Технопарк был открыт в1988 году на базе Тасманского университета (University of Tasmania) и располагается на живописном берегу реки Дервент.
Площадь технопарка 5 га и он находится в 15 минутах езды от центра столицы штата и в 20 минутах от международного аэропорта. Технопарк специализируется в таких областях, как радиокоммуникации, дистанционное зондирование, электроника и экспортный маркетинг программного продукта. В технопарке насчитывается 20 резидентов-компаний и работает более 500 человек. Эти компании экспортируют свою продукцию в 46 стран мира. Среди этих компаний: AUSCOMP, Australian Employment Services, Edible art Tasmania, Environmental consultants international Pty Ltd, Biomass research and refining Ltd, Fiomarine industries Pty Ltd, Moonraker Australia Pty Ltd. Австралийскими региональными властями также предпринимались попытки создания и более крупных проектов (наукоградов), по своим параметрам приближающимся к американской Силиконовой долине. Однако эти попытки до настоящего времени так и не увенчались успехом.
Проект Силиконой долины в Сиднее (Silicon Valley in Sydney Project).
Правительство штата Новый Южный Уэльс в феврале 2008 года заявило о своих планах по выделению 557 млн. австр. долл. на создание "специальной экономической зоны" (Western Sydney Employment Lands) площадью в 10,0 тыс. га на западе Сиднея для целей развития индустрии информационных технологий, включая высокие технологии, ИТ и биомедицину. Как ожидается, проект позволит создать в Сиднее подобие австралийской силиконовой долины, в которой в течение 10 лет будет занято до 52,0 тыс. человек. За модель развития зоны взят пример Сингапура.
Предполагается, что резиденты этой зоны получат преференции при оплате отчислений в местный бюджет (снижение ставок земельной ренты и налога на заработную плату работников). Также будут построены новые скоростные дороги, связывающие эту зону с основными транспортными центрами города. Воодушевленные успехом американской Силиконовой долины, австралийские власти предпринимали попытки создания ее аналогов. Однако опыт их реализации показал, что в Австралии наиболее эффективным путем соединения научных достижений, передовых технологий, наноразработок и их практической реализации является образование технопарков, объединяющих в себе преимущества университетов и инновационных технологически ориентированных бизнес структур.
Общими чертами австралийских технопарков являются: размещение на значительной территории ранее существовавшего промышленного объекта (железнодорожное депо, выставочный центр и т.п.); сотрудничество с рядом расположенным высшем учебным заведением (университетом); незначительная удаленность от центра города; в качестве резидентов зачастую размещаются городские службы и государственные учреждения; наличие значительных площадей под проведение выставок, конференций, симпозиумов; участие в проектах бывших выпускников местных университетов.
Одной их причин успеха технопарков является более широкая специализация австралийской ИТ индустрии на внедрении и распространении существующих разработок и оказании ИТ услуг, чем на непосредственном создании принципиально новых разработок.
По мнению австралийских экспертов, основными условиями для успешного создания ИТ кластеров, особенно наукоградов, являются следующие:
- наличие значительных финансовых ресурсов;
- наличие крупного университета с развитой научно-исследовательской базой, являющегося центром местного образования;
- наличие свободных земельных площадей у университетов в районе, представляющем интерес для работы среднего класса профессионалов;
- наличие поддержки местных властей, выраженной в их политике по оказанию содействия развитию наукограда в большей степени, чем по отношению к приоритетам местного населения.
Из вышеперечисленных условий в Австралии в полной мере не удовлетворяется ни одно.
Федеральные власти или власти штатов не выделяют достаточно крупных сумм на развитие наукоградов. Частный капитал, как правило, приходит в успешно развивающийся бизнес, для запуска которого необходимы государственные инвестиции. Более того, крупные финансовые вливания в научно-исследовательские разработки по силам крупным корпорациям, в Австралии крупные фирмы - это, как правило, корпорации, штаб-квартиры которых размещены за границей, и вкладывать деньги в создание иностранных наукоградов они мало заинтересованы.
Австралийские университеты не обладают крупной научно-исследовательской базой, способной служить "магнитом" государственных и частных инвестиций в осуществляемые исследования.
Университеты также не имеют достаточно больших свободных земельных участков в центрах городов, обеспечивающих привлекательность для рабочей силы. У университетов, расположенных на окраинах городов, есть такие земельные возможности, но они сами недостаточно крупны, чтобы на их базе было возможно создать наукограды.
Австралийский опыт показал, что если университеты более ангажированы для использования своих возможностей для удовлетворения местных потребностей (например, для увеличения занятости местного населения, что зачастую является политикой местных властей), ожидать успешного решения задачи создания наукограда представляется маловероятным. В условиях Австралии (партийные лидеры заинтересованы в голосах местных избирателей, а потому их интересы превалируют) абстрагироваться от местных приоритетов бывает весьма затруднительно.
2.9 Япония О состоянии и перспективах развития инновационных кластеров В 2001 году в Японии Министерством экономики, торговли и промышленности (МЭТП) была принята государственная программа, в рамках которой было образовано 19 кластеров, основанных на тесном взаимодействии мелких и средних промышленных компаний и расположенных в тех же регионах научно-исследовательских организаций и университетских лабораторий. Результатом взаимодействия должно было стать создание в кластерах новых инновационных наукоемких предприятий и производств на основе внедрения перспективных технологий. В рамках программы правительство выделяло из госбюджета финансовые средства на развитие кластеров и стимулирование создания новых инновационных компаний в объеме около 500 млн. долларов в год. Аналогичную программу по созданию интеллектуальных кластеров, призванных генерировать экономически востребованные знания и технологии, развернуло с 2001 г. Министерство образования, науки и технологий Японии. Однако бессистемная государственная политика в отношении кластеров не привела к возникновению эффективной инновационной инфраструктуры, а вызвала лишь растрату бюджетных средств. Так, реальная государственная поддержка кластеров осуществлялась лишь в вопросах получения субсидий и научноисследовательских грантов, в то время как в вопросах подготовки и подбора кадров, взаимодействия с кредитно-финансовыми организациями, получения необходимой научно-технической и патентной информации, содействия в организации цикла производства новой продукции эффективность правительственной помощи была признана экспертами минимальной. Отмечалось отсутствие планирования количественных показателей научно-технической и промышленной деятельности кластеров, очень низкая компетенция менеджеров проектов, назначаемых правительством и призванных возглавлять инновационные процессы и координировать направления развития предприятий. Со стороны руководства ряда 64 производственных и научных предприятий в адрес правительства высказывались упреки в недостаточной поддержки инновационной деятельности, ограничивающейся в большинстве случаев лишь строительством инфраструктуры. В дополнение к этому специалисты отмечали иерархические традиции и психологию японского бизнеса, затрудняющую развитие открытых научнопромышленных структур, аналогичных европейским и американским. В результате большинство искусственно сформированных японских научно-промышленных кластеров не смогло выйти на уровень самоокупаемости, не оправдало вложенных в них государственных средств, и в результате мирового кризиса перепроизводства высокотехнологичной продукции было признано правительственной комиссией в конце 2009 г. бесперспективным и расформировано. Несмотря на то, что в 2010 г. правительство Японии сформулировало долгосрочную инновационную стратегию развития страны, в качестве ключевых отраслей которой были выбраны альтернативная энергетика и энергосбережение, по мнению японских экспертов, руководство страны в очередной раз ограничило стратегию лишь технологическими инновациями, оставив нерешенным вопрос развития венчурных, мелких и средних компаний, которые являются необходимым условием инновационной экономики. Существующая на сегодняшний день непродуманная государственная стратегия поддержки данных предприятий не содействует развитию наукоемкого сектора экономики. Объемы продаж существующих мелких и средних промышленных компаний не смогут увеличиться до докризисного уровня даже в случае «восстановления конъюнктуры рынка». В западных странах уже произошла смена парадигмы от «закрытых инноваций» (использование результатов только собственных НИОКР или НИОКР предприятийучредителей, что характерно для японских компаний) к «открытым инновациям» (коопераций большого количества компаний на горизонтальном уровне), позволяющим принципиально расширить использование интеллектуальной собственности. Именно эта новая парадигма остается совершенно неучтенной в новой японской стратегии развития. Государству, по мнению экспертов, необходимо поддерживать не отдельные высокотехнологичные предприятия, а 65 целые кластеры, формируя соответствующую инновационную инфраструктуру. В данную инфраструктуру должны входить университеты, НИИ, производственные компании, вспомогательные предприятия, консалтинговые компании-посредники. Именно подобные кластеры, как показывает западный опыт, имеют наибольший научно-технологический и промышленный потенциал, а также высокую международную конкурентоспособность. По оценке японских экспертов, в Японии отсутствуют объективные предпосылки для успешного самостоятельного развития региональных кластеров. Так, японские исследователи выделяют 15 факторов, необходимых для успешного развития кластера - компактность территории (возможность перемещения за время не более 30 минут на любое предприятие); -отсутствие инвестиционных альтернатив высокотехнологичным отраслям; - опора на уже существующий конкурентоспособный технологический потенциал местных промышленных предприятий и научных организаций; - существование предприятий-лидеров, способных возглавить инновационные процессы и консолидировать вокруг себя остальные организации в период формирования кластера; - наличие высокопрофессиональных специалистов мирового уровня; - конкретное взаимодействие между университетами, научноисследовательскими институтами и промышленными компаниями; - коммерческая эффективность создаваемых венчурных компаний; - сотрудничество новых венчурных компаний с ведущими корпорациями и университетами; - существование развитой вспомогательной инфраструктуры, в том числе финансовой, производственной и управленческой; - существование высокоэффективных координирующих организаций для университетов и предприятий; 66 - наличие высокоавторитетных лидеров, способных разработать уникальную региональную стратегию развития и привлечь высококлассных специалистов, в том числе из других стран; - взаимодействие с другими кластерами внутри региона; - осуществление стратегии инновационной рыночной экспансии с нацеленностью на мировой рынок; - корпоративное развитие и привлечение национального и зарубежного капитала за счет первичного размещения акций; - наличие высокой международной репутации. По мнению экспертов, в настоящее время у японских региональных инновационных кластеров отсутствует большинство из перечисленных условий успешного развития. Развитию кластеров в стране препятствуют низкая мобильность кадров и сосредоточенность исследовательской инфраструктуры в нескольких крупных мегаполисах, что ближе к условиям РФ и Франции, чем США. О взаимодействии Торгпредства с некоммерческими организациями в интересах модернизации российской экономики К настоящему времени Торгпредство поддерживает тесные связи с различными японскими некоммерческими организациями с целью оказания содействия модернизации российской экономики, а также поддержки российских инновационных компаний по выходу на японский рынок или закупке передового оборудования или технологий. Так, Торгпредство взаимодействует с японской некоммерческой ассоциацией «Skolkovo-Japan», ставящей своей задачей пропаганду идей инновационного кластера в РФ на территории Японии и организации российско-японского инновационного сотрудничества на его базе. Поддерживаются также контакты с профильными промышленными ассоциациями Японии, включая Ассоциацию станкостроения, автомобилестроения, робототехники, Форумом атомной промышленности и т.д. 67 Кроме того Торгпредство организовало тесное взаимодействие с одним из основных японских наукоградов в г. Цукуба. Так, в 2009 г. в Цукуба состоялся визит делегации «Роснано», а в 2010 г. была подготовлена программа визита Министра экономического развития Российской Федерации. Тесные рабочие отношения Торгпредства налажены с интеллектуальным кластером в Китакюсю.
2.3 Китай
Под «инновационным кластером» в Китае понимается механизм стратегического сотрудничества предприятий, исследовательских организаций, университетов, венчурных фондов и других посреднических структур, обеспечивающий синергетический эффект взаимной поддержки производства новых инновационных продуктов и услуг. В соответствии с концепцией Министерства науки и технологий КНР, обнародованной в 2001 г., создание инновационных кластеров в Китае должно осуществляться, прежде всего, за счет развития инновационного потенциала действующих промышленных кластеров на основе экономических успехов государственных зон технико-экономического развития и других льготных образований (технопарки, зоны высоких технологий и др.). В сентябре 2010 г. в Китае опубликован «Доклад об инновационном развитии промышленных кластеров Китая 2010-2011 гг.»1, подготовленный Институтом индустриальной экономики Академии общественных наук КI-ГР. Согласно документу, Китай находится в начальной стадии создания инновационных кластерных сообществ. Промышленные кластеры к настоящему моменту достигли высоких производственных результатов и играют значительную роль в индустриальном развитии регионов К1-ГР. На данном этапе перед китайской экономикой стоит задача преобразования «традиционных» промышленных кластеров в инновационные, которые должны обладать следующими отличительными особенностями: 1. В отличие от промышленных кластеров инновационные кластеры производят не только конкурентоспособную, но и радикально новую продукцию. 2. Инновационные кластеры призваны аккумулировать научный и производственный потенциалы различных предприятий и организаций для создания единой цепочки выпуска инновационной продукции. 2. Целью деятельности инновационных кластеров является не только создание производственной цепочки на базе традиционных связей и ресурсов, но и вхождение в глобальную сеть создания продуктов на основе применения новых технологических достижений. 3. Промышленным кластерам свойственна профильная ориентация при достаточно простом организационном устройстве, в то время как в инновационном кластере объединяющим моментом служит комфортный инновационный климат с многообразием форм сотрудничества его участников. 4. Инновационный кластер является главной точкой быстрого роста широкого спектра отраслей производства в окружающем его регионе. По мнению китайских ученых, в К1-IР преобладает т.н. «французская» концепция организации промышленных кластеров, основанная на бизнес- партнерстве при руководящей роли государства. В указанном докладе в качестве примеров успешных промышленных кластеров, находящихся в стадии преобразования в инновационные кластеры, называются следующие структуры: - промышленный кластер интегральных микросхем «Чжанцзян» в г. Шанхай; - промышленный кластер компьютерных программных продуктов в г. Чэнду провинции Сычуань; - промышленный кластер штамповочного производства в г. Хуанъянь провинции Чжэцзян; - промышленный кластер оборудования для рельсового транспорта в г. Чжучжоу провинции Хунань; - промышленный кластер полупроводников и осветительных приборов в г. Янчжоу провинции Цзянсу; - промышленный кластер новых металлов в г. Даньян провинции Цзянсу; - промышленный кластер обувной промышленности в г. Цзиньцзян в провинции Фуцзянь; - промышленный кластер запорной арматуры отопительных систем в уезде Юйхуань г. Тайчжоу провинции Чжэцзян; - промышленный кластер инженерно-строительной техники в г. Чанша провинции Хунань; - промышленный кластер комплектного машинотехнического оборудования в районе Теси г. Шэньян провинции Ляонин
. В качестве примера рассмотрим деятельность шанхайского кластера «Чжанцзян». Кластер образовался на базе Парка высоких технологий «Чжанцзян», учрежденного специальным решением Правительства КНР в 1992 г. Парк был организован на территории Зоны экономического развития Пудун (по льготам приравнена к специальной экономической зоне национального масштаба). Начальная площадь парка - 17 кв. км, в 1999 г. - 25 кв. км. Центральное правительство и мэрия Шанхая принимают активное организационное участие в деятельности парка. За период деятельности парка приняты 70 центральных и муниципальных нормативных актов, в том числе по вопросам учреждения управленческой компании «Чжанцзян», предоставления государственных субсидий, льготного налогообложения, трудовых ресурсов, регистрации резидентов и др. За период 1992-2007 гг. центральное правительство, мэрия Шанхая и администрация Нового района Пудун инвестировали в капитальное строительство на территории парка 15 млрд. долл. США. В 1999 г. по решению мэрии Шанхая экономическая деятельность парка была переориентирована на «3 главных стратегических направления»: интегральные схемы, компьютерное программное обеспечение, биофармацевтика. После принятия указанной установки экономическая результативность парка резко возросла. За 10-летний период (1999-2009 гг.) промышленное производство в парке выросло в 14 раз, суммарный доход — в 25 раз, собираемость налогов — в 51 раз. В настоящее время в парке работают 120 тыс. чел., инженерно-технический персонал составляет более 50% (3,4 тыс. докторов наук, 19 тыс, кандидатов наук, б тыс. сотрудников, прошедших обучение за рубежом). На территории парка действуют 11 производственных баз государственного уровня, 5380 резидентов (из них 306 предприятий, получивших льготный статус предприятия»2), 108 исследовательских организаций государственного и муниципального уровней. В настоящее время резиденты парка участвуют в 216 НИОКР по государственным заказам, в том числе по 129 разработкам в рамках национальной программы «863» (биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, техника освоения мирового океана), 17 проектам по госпрограмме «973» (фундаментальные исследования по линии Академии наук КНР) и 4 международным программам. За период деятельности парка поданы 9142 патентньих заявок, получены 2205 патентов. К 2008 г. суммарный объем производства достиг 39,8 млрд. юаней (около 5,6 млрд. долл., по курсу 1$=7 ю.), экспорт - 20,5 млрд. юаней (2,9 млрд. долл.). В докладе признается, что в рамках преобразования промышленных кластеров в полноценные инновационные структуры Китаю предстоит пройти сложный путь по организации масштабной подготовки научных кадров, улучшению качества отечественных НИОКР, совершенствованию механизма международного информационного обмена по инновационным достижениям. На прошедшей в марте 2011 г. очередной сессии ВСНП было особо отмечено увеличение доли ВВП Китая, расходуемой на образование и научные исследования. В 2010 г. на НИОКР из госбюджета КНР был предоставлен 141 млрд, долл. В результате Китай смог выйти на лидирующие позиции в международных рейтингах по регистрируемым патентам и научным публикациям. К 2015 г. доля расходов на науку должна составить 2,2% ВВП. В 2010 г. удельный вес вновь освоенных видов продукции в объеме валовой промышленной продукции КНР составил 9,94% (против 9,7% в 2009 г.). В высокотехнологичных отраслях доля вновь освоенных видов продукции составила 20,30% (против 19,96% в 2009 г.).
Приложение 1
|
Финляндия
Научно-техническая политика и инновационная деятельность
По данным Министерства занятости и экономики Финляндии (МЗЭ), в 2010 году инновационной политике и особенно проводимым национальными предприятиями приоритетным НИОКР в стране отводилась важная роль. Инновации и высокая добавленная стоимость при промышленном производстве, по мнению экспертов МЗЭ, являются стимулами экономического роста, центральными определяющими факторами успеха страны, ключевыми элементами повышения конкурентоспособности национальных компаний и государства в целом. В то же время, по результатам анализа инновационной системы страны, проведенного в 2009 году при непосредственном участии европейских экспертов, в целом подтвердившего высокий уровень ее развития, был отмечен и ряд недостатков. Было указано на нерациональное использование выделяемых на НИОКР бюджетных средств, низкий уровень притока зарубежных инвестиций, сложность управления существующей инновационной системой и недостаточную кооперацию с ведущими европейскими и мировыми научными центрами.
Руководством Ассоциации технологической промышленности Финляндии неоднократно высказывалось мнение о том, что стране нужно принять меры, с помощью которых будет увеличена эффективность использования знаний, умений и исследовательской деятельности при разработке новых товаров и услуг.
В настоящее время в инновационной сфере выделяется ряд основных областей:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
- лесопереработка;
- металлургия и машиностроение;
- биотехнология, медицина и здравоохранение;
- энергетика, энергоэффективность и энергосбережение;
- защита окружающей среды.
Основой инновационной политики в настоящее время является принятая в 2007 году правительственная шестилетняя программа OSKE (The Centre Expertise Program) по созданию системы управления инновационными процессами и развитию региональной специализации на базе 13 национальных и 21 региональных Центров инновационных экспертиз, вузов, научно-исследовательских центров (НИЦ), инновационных компаний. В соответствии с указанной программой в стране было создано 6 управляющих исследовательских компаний (Strategic Centres for Sciense Technology and Innovations - «SHOKs»), целью которых является аккумулирование инновационных научных идей и проведение исследований, направленных, прежде всего, на разработку и создание по заявленным приоритетным направлениям прикладных решений, которые могут быть воплощены в конкретную товар