Каждом овощу – свое время.




Две стороны одной медали.

Какого малыша сейчас не учат читать до школы! Но далеко не всегда вместе с этим полезным навыком ребенка учат письму: сначала печатным, а потом и рукописным буквам. А ведь письмо и чтение – процессы взаимосвязанные, можно сказать - противоположные. Пишу – значит, одновременно и читаю. Значит, умение писать помогает стать хорошим «чтецом», а сам процесс обучения протекает быстрее и увлекательнее. Н.А.Зайцев разработал свою методику обучения чтению под девизом «Путь к чтению лежит через письмо». Этот путь детки проходят, выкладывая слова из кубиков. М.Монтессори предлагала учить чтению через выкладывание слов из рукописных букв. Конечно, так проще научиться читать: пишу то, что задумал, значит, не нужно расшифровывать чужой замысел, а по ходу дела улавливаю, как буквы образуют слоги, а слоги – слова.

А я еще и на машинке печатать умею!

Лет с 4-х малышу можно предлагать вместе с играми на чтение учиться писать печатные буквы. В педагогике этот процесс называется «печатание». Методик много – а головная боль у мам одна: как сохранить зрение и ровную спинку у ребенка? Уже к 7 годам из-за регулярной работы в прописях за столом спинка малыша становится похожей на вопросительный знак. По статистике Минобразования России только 15 % выпускников массовых школ не имеют сколиоза и нарушения зрения. Да и те, видимо, как говорят, недообследованные. Учите писать правильно! Стоя, лежа, перемещаясь от настенной доски к столу, от стола – к полу. Хороши крупные карточки для обведения буквы, которые крепятся на магнитной доске или кладутся на пол. Слушает ребенок сказку и одновременно обводит и копирует буквы, лежа на полу. Ребятам от 6-7 лет полезно писать стоя за специальной конторкой – высокой партой для письма. Хороша конторка доктора Базарного, но и самим сделать такую не составит труда. Здоровьесберегающую ценность конторки можно особенно ощутить, когда ваш малыш станет первоклассником и будет по многу часов проводить в письменной работе.

Рука пишет - ум водит.

Если необходимость писать печатными буквами очевидна (ну не безграмотным же оставлять ребенка!), то с рукописными буквами и вообще с каллиграфией все не так просто. Поколение «тех, кому за тридцать» не ставит под сомнение необходимость не только владеть скорописью, то есть беглым письмом, но и по возможности, эстетически приятным. Разговоры о том, «зачем писать, когда можно напечатать», и что «письмо исчезнет само собой» ведутся уже лет десять и не имеют под собой твердой почвы; это поверхностный взгляд потребителя гаджетов в век цифры. Мы и наши детки не только учились и будут учиться писать, но и должны. Удивительно работает мозг при овладении письмом! Невероятное количество нейронов из самых разных отделов мозга приходит в движение, стремится создать между собой связи, миллионы, миллиарды таких связей. Малыш – первоклассник приходит в школу с неготовыми для овладения письмом отделами мозга, об этом говорил известный ученый, психолог Л.С.Выготский. Он подчеркивал, что это единственный такой «сырой» учебный навык среди всех остальных. При обучении письму мозг начинает работать не так, как раньше, а чем больше связей образовано между нейронами, тем образованнее, если хотите, умнее, человек. Вот почему школа наша «ОБЩЕобразовательная»: при изучении математики и литературы, химии и музыки образуются новые нейронные связи, трудятся и взаимодействуют оба полушария мозга. Задача родителей – помочь малышу за время учебы сформировать богатейшую нейронную сеть, которая будет в прямом и переносном смысле всю жизнь его «кормить». Вот далеко не полный перечень тех функций, которые активно запускаются в работу и развиваются при письме:

Переработка слуховой информации (речевое восприятие, слухоречевая память, фонематический слух).

Кинестетический праксис (артикуляционный, пальцевой), то есть некое контролируемое человеком действие. При письме ребенку необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих общему замыслу того, что он хочет написать.

Переработка зрительной информации (образ слова, буквы, отличие одной буквы от другой и т.д.).

Зрительно-пространственный гнозис (ориентировка в строке, величине буквы, расположение ее элементов в пространстве и т.д.)

Программирование (сначала веду линию вниз, потом делаю поворот, потом веду линию вверх). При программировании письма всегда будет участвовать регуляция своей деятельности и ее контроль: красиво ли вышло или нет, совпало с образцом или нет. Это умение требуется в любой учебной деятельности.

Доказано, что при записи «от руки» информация лучше запоминается, перерабатывается. При письме мелкая моторика работает не так, как при печатании. Написанное слово будто «пишется» и в мозге, образы и представления ярче, богаче, глубже.

Да, наш мозг только выигрывает, когда мы пишем, а не печатаем тексты. Но выигрываем и мы, когда перестаем быть зависимыми от технических продуктов цивилизации. Уметь быстро конспектировать лекции, когда под рукой нет ничего, кроме ручки и тетради, а телефон сел; уметь написать заявление, прошение, объяснительную, письмо - и не попасть при этом в глупое положение, как «неуч»; уметь быстро и разборчиво писать, сидя в избушке в глухой деревеньке, где про «компьютер» что-то слышали, но никогда не видели…. Чем больше мы умеем делать сами – тем лучше мы адаптированы для жизни. Дети не должны становиться рабами гаджетов, а учиться пользоваться ими при необходимости.

Мысль на кончике пера.

Рукописная буква отличается от печатной, и в этом ее особенность и трудность для ребят - 7-милеток. Мало того, что буква Д в рукописном варианте на себя не похожа, так еще и требует различных соединений, наклона, единообразия по величине… Современная скоропись была впервые принята при Петре Первом, до этого писали вязью, что требовало кропотливого труда, времени и было неудобно для гражданских целей. Некоторые ученые считают, что Петр Первый поторопился с введением скорописи, сделав ее по образу голландской, и поэтому наши буквы так отличаются от печатного варианта. Ведь это целое искусство – перевести печатную букву в рукописную, то есть сделать ее удобной для быстрого письма. И, если во времена Петра Первого и до середины 20-го века писали пером чернилами, отрывая руку от бумаги, то в 60-х г.г. прошлого века было принято решение о реформе в скорописи, одно из которых – безотрывное письмо. Посчитали нужным ускорить темп письма, для чего многие буквы претерпели изменения (например, заглавные А, Б, В), а вся школа дружно перешла с пера на шариковую ручку. С этого момента почерк у школьников стал ухудшаться, так как очень важно, каким инструментом пишет человек. Биомеханика руки при письме пером и ручкой разная. Шарик скользит быстро, нажим не требуется, контролировать руку и почерк труднее. При письме пером нужно отрывать руку от бумаги, ощущается ритм: вниз - нажим (усики пера раздвигаются, получается широкая линия), вверх –волосок (тонкая линия). Вот почему так приятно рассматривать письменные работы учеников 50-х г.г. – аккуратно, ритмично, видно, что неторопливо, «вкусно» написано! Скорость должна приходить позже, а весь первый класс ребята только учатся осваивать прописи. К сожалению, во многих школах прописям уделяют вместо когда-то положенных 8-ми – два месяца. В итоге дети пишут буквы кое-как и к тому же энергозатратно: например, в строчной букве а дважды обводят овал. При таком неэкономном письме рука и в целом нервная система утомляются быстрее.

Каждом овощу – свое время.

Овощ – это буква. Печатным буквам полезно и нужно учить малыша до школы – это своего рода временный вариант для овладения письменными буквами. Переводить услышанные звуки в буквы нужно уметь до школы, а вот обучать при этом рукописным буквам не рекомендуется. Некоторые авторы, в числе которых ученый и педагог - новатор М.Монтессори утверждали, что уже с 3 лет необходимо учить писать рукописным шрифтом, что волнистые линии, овалы и полуовалы выводить малышовой ручке легче. Однако, если мы сравним две буквы: рукописную и печатную Н, то увидим, что заглавную Н несравнимо сложнее написать, чем печатную В наши дни, когда количество ребят с различными нарушениями развития, в том числе, с незрелым оптико-пространственным восприятием, столь огромно, усложнять задачу неразумно. А вот познакомить с образом (картинкой) рукописной буквы нужно обязательно. Например, в пособии «Цветные буквы» хорошо виден «состав» буквы, все ее элементы легко рассмотреть, увидеть во взаимсвязи. Обвести пальчиком, начиная с черного пятнышка, обвести фломастером по кальке: сначала красный, потом синий и зеленый элементы. Так малыш усвоит порядок их написания. А вот учить соединению, наклону, расположению на строке рановато. Это-задача школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: