ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




ТРЕНИНГИ К ЗАДАНИЯМ 20-24

Текст № 1

(1)Я считаю, что литература, поэзия родились из желания человека высказать чувство - чувство любви к детёнышу своему, чувство любви мужчины и женщины, восхищения перед красотой мира. (2)Это было рождение искусства. (3)Оно помогало выразить чувство, и, выражая его, человек своё чувство совершенствовал, начинал в нём разбираться, то, что было невнятно, становилось тогда ясным для него самого.

(4)В любви человек гораздо выше себя, он поднимается над собой, над другими своими страстями, привязанностями и мечтами, становится способен на бескорыстие и жертвенность.

(5)Я считаю, что существует некая высшая сила, условно назовем её Провидение, или Абсолют, или Бог (наша интеллигенция не хочет осваивать слово Бог, видимо, это остаточные явления вдолбленного в нас атеизма или материализма), или Творец - не важно. (6)Так вот, этот Творец всего сущего - любовь.

(7)Если любовь - это и есть Бог, то соприкосновение с Космосом помогает человеку понять и его красоту, и свою жизнь.

(8)Почти все философы прошлого безапелляционно полагают: любовь - это лучшее изобретение человечества. (9)Оно появилось не сразу. (10)Поэтому, когда Адама и Еву изгнали из рая, они ощущали не любовь друг к другу, а общую беду - потерю любви Божьей...

(11)Считаю: если человек не любил, то он жизнь напрасно прожил, потому что он себя не видел. (12)Громко, может быть, сказано, но так оно и есть. (13)Не любил - значит, не раскрыл всех возможностей своей души, не соприкоснулся с ней, многого о себе не узнал.

(14)Только любовь даёт возможность испытать радость самопожертвования, радость созерцания любимого человека, когда забываешь о том, красив он или некрасив, поскольку каждая его черта - глаза или руки - кажутся так прекрасны, что ничто не может с их красотой сравниться. (15)Наслаждение красотой, совершенством другого человека - женщины, ребенка - вот что даёт любовь. (16)И если любви не было, то что вообще может быть взамен?

(17)Кто-то скажет: карьера, успех, путешествия, новый дом, автомобиль, костюм... (18)Но ведь эти радости - такие мелкие, такие временные и такие смешные!

(19)Я написал три десятка книг, но даже если бы у меня было собрание сочинений томов в девяносто, как у Льва Толстого, а любви в моей жизни не было, то никакого удовлетворения эти тома мне бы не принесли.

(20)Сейчас, к концу жизни, я не думаю про книги, которые написал, и не угрызаюсь,
что мог бы написать их больше. (21)Вспоминаю людей, которых любил, с которыми чувст-
вовал себя совершенно счастливым. (22)Вспоминаю и то, как был несчастен, как мучился,
когда, помимо моей воли, наступал разрыв отношений. (23)А как терзался, когда не получа-
лась какая-то фраза - да, это тоже бывало, - про это не вспоминаю, ведь это пустяк. (24)Все
познаётся в сравнении... (25)Счастье в любви было бы мне защитой.

(26)Позволю себе заметить, что главный недостаток нашего общества - это дефицит любви. (27)Дефицит любви друг к другу, отсутствие культа любви, а ведь только любовь рождает уважение к человеку, понимание, какое это чудо - человек. (28)Любовь показывает, каким красивым, каким хорошим человек может быть. (29)А у нас человек сплошь и рядом существует исключительно как функция труда и исполнения неких обязанностей, в качестве электората или демографической единицы.

(30)Давайте вспомним Дон Кихота. (31)Его любовь к Дульсинее - это любовь к им же самим созданному образу. (32)Но этот вымышленный образ что-то делает с Дон Кихотом: настолько его возвышает, что Дон Кихот действительно становится человеком, достойным любви.

(33)Можно не зацикливаться на отношениях “мужчина-женщина”.

(34)Разве мы не любим своих друзей? (35)Или детей не любим? (36)Любовь к ребенку - вот истинная, горячая любовь, способная на самопожертвование. (37)Это всё жанры любви, так же как существуют жанры искусства.

(38)Любовь раскрывает человека так красиво и полно, что это возвышает окружаю-
щих и внушает им не менее возвышенные чувства. (По Д. Гранину)

ЗАДАНИЯ 20-24

К ТЕКСТУ № 1

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Как и различные жанры живописи, существуют различные жанры любви.

2) Любовь к Дон Кихоту возвышает Дульсинею.

3) В современном обществе наблюдается дефицит любви.

4) В любви подавляются эгоистические порывы человека.

5) Дефицит любви рождает уважение к человеку.

Ответ:______

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 содержится рассуждение.

2) Предложения 13, 15 подтверждают суждение, высказанное в предложении 11.

3) Предложения 8-10 содержат описание.

4) В предложениях 30-32 представлено повествование.

5) Предложение 38 содержит основной тезис текста.

Ответ:______

22. Из предложений 20-29 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 26-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью
притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Чтобы вовлечь читателя в разговор, Д. Гранин использует такой приём, как__ (предложение 15), и такое синтаксическое средство выразительности, как (Б)__ («вспоминаю» в предложениях 21-22). Такой троп, как (В)__(«разрыв отношений» в предложении 22), и синтаксическое средство (Г)__(«как у Льва Толстого» в предложении 19) задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:


1) лексический повтор

2) эпитеты

3) анафора

4) литота

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

7) индивидуально-авторские слова

8) метафора

9) инверсия


А Б В Г
       

Текст № 2

(1)Что такое неряшливость в одежде? (2)Это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. (3)Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. (4)В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. (5)Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. (6)Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. (7)“Профессорская” шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

(8)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (9)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(10)Бравированйе грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (11)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (12)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (13)Это происходит полусознательно. (14)Ведь я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (15)Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно-иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. (16)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (17)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

(18)“Плюющиеся словами” люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в океане жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

(19)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ни с того ни с сего ругаться и употреблять жаргонных слов.

(20)Ведь у него есть уверенность, что сказанное слово и так весомо.

(21)Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (22)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной “закомплексованности” (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

(23)(Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (24)Но хоть и трудно - это надо, надо. (25)Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она “затягивает”. (По Д.С. Лихачёву)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 2

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Манера одеваться, как и манера разговаривать, свидетельствует об отношении человека к самому себе.

2) Научиться интеллигентной речи невозможно: это врождённая способность человека.

3) Грубыми прозвищами учителей сильные духом ученики хотят показать, что они не боятся этих педагогов.

4) По речи можно определить степень интеллигентности человека, но нельзя сделать вывод о степени его психологической уравновешенности.

5) Грубость в речи не свидетельствует о внутренней силе человека.

Ответ:_____

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 19-20 представлено повествование.

2) В предложениях 1-7 содержатся элементы описания.

3) Предложения 21-22 представляют собой рассуждение.

4) Предложение 23 содержит основной тезис текста.

5) Предложение 10 поясняет содержание предложений 11, 12.

Ответ:_____

22. Из предложений 18-20 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 10-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как (А)__(предложения 1-2). Стремясь показать актуальность поднятой проблемы, Д.С.Лихачёв прибегает к использованию такого синтаксического средства, как (Б)__ (например, в предложениях 14, 15), а также такого приёма, как (В)__(в предложении 10). Рассуждая о степени интеллигентности человека, автор применяет такой троп, как (Г)__(«печальное явление» в предложении 22)».

Список терминов:


1) лексический повтор

2) эпитет

3) инверсия

4) вопросно-ответная форма изложения

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

7) противопоставление

8) метафора

9) ряды однородных членов


Ответ:

А Б В Г
       

Текст № 3

(1)Оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что всегда страдал при виде тех бедствий, которые наблюдал в мире. (2)Непринуждённой детской радости жизни я, собственно, никогда не знал и думаю, что, что у многих детей дело обстоит так же, хотя внешне они казались весёлыми и беззаботными.

(3)Особенно удручало меня то, что так много боли и страдания приходится выносить бедным животным. (4)Вид старого хромого коня, которого один крестьянин тащил за собой, тогда как другой подгонял его палкой - коня гнали на бойню, - преследовал меня неделями.

(5)Я не мог понять - это было ещё до того, как я пошёл в школу, - почему я в своей вечерней молитве должен упоминать только людей. (6)Поэтому, когда матушка, помолившись вместе со мной и поцеловав меня на сон грядущий, уходила, я тайно произносил ещё одну, придуманную мной самим молитву обо всех живых существах. (7)Вот она: (8)«Отец Небесный, защити и благослови всякое дыхание, сохрани его от зла и позволь ему спокойно спать!»

(9)Глубокое впечатление произвёл на меня случай, происшедший, когда мне было семь или восемь лет. (10)Генрих Бреш и я смастерили рогатки из резиновых шнуров, из них можно было стрелять маленькими камешками. (11)Была ранняя весна, стоял великий пост. (12)Как-то воскресным утром он предложил мне: (13)«Давай пойдём на Ребберг, постреляем птичек». (14)Это предложение ужаснуло меня, но я не осмелился возразить из страха, что он высмеет меня. (15)Так мы оказались с ним возле старого дерева, на ветвях которого бесстрашно и весело распевали птицы, приветствуя утро. (16)Пригнувшись, как индеец на охоте, мой спутник вложил гальку в кожанку своей рогатки и натянул её. (17)Повинуясь его настойчивому взгляду и мучаясь страшными угрызениями совести, я сделал то же самое, твёрдо обещая себе промахнуться. (18)В этот миг сквозь солнечный свет и пение птиц, откуда ни возьмись, до нас донёсся звон церковных колоколов. (19)Это был благовест, звонили за полчаса до главного боя. (20)Для меня он прозвучал гласом небесным. (21)Я отшвырнул рогатку, вспугнул птиц, чтобы спасти их от рогатки моего спутника, и побежал домой. (22)С тех пор всякий раз, когда я слышу сквозь солнечный свет и весенние голые деревья звук колоколов великого поста, я взволнованно и благодарно вспоминаю, как во мне тогда зазвучала заповедь: (23)«Не убий!».

(24)С того дня я научился освобождаться от страха перед людьми. (25)В том, что затрагивало мои глубочайшие убеждения, я теперь меньше считался с мнением других, и меня уже не так смущали насмешки товарищей.

(26)Тот путь, каким вошла в моё сердце заповедь, запрещающая нам убивать и мучить, стал величайшим переживанием моих детских лет и моей юности. (27)Всё остальное рядом с ним поблекло. (По А. Швейцеру)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 3

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве мама научила рассказчика упоминать в вечерней молитве не только людей, но и всех живых существ.

2) Предложение пойти пострелять из рогатки птичек ужаснуло рассказчика, но, боясь насмешек, он всё-таки вынужден был согласиться.

3) Генрих Бреш, услышав звон церковных колоколов, бросил рогатку и побежал домой.

4) Когда рассказчику было десять лет, с ним произошёл случай, после которого в его
сердце вошла заповедь, запрещающая убивать и мучить животных.

5) Целясь из рогатки в птиц, рассказчик обещал себе промахнуться, так как его совесть противилась совершению антигуманного поступка.

Ответ:_____

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-8 представлено описание.

2) Предложения 15-18 представляют собой повествование с элементами описания.

3) В предложениях 1-2 содержится рассуждение.

4) Предложение 21 содержит основной тезис текста.

5) Предложение 3 поясняет содержание предложения 4.

Ответ:_____

22. Из предложений 10-23 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 15-23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Вспоминая о своём детстве, А. Швейцер рассказывает о событии, которое повлияло на его дальнейшую жизнь. Такие тропы, как (А)__(«во мне зазвучала заповедь» в предложении 22), (Б)__(«бедным животным» в предложении 3), и такое синтаксическое средство, как (В)__(предложения 21, 26), помогают передать чувства автора. А такое средство выразительности, как (Г)__(«как индеец на охоте» в предложении 16), делает авторскую речь ещё более эмоциональной».

Список терминов:


1) анафора

2) инверсия

3) литота

4) вопросно-ответная форма изложения

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

7) эпитет

8) метафора

9) ряды однородных членов


Ответ:

А Б В Г
       

ТЕКСТ № 4

(1)Для России классическая литература - это точка отсчёта, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует. (2)Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.

(3)Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4)Именно классика - тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5)В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом. (6)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7)3адеть классика для него все равно что оскорбить Родину. (8)Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9)Оно складывается и закрепляется с малых лет.

(10)Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11)Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12)Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13)Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.

(14)Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15)Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16)Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17)Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним. (18)Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. (19)Мы растём вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами. (По П. Вайлю и А. Генису)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 4

20. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ точке зрения автора текста? Укажите номер ответа.

1) Русский читатель трепетно относится к национальной классической литературе.

2) Перечитывая классику после школы, мы оказываемся не в состоянии пересмотреть
свое прежнее отношение к ней.

3) В России классическая литература обладает особой значимостью и играет важную воспитательную роль.

4) В вопросе о значении национальной классической литературы среди русских чита-
телей присутствует полное взаимопонимание.

5) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания.

Ответ:_____

21. Какое из перечисленных утверждений является верным? Укажите номер ответа.

1) Предложения 6-8 содержат описание.

2) В предложениях 3-5 содержится рассуждение.

3) Предложения 10-13 содержат повествование.

4) Предложения 14-15 содержат элементы описания.

5) В предложении 16-17 присутствует элемент описания и повествования.

Ответ:_____

22. Из предложений 14-19 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 12-19 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термини, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, В, B, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточкщ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В предложенном тексте П. Вайля и А. Гейнса серьёзные авторские размышления сочетаются с элементами лёгкой иронии. Синтаксис авторов малоэмоционален, сдержан, не случайно основными выразительными средствами в нём являются привычные в письменной речи (А)__(предложения 2, 12, 17). Авторская ирония проглядывает через нечастые (Б)__(в предложениях 7, 14). Достаточно традиционные, неяркие (В)__ (предложения 1, 15, 19) позволяют авторам глубже раскрыть тот или иной тезис. Пояснить авторскую мысль помогает и (Г)__(«так и не повзрослевшие стереотипы» из предложения 16)».

Список терминов:


1) сравнение(-ия)

2) ряды однородных членов

3) фразеологизм(-ы)

4) эпитет(-ы)

5) риторический(-ие) вопрос(-ы)

6) неполное предложение

7) гипербола(-ы)

8) метафора(-ы), олицетворение(-я)

9) восклицательное(-ые) предложение(-ия) (риторическое(-ие) восклицание(-ия))


Ответ:

А Б В Г
       

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 5

(1)Говорят, глаза - зеркало души. (2)Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. (3)Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания. (4)Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот - мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его каждый день. (5)Взгляд - это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании. (6)Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. (7)Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта. (8)Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу...

(9)Так что же такое взгляд? (10)Он же не фотографирует слепо увиденное? (11)Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливая или ослабляя. (12)Взгляд исходит изнутри чрез зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. (13)Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние. (14)Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание. (15)Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии. (16)Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. (17)Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный... (18)Каждый может продолжить этот ряд. (19)Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии или распада... (20)Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. (21)И наоборот: извне – в себя. (По В. Личутину)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 5

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Глаза человека, как зеркало, лишь отражают образы внешнего мира

2) Взгляд каждого человека создаётся только его глазами

3) По взгляду человека можно понять, какой поступок он готовится совершить, что
он сейчас переживает

4) Взгляд ставит заслон на пути проникновения чувств из внешнего мира.

5) Взгляд, будучи формой энергии, всё-таки не подаётся измерению приборами.

Ответ:______

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-3 содержат повествование.

2) Предложение 17 поясняет содержание предложения 16.

3) В предложениях 9-15 представлено повествование и описание.

4) В предложениях 20-21 представлено рассуждение.

5) Предложения 7-8 представляют собой описание.

Ответ:_____

22. Из предложений 6-11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_____

23. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировалиу выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Размышляя о феномене человеческого взгляда, автор использует такие синтаксические средства, как (А)__(предложения 9,10), а также (Б)__(например, в предложениях 5, 13, 14). Автору удаётся передать своё видение рассматриваемого явления при помощи таких тропов, как (В)__(например, «огненную, испепеляющую силу» в предложении 6) и (Г)__(например, «как сгущённый пучок энергии» в предложении 12)».

Список терминов


1) сравнительный оборот

2) олицетворение

3) фразеологизм

4) эпитет

5) парцелляция

6) ирония

7) ряды однородных членов

8) вопросительное предложение

9) разговорная и просторечная лексика

 


Ответ:

А Б В Г
       

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

 

№ задания Ответ  
     
     
  сплошьирядом  
     
В8    
Основные проблемы Авторская позиция
1) Проблема роли любви в жизни человека (Ка- кое влияние оказывает любовь на человека и его внутренний мир?) 1) Любовь помогает человеку преодолеть соб- ственные эгоистические побуждения, и он ста- новится способным на бескорыстные поступки и самопожертвование.
2) Проблема дефицита любви в современном обществе (Почему опасен дефицит любви в со- временном обществе?) 2) Только любовь рождает уважение к чело­веку, поэтому дефицит любви в современном обще- стве опасен.
       

 

ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 2

№ задания Ответ  
     
     
  нистогониссего  
     
В8    
Основные проблемы Авторская позиция
1) Проблема речи как показателя культуры человека. 1) Речь о степени интеллигентности человека, его отношении к окружающему миру, к самому себе.
2) Проблема отражения характера человека в его речи. 2) Речь - важнейшая часть не только поведения человека, но и его личности.
3) Проблема грубости в языке. 3) Ругань говорит о слабости, а не о силе чело- века.
       

 

ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 3

№ задания Ответ  
     
     
  откуданивозь­мись  
     
В8    
Основные проблемы Авторская позиция  
1) Проблема бережного отношения к жи­вотно- му миру. 1) Нельзя убивать и мучить животных, потому что они живые существа, страдающие от жес- токого отношения к ним.  
2) Проблема боли и страданий животных от действий людей. 2) Много боли и страданий приходится выно- сить бедным животным; человек должен бе- режно относиться к ним.  
Основные проблемы Авторская позиция
3) Проблема преодоления зависимости от мнения других людей. 3) Надо следовать собственным убеждениям, порой вопреки мнению других людей, избав- ляться от страха насмешек товарищей.
         

ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 4

№ задания Ответ  
     
     
  с чистого листа  
     
  2 184  
Примерный круг проблем Авторская позиция
1) Проблема особой значимости классиче­ской литературы для русских читателей. (В чем причина особой значимости русской классики для отечественного читателя?) 1) Классическая литература для русского чи­тате- ля является идеологическим и нравственным фундаментом, основанным на абсолютных цен- ностях.
2) Проблема повторного обращения к рус­ской классике после школы. (С какими трудностями сталкивается читатель, обращаясь к знакомым со школьной скамьи произведениям русской классической литературы?) 2) Перечитывая главные книги русской литера- туры, читатель пересматривает «школьное» от- ношение к ним.
       

ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ ТЕКСТА № 5 (20-24)

№ задания Ответ  
     
     
  усиливая, ослабляя  
     
     
Примерный круг проблем Авторская позиция
1) Проблема оценки высказывания «Глаза - зеркало души». (Можно ли назвать глаза зер- калом?) 1) В отличие от зеркала, глаза не просто отража- ют окружающую действительность, а запечатле- вают образы и доносят их до сердца и сознания; глаза выражают то, что происходит в душе чело- века.
2) Проблема определения сущности чело­вече- ского взгляда. (В чём заключается феномен человеческого взгляда?) 2) Взгляд обладает великой силой, которая не- доступна расшифровке, непонятно, как он синте- зируется; взгляд выпускает чувства человека во- вне и переносит их из внешнего мира в области внутренние.
       

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: