Раздел первый рисование простых элементов.
Урок 1 Понятие «Академического рисунка». Методика конструктивного рисунка.
Академический рисунок – это в первую очередь овладение основами эстетики, понимание «строения» окружающего мира. Такое понимание воспитывает культурно-эстетическое и нравственное отношение к окружающему, воссоединяет интеллектуальное и эмоциональное начала в человеке, является стержнем овладения любой художественной деятельностью. Систему преподавания академического рисунка можно охарактеризовать двумя направлениями: так называемого «тонального» рисунка, и рисунка «конструктивного». Первая модель обучения рисунку, как видно из названия, основывалась на традициях сугубо академической школы, и заключалась в подробнейшем изучении натуры и передаче ее в первую очередь с помощью светотеневого изображения объема и перспективы, полагаясь, в основном, на свои наблюдения. Вторая модель основывается на анализе конструктивных особенностей изучаемой модели. Для обучения дизайнеров и в особенности проектировщиков средств транспорта очень важен углублённый подход в изучении сущностных конструктивных особенностей окружающего нас мира. Для того чтобы научиться грамотно и правильно изображать или проектировать и изображать предмет, необходимо осознать скрытую от глаз внутреннюю структуру предмета - конструкцию.
Урок 2 Инструменты и материалы.
Весьма важно для создания грамотного профессионального рисунка правильно подбирать для работы необходимые инструменты и материалы. Для получения удовлетворительных результатов потребуются: простые качественные карандаши средней твердости ТМ—М,2М (F, НВ—В,2B), категорически не рекомендуется применять механические карандаши так как они не позволяют варьировать штрих. Так же потребуется мягкая резинка из каучука, применять ластики из силикона и других пластиков не рекомендуется. Вообще резинка – незаменимый инструмент не только начинающего рисовальщика, но и мастера. Резинку используют не только для стирания линий, но и для высветления отдельных участков рисунка. Для академического рисунка потребуется бумага, выдерживающая длительную работу резинкой - плотный ватман типа «Гознак», так же бумага должна иметь мелко - фактурную поверхность. Особо следует остановиться на заточке карандашей. Карандаш это основной инструмент рисовальщика и от того, как заточен инструмент во многом зависит результат всей работы. Никаких точилок использовать нельзя! Только лезвие бритвы или канцелярский (монтажный) нож. В процессе академического рисования карандаш обычно находится под небольшим углом к бумаге, то есть, рисовальщик пользуется не самим острием, а его краем. Таким образом, карандаш постоянно сам затачивается о бумагу, кончик всегда остается острым. Это важно, так как острие используется в рисунке не постоянно, а только для нанесения точных штрихов и проработки мелких деталей.
|
Урок 3 Первичные приёмы работы.
Важно с самого начала приучить студентов правильно держать карандаш в процессе работы. Самый привычный нам всем способ держать карандаш, намертво усвоенный в школе. Обычно эта позиция так прочно усвоена, что требуется не мало усилий, чтобы научить студентов младших курсов освободить руку и применять другие приёмы более сообразные технике академического рисунка. Угол между карандашом и бумагой здесь почти прямой. В классическом рисовании эта позиция используется только для определенных задач. Это, прежде всего, проработка мелких деталей и некоторые виды штриховки, которая проводится уже на финальной стадии работы. То есть так стоит держать карандаш только тех случаях, когда требуется высокая точность, обычно уже на законченном рисунке. Вторая, наиболее широко использующаяся в классическом рисовании, позиция карандаша выглядит так: угол наклона карандаша к рисунку острый, иногда они могут быть практически параллельны друг другу. Держа карандаш таким образом, вы можете намечать основные контуры, пропорции, штриховать, набирать тон. При этом кисть не касается бумаги и не размазывает рисунок, и это очень удобное положение руки, при котором вы можете видеть работу с расстояния. Для проработки деталей и большего удобства можно слегка опираться на мизинец, отставив его в сторону. Эта позиция универсальна, поскольку карандаш лежит в руке свободно и им легко манипулировать.
|
Урок 4 Выбор формата и компоновка в листе.
Необходимо остановиться на том, как строится гармоничная компоновка изображения на листе. Можно рекомендовать делать эскизные варианты компоновки натюрмортов для их сопоставления перед выбором окончательной позиции рисования, такой подход может быть частью подготовки для развития дизайнерских навыков вариантного проектирования, визуальной проверки и отбора эскизных решений, выбора художественного акцента. Он позволяет научить студентов грамотно организовывать лист - набросок, эскиз, проект, развить до профессионального уровня чувство композиции. В начале необходимо мысленно отделить объект рисования от остального пространства, внимательно изучая постановку с разных ракурсов. Важно тренировать умение выбирать правильный ракурс с тем, чтобы элементы постановки на рисунке не совпадали гранями, чтобы лини очертания одного предмета не становились прямым продолжением линий очертания другого, чтобы крупные детали не заслоняли мелких. Затем нужно определить общие пропорции всей группы изображаемых объектов и определить каким образом необходимо расположить лист на мольберте горизонтально или вертикально.