Двигатель всего обучения – это мотивация! Ох, как непросто неуклюжим пальчикам семилетки выводить не просто палочки и крючочки, а СКУЧНЫЕ палочки и крючочки. А ведь нейропсихологии говорят, что мотивация - это батарейка для всей учебной деятельности. Занятия по обучению письму и постановке руки в 1 классе довольно однообразные, вот и садятся батарейки у наших деток. Школьная жизнь ученика уже с первого класса протекает, так сказать, в повышенном скоростном режиме. Не до конца поставленный почерк, незрелость высших психических процессов, снижение мотивации к учебе – все это приводит к невозможности совместить высокий темп письма и его красоту, то, что подразумевается под «каллиграфией». А за «грязь» в тетрадке и кривобокие буквы учитель снижет отметку… Как быть? В «Русской классической школе» отвечают однозначно: не торопись – и все получится. Весь первый класс дети осваивают перо и тушь, учатся обводить рисунки, состоящие из элементов рукописных букв, сами элементы, буквы, слоги, слова. И только в 2 классе начинают писать в тетрадях простым карандашом. Какое простое решение – заменить пишущий инструмент. Пером писать сразу быстро не выйдет – оно требует неторопливости, а карандаш хорош тем, что свою ошибку легко исправить – будто и не было! Помимо улучшения почерка за счет правильного нажима, это снимает так называемую ситуативную тревожность, исчезает страх ошибки. Есть различные методики, в том числе игровые, по постановке почерка у первоклашек, например, методика Г В. Илюхиной. Но все методики нацелены, прежде всего, на непрестанный тренинг: пиши, пиши, пиши…. Психологи отмечают, что проблема при овладении письмом – его академичность, не ясно, для чего нужно писать. Бесцельная деятельность непродуктивна. Поставить цель помогает методика «Пишу -и радуюсь», где сочетаются приемы нейропсихологии, логопедии и здравого смысла! Целевая аудитория этого курса – дети, которые завершили этап прописей и не попали в благополучное большинство, то есть не научились писать хорошо. Это ребята, у которых смутное представление об образе буквы, у них не автоматизировался навык письма букв, они не могут правильно располагать их в рабочей строке, соблюдая наклон, высоту, ширину, используя верные соединения. Так, ребятам предлагается интересная работа по созданию своей книги-подарка. Делается она из «Прописей –текстов», с которыми дети работают в рамках курса. Текстовый материал на листе обводится ребенком по копирке, а полученную копию украшают блестками, фломастерами, наклейками, сшивают в книжку, делают красивую обложку. Поскольку учебная задача «спрятана» за творческой и игровой, дети прописывают тексты охотно, даже по нескольку страниц за день. Красивые узоры по краям страниц сначала обводятся карандашом, а затем, на копии – пером и тушью. Сам текстовый материал полезен для чтения: тут и пословицы, и скороговорки, загадки, а также веселые, грустные, трогательные и познавательные тексты. В конце книги даны тексты для списывания.
Поставить почерк качественно и навсегда возможно, улучшить – тоже. Настрой родителей здесь многое решает. Подчас мы – мамы, сами невротизируем ребенка, торопим, ругаем, что и отражается на почерке. Почерк – это настроение, состояние нервной системы, душевных переживании ребенка. Во время занятий по письму включайте тихую классическую музыку, настройтесь на спокойный лад - и у малыша все получится!
Сайты:
Сайт Наталии Пятибратовой - www.logofive.ru
«Прописи – тексты» - www.razvivalki.ru
Русская классическая школа: https://russianclassicalschool.ru/
Хорошие перья для письма:
https://www.selfmadeshop.ru/collection/styluses/product/pero-dlya-kalligrafii-i-pisma-11-kleymo-zvezda
Ручка – держатель для пера https://my-shop.ru/shop/products/1351230.html
Чернила фиолетовые для письма. Цветная тушь для рисования. https://my-shop.ru/shop/products/1182279.html
НОРМАТИВЫПО ПРОВЕРКЕ СКОРОСТИ ПИСЬМА ПО ФГОС
(количество знаков в минуту)
Оценка | Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Второй класс | ||||
«5» | 23 знака | 25 знаков | 28 знаков | 30 знаков |
«4» | 18 знаков | 20 знаков | 22 знака | 25 знаков |
«3» | 13 знаков | 15 знаков | 17 знаков | 20 знаков |
«2» | меньше 13 знаков | меньше 15 знаков | меньше 17 знаков | меньше 20 знаков |
Третий класс | ||||
«5» | 37 знаков | 40 знаков | 42 знака | 45 знаков |
«4» | 32 знака | 35 знаков | 37 знаков | 40 знаков |
«3» | 27 знаков | 30 знаков | 32 знака | 35 знаков |
«2» | меньше 27 знаков | меньше 30 знаков | меньше 32 знаков | меньше 35 знаков |
Четвертый класс | ||||
«5» | 42 знака | 45 знаков | 47 знаков | 50 знаков |
«4» | 37 знаков | 40 знаков | 42 знака | 45 знаков |
«3» | 32 знака | 35 знаков | 37 знаков | 40 знаков |
«2» | меньше 32 знаков | меньше 35 знаков | меньше 37 знаков | меньше 40 знаков |