Природопользования
Задача 1
В 1990 г. концентрация СО2 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация СО2 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:
— на сколько увеличится концентрация СО2 в атмосфере к 2008 г.;
— в каком году концентрация СО2 увеличится в два раза, т.е. можно ожидать потепления климата на 3—5ºС.
Задача 2
В марте 1973 г. при аварии супертанкера “Амоко-Калис” у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т. нефти. Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л.
Задача 3
В 1976 г. в результате взрыва танкера “Уирколо” у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т. нефти. Какая площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (p) 800 кг/м?
Упражнение 1
Выберите одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу. Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?
Предлагаемые готовые решения актуальных экологических проблем:
А. Принятие закона.
Б. Введение местного налога.
В. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.
Г. Административное постановление и реальная помощь властей.
Д. Ужесточение законов.
Е. Экологическое воспитание и образование.
Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.
№ п/п | Экологические проблемы | Предложения по решению |
Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха | ||
Загрязнение воды стоками от животноводческих ферм | ||
Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий | ||
Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалами | ||
Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий | ||
Замусоривание дворов и улиц | ||
Шумовое загрязнение от самолетов |
|
Упражнение 2
Пользуясь дополнительной литературой, составьте таблицу.
Лекарственные растения | Применение |
Имеет ли значение место сбора лекарственных растений:
а) в черте города; б) вдоль автомобильной дороги;
в) в поле; г) в лесу.
Задача 4
Будет ли превышен уровень ПДК ртути в комнате, если в ней раз-
бит термометр? Площадь комнаты 17 м2, высота потолков 3,2 м, масса разлившейся ртути 1 г (ПДК ртути — 0,0003 мг/м3).
Задача 5
При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасы- вается 1 г свинца (q). Какой объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? расход бензина составляет 0,1 на 1 км, ПДК свинца — 0,0007 мг/м3.
Задача 6
При санобработке кухни площадью 10 м2, высота потолков 3,2 м, использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 г. Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м3?
Задача 7
Пораженное колорадским жуком картофельное поле площадью 1000 м2 было обработано 2 кг гептахлора. Постройте зависимость концентрации пестицида от времени полураспада и по ней определите, через сколько лет можно сажать растения на этом участке земли, если период полураспада гептахлора составляет 9 лет, а ПДК гептахлора — 5 мг/м2.
|
Задача 8
В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось 60 г сурьмы (Мсурьмы), было загрязнено пастбище площадью 1000 м2 (S), глубина проникновения вод составляет 0,5 м (h). Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище, если на каждом звене пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг.
Задача 9
Водоем, в котором разводили товарную рыбу, был загрязнен сточными водами, содержащими 10 кг фтора (Мф). можно ли употреблять эту рыбу в пищу, если на каждой ступени пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? Площадь водоема 100 м2 (S), глубина его 10 м (h), ПДК фтора 10 мг/кг, плотность воды 1000 кг/м3 (p).
Упражнение 3
Пользуясь материалами лекции 9, заполните таблицу.
Основные загрязнители воды, воздуха, почвы | ||||
Механические | химические | физические | Бактериологические и биологические | |
вода | ||||
воздух | ||||
почва |
Упражнение4
Смоделируйте ситуацию и составьте исковое заявление о возме-
щении ущерба здоровья или имуществу, причиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды (на примере приведенного образца заявлений).
Примерная форма искового заявления в суд
В
___________________________________________
(указывается наименование районного суда)
Истец________________________________________________
(указывается наименование и место жительства, для юриди-
|
ческих лич — место нахождения и реквизиты юридическо-
го лица)
Ответчик____________________________________________
(наименование и место жительства)
Сумма иска__________________________________________
(указывается цифрами и прописью)
Исковое заявление
Дата (время) причинения вреда, в чем конкретно он проявился.
Если это известно, то указать причину, повлекшую вредное воздействие: нарушение ответчиком экологических норм и стандартов, несоблюдение правил природопользования, авария на производстве и т.д.
Указать, в каких материальных потерях выразился вред, в чем выражаются нравственные и физические страдания (физическая боль, переживания в связи с заболеванием, утратой родственников, невозможностью продолжать работу и активную общественную жизнь и т.д.).
Указать, каким образом определен размер убытков, включая прямой ущерб и неполученные доходы. Назвать сумму, требуемую в качестве компенсации морального вреда.
Мотивировать причинную связь между действиями ответчика и наступившим вредом. Указать документы, которые это подтверждают.
На основании вышеизложенного прошу взыскать с ___________ руб., в том
числе _________ руб. в качестве компенсации морального вреда.
Приложение:
Подпись (и печать для юридического лица)
Литература
Природопользование: Учебник / Под ред. проф. Э.А.Арустамова. М., 2004.
Арустамов Э.А., Баркалова Н.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.
Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М., 1998.
Валова В.Д. Основы экологии: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «Дашков и К0», 2001.
Воронцов А.И. Охрана природы. М., 1989.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1996.
Федеральный закон “Об охране окружающей среды” // Российская газета, 2002.
Полинский Ю.В. Общая биология. М., 1993.
Журналы: “Зеленый мир”, “Экология и жизнь”, “Экологический вестник России”, “Экономика, предпринимательство, окружающая среда”, “Использование и охрана природных ресурсов в России” (ежемесячный бюллетень).
Содержание
Лекция 1. Введение. Предмет изучения дисциплины --------------------- 2
Лекция 2. Природа и общество. Общие и специфические
черты -------------------------------------------------------------------------------------------- 6
Лекция 3. Развитие производительных сил общества--------------------- 10
Лекция 4. Признаки экологического кризиса ------------------------------------ 16
Лекция 5. Охрана биосферы от загрязнений выбросами
хозяйственной деятельности ---------------------------------------------- 26
Лекция 6. Природные ресурсы и их классификация ------------------- 34
Лекция 7. Проблемы использования и воспроизводства
природных ресурсов --------------------------------------------------------------- 37
Лекция 8. Пищевые ресурсы человечества --------------------------------------- 47
Лекция 9. Загрязнение биосферы. Основные
загрязнители, их классификация --------------------------------------- 50
Лекция 10. Основные пути миграции и накопление в
биосфере токсичных и радиоактивных веществ ------ 57
Лекция 11. Экологический мониторинг------------------------------------------- 63
Лекция 12. История Российского природоохранного
законодательства ------------------------------------------------------------------ 65
Лекция 13. Участие России в деятельности международных
природоохранных организаций -------------------------------------- 71
Лекция 14. Органы управления и надзора по охране природы.
Экологическое просвещение -------------------------------------------- 77
Лекция 15. Экологическая и юридическая ответственность
предприятий, загрязняющих окружающую среду ------ 82
Лекция 16. Экологическая оценка производств и
предприятий ----------------------------------------------------------------------------- 86
Практикум -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 89
Литература ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 94