Содержание программы и методические рекомендации
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначен для учащихся 5-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 5-9 классы - 35 часов в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.
Планируемые результаты деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
· личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
· предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих умений:
· определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД.
· Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
· Проговаривать последовательность действий.
· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
· Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД.
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
· Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
· Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
· Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
· осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
· социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” учащиеся
должны знать:
· особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
· основы рационального питания;
· правила оказания первой помощи;
· способы сохранения и укрепление здоровья;
· основы развития познавательной сферы;
· свои права и права других людей;
· влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
· значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
· составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
· выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
· заботиться о своем здоровье;
· применять коммуникативные и презентационные навыки;
· оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
· находить выход из стрессовых ситуаций;
· принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
· адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
· отвечать за свои поступки;
· отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
2.2. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” учащиеся
смогут получить знания:
· значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
· правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
· названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
· наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
· упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
· контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
· основное содержание правил соревнований по баскетболу;
· жесты баскетбольного судьи;
· игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
могут научиться:
· соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях баскетболом;
· выполнять технические приёмы и тактические действия;
· контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях баскетболом;
· играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
· демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
· проводить судейство по баскетболу
Список литературы
1. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, - М.: Просвещение, 2013. -112с.: ил. -(Работаем по новым стандартам).
2. Баскетбол в школе. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 1976. 111 с. авт.:В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.
3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт. 2005. -112 с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
5. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. -61 с. - (Стандарты второго поколения).
6. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева. - Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. -480 с.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Передачи мяча | Использовать игру в баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в стоке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки прыжком и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой деятельности. Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину, анализировать правильность выполнения, находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в корзину. | ||
Перехваты мяча | |||
Броски мяча в кольцо | |||
Совершенствовать технику владения мячом. | |||
Двусторонняя учебная игра | |||
Групповые тактические действия в нападении, защите | |||
Командные тактические действия в нападении и защите | |||
Физическая подготовка в процессе занятия. | |||
Итого 35 часов. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечания |
Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста. | ||||
Ведение мяча со сменой ритма движения | ||||
Ведение мяча с изменением направления движения | ||||
Ведение мяча со всеми изученными действиями. | ||||
Передачи баскетбольного мяча на мести и в движении. | ||||
Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. | ||||
Передача мяча в движении приставным шагом. | ||||
Передача мяча в движении приставным шагом с сопротивлением. | ||||
Передачи мяча в игре. | ||||
Передачи мяча в игре. | ||||
Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения. | ||||
Индивидуальные действия в нападении с дриблингом. | ||||
Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | ||||
Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | ||||
Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | ||||
Индивидуальные действия в нападении в игре. | ||||
Индивидуальные действия в нападении в игре. | ||||
Индивидуальные действия в защите со сменой ритма движения. | ||||
Индивидуальные действия в защите против дриблинга. | ||||
Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | ||||
Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | ||||
Индивидуальные действия в защите против заслонов. | ||||
Индивидуальные действия в защите в игре. Зонная защита. | ||||
Индивидуальные действия в защите в игре. Личная защита. | ||||
Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок. | ||||
Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. | ||||
Броски мяча в корзину с двух шагов провой и левой рукой. | ||||
Броски мяча в корзину с остановкой на две ноги и обманными движениями. | ||||
Броски мяча в корзину после передач. Учебная игра. | ||||
Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. | ||||
Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. | ||||
Учебная игра. Личная защита. | ||||
Учебная игра. Личная защита. | ||||
Учебная игра. Личная защита. | ||||
Учебная игра. Личная защита. |