Основой понимания конструктивного построения объемных тел служат плоские геометрические фигуры, как в свою очередь простые объёмные тела служат основой для понимания построения более сложных объектов, включая предметы, животных и человека. Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. В начертательной геометрии к телам первого порядка относятся трёхмерные многогранники, такие как: параллелепипеды, пирамиды и т. п. К телам второго порядка, в свою очередь, относятся тела вращения: шар, конус и цилиндр.
Многогранник (Куб) - это правильный шестигранник, все грани которого являются квадратами.
Призма - это многогранник, две грани которого являются равными многоугольниками, лежащими в параллельных плоскостях, а остальные грани являются параллелограммами, имеющими общие стороны с этими многоугольниками.
Пирамида - это многогранник, одна из граней которого (называемая основанием) является произвольным многоугольником, а остальные грани являются треугольниками, имеющими общую вершину.
Шар - это геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своего диаметра.
Конус -
Цилиндр
Урок 8 Рисование куба.
Самую простую геометрическую форму имеет куб. Лучше понять его конструкцию позволит каркас куба: он помогает увидеть его конструктивные узлы. Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Каркас куба изображается с учётом перспективы при сохранении его пропорций. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом начинается с квадрата основания. На горизонтальной плоскости необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями, чтобы получить квадрат основания или ромб в перспективе. Это зависит от выбранного угла зрения. Из точек основания проводят вертикальные линии — ребра. Затем обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба. При построении необходимо также учитывать воздушную перспективу. Линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует изображать более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Перспективный рисунок куба должен быть проверен методом сравнения и визирования. Однако, приемом визирования не нужно злоупотреблять, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Метод этот должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.
|
Урок 9 Рисование трёхгранной призмы.
Самой простой геометрической призмой является трёхгранная призма. Трехгранная призма характеризуется шестью точками пространственных углов в основаниях и тремя линиями ребер. Ось призмы определяется линиями, проведенными от пространственных углов оснований перпендикулярно к её противоположным сторонам. Затем через углы оснований призмы проводят линии, которые пересекаясь, образуют точки, соединяющиеся вертикальной линией - осью призмы. Для правильного изображения призматических форм необходимо построить цилиндрическую схему с последующим построением в ней гранённых форм. Построение трехгранной призмы следует начинать с проведения строго горизонтальной линии. Это делается для правильного определения положения поверхности оснований призмы по отношению к оси тела. После этого следует провести вертикальную осевую линию. Отмечая радиус основания, нарисовать окружность (эллипс) в перспективном ракурсе. Далее в соответствии с радиусом эллипса, по одной оси нарисовать круг: это делается для правильного определения пространственных точек углов основания на эллипсе. От того, насколько правильно он нарисован и как верно точки углов определены на круге, во многом будет зависеть правильность изображения поверхности основания призмы и всего предмета в целом. Затем точно определив на круге видимое положение точек пространственных углов основания призмы, перенесите их на эллипс. Для определения верхнего основания призмы следует повторить рисунок эллипса. Затем соединить вертикальными линиями ребер пространственные точки оснований, получив построение изображения трехгранной призмы. Большую выразительность объемно-пространственной характеристики призмы рекомендуется подчеркнуть за счёт разницы контрастности краёв. Следует выделить ближние края формы более контрастными линиями, ослабляя и смятая их по мере удаления. Эти законы воздушной перспективы актуальны для всех объектов в пространстве, начиная с простейшего куба.
|
Урок 10 Рисование шестигранной призмы.
Шестигранная призма представляет собой более сложный вариант трёхгранной, который характеризуется двенадцатью точками пространственных углов основания и шестью линиями ребер. Рисование шестигранной, как и трёхгранной, призмы необходимо начинать с построения эллипса и окружности под ним. Затем следует правильно определить на окружности точки пространственных углов шестигранника. От противоположных углов проводятся линии, на пересечении которых выстраивается ось призмы. Сложность перспективного построения состоит в правильном определении сокращенных граней, их пропорциональных отношений. Как и в случае с трёхгранной призмой, следует пользоваться вспомогательной окружностью у нижнего основания призмы. На окружности основания призмы нужно определить шесть пространственных углов. При этом важно правильно отложить равные отрезки с учетом поворота призмы. Затем следует соединить точки легкими линиями, проследив за параллельностью противоположных сторон. В завершении следует перенести точки пространственных углов основания на нижнее основание эллипса. Соединив линиями все точки на основаниях, необходимо не допустить обратной перспективы.
|
Урок 11 Рисование трёхгранной пирамиды.
Шестигранная призма представляет собой фигуру, характеризующуюся тремя точками пространственных углов основания, точкой вершины и шестью линиями ребер. Рисование трёхгранной пирамиды подобно другим объектам в пространстве следует начинать с основания. Необходимо соединить точки пространственных углов основания линиями: это поможет найти конструктивную ось пирамиды и точку ее вершины. Линии от пространственных углов, пересекаются в точке, которая и даёт начало оси пирамиды. От точки пересечения проводят вертикальную линию. Необходимо также определить положение точки вершины пирамиды на осевой линии, что осуществляется в соответствии с пропорциональной величиной высоты натурной модели. Точку вершины следует соединить с пространственными углами основания.
Урок 12 Рисование четырёхгранной пирамиды.
Четырехгранная пирамида, в отличие от трёхгранной характеризуется четырьмя точками пространственных углов основания соответственно, точкой вершины и восемью линиями ребер. Также, как и в случае с трёхгранной пирамидой построение начинается с основания. Четыре точки пространственных углов основания соединяют, восстанавливая перпендикуляр из их пересечения. Затем находят пропорциональную вершину пирамиды. В целом, структура строения четырёхгранной пирамиды также остается неизменной.
Урок 13 Рисование шара.
Шар образуется вращением полукруга около его неподвижного диаметра. Этот диаметр называется осью шара, а оба конца указанного диаметра называются полюсами шара. Все конструктивные точки шара находятся на равном удалении от центра. Линейно-конструктивное построение шара не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить его форму светотенью. Для построения достаточно ограничиться двумя-тремя пересекающимися образующими. Отложив от центра радиусы шара, проводят замкнутую кривую - контур шара, после чего можно приступить к
лепке его формы светотенью.
Урок 14 Рисование яйца.
Урок 15 Рисование цилиндра.
Урок 16 Рисование конуса.
Урок 17 Рисование групп геометрических тел.
Рассмотрим теперь технику создания воздушной перспективы и иллюзию объёма в процессе рисования пространственных объектов — куба, цилиндра и конуса и т. д., элементы которых составляют основу большинства реальных тел.
Урок 18 Свет и тень в рисунке.
Урок 19 Штриховка и её разновидности.
Урок 20 Академический штрих.
Урок 21 Графический штрих.
Урок 22 Свободный штрих.
Рассмотрим теперь технику рисования простых бытовых предметов и их групп (натюрморт).
Урок 23 Рисование блюда.
Урок 24 Рисование кувшина.
Урок 25 Рисование книги.
Урок 26 Рисование стекла (бутылки, стакана, бокала и т. д.).
Урок 27 Рисование белой драпировки.
Урок 28 Рисование чёрной драпировки.
Урок 29 Рисование группы предметов с драпировкой.
Авторы составители:
Доцент кафедры «Дизайн» Панченко Д. Ю.
Преподаватель кафедры «Дизайн» Киселёва Ю. С.