Разделение Израильского народа




То, что кажется справедливым

1. Суд.2:10-13; Суд.3:5-7 - каково было духовное состояние израильского общества в дни судей?

2. Суд.3:7 - почему сразу после того, как кризис проходит, зачастую мы забываем о том, что Бог совершил для нас? Как можно избежать этой забывчивости в будущем? Втор.8:2; Пс.76:12; Иис.Нав.4:4-7,21-24

3. Суд.17:6 и 21:25 – что побудило израильтян поступать согласно собственному мнению?

Духовный подъем, испытанный по прибытии в Обетованную землю, давно исчез, уступив место духовной апатии и открытому отступничеству. Под водительством Иисуса Навина Израиль служил Богу, к тому же свидетели Божьих могущественных действий были еще живы. А новое поколение не знало Бога и не осознавало, что Он совершил для Израиля (Нав.24:31; Суд.2:7-10). Поэтому они отказались руководствоваться Божьими законами, основывая свои решения на собственном мнении. Как следствие, дисциплина и сплоченность Божьего народа были разрушены, вместо них процветали беззакония и дух восстания. Печальная история в книге Судей свидетельствует о повторяющемся цикле отступничества, приводящего к притеснениям со стороны окружавших народов, просьб о Божьем вмешательстве, Божьего избавления и снова отступничества.

Отступничество не произошло за одну ночь. Ошибочные решения, принимаемые Божьим народом в течение долгих столетий, в конечном итоге привели к трагическим последствиям.

4. Суд.21:25 – в чем заключается опасность подобного образа действий? Каковы его последствия?

Склонность любого человека делать то, что кажется правильным, основываясь лишь на собственном суждении, зачастую приводит к проблемам, дисгармонии и разобщенности. Собственное суждение может легко помешать правильному выбору.

Единство нации должно было основываться на их верном послушании Господу завета – завета, который они заключили с Ним. Делая то, что им казалось правильным, и будучи подвержены влиянию окружавших народов, евреи приближались к катастрофе. Следуя наклонностям своего сердца, предоставленные сами себе, мы как падшие существа неминуемо совратимся с истинного пути, по которому Бог призывает нас идти.

Книга Судей показывает многочисленные негативные последствия того, что евреи не следовали воле Господа. Вскоре после завоевания израильтянами Ханаана люди начали следовать религиозным практикам хананеев, поступая вопреки повелениям Бога.

«Через Моисея Господь указал Своему народу на последствия неверности. Отказываясь хранить Его завет, израильтяне удалились от Источника жизни и потеряли Его благословения. Временами они внимали Божьим предостережениям, и тогда обильные благословения изливались на иудеев и через них — на окружающие народы. Но большей частью люди забывали Господа и пренебрегали своим высочайшим призванием быть Его избранниками. Они не служили Богу, как Он того требовал от них, и таким образом лишали своих ближних духовного руководства и святого примера. Люди намеревались присвоить плоды виноградника, хранителями которого были поставлены. Завистливых и жадных израильтян стали презирать даже язычники. Таким образом, Господь и законы Его Царства предстали перед языческим миром в ложном свете » (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 20, 21).

5. Почему людям нравится поступать согласно своему желанию? Насколько быстро можно создать проблемы, следуя собственным суждениям, а не Божьим повелениям? Ср. с Деян.21:22-36; Иис.Нав.9:3-18.

6. Для людей вполне естественно делать то, что кажется правильным. Как каждый из нас и Церковь в целом можем противостоять моральной анархии?

Христиане могут избежать этой ловушки, ища мудрости в Божьем Слове, особенно сосредоточивая внимание на Христе, центральной Личности Евангелия.

7. Как различить наши собственные предположения и Божью волю? Какие шаги вы можете предпринять, если не уверены, что некая идея является Божьей волей? Какова роль отношений с Богом в познании Его воли?

8. Суд.21:25 - какой урок мы можем извлечь из всего сказанного по данной теме?

Осознать последствия неправильного выбора и важность познания Божьей мудрости при принятии решений; действовать, следуя Божьей воле.

 

Разделение Израильского народа

1. 3 Цар.12:1-16 - что вызвало трагическое разделение среди народа Божьего? Почему совет молодых друзей Ровоама показался ему правильным?

На прошлом уроке мы увидели, что грех привел к разделению на различные языки (Быт.11:1-8), что первоначально не входило в планы Бога относительно человечества. Теперь мы видим, что грех произвел разделение царства. Он всегда несет с собой разрушение и разобщенность.

История Ровоама и его опрометчивого решения ужесточить подневольный труд для своего народа – печальное событие в жизни Израильского царства. Полученный совет – навести страх на народ заявлением, что он превзошел в жестокости отца, – был неразумным. Ровоам прислушался к молодым людям и проявил себя тираном, не достойным верности своего народа. Его решение сделать жизнь людей труднее привело к разделению, которое никогда не должно было произойти, поскольку не было частью Божьего замысла относительно Его народа.

«Если бы Ровоам и его неопытные советники постигли смысл Божьей воли в судьбе Израиля, они послушались бы голоса народа и решительно изменили систему управления. Но когда в Сихеме этим людям представилась такая возможность, они не осознали важности создавшейся ситуации и, таким образом, навсегда утратили свое влияние на народ. Их намерение сохранить утвержденные Соломоном налоги и, более того, увеличить их, находилось в прямом противоречии с Божьим планом для Израиля, и это вызвало у народа вполне обоснованные сомнения в справедливости таких действий. В этой неразумной и жестокой попытке проявить силу царь и избранные им советники проявили переполнявшую их гордость и упоенность высоким положением и властью» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 90).

2. Суд.21:25 – мог ли земной царь решить проблемы Израиля? Как правление Ровоама свидетельствует, что царь не смог решить проблем Израиля?

3. Какие уроки мы можем извлечь из истории царя Ровоама и разделении Израиля?

В течение трех дней размышлений, определенных для принятия решения, Ровоам совещался с советниками своего отца и своими сверстниками, однако не обращался за советом к Богу. Вновь мы видим важность познания Божьей мудрости при принятии решений.

4. Притч.4:1-9; Притч.9:10; Иак.1:5 - что говорят эти стихи о необходимости мудрости для принятия правильных решений? Где источник истинной мудрости?

Мудрость - жизненно важное качество, которое можно обрести лишь благодаря встрече с могущественным Богом, Который является Подателем мудрости, необходимой для принятия разумных решений (Иак.1:5). Апостол упоминает щедрость и благосклонность Бог а, Который охотно дарует мудрость всем ищущим ее. Для ее получения необходимы близкие отношения с Богом.

5. Для самоанализа. Легко соглашаться с тем, что Божья мудрость – наивысшая, но при этом позволяем ли мы ей руководить нами и изменить наш подход к жизни?

 

Раскол в Коринфе

1. К сожалению, проблема разобщенности Божьего народа существовала и в новозаветное время.

1 Кор.1:10-17 - что было причиной разобщенности, разногласий и ссор в Коринфской церкви?

2. 1 Кор. 1 - 4 - как Павел решил проблему разобщенности? Какие советы он дает для исправления этой неблагоприятной ситуации?

Первая глава описывает разделение, возникшее среди членов Церкви, сосредоточивших свой взгляд на личностях. Коринфяне с гордостью заявляли о своем союзе с определенными христианскими лидерами. Павел призывает к пересмотру подобных взглядов. Коринфянам следовало сосредоточивать внимание не на человеческих лидерах, а на Христе как основании истинной веры. Христиане призваны следовать не за человеческими лидерами, а за Иисусом, на Которого указывает Павел и в Котором нет ни гордости, ни разделения. Единства можно достичь, только если христиане сосредоточат свой взгляд на Том, Кто объединил их и разрушил все барьеры между ними. Именно Его смерть на кресте – это сила (1 Кор.1:18) и премудрость Бога ( 1 Кор.1:24), даже если данный символ позора считается нелепым для греко-римской аудитории.

Павел напоминает коринфянам, что христиане призваны следовать за Христом, а не за человеком, каким бы талантливым, одаренным или духовным он ни был. Хотя они разделились на несколько групп, апостол недвусмысленно заявил, что в таком разделении нет Божьей воли. Христианское единство сосредоточено на Христе и Его жертве на кресте (1 Кор.1:13).

Необходимо сосредоточиться на распятом Христе (1 Кор.1:23,24,30); утверждать свою веру не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор.2:2,5), приняв Духа Божьего (1 Кор.2:12), ибо наше единственно верное основание – Иисус Христос (1 Кор.3:11), поэтому нам надо подражать Христу (1 Кор.4:16), соединившись и пребывая в единении «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1:10).

Единство берет начало в истине, заключенной в распятом Иисусе Христе и ни в ком другом, независимо от того, насколько одаренным и духовным наставником, проповедником или лидером может быть этот человек. У подножия креста все равны. Мы крестимся в Иисуса, Который один может очистить нас от греха. Павел отождествляет мудрость с Христом, призывая коринфян сосредоточивать взгляд на том, что для мира кажется безумием, – на смерти Иисуса на кресте.

3. Какого единства Павел ожидал от коринфян? Ожидал ли он, что они будут соглашаться друг с другом во всем? (Сравните 1 Кор.1:10 и 1 Кор.8:7-13).

4. Что означает сосредотачивать взгляд на Иисусе и Его смерти, а не на мудрости этого мира? Как в этом суетном мире мы можем постоянно сосредоточивать наш взгляд на Христе? Как средоточие на Христе приводит к единству?

5. 1 Кор.1:12 - почему нужно быть осторожными в проявлении чрезмерной преданности кому-либо, кроме Христа?

6. Что может помочь предотвратить разлад в вашей поместной церкви? Какие действия могут предпринять руководители и члены общины, чтобы предотвратить конфликты и расколы? Насколько важно решать возникшие проблемы до того, как они станут масштабными? Как мы можем избежать подобной ловушки, учитывая опыт коринфян?

 

«Войдут лютые волки »

1. Деян.20:25-31 - о чем Павел предупреждает руководителей Ефесской церкви? Как можно было избежать подобной ситуации? Как защитить Церковь от людей, сеющих своими ложными учениями раздор и разделение?

Для описания лжеучителей апостол использует выражение «лютые волки» (Деян.20:29). Это напоминает предупреждение Иисуса о лжепророках, которые приходят в овечьей одежде (Мф.7:15).

2. Иез.33:1-6 – какую ответственность несут лидеры?

Лидеры несут ответственность за сохранение Евангелия и должны быть верными пастырями своих общин.

3. Во Втором послании к Тимофею Павел предупреждает Тимофея, ответственного за общину в Ефесе, о заблуждениях в церкви и растущем безбожии в последние дни. 2 Тим. 2:14-19 и 3:12-17 - какие советы дает Павел Тимофею относительно того, как противостоять лжеучителям и сохранять единство Церкви?

а) Тимофей должен знать Библию, быть «верно преподающим слово истины » (2 Тим. 2:15). Чтобы избежать бесполезных споров и домыслов, необходимо правильно понимать и преподавать данное Богом Слово. Библейские истины должны быть верно истолкованы, чтобы ни одна часть Писания не противоречила общей картине, представленной в Библии, и чтобы предотвратить неправильные толкования, способные подорвать веру человека в Иисуса. Второстепенные вопросы должны быть подчинены принципам Божьего Слова, которые на самом деле будут готовить верующих к победоносной жизни во Христе.

б) Необходимо избегать «непотребного пустословия» (2 Тим.2:16). Несущественные и абстрактные темы не должны стать частью учения, если мы хотим быть достойными и верными служителями. Только истина ведет к благочестию и гармонии среди верующих.

Тимофей должен сам избегать подобных ошибок и призывать к этому своих подопечных, потому что такие погрешности заражают церковь, подобно онкологическому заболеванию (2 Тим.2:17).

в) Послушание Слову Божьему является противоядием от ложного учения (2 Тим.3:14-17), угрожающего единству Церкви.

4. Каким образом следование Божьему Слову приводит к гармонии?

Божье Слово наделяет нас мудростью, помогающей создавать гармонию между Божьими детьми.

 

Уроки, выводы

1. Что способствует разобщенности? Каковы ее главные причины?

2. Что содействует единству?

а) Изучение Божьего Слова и послушание ему; б) Притч.9:10; в) важность познания Божьей мудрости на личном уровне; в) др.

«Господь желает, чтобы Его избранные слуги научились объединяться.... Все их таланты, какими бы разными они ни были, могут находиться под контролем одного Духа. В каждом слове и действии будет проявляться доброта и любовь. По мере того как каждый работник будет верно трудиться на определенном ему месте, ответ на молитву Христа о единстве Своих последователей станет реальностью, и тогда мир узнает, что это Его ученики» (Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 483).

3. Для самоанализа. Осознаете ли вы нужду в личном понимании Божьей воли, изложенной в Его Слове? Приняли ли решение следовать Божьему Слову, а не личным предположениям о том, что правильно?

4. Для самоанализа. Какие семена я сею, идя по жизни – семена раздора или семена, содействующие единству?

 

Вывод. В Библии мы находим ситуации, которые привели людей к разобщенности. Когда народ Божий жил в послушании Закону, разделение ему не угрожало. Инциденты эпохи судей, а также периода правления Ровоама свидетельствуют о начале разделения. Даже в новозаветные времена сохранилась угроза разобщения. Примеры из Священного Писания свидетельствуют, что верное послушание Божьей воле содействует единству и гармонии среди Божьих детей. А непослушание и склонность к следованию собственным предположениям создают условия для разобщенности. Правильное понимание Божьего Слова и усилия, направленные на повиновение ему, – наша лучшая защита от разобщенности и раскола.

 

Светлана, svettor@yandex.ru


Э. Уайт «Пророки и цари»

 

Глава 6

Разделение царства

«И почил Соломон с отцами своими, и погребен был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам» (ЗЦар. 11:43).

Вскоре после своего вступления на престол Ровоам отправился в Сихем, где надеялся получить официальное признание всех колен. «...В Сихем сошлись все Израильтяне, чтобы поставить его царем» (2 Пар. 10:1).

Среди присутствующих был и Иеровоам, сын Новатов,— тот Иеровоам, который во времена царствования Соломона был известен как «человек мужественный» и которому пророк Ахия Силомлянин сообщил потрясающую весть: «Вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой, и даю тебе десять колен» (3 Цар 11:28, 31).

Господь через Своего посланника возвестил Иеровоаму о не­избежности разделения царства, и решение это должно было исполниться. Ибо Он сказал: «за то, что они оставили Меня, и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его» (3 Цар. 11:33).

Иеровоаму также было сказано, что царство не будет разделено при жизни Соломона. «Я не беру всего царства из руки его, — сказал Господь, — но Я оставляю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои. Но возьму царство из руки сына его, и дам тебе из него десять колен» (3 Цар. 11:34, 5).

Несмотря на все желание Соломона подготовить Ровоама, своего законного наследника, к будущему, предсказанному про­роком Божьим, ему так и не удалось благотворно повлиять на сына, чье воспитание с детства шло неправильным путем. Ровоам унаследовал от матери аммонитянки нерешительный характер. Одно время он пытался служить Богу, и это способствовало его некоторому благополучию, но, будучи весьма непостоянным, он в конце концов полностью оказался во власти пороков, окру­жавших его с ранних лет. В заблуждениях Ровоама и его окон­чательном отступничестве видны ужасные последствия союзов Соломона с языческими женщинами.

Долгое время израильские колена стенали под тяжким игом власти прежнего царя. Став расточительным в годы отступни­чества, Соломон обложил народ большими податями, заставляя людей тяжко трудиться, добывая ему богатство. Перед возве­дением на престол нового царя старейшины народа решили узнать, намерен ли сын Соломона уменьшить подати. «...И пришел Иеровоам и весь Израиль, и говорили Ровоаму так: отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе».

Прежде чем принять какое-либо определенное решение, Ровоам хотел поговорить со своими советниками и поэтому ответил: «через три дня придите опять ко мне. И разошелся народ».

«И советовался царь Ровоам со старейшинами, которые пред­стояли пред лицем Соломона, отца его, при жизни его, и говорил: как вы посоветуете отвечать народу сему? Они сказали ему: если ты будешь добр к народу сему, и угодишь им, и будешь говорить с ними ласково, то они будут тебе рабами на все дни» (2 Пар. 10:3—7).

Неудовлетворенный ответом Ровоам обратился к молодым лю­дям, с которыми дружил в юности и в годы возмужания, и спросил их: «что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который говорил мне и сказал: "облегчи иго, которое наложил на нас отец твой?"» (3 Цар. 12:9). Они предложили ему строго обойтись с подданными и с самого начала дать понять, что он не потерпит вмешательства в свои дела.

Гордясь возможностью проявить верховную власть, Ровоам решил пренебречь советом старейшин и послушаться молодых друзей. Таким образом, в назначенный день, когда к Ровоаму пришли «Иеровоам и весь народ», чтобы узнать мнение царя, Ровоам сурово отвечал народу, говоря: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (3 Цар. 12:12,14).

Если бы Ровоам и его неопытные советники постигли смысл Божественной воли относительно Израиля, они послушались бы голоса народа и решительно изменили систему управления. Но когда в Сихеме им предоставилась такая возможность, они не осоз­нали важности создавшейся обстановки и, таким образом, на­всегда утратили свое влияние на народ. Их намерение сохранить утвержденные Соломоном налоги и, более того, увеличить их находилось в прямом противоречии с Божественным планом относительно Израиля, и это вызвало у народа вполне обос­нованные сомнения в справедливости таких действий. В этой неразумной и жестокой попытке проявить силу царь и избранные им советники обнаружили упоенность высоким положением и властью.

Господь не допустил, чтобы Ровоам осуществил свои намере­ния. Огромные массы людей были глубоко возмущены насилием Соломона, и теперь им не оставалось ничего другого, как восстать против дома Давидова.

«И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю, и сказал: какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим» (3 Цар. 12:16).

Разрыв, вызванный грубой речью Ровоама, оказался непреодо­лимым. С того времени двенадцать колен израилевых разде­лились. Колена Иуды и Вениамина создали южное царство Иудеи под управлением Ровоама, а остальные десять колен, живущие на севере, образовали отдельное государство Израиль под управ­лением Иеровоама. Исполнились слова пророка о разделе из­раильского государства: «ибо так суждено было Господом» (3 Цар. 12:15).

Когда Ровоам увидел, что десять колен отделились от него, он начал действовать. Через влиятельного мужа своего царства «Адонирама, начальника над податью» он хотел восстановить с ними мирные отношения. Но жестокое обращение с этим посланником мира красноречиво свидетельствовало о настоящих чувствах народа к Ровоаму. «...Все израильтяне забросали его каменьями, и он умер». Напуганный столь очевидной мятежной силой, «Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим» (3 Цар. 12:18).

В Иерусалиме он «собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову. И было Слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: Скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой; ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня, и пошли назад по слову Господню» (3 Цар. 12:21—24).

В течение трех лет Ровоам старался извлечь урок из печального начала своего царствования, и это ему удалось. Он «обнес города в Иудее стенами» и «утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла и вина». Он старался сделать эти укрепленные города «весьма сильными» (2 Пар. 11:5,11,12). Но секрет благоденствия иудейс­кого царства в первые годы царствования Ровоама заключался не в этом. Вениаминово и Иудино колена были обязаны своим благополучием Богу, Которого они признавали своим Прави­телем. К ним присоединилось большое число преданных Богу людей из северных колен. «...Из всех колен Израилевых,— говорит Библия,— расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа, Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу, Богу отцов своих. И укрепили они царство Иудино, и поддерживали Ровоама, сына Соломонова, три года; потому что ходили путем Давида и Соломона в сии три года» (2 Пар. 11:16,17).

Если бы Ровоам и дальше продолжал так действовать, это дало бы ему возможность в значительной степени исправить ошибки прошлого и, заслужив репутацию мудрого правителя, вернуть себе доверие народа. Но Священное Писание повествует нам грустную историю о Соломоновом преемнике, который не стал примером верности Иегове. Да, Ровоам был своевольный, само­надеянный, упрямый, зараженный идолопоклонством, однако, доверившись Богу, он смог бы выработать в себе волевой характер, непоколебимую веру и повиновение Божественным требованиям. Но время шло, а царь вполне положился на свою власть и вы­строенные им крепости. Постепенно он допустил, чтобы унас­ледованные им пороки поработили его, пока наконец полностью не перешел на сторону язычества. «Когда царство Ровоама утвер­дилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2 Пар. 12:1).

Какой печалью, каким значением исполнены слова: «и весь Израиль с ним»! Народ, избранный Богом быть светом для окружающих его народов, отвернулся от Источника своей силы и уподобился тем, в среде кого он жил. Как это было с Соломоном, так случилось и с Ровоамом — дурной пример окружающих повлиял на многих. И сегодня, в большей или меньшей степени, влияние того, кто поступает плохо, распространяется и на других. Каждый человек соответственно воздействует на свое окружение. Никто не погибает только сам в собственном нечестии. Жизнь каждого человека есть свет, озаряющий и ободряющий других, или же губительный мрак, несущий людям отчаяние и смерть. Своим примером мы ведем людей или к счастью и бессмертию, или же к горю и вечной смерти. Укрепляя в людях желание грешить или побуждая их к этому нашими поступками, мы становимся соучастниками их грехов.

Бог не позволил, чтобы отступничество иудейского царя осталось безнаказанным. «На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, — потому что они отступили от Господа, — с тысячью и двумя стами колесниц и с шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта... И взял укрепленные города в Иудее, и пришел к Иерусалиму.

Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставлю вас в руки Сусакиму» (2 Пар. 12:2—5).

Народ еще не до такой степени пал, чтобы не признать в этом судов Божьих. В потерях, причиненных вторжением Сусакима, они узнали руку Божью и на некоторое время смирились. «Пра­веден Господь!» — признали они.

«Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их, и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; однако же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным.

И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим, и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон. И сделал царь Ровоам, вместо них, щиты медные, и отдал их на руки началь­никам телохранителей, охранявших вход дома царского... И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа, и не погубил его до конца; притом и в Иудее было нечто доброе» (2 Пар. 12:6—12).

Но когда бедствие прекратилось и к народу вернулось благо­получие, многие забыли Бога и снова впали в идолопоклонство. Среди них оказался и сам Ровоам. Смирившись на время под давлением обстоятельств, Ровоам пренебрег полученным опытом и не изменил решительно своей жизни. Забыв урок, преподанный ему Богом, он вновь впал в грехи, которые навлекли кары Божьи на его народ. Спустя несколько бесславных лет, в течение которых царь делал «зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа», Ровоам почил «с отцами своими, и погребен в городе Давидовом. И воцарился Авия, сын его, вместо него» (2 Пар. 12:14,16).

С разделением царства в первые годы правления Ровоама солнце величия Израиля постепенно закатывалось, чтобы уже никогда не взойти в прежней славе. На протяжении всех после­дующих столетий престол Давида занимали мужи высокой морали и большого ума, под управлением которых благословение, покоящееся на иудейском народе, распространилось и на окру­жающие народы. Имя Иеговы было превознесено превыше имени всякого другого бога, и закон Его благоговейно почитался. Время от времени появлялись могущественные пророки, которые под­держивали царей и поощряли народ хранить верность Богу. Но вместе с воцарением Ровоама взошло и семя зла, и его никогда уже не удастся искоренить. И порой некогда избранный народ Божий падал так низко, что его осуждали даже язычники.

Однако, несмотря на испорченность тех, кто продолжал покло­няться идолам, Господь в Своем сострадании всеми силами стремился спасти разделившееся царство от окончательной гибели. Годы шли, и хотя казалось, что Его замысел относительно Израиля обречен на неудачу из-за действий людей, вдохнов­ленных слугами сатаны, но через пленение и освобождение избранного народа Бог все же явил Свои благие побуждения.

Разделением царства открылась только первая страница чудес­ной истории долготерпения Божьего и Его чуткой заботы о Его народе. Те, кто прошел суровые испытания, чтобы освободиться от укоренившегося в их душах зла, те, кого Бог желал очистить и сделать особенным народом, ревностным к добрым делам, должны были в конце концов признать: «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?»...Потому «и во всех царствах их нет подобного Тебе». «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» (Иер. 10:6,7,10).

Идолопоклонники наконец вынуждены были согласиться с тем, что их идолы бессильны возвысить и спасти душу. «...Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер. 10:11). Только оставаясь верным живому Богу, Творцу всего и Повелителю всей Вселенной, человек может найти покой и мир.

Перенося наказание Божье и раскаявшись, Израиль и Иуда восстановили свой завет с Иеговой, Богом их отцов, единодушно свидетельствуя: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим распростер небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это — совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его; имя Его — Господь Саваоф» (Иер. 10:12—16).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: