенных друг от друга эпизодов. Как скажем в фильме Федерико Феллини "Ночи Кабирии" (пять эпизодов) или в картине Питера Гринуэя "Отсчет утопленников" (четыре эпизода), или в фильме Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" (три эпизода). В таком случае полезно рассмотреть данное своеобразие композиции картины. Тем более, если она вообще состоит из отдельных новелл - эпизодов, имеющих свои названия - как в "Андрее Рублеве" или у Ларса фон Триера в фильме "Рассекая волны".
Обратите внимание: все восемь глав - эпизодов фильма Андрея Тарковского (кроме пролога и эпилога) выполнены именно как новеллы - со всеми присущими именно этому виду сюжетного построения признаками: центральным, определяющим все событием и двумя поворотами - серединным и финальным. Возьмем, к примеру, новеллу "Феофан Грек". В ней серединный поворот - Феофан вызывает к себе не Кирилла, как обещал, а Андрея Рублева. А финальный поворот - Кирилл, обличая всех, уходит из монастыря.
Но композиция делит фильм не только на структурные части, но и на части сюжета.
Названия этих частей, возможно, вам хорошо известны: экспозиция, завязка, развитие, кульминация и финал. Иногда к ним добавляются пролог и эпилог.
Чтобы выяснить для себя, что обозначают на самом деле эти названия, необходимо связать их с таким важным драматургическим компонентом как конфликт. По сути дела, все перечисленные части сюжета являются этапами развертывания главного конфликта.
Скачала, в экспозиции, мы знакомимся с персонажами и с обстановкой, в которой конфликт будет развиваться. В фильме "Андрей Рублев" к экспозиции можно отнести новеллу "Скоморох" и первую половину новеллы "Феофан Грек".
Здесь, в экспозиции могут возникать побочные конфликты, и может ощущаться предрасположенность к возникновению главного конфликта - в виде конфликтной ситуации или даже в виде коллизии (противоборствующие силы готовы вступить в борьбу). В экспозиции разбираемого нами фильма все эти моменты уже наличествуют. Кроме открытого конфликта скомороха с монахом Кириллом и дружинниками, здесь зарождается, пока еще в скрытом виде, внутренняя конфликтная ситуация в душе Андрея: как отнестись к дерзостям охальника-скомороха? Они и привлекают монаха Андрея и отталкивают. А жестокое усердие княжеских слуг? Разве его можно принять?
Но вот первое искушение Андрея - искушение славой: сам Феофан Грек предпочел его другим иконописцам и зовет его к себе. Грех тщеславия и гордыни пробуждается в душе Рублева, но тут же он начинает мучить его - Андрей идет исповедоваться перед своим наставником Даниилом. Именно тут завязка основного сюжетного течения фильма, ибо завязка - это момент начала развития главного конфликта.
Собственно все последующие новеллы картины - это цепь искушений и грехопадений Рублева - его внутренней борьбы с соблазнами, возбуждаемыми, как это ни парадоксально, его любовью к людям. И, наконец, самый страшный грех для монаха - нарушение заповеди Господней: "не убей!" "Я тебе самого главного не сказал, - признается он Феофану Греку. -Человека я убил... русского".
Но развитие внутреннего конфликта продолжается: есть ли правда в уходе от мира, в отказе от таланта, дарованного свыше? Этот вопрос мучает Рублева, иначе трудно понять, почему так пристально и испытующе следит он за отчаянной и вдохновенной работой Бориски по созданию колокола.
Кульминация - высшая точка конфликтного напряжения. Обратите внимание на то, как настоящие мастера драматургии подготавливают ее, всеми средствами наращивая напряженное ожидание. Как долго идет подъем колокола, как озабочены и собраны литейщики, как замер и притих народ, на какой грани душевного стеснения находится Бориска, как скрипят толстые канаты о деревянные сваи, с каким трудом начинают раскачивать тяжелый язык колокола, как долго он раскачивается, прежде чем...
Вместе с первым гулким ударом обернулся на колокол Рублев - и это уже пошла развязка, в которой подводится итог главной линии конфликтного развития.
И, наконец, финал: Рублев утешает плачущего Бориску и зовет его вместе с собой в троицу.
Финалы бывают, в основном, двух видов: открытые и закрытые. Открытый финал мы наблюдаем тогда, когда заключительной точкой фильма главный его конфликт не исчерпывается. В "Андрее Рублеве", однако, мы имеем финал закрытый - двойственность душевного состояния героя снята: он заговорил, он вернулся на новом уровне духовности к творчеству -он будет работать на радость людям и во славу Господа...
В случае с "Андреем Рублевым" мы имеем перед собой линейную композицию, в которой части сюжета расположены друг за другом в нормативном порядке, следуя за действием фильма, разворачивающегося (за исключением нескольких небольших ретроспекций) по хронологии. Но вы можете встретиться и с иными композиционными построениями, когда фильм, предположим, начинается сразу с завязки, или, наоборот, она обнаруживается где-то в середине картины, а кульминация чуть ли не совпадает с финалом.
Все подобные (или другие) композиционные сдвиги, если они выполнены обдуманно, а не случились от неуменья, направлены на лучшее, адекватное выражение авторского идейного замысла.
Тема и идея
Тема - первоначальный момент авторской концепции, а идея - образная мысль, лежащая в основе сценария или фильма.
Можно еще и так сказать: тема - это проблема, которую ставит перед собой и зрителями автор картины, и она отвечает на вопрос: "о чем фильм?".
А идея - это то или иное решение поставленной проблемы, и она отвечает на вопрос: "Что хочет сказать своим фильмом автор?".
Тема и идея воплощены во всех частностях произведения и выражаются всеми компонентами, поэтому, проследив все основные драматургические решения фильма "Андрей Рублев", мы, собственно, во многом уже ответили на вопросы "о чем фильм?" и "что хотел сказать им его автор?". Осталось только сформулировать тему и идею картины. Однако сделать это относительно фильма "Андрей Рублев", как и других работ Андрея Тарковского, представляется делом очень сложным, почти невыполнимым. Ибо режиссер неоднократно демонстрировал свое неприятие однозначных смысловых решений.
Можно только выделить главное тематическое направление вещи, поневоле абстрагируясь от сложности его смысловой разветвленности.
И вот вам совет: для того, чтобы не ошибиться с определением главной темы фильма, постарайтесь опираться на формулировку его главного конфликта. Вспомним, как мы определяли его относительно фильма "Андрей Рублев": в душе героя идет постоянная борьба между плотским и духовным, между любовью к земному и стремлением к небесному, к Богу.
Плотское, материальное - и духовное, божественное - их борьба в душе человека - это и есть, видимо, главная тема фильма "Андрей Рублев". Тема, пронизывающая все творчество Андрея Тарковского и неоднократно звучащая в его высказываниях о самом себе.
Что же касается идеи, то здесь необходимо опираться, в первую очередь, на смысловое решение финала вещи, ибо, как правило, окончательный идейный вывод картины фокусиру ется в конечной точке его сюжетного развития. В таком случае, фильм "Андрей Рублев" говорит о возможности преодоления дисгармонии между материальным и божественным через духовное возвышение личности человека.
Однако мы еще и не должны забывать, что в разбираемой нами картине есть пролог и эпилог. А именно в них, скорее всего, содержится некое расширение смыслового наполнения произведения. И мы не можем его не учитывать.
В прологе "летающий мужик" попытался достигнуть неба, опираясь на собственные, чисто человеческие силы, и - погиб.
В эпилоге, когда перед нами возникают работы Рублева, мы видим, каких высот, проникновения в красоту и тайну мироздания может достигнуть тот, кто свое вдохновение черпает в устремленности к вечному - к Богу.
X
Советам и указаниям, изложенным выше и разложенным мною "по полочкам", едва ли нужно следовать буквалистски. Это именно принципы, они даны для вашей ориентировки, а не для того, чтобы каждое из указаний в обязательном порядке выполнять именно так, как они здесь преподаны. Работа ваша должна быть творческой.
Желаю успеха!
[1] Борхес Х.Л., Феррари О. Новая встреча. (Неизданные беседы). М., С-Пб.: SYMPOSIUM, 2004. С. 217.
[2] Скип Пресс. Как написать сценарий: руководство для полных дураков. М.: Триумф, 2003. С. 2.
[3] Там же. С. 38.
[4] Там же. С. 62.
[5] Cм. Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003.
[6] Толстой Л. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т. XVI. С.7.
[7] Запись по фильму «Бойцовский клуб» // Киносценарии. 2000. № 4.
[8] Вайсфельд И.В. Мастерство кинодраматурга. М.: Советский писатель, 1961. С. 69.
[9] Фрейлих С.И. Драматургия экрана. М.: Искусство, 1961. С. 77.
[10] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. М.: ВГИК, 1994. С. 8.
[11] Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. №35/36. С. 149.
[12] Тарковский А. Я стремлюсь к максимальной правдивости // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 38.
[13] Эйзенштейн С. Теория и практика преподавания кинорежиссуры. М.: ВГИК, 1988. С. 81.
[14] Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С.579, 591.
[15] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.3. С. 581.
[16] См. Пастернак Б. Доктор Живаго. Кн. 2.Часть 10. Глава 4.
[17] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 53.
[18] Шекспир У. Макбет. Акт I.
[19] Тарковский Андрей. Мартиролог. Дневники. Международный Институт имени Андрея Тарковского, 2008. С.472.
[20] Аристотель. О искусстве поэзии. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1957. С. 109.
[21] Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 378.
[22] Там же.
[23] Тарковский А. Монтаж // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.138.
[24] Борхес Х. Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1989. С.237.
[25] Нехорошев Л. // Сб. А.А.Тарковский в контексте мирового кинематографа. М.: ВГИК, 2003. С.42.
[26] Андреев Л. // Киногазета. 1918. №1
[27] Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959. С.195.
[28] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1978, т. I. С. XV.
[29] Эйзенштейн С. Одолжайтесь // Избранные произведения. Т. 2. С. 78.
[30] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.132.
[31] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.90.
[32] Там же. С.61-62.
[33] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С.192.
[34] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 316.
[35] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 316.
[36] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С.78.
[37] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 90.
[38] Скип Пресс. Как пишут и продают сценарии в США. М.: Издательство Триумф, 2003. С.100.
[39] Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. С.18.
[40] Сц. Траффик. // Киносценарии. 2001. №3. С. 105-106.
[41]Сц. Траффик. // Киносценарии. 2001. №3. С. 116.
[42] Шпаликов Г. Пробуждение // Сб. Пароход белый-беленький. М., 1998. С. 338-339.
[43] Педро Альмодовар. Это все о моей матери // Киносценарии. 2000. №6. С. 102.
[44] Григорьев Е. Романс о влюблённых // Искусство кино. 1974. №8. С. 166.
[45] Мишарин А., Тарковский А. Зеркало // Киносценарии. 1988. №2. С.154.
[46] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.55.
[47] См. лицевую страницу обложки журнала «Искусство кино» 1957, № 1.
[48] Тарковский Андрей. Мартиролог. Дневники. С.471-472.
[49] Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.129.
[50] Туркин В. Драматургия кино. М.: Госкиноиздат, 1938. С.129.
[51] Аристотель. Об искусстве поэзии. С.62.
[52] Эксод — исход, то есть заключительная часть трагедии. См. Аристотель. Об искусстве поэзии. Комментарии. С.171.
[53] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 76-77.
[54] Аристотель. Об искусстве поэзии. С.97.
[55] Бергман И. Как делается фильм // Сб. Ингмар Бергман. М.: Искусство, 1969. С. 248.
[56] Аникст А. Послесловие // Шекспир У. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1960. Т. 6. С.572-576.
[57] Там же. С. 572.
[58] Там же. С. 575.
[59] Смирнов А. Послесловие // Шекспир У. Полн. собр. соч. Т.3. С.518.
[60] Арабов Ю. Приближение к раю // Киносценарии. 2001. № 2. С. 28.
[61] Аристотель. О искусстве поэзии. С. 62.
[62] Тарковский А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 46.
[63] Литературный энциклопедический словарь. С. 252.
[64] Томашевский Б. Теория литературы. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 180.
[65] Бокаччо Дж. Декамерон. М.: Правда, 1989. С. 73.
[66] Чехов А. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1961. Т.IX. С. 333.
[67] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2. С. 270.
[68] Из творческого наследия С.М.Эйзенштейна. М.: ВНИИК., 1985. С. 11.
[69] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2 С. 270.
[70] Из творческого наследия С.М.Эйзенштейна. С.13
[71] Теория и практика преподавания кинорежиссуры (Из педагогического наследия С.М.Эйзенштейна). М.: ВГИК, 1988. С. 87.
[72] Литературный энциклопедический словарь. С. 284.
[73] Литературный энциклопедический словарь. С. 230.
[74] Достоевский Ф. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1957. Т. 8. С. 610.
[75] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 547.
[76] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. 6. С. 547.
[77] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. 4. С. 567.
[78] Аристотель. Об искусстве поэзии. Гл. XI.
[79] Там же. Гл. XIII.
[80] Достоевский Ф. Бесы // Собр. Соч. Т. 7. С. 160.
[81] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 64.
[82] Мережковский Д. Полное собрание сочинений. М.: Библиотека ж. «Русское слово», 1914 Т. XII. С. 232-233.
[83] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 59.
[84] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 71.
[85] Там же. С. 74.
[86] Там же.
[87] Библейская энциклопедия. Издание архимандрита Никифора в 2-х книгах. Книга I. 1891. С. 47.
[88] Литературный энциклопедический словарь. С.165.
[89] Литературный энциклопедический словарь. С. 230.
[90] Туркин В.К. Драматургия кино. М.: ВГИК, 2007. С.96.
[91] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 98.
[92] Там же. С. 100.
[93] Туркин В.К. Драматургия кино. С.100.
[94] Там же. С. 96
[95] Там же.
[96] Борхес Х. Л. Проза разных лет. С. 280-281.
[97]Туркин В.К. Драматургия кино. С. 98.
[98] Литературный энциклопедический словарь. С. 38.
[99] Литературный энциклопедический словарь. С. 280-281.
[100] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 97.
[101] Туркин В.К. Драматургия кино. С. 97.
[102] Борхес Х. Л. Проза разных лет. С. 281.
[103] Пьер Паоло Пазолини. Я склонен мифологизировать все на свете // Искусство кино, 1995. № 8. С. 103.
[104] История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. II. С. 469.
[105] Булгаков М. Драмы и комедии. М.: Искусство, 1965. С.397.
[106] Достоевский Ф. Записная книжка 1880 года // Собр. соч. Т. 10. С. 617.
[107] Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987. С. 222.
[108] Толстой Л. Полное собрание сочинений. Т. 53. С.187.
[109] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. С.259.
[110] Большой словарь иностранных слов. М., 2004. С. 299.
[111] Достоевский Ф. Собрание сочинений. Т. VII. С. 616
[112] Петровскиий Ф. Предисловие // Аристотель. О искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 26.
[113] См. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. Гл.III, раздел «Различие родов поэзии».
[114] газ. Кино. 1925. № 34.
[115] газ. Кино. 1926. № 26.
[116] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 2. С. 297.
[117] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.345.
[118] Волькенштейн В. Драматургия кино. М.: Искусство, 1937. С. 7.
[119] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 426.
[120] Там же. С. 427.
[121] Эйзенштейн С. Собрание сочинений. Т. 2. С. 70.
[122] Сб. Ингмар Бергман. С. 249-250.
[123] Шкловский В. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 316.
[124] Туркин В. Искусство кино и его драматургия. (На правах рукописи.) М., ВГИК, 1958. С. 17.
[125] Демин В. Фильм без интриги. М.: Искусство, 1966. С. 19.
[126] Манн Т. Иосиф и его братья.: В 2 т. М.: Правда, 1987. Т. 1. С. 650.
[127] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 94.
[128] ж. Киносценарии. 2001. № 2. С. 9.
[129] Шпаликов Г. Пароход белый-беленький. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. С.193.
[130] Литературный энциклопедический словарь. С. 185.
[131] Литературный энциклопедический словарь. С.458.
[132] Там же.
[133] Там же.
[134] Литературный энциклопедический словарь. С. 100.
[135] Книга пророка Исаии. Гл. 41, ст. 4.
[136] Толковая Библия. Петербург, 1908-1910. Т. V. С. 402.
[137] См. ж. Искусство кино. 1977. № 9.
[138] Сб. Ингмар Бергман. С. 245.
[139] Мишарин А., Тарковский А. Зеркало // ж. Киносценарии. 1988. № 2. С. 149.
[140] Борхес Х.Л., Феррари О. Новая встреча. С.99-100.
[141] Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. С. 52.
[142] Евангение от Матфея. Гл. 22, ст. 37-39.
[143] Большой словарь иностранных слов. С. 681.
[144] Смирнов А. Послесловие // Шекспир В. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 518.
[145] Толковая Библия. Т. VI. С. 362.
[146] Гете И.-В. Собрание сочинений. 1935. Т. VII. С. 309.
[147] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино.
[148] Томашевский Б. Теория литературы. 2003. С. 183.
[149] Манн Т. Иосиф и его братья. Т. II C. 76.
[150] Тынянов Ю. Об основах кино. // Поэтика. История литературы. Кино. С. 341.
[151] Тарковский А. Сценарий. // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 96.
[152] Там же С. 55.
[153] См. об этом настоящее издание: «VII. Экранизация».
[154] Борхес Х.Л. Проза разных лет. С.102
[155] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. С. 341.
[156] Митта А. Кино между адом и раем. М: Зебра Е, 2005. С. 216.
[157] Маяковский В. Владимир Ильич Ленин. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1982. Т.2. С. 262.
[158] Сб. Ингмар Бергман. С. 250.
[159] Антониони М. Профессия: репортер. М.: Искусство, 1980. С. 103.
[160] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 44.
[161] Там же. С. 43.
[162] Большой словарь иностранных слов. М.: Русские словари. Астрель. АСТ, 2004. С.405.
[163] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 171.
[164] Соловьев В. София. // Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 143.
[165] Манн Т. Доктор Фаустус. М.: Республика, 1993. С. 252.
[166] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. С. 163.
[167] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 205.
[168] Там же.
[169] Там же. С. 206.
[170] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 297.
[171] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 45-46.
[172] Литературный энциклопедический словарь. С. 441.
[173] Там же.
[174] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 83.
[175] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 577.
[176] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 83-84.
[177] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 575-576.
[178] Там же. С. 577-578.
[179] Аристотель. Об искусстве поэзии. С. 56.
[180] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 578.
[181] Гегель Г. Эстетика. Т. 3. С. 581.
[182] Большой словарь иностранных слов. М., 2004, С. 352.
[183] Большой словарь иностранных слов. С. 221
[184] Там же. С. 143.
[185] Литературный энциклопедический словарь. С. 268.
[186] Гегель Г. Эстетика. Т.3. С.583
[187] Шекспир У. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 543.
[188] Там же.
[189] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начало… и пути. С. 87.
[190] Ингмар Бергман. Осенняя соната. М.: Известия, 1988. С. 223.
[191] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 172.
[192] Шекспир У. Т.3. С. 197.
[193] Лесков Н. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1989. Т. 2. С. 270.
[194] Манн Т. Иосиф и его братья. Т. 2. С. 706.
[195] Хичкок о Хичкоке // Искусство кино. 1990. № 11. С. 166.
[196] Достоевский Ф. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л-д., 1983. Т. 29. Кн. I. С. 225.
[197] Достоевский Ф. Полное собрание сочинений. Т. 29. Кн. I. С.225.
[198] Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М.: Искусство, 1985. С. 259.
[199] ж. Советский экран. 1926. № 42.
[200] Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж // Избр. произвед. Т. 2. С. 266.
[201] Сб. Ингмар Бергман. С. 245.
[202] РГАЛИ, фонд 2453, опись 3, № 127-134.
[203] Достоевский Ф. Письмо А. Майкову // Полн. собр. соч. Т. 29. Кн. I. С. 39.
[204] Там же.
[205] Л.В.Фирсова — цветоустановщик; печатала цветные части «Ивана Грозного».
[206] ж. Киноведческие записки. 1998. №38. С.305-306
[207] Цит. по: Катанян В. Сережа или страсти по Параджанову // Киносценарии. 1994. № 4. С. 175.
[208] Тарковский А. Сценарий // Андрей Тарковский: начала… и пути. С. 91.
[209] Апостол Павел. Послание к галатам. V, 19-21.
[210] Там же. V. 22-23,25.