Э. Уайт «Деяния апостолов»




Морское путешествие в Рим

1. Деян.21:23 (1-я ч.) – какие последствия имел для апостола Павла совет, данный иерусалимскими руководителями?

а) Павел давно хотел посетить Рим, однако его арест в Иерусалиме нарушил все планы.

Руководители имели ошибку ума, направив Павла туда, куда не надо. (Ошибка ума – принятие непродуманного, скоропалительного решения; ошибка сердца – это лукавство). Давая совет Павлу (Деян.21:23), они не обратились к Богу в молитве. Поддавшись давлению законнически настроенных лидеров иерусалимской церкви, Павел провел в римском заключении около пяти лет, включая время, проведенное в морском путешествии в Италию. Это нанесло серьезный удар по его миссионерским планам.

Даже когда мы подводим Его, Бог может дать нам второй шанс, но Он не всегда ограждает нас от последствий наших действий.

б) Павла держали в заключении в Кесарии на протяжении двух лет. Феликс и Фест не нашли Павла виновным ни в одном преступлении. Во избежание смертельной расправы со стороны религиозных лидеров Иерусалима Павел требует суда кесаря, и его отправляют в Рим.

2. Деян.27:4-7 – каким было путешествие в Рим?

Условия путешествия были крайне трудными. Павлу предстояло проделать морское путешествие в несколько сотен километров, осложненное суровыми погодными условиями и наступающей зимой.

3. Деян.27:1-3 – какие отношения установились между Павлом и сотником Юлием?

4. Деян.27:7-12 – какой совет дал Павел во время стоянки в Хороших Пристанях? Как были восприняты его слова? Какое решение принял сотник в сложившейся ситуации?

В начале путешествия сотник обращался с Павлом хорошо, однако у него не было оснований доверять рассуждениям Павла относительно навигации. Команда не вняла предупреждению Павла, решив плыть на запад еще 40 миль до Феникса (в Син. пер.: Финика, 27:12) — критской пристани, где можно было безопасно перезимовать. Сотник решил принять мнение большинства. Ради Евангелия Павлу предстояло заслужить доверие тех, с кем он путешествовал.

5. Деян.27:13-21 – что произошло далее? Как эта история подтверждает слова, записанные во 2 Пар.20:20?

Несмотря на предупреждения Павла, капитан судна и римский сотник решили попробовать перебраться в соседнюю гавань. Маневр не удался, и команде пришлось выбрасывать груз и оснастку корабля, чтобы выжить, поскольку судно сбилось с намеченного курса.

6. Деян.27:20,21 (1-я ч.) – какая моральная обстановка сложилась на корабле?

По причине того, что на протяжении многих дней была плохая видимость, лил проливной дождь и свирепствовала буря, путешественники не знали, куда они плывут, и находились в истощенном состоянии. Они начали терять всякую надежду на спасение (Деян.27:20).

7. Деян.27:21-26 – что сказал Павел в данной ситуации? Какова была его роль в этом эпизоде? Как Лука изображает веру Павла в Бога во время его путешествия в Рим? Какое влияние на других оказывала его безоговорочная вера?

а) Когда решалось, остаться ли на зиму в относительно безопасной гавани или следовать дальше, Павел предупредил сотника, что если они продолжат путешествие, то попадут в неприятности. Сотник не прислушался к совету апостола. Когда же они сбились с пути во время шторма, Павел напомнил им о своем предупреждении, и вся команда была готова в дальнейшем во всем его слушаться. С этого момента Павел играет роль духовного наставника для всех путешествующих с ним на корабле.

б) Павел ободрил всех находящихся на борту словами надежды. Он произнес перед командой корабля пророческую весть, которую он только что получил от Бога. Не было причины отчаиваться и терять надежду. Хотя им еще предстояло пережить опасности и лишения, однако все они должны были остаться в живых. Несмотря на предстоящие трудности, человеческих жертв удастся избежать, только корабль потерпит крушение.

8. Совершали ли вы когда-либо трудное путешествие с целью проповеди Евангелия? С какими опасностями путешествия вы сталкивались в вашей жизни? Как стремление проповедовать Евангелие помогает вам не останавливаться на пути?

 

Кораблекрушение

1. Деян.27:27-29,39-41 – исполнилась ли пророческая весть, переданная Павлом? Как это повлияло на сотника и членов команды? ст.31,32.

Павел заслужил уважение сотника, поскольку пророчество апостола о кораблекрушении теперь исполнялось на глазах.

2. Деян.27:33-37 – что нам говорит о Павле его забота о людях? Чему мы можем научиться из этой истории?

Павел убеждал находившихся на корабле принять пищу, чтобы у них хватило сил доплыть до берега. Божье провидение необязательно должно освобождать нас от выполнения наших обычных обязанностей. «Во всей этой истории наблюдается прекрасный баланс между Божьим заверением в их безопасности и усилиями, которые должны приложить люди » (David J. Williams, Acts, p. 438).

3. Деян.27:41-44 – как исполнились слова пророчества, записанные в Деян.27:22,24?

Благодаря силе свидетельства Павла и его характеру сотник, желая сохранить ему жизнь, не позволил воинам осуществить их план — убить узников, чтобы никто не смог убежать. Главным образом, это произошло благодаря Павлу. В итоге, как Бог и обещал, никто не погиб.

 

На Мелите

1. Деян.28:1 – что известно о месте, где произошло кораблекрушение?

Корабль разбился вблизи острова Мелит. Мелит (современная Мальта) — небольшой остров в центре Средиземного моря к югу от Сицилии.

2. Деян.28:1–10 - что произошло с Павлом на острове Мелит? Как Бог действовал через него?

а) Жители острова Мелит были очень дружелюбны и гостеприимны. Первое, что они сделали для Павла и его спутников, которые промокли и замерзли, — разожгли костер, чтобы те могли согреться. Температура воздуха в это время года на Мелите не поднимается выше 10°С.

б) Инцидент со змеей привлек внимание людей к Павлу.

в) Публий, римский прокуратор Мелита, местный сановник, приютил Павла и его спутников на три дня, пока они не нашли постоянного места пребывания. Исцеление отца этого человека предоставило Павлу возможность выполнить служение исцеления среди жителей острова Мелит. Местные жители были настолько благодарны, что обеспечили Павла и его спутников всем необходимым для дальнейшего путешествия в Рим. Перезимовав вместе с дружелюбными жителями острова, они сели на другой корабль, чтобы преодолеть еще 795 км на пути в Рим.

г) В повествовании Луки мы не находим ни единого упоминания о хотя бы одном обращенном человеке или об учрежденной Павлом общине за время его пребывания на Мелите. Это показывает, что наша миссия выходит за рамки крещения и создания церквей; она также заключается в заботе о людях и их нуждах. Это практический аспект Евангелия (Деян.20:35; Тит.3:14).

3. Деян.28:4 - интересно отметить, что у островитян присутствовало чувство Божественной справедливости. Откуда у них было это чувство? Рим.1:18–20; Рим.2:14,15.

 

Павел в Риме

1. Рим.28:15 – как повлияла на Павла встреча с братьями? Чему нас это может научить?

Апостол возблагодарил Бога за такое проявление любви и заботы со стороны его возлюбленных друзей. Это сильно воодушевило его перед лицом предстоящего суда перед императором.

2. Рим.28:16 – в каких условиях Павел содержался в Риме?

Прибыв в конце концов в Рим, Павел оставался в узах под домашним арестом.

По римским законам Павел не был виновен ни в одном тяжком преступлении (Деян.25:26-27; 26:31-32). Это объясняет, почему Павлу было позволено арендовать личное жилье (Деян.28:30) вместо того, чтобы находиться в заключении в обычной темнице или военном лагере. Тем не менее по римскому обычаю он был постоянно прикован цепями к воину.

3. Деян.28:17–22 - что сделал Павел сразу же после своего размещения?

Павел вынужден был ждать два года, прежде чем предстал перед императором. Несмотря на свое положение узника, он мог беспрепятственно проповедовать Евангелие тем, кто приходил к нему.

Павлу разрешалось принимать посетителей. Хотя он не мог пойти в синагогу, синагога могла прийти к нему. Поэтому сразу же после своего прибытия, следуя своей привычке сначала идти к иудеям (Рим.1:16), он созвал местных иудейских лидеров и проповедовал для них Евангелие.

4. Деян.28:23 – о чем беседовал Павел с приходящими к нему иудеями? Сколько времени это занимало?

Ожидая, когда он предстанет перед императором, Павел проповедовал несмотря на цепи (Еф.6:20; Флп.1:13) от утра до вечера, принимая всех, кто приходил к нему (Деян.28:30-31), включая важных персон из кесарева дома (Флп.4:22).

Он беседовал с людьми в доверительной атмосфере, позволяющей ему проповедовать Евангелие и показывать, как воскресение Иисуса стало исполнением надежды Израиля, которая передавалась из поколения в поколение. Павел представил Иисуса как долгожданного Мессию.

5. Деян.28:22 - что этот стих говорит о враждебном отношении к верующим, которое существует и сегодня? Как мы можем оставаться верными, даже когда другие порицают нашу веру?

Взирая на Христа - Евр.12:1,2.

6. Несмотря на все пережитые трудности, Павел не оставил свою веру и миссию. Он продолжал проповедовать в Риме, даже имея ограниченную свободу. Что нам следует делать, когда приходит искушение перестать провозглашать Евангелие другим людям?

7. Деян.28:24,25 (1-я ч.) – как отреагировали иудеи на слова Павла?

Одни поверили услышанному, другие – нет. Они не могли опровергнуть его доводы, но и не пожелали принять их. По причине горячего спора между иудеями апостолу не оставалось ничего другого, как обратиться вновь к язычникам (Деян.13:46-47; 18:6; 28:28).

 

Победа Евангелия

1. Деян.28:24–29 - с какой целью Павел процитировал книгу Исаии? Ис.6:9,10 - что происходит, когда люди отказываются принимать Божественную весть? Как эта весть относится к нам? Если мы ожесточим наши сердца в отношении истины или некоторых ее аспектов, противоречащих нашим желаниям, какая опасность нас поджидает в духовном плане?

2. Деян.28:30-31 – о чем нам говорят эти тексты?

В последней сцене книги Деяний делается акцент на победе Евангелия. Ни иудеи, ни римляне, ни опасности, никакие обстоятельства не в силах были остановить распространение Евангелия. Даже если иудеи отвергнут его, эта весть продолжит распространяться среди язычников. Для этого Павел прибыл в Рим, и он будет свидетельствовать перед высокопоставленными лицами страны.

3. Почему Евангелие невозможно остановить? Прекращает ли оно распространяться, если его отвергают? Мф.10:23; Деян.13:44-52. Означает ли мученическая смерть Павла после его свидетельства в Риме то, что его весть замолкла?

4. Что может остановить распространение Евангелия в жизни отдельного человека? Мф.13:3-7,12-15,19-22.

а) Ни обстоятельства, ни опасности, ни испытания не остановят распространение Евангелия. Это может сделать лишь закрытое сердце, - отказ человека принять его. Расположение сердца имеет огромное значение как для проповедника Евангелия, так и для слушателя.

б) Настоящим препятствием для Евангелия может быть либо наша неготовность нести весть, либо нежелание людей слышать и принять е е. Если мы будем проповедовать, всегда найдутся слушатели, а жизненные обстоятельства не смогут остановить распространение Евангелия.

5. Какие препятствия для Евангелия существуют в вашей жизни? Как понимание этих проблем помогает проповедовать Евангелие другим людям? Были ли вы свидетелями того, как Евангелие преодолевает трудные обстоятельства?

6. Через какие обстоятельства пришлось пройти Павлу? Почему они не могли помешать ему распространять Евангелие? Подтвердите Библейскими текстами, например, 2 Тим.1:12. Как непростой опыт Павла помогает вам обрести мужество и вдохновляет продолжать свидетельствовать о вашей вере, невзирая на трудности?

«Терпение и радость Павла во время длительного и несправедливого тюремного заключения, его мужество и вера были неумолкающей проповедью. Его дух, разительно отличавшийся от духа мира, свидетельствовал о том, что в нем пребывает неземная сила. Павел своим примером побудил христиан более энергично защищать дело, от которого он сам был временно отстранен. Таким образом, узы апостола были весьма действенны, и когда казалось, что он уже не сможет приносить пользу общему делу, он собрал снопы для Христа в тех местах, куда не имел доступа, находясь на свободе» (Деяния апостолов, с. 464).

7. Как мы можем оставаться верными во время трудностей и опасностей?

Если для нас Христос – Авторитет, то мы будем поступать так, как Он поступал. Если у человека нет авторитета в образе Христа, тогда он будет поступать угодно этому миру. Все зависит от того, кто для человека является авторитетом – он сам, или какой-то другой человек, может, какая-то система, или же Божественная Личность - Христос. Вопрос заключается в авторитетности – кому мы поклоняемся вообще. Если человек поклоняется Богу, то он и живет по-Божьему, как Бог одобряет, а если человек не поступает по тому, как одобряет Бог, значит, он и не поклоняется Богу вовсе, а может просто так считать. Юноши перед печью, если поклонялись Богу, то и перед страхом смерти остались Ему верными. Бог для них был Авторитетом. Ни царь, ни его слуги, ни воины, ни идол, не стали для них более авторитетом, чем Бог. Если Христос является для нас Авторитетом, мы будем поступать согласно уверенности в этом Авторитете, а если не является, то человек согнется, прогнется, и будет поступать в угоду определенной группе людей.

8. Павел остался открытым для Евангелия и продолжал распространять Благую весть тем, кто был готов ее принять. Что значит быть открытыми для Евангелия? Как верующий может помочь другим быть открытыми для Евангелия?

Евангелие – сила Божья ко спасению (Рим.1:16) и правда о Боге каков Он есть (Рим.1:17).

Быть открытыми для Евангелия - значит быть открытым для правды Божьей и для силы Божьей. Все это раскрывается во Христе.

Открытость для силы Божьей - мы понимаем, что не можем спастись своими силами, поэтому приглашаем Божью силу, принимаем ее (силу Божью ко спасению) и правду Божью принимаем. И все это во Христе.

Никогда не прекращайте проповедовать о вашей вере, даже если трудные обстоятельства или отвержение будут вынуждать вас к этому. Примите решение всегда быть открытым для Евангелия в вашей жизни и искать пути проповеди его другим.

 

Уроки, выводы

1. Согласно книге Деяния Апостолов, каких успехов в распространении Евангелия добилась ранняя церковь?

2. Рим.1:14,15 - почему Павел чувствовал, что он обязан проповедовать Евангелие другим? Что думаете об этом вы? Связывает ли нас это обязательство?

С точки зрения миссии церкви можно сказать, что книга Деяния святых Апостолов, или история распространения Евангелия, еще не закончена. Именно на этом этапе каждый из нас появляется на сцене. На протяжении столетий было написано много захватывающих и трогательных глав, некоторые из них — кровью Божьих верных свидетелей. Настала наша очередь добавить еще одну главу — надеемся, что последнюю — и вместе с учениками завершить миссию Иисуса (Мф.24:14).

«Спасение душ должно стать делом всей жизни каждого, кто исповедует Христа. Мы должны миру за ту благодать, которая дана нам Богом, за свет, который светит на нас, и за ту красоту и силу истины, которые мы обнаружили и которые нам открылись » (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 53).

«Бог давно уже ждет, когда дух служения охватит всю церковь, чтобы каждый трудился для Него по своим способностям. Когда члены церкви Божьей выполнят порученную им работу для нуждающихся людей на родине и за рубежом во исполнение евангельского поручения, весь мир будет оповещен и Господь Иисус вернется на нашу землю с силой и славой великой » (Деяния апостолов, с. 111).

3. Деян.23:1 и 24:16 - что значит «всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми»? Является ли это принципом вашей жизни? Можете ли вы сказать о себе то же самое?

Иметь чистую (непорочную) совесть – согласовывать свою жизнь с Божьими ожиданиями.

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом » (Рим.9:1).

«Во Христе пребывая, скажу вам по правде, не солгу (порукой в том совесть моя, озаренная Духом Святым) (Букв.: свидетельствует вместе со мной совесть моя в Духе Святом) - Рим.9:1, ИПБ.

4. Для самоанализа. Рим.9:1 - озарена ли моя совесть Святым Духом?

 

Вывод. «Христос дал церкви святое поручение. Каждый член ее должен быть руслом, по которому Бог может посылать миру сокровища Своей благодати, неиссякаемые богатства Христовы. Спаситель ничего так не желает, как иметь посредников, которые явили бы миру Его Самого. Мир ни в чем так не нуждается, как в любви Спасителя, открывающейся в людях, принадлежащих Ему. Небо все время ищет людей, через которых Господь мог бы явить силу христианства » (Деяния апостолов, с. 600).

 

Светлана, svettor@yandex.ru


 


Э. Уайт «Деяния апостолов»

 

Глава 42

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ И КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 27; 28:1—10.

Наконец-то Павел отправился в Рим. «Когда решено было, — пишет Лука, — плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлий. Мы взошли на Адрамитский корабль и отпра­вились, намереваясь плыть около Асийских мест; с нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники».

В первом веке христианской эры путешествие по морю было связано с особыми трудностями и опасностями. Мореплаватели определяли курс корабля по расположению солнца и звезд; если светила не появлялись на небосклоне и все говорило о надвигающейся буре, владельцы судов опаса­лись выходить в открытое море. В определенное время года безопасное плавание было почти невозможно.

Апостолу Павлу предстояло пережить многочисленные суровые испытания, которые могут выпасть на долю узника, закованного в цепи, за время длительного и утомительного путешествия в Италию. Одно обстоятельство в значительной мере облегчило его участь — ему было позволено взять с собой своих друзей: Луку и Аристарха. В Послании к Колоссянам Павел говорит о последнем, как о «заключенном» вместе с ним (Кол. 4:10); но Аристарх добровольно разделил узы Павла, чтобы послужить ему в его скорбях.

Путешествие началось удачно. На следующий день корабль бросил якорь в Сидонской гавани. Здесь Юлий сотник, «поступая с Павлом человеколюбиво», узнав, что в этом городе есть христиане, «позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием». Апостол был очень благо­дарен за это разрешение, поскольку его здоровье сильно пошатнулось за это время.

После отплытия корабль двигался вперед медленно, преодолевая сопротивление встречного ветра. В Мирах Ликийских сотник нашел большой александрийский корабль, плывущий к берегу Италии, и он тотчас перевел на него узников. По-прежнему дул встречный ветер, и плавание было затруднено. Лука пишет: «Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне; пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея».

В Хороших Пристанях они вынуждены были задержаться, ожидая благоприятного ветра. Быстро приближалась зима, «плавание было уже опасно», и владельцам судна пришлось оставить надежду достичь места назначения раньше наступ­ления зимы и окончания навигации. Нужно было только решить — оставаться ли им в Хороших Пристанях или попытаться добраться до другого порта, где удобнее будет перезимовать.

Сотник серьезно размышлял над этим вопросом и, наконец, обратился за советом к Павлу, который завоевал уважение моряков и воинов. Апостол без колебаний посове­товал никуда больше не плыть. «Я вижу, — сказал он, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни». Но кормчий, капитан, команда корабля и большинство пасса­жиров не желали принять этот совет. Поскольку гавань, в которой они бросили якорь, «не способна была к перезимованию, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать».

Сотник решил принять мнение большинства. Поэтому, когда «подул южный ветер», они подняли паруса и отплыли из Хороших Пристаней, двигаясь вдоль берега и надеясь вскоре достичь желанной гавани. «Но вскоре поднялся... ветер бурный», «корабль схватило так, что он не мог противиться ветру».

Гонимый ураганным ветром, корабль приближался к не­большому острову Клавда, и моряки приготовились к худшему. Спасательная лодка, их единственная надежда на тот случай, если корабль пойдет ко дну, шла за судном на буксире и могла в любой момент разбиться вдребезги. Первое, что они сделали, — подняли лодку на борт. Затем приняли все необходимые меры, чтобы укрепить корабль и подготовить его к натиску стихии. Маленький остров не мог защищать их долгое время, и вскоре они испытали на себе всю ярость урагана.

Буря бушевала всю ночь, и, несмотря на принятые меры предосторожности, корабль дал течь. На другой день приш­лось выбрасывать груз. Снова наступила ночь, но ветер не утихал. Корабль, потрепанный ураганом, с разбитой мачтой и порванными парусами кидало то в одну сторону, то в другую. Казалось, что скрипящие бревна не выдержат напора воды и в любой момент могут развалиться, поскольку ко­рабль качался и содрогался под ударами огромных волн. Пробоины быстро увеличивались, и пассажиры вместе с экипажем корабля все время откачивали воду. Никто из находившихся на борту не имел и минутной передышки. «На третий день, — пишет Лука, — мы своими руками побросали с корабля вещи. Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд, и продолжалась немалая буря, то наконец исчезла всякая надежда к нашему спасению».

Четырнадцать дней их носило под мрачным небом, на котором не появлялись ни солнце, ни звезды. Апостол, хоть и сам испытывал физические страдания, находил слова надежды в этот тяжкий час; в критические моменты он всегда протягивал руку помощи. Он верой держался за руку бесконечной Силы, и сердце его уповало на Бога. За себя он не боялся: он знал, что Бог сохранит его, потому что ему надлежало свидетельствовать в Риме об истине Христовой. Но сердце его сжималось от жалости, когда он видел вокруг себя бедные, грешные души, не готовые к смерти. Когда он искренно просил Бога пощадить их жизнь, ему было открыто, что его просьба будет выполнена.

Воспользовавшись временным затишьем, Павел вышел на палубу и, возвысив голос, сказал: «Мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда; теперь же убеждаю вас обод­риться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, мне сказано: нам должно быть выбро­шенными на какой-нибудь остров».

При этих словах у людей возродилась надежда. Пас­сажиры и команда корабля очнулись от оцепенения. Пред­стояло сделать еще много, и они должны были приложить все свои силы, чтобы избежать катастрофы.

Только в четырнадцатую ночь изнурительной качки на черных, пенящихся, ревущих волнах, «около полуночи» моряки «стали догадываться, что приближаются к какой-нибудь земле, и, вымерявши глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии вымерявши опять, нашли пятнадцать сажен. Опасаясь, — пишет Лука, — чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря и ожидали дня».

С наступлением рассвета стали различимы очертания грозного берега, но не было заметно знакомых береговых ориентиров. Зрелище было настолько мрачным, что кора­бельщики, будучи язычниками, потеряли мужество и «хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа».

Они уже спустили спасательную лодку, когда Павел, видя их подлый замысел, сказал сотнику и воинам: «если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись». Воины немед­ленно «отсекли веревки у лодки, и она упала» в море.

Однако впереди их ожидало еще одно испытание. Снова апостол начал ободрять корабельщиков и пассажиров и умолять их принять немного пищи, говоря: «Сегодня четыр­надцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего; потому прошу вас принять пищу: это по­служит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.

Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть». Тогда эти изможденные и поте­рявшие мужество 275 человек, которые только благодаря Павлу не дошли до отчаяния, начали есть вместе с апостолом. «Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выки­дывая пшеницу в море».

Несмотря на рассвет, они не могли определить своего местоположения. Однако «усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем. И поднявши якоря, пошли по морю и, развязавши рули и поднявши малый парус по ветру, держали к берегу. Попали на косу, и корабль сел на мель: нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн».

Теперь Павлу и другим узникам угрожала более страшная участь, чем кораблекрушение. Солдаты понимали, что не смогут проследить за узниками, которых они охраняли, когда все будут выбираться на землю. Каждый должен был делать все возможное, чтобы спастись. Но если бы кто-нибудь из узников пропал, воины, отвечавшие за них, могли поплатиться жизнью. Поэтому воины хотели умертвить всех узников. Римский закон предусматривал эти жестокие меры, и они бы немедленно осуществили задуманное, если бы среди узников не было того, кому они все были обязаны своим спасением. Сотник Юлий понимал, что благодаря Павлу спасены все находящиеся на борту. Более того, он был убежден, что Господь находился с ним, и боялся причинить ему зло. Поэтому он «велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же спасаться, кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля. И таким образом все спаслись на землю». Когда произвели проверку, оказалось, что все в целости и сохранности.

Люди, потерпевшие кораблекрушение, были радушно приняты язычниками, жившими на Мелите. Они «разложили огонь», сообщает Лука, «по причине бывшего дождя и хо­лода... и приняли всех нас». Павел всеми силами помогал окружающим. Собрав «множество хвороста», он его «клал на огонь», как вдруг «ехидна, вышедшая от жара, повисла на руке его». Стоявшие рядом были охвачены ужасом; дога­давшись по цепям, которые висели на руках Павла, что он узник, они сказали друг другу: «Верно, этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить». Но Павел стряхнул змею в огонь и не потерпел вреда. Зная ядовитость этой змеи, люди ждали, что он упадет замертво, корчась в страшной агонии. «Но ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог».

За три месяца пребывания на Мелите Павел и его соработники использовали многочисленные возможности для проповеди Евангелия. Господь через него явил Свое могу­щество. Ради Павла со всей командой корабля, потерпевшего крушение, обращались человеколюбиво и милосердно; все нужды корабельщиков удовлетворялись, и перед отъездом из Мелита их щедро снабдили всем необходимым для дальнейшего путешествия. Лука кратко описывает основные события, происшедшие за время пребывания на Мелите:

«Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки (свои), исцелил его. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным».

 

 

Глава 43

В РИМЕ

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 28:11—31 и Послании к Филимону.

С началом навигации сотник и узники начали готовиться к плаванию в Рим. Они сели на александрийский корабль «Диоскуры», перезимовавший в Мелите по пути на запад, и хотя встречный ветер некоторое время мешал им, плавание закончилось успешно, корабль бросил якорь в красивой пристани Путеол на побережье Италии.

В этом месте жили несколько христиан, и они умоляли апостола побыть у них семь дней. Сотник любезно позволил воспользоваться их гостеприимством. Получив Послание Павла к Римлянам, христиане, жившие в Италии, с нетерпением ожидали прибытия апостола. Они не предполагали увидеть его в оковах, но страдания Павла сделали его еще более дорогим гостем для них. От Путеола до Рима было 240 километров, и между этим морским портом и столицей мира поддерживалось постоянное сообщение. Поэтому римские христиане вскоре узнали о приближении Павла и вышли навстречу, чтобы приветствовать его.

На восьмой день после высадки на сушу сотник и его узники отправились в Рим. Юлий охотно помогал апостолу, ибо это было в его власти; однако не мог освободить его от уз или хотя бы снять с него цепь, которой тот был прикован к своему стражнику. С тяжелым сердцем Павел приближался к столице мира, где он давно хотел побывать. Как же отли­чались теперешние обстоятельства от тех, на которые он рассчитывал! Как он, окованный цепями и терпя поношения, будет проповедовать Евангелие? Казалось, что его надеждам многим в Риме открыть истину не суждено сбыться.

И вот наконец путники на Аппиевой площади, что в 70 километрах от Рима. Когда они пробираются через толпу народа, заполнившего главную дорогу, седовласого стареца, закованного в цепи вместе с другими преступниками, весьма свирепого вида, многие презрительно разглядывают и грубо высмеивают.

Внезапно слышится радостный возглас: из толпы выбегает человек и бросается на шею узнику, обнимая его со слезами радости на глазах, как сын обнимает отца после дол­гой разлуки. Эта сцена повторяется вновь и вновь, по мере того как зоркие и любящие глаза многих последователей Христа узнают в узнике, закованном в цепи, того, кто про­износил слова жизни в Коринфе, Филиппах, Ефесе.

Участливые ученики с радостью окружают своего духов­ного отца, все останавливаются. Воины досадуют из-за про­медления, но не осмеливаются прервать радостную встречу, потому что тоже научились уважать этого узника. Его измож­денное, страдальческое лицо отражает образ Христа, и это очевидно ученикам. Они уверяют Павла, что не забыли его и не перестали любить, что они обязаны ему радостной надеж­дой, животворящей их души и дающей им мир с Богом. В пылу своей любви они готовы нести его на плечах до город­ских ворот, но этого им никто не позволит.

Мало кто понимает значение слов Луки, сказавшего, что, когда Павел увидел своих братьев, он «возблагодарил Бога и ободрился». Идя рядом с плачущими, сочувствующими ему верующими, которые не стыдились его уз, апостол громко славил Бога. Рассеялись грусть и печаль, угнетавшие его. Жизнь Павла, после того как он стал христианином, пред­ставляла собой непрерывную цепь испытаний, страданий и разочарований, но в тот час он чувствовал себя сполна вознагражденным. Его сердце возрадовалось, и он более уверенно и твердо зашагал по направлению к столице. Он не жаловался на прошлое и не боялся будущего. Он знал, что его ожидали узы и страдания; но знал он и то, что его дело — избавлять души от куда более страшного рабства, и радовался тому, что страдает за Христа.

В Риме сотник Юлий сдал узников начальнику импера­торской стражи. Его хорошие отзывы о Павле, а также письмо Феста привели к тому, что военачальник благосклонно принял апостола и, вместо того чтобы заключить его в темницу, позволил ему жить в частном доме. Хотя Павел был по-прежнему прикован цепью к воину, он мог свободно прини­мать друзей и трудиться для дела Божьего.

Многим из иудеев, которых несколько лет назад изгнали из Рима, позволили вернуться, и теперь их было там достаточно. Павел решил в первую очередь рассказать этим иудеям о себе и о своем деле, прежде чем враги получат возможность настроить их против него. Поэтому через три дня после прихода в Рим он созвал их руководителей и просто, откровенно поведал им, почему его привезли в Рим в качестве узника.

«Мужи братья! — сказал он. — Не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян; они, судивши меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ; по этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами».

Он ни словом не обмолвился о том, какое злословие претерпел от иудеев, о многочисленных заговорах иудеев, намеревавшихся убить его. Он говорил осторожно и добро­желательно. Он не стремился обратить на себя внимание или вызвать сочувствие, но хотел защитить истину и поддержать влияние Евангелия.

В ответ его слушатели сказали, что они не получали обвинений на него ни в письменном виде, ни от приходящих братьев. Они также выразили желание узнать о причинах его веры в Христа. «Известно нам, — сказали они, — что об этом учении везде спорят».

Поскольку они сами этого пожелали, Павел попросил их назначить день, когда он мог бы рассказать им о еван­гельской истине. В назначенное время многие пришли к нему, и «он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков». Он рассказал о своих личных опытах и привел доказательства из Писаний Ветхого Завета, причем сделал это просто, искренно и убедительно.

Апостол засвидетельствовал, что религия заключается не в обрядах и церемониях, не в теориях и символах веры. Если бы это было так, плотский человек мог бы постичь ее путем изучения, подобно тому, как он познает материальный мир. Павел учил, что религия — это реальная, спасающая сила, Божественный принцип, личный опыт возрождения под влиянием преобразующей благодати Божьей. Он напомнил слова Моисея, указывавшего Израилю на Христа как на Пророка, Которого они должны будут слушать; он показал им, что все пророки свидетельствовали о Нем как об Избавителе от греха, посланном Богом, как о невинном Агнце, берущем на Себя грехи виновных. Он не осудил их за соблюдение обрядов и внешних форм, но подчеркнул, что, ревностно отстаивая обрядовое служение, они отвергают Того, на Кого прообразно указывают все эти обряды.

Павел рассказал им о том, что, будучи необращенным, он знал Христа не на личном опыте, а лишь умозрительно. Он имел те же понятия о грядущем Мессии, как и все осталь­ные. Он отвергал Иисуса из Назарета как мошенника, не оправдавшего его ожиданий. Но теперь, после обращения, представления Павла о Христе и Его миссии были гораздо более возвышенными и духовными. Апостол заявил, что он не проповедует им Христа во плоти. Ирод видел Христа, когда Тот жил на земле; первосвященник Анна видел Его; с Ним встречались Пилат, священники и начальники; Его знали римские воины. Но они не смотрели на Него глазами веры; они не видели в Нем прославленного Спасителя. Важнее было принять Христа верой и иметь о Нем духовное знание, нежели лично познакомиться с Ним во время Его пребывания на земле. Нынешнее общение Павла с Христом было более близким и продолжительным, чем обычное земное общение между людьми.

Поскольку Павел говорил о том, что он знал, и свидетель­ствовал о том, что видел, называя Иисуса из Назарета надеждой Израиля, он сумел убедить тех, кто искренно искал истину. По крайней



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: