Методическая разработка по теме «Период реакции. Декабристы». 10 класс. Базовый уровень




Приложение Е

Оснащение урока: Левандовский, А.А. История России [Текст]: 10 класс: Учеб. для общеобр. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. Ч.2. /А.А. Левандовский; под ред. А.П. Карпова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.- 254 с.

Цели урока:

Образовательные цели: познакомить учащихся с истоками движения, его целями, основными представителями;

Развивающие цели: продолжить формирование умений и навыков работы с документами; умений составления аналитических таблиц;

Воспитательные цели: способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, стремления вдумчиво относиться к различным способам преобразования общества.

Тип урока: комбинированный урок.

Ключевые слова: реакция, аракчеевщина, военные поселения, военный заговор, военный переворот, тайное общество, декабрист

Проблемы урока:

- предпосылки формирования взглядов декабристов и зарождения организованного движения;

- организации декабристов;

- программные документы, их анализ, заполнение таблиц.

В начале урока учитель обращает внимание на противоречивость политики Александра I после Отечественной войны 1812 года. В качестве фактов, иллюстрирующих это положение, учитель сообщает, с одной стороны, о даровании 17 ноября 1815 года конституции Царству Польскому, о том, что на протяжении 1816 – 1819 годов было проведено освобождение крестьян прибалтийских губерний от крепостной зависимости без земли.

С другой стороны, педагог указывает на такие явления внутренней политики второй половины царствования Александра I, как «аракчеевщина», сопровождавшаяся насаждением военных поселений. Учащиеся могут записать в тетрадях дату – 1816 год – начало создания военных поселений.

Учитель акцентирует внимание учащихся также и на усиление реакционных тенденций в области культуры, выразившихся, например, в преобразовании Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с кн. А.Н. Голицыным.

Для иллюстрации приводимых материалов учитель может использовать различные средства наглядности: историческую картину с изображением военного поселения и портрет князя А.Н. Голицына.

Военное поселение при Александре I. Источник: https://fs3.ppt4web.ru/images/133572/199523/640/img0.jpg

Князь А.Н. Голицын. Источник: https://www.nkj.ru/upload/iblock/b90/b90e131703f51748aa94f15b7e1e34b6.jpg

Учащимся может быть предложено к следующему уроку выполнить творческое задание: опираясь на различные источники, в том числе ресурсы Интернета, подготовить сообщения о таких исторических личностях, как граф А.А. Аракчеев и князь А.Н. Голицын. Помимо этого, учащимся можно предложить выписать в тетрадь факты, иллюстрирующие политику «аракчеевщины» (С.131 учебника):

1) 1818 – восстание военных поселян в Херсонской губернии;

2) 1819 – восстание в Харьковской губернии (Чугуев);

3) 1825 – на положении военных поселян 370 тыс. государственных крестьян и 130 тыс. солдат.

Далее учитель обращает внимание на вопрос о предпосылках зарождения организованного общественного движения в России. В ходе беседы с учащимися, актуализирующей знания учащихся по уже изученным темам, выясняется, что такими предпосылками были:

распространение либеральных идей;

-участие русской армии в заграничном походе;

-реформаторские проекты императора и М.М. Сперанского;

-патриотический подъём в связи с победой над Наполеоном;

- бездействие и нерешительность властей в проведении реформ.

Затем учитель переходит к характеристике тайных обществ декабристов: 1816 - Союз спасения в Санкт-Петербурге (А.Н. и Н.М. Муравьевы, А.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин); 1818 – Союз благоденствия; 1821 – создание Северного общества (Санкт-Петербург) и Южного общества (Украина).

Для усиления наглядности учебного материала о тайных обществах учитель может привлечь следующие средства наглядности: современный вид грота в Каменке, где собирались декабристы Южного общества.

Грот в Каменке, где собирались декабристы Южного общества. Современное состояние. Источник: https://www.doroga.ua/poi/Cherkasskaya/Kamenka/Park_Dekabristov/3154

Сравнивая программно-стратегические документы северных и южных декабристов, учитель может организовать работу учащихся с текстом учебника (С.133-134), повествующим о Конституции Н.М. Муравьева и «Русской правде П.И. Пестеля. В результате этой работы учащиеся составляют сравнительно-историческую таблицу:

Основные проблемы Конституция Н.М. Муравьева «Русская правда» П.И. Пестеля.
Отношение к крепостному праву    
Решение аграрного вопроса    
Будущее государственное устройство России    

 

Переходя к анализу тактики декабристов, учитель указывает на то, что на ее формирование оказали влияние как зарубежные события (военные революции в ряде стран Европы), а также факты из российской жизни (1820 – волнения в лейб-гвардии Семеновском полку в Санкт-Петербурге). Для того, чтобы глубже понять ход мыслей декабристов, можно обратить внимание учащихся на опубликованный в тексте учебника документ: отрывок из письма декабриста А.А. Бестужева Николаю I (С.136-137) и организовать их работу по прилагающимся к тексту вопросам.

Непосредственнвм поводом к открытому выступлению декабристов стала неожиданная смерть Александра I в Таганроге, последовавшая 19 ноября 1825 года.

Кончина императора Александра I. Источник: https://detectivebooks.ru/img/d/?src=35597154&i=72&ext=jpg

О подготовке и ходе восстания в столице империи можно познакомить учащихся в пределах учебника. Если позволяет уровень подготовленности класса, о завершающем этапе восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года можно построить работу по известной акварели К.И. Кольмана, используя методику Э. Пановского.

Следует, хотя бы коротко, раскрыть перед учащимися и трагическую историю мятежа Черниговского полка 29 декабря 1825 года – 3 января 1826 года. Можно порекомендовать учащимся подготовить к следующему уроку развернутое сообщение о декабристском восстании на Юге, а также поискать информацию о других декабристских выступлениях (например, об отказе переприсягать Николаю Павловичу саперных рот Литовского полка в районе Белостока в Белоруссии).

Завершить урок целесообразно завершить коллективным размышлением о причинах поражения декабристов. В качестве основных причин могут быть сформулированы следующие:

1. Неблагоприятная международная и внутрироссийская обстановка.

2. Ставка на заговор и военный переворот.

3. Слабость пропагандистской деятельности.

4. Противоречия между лидерами.

5. Выжидательная тактика.

6. «Эффект Бальзаминова

Домашнее задание: параграф 14.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: