Особенности организации проектной деятельности в ДОУ
Антуан де Сент-Экзюпери сказал:
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
- «Хочу всё познать», – говорит ребёнок.
– «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий
Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить как «Шесть П»
(схема проецируется на экране)
Шесть «П» проекта
Проблема (выбор темы)
Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
|
- ребёнок выносит проблему
-исходя из проблемы, формулируется тема проекта
-определяются цель и задачи
-выдвигается гипотеза
Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза начинается словами:
- предположим…
- допустим…
- возможно…
- что, если…
Проектирование или планирование проекта
Разработка плана действий по достижению цели
Способы разработки проектов:
· Системная паутинка по проекту
· «Модель трёх вопросов»
· Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
· Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Поиск информации
Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П» - портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.
Способы разработки проектов:
· Системная паутинка по проекту
· «Модель трёх вопросов»
· Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
· Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Таблица «Системная паутинка разработки проекта»
Познавательное развитие
ведущая деятельность:
формы:
Речевое развитие
ведущая деятельность:
формы:
Художественно-эстетическое развитие
ведущая деятельность:
|
формы:
Физичекое развитие
ведущая деятельность:
формы:
Социально-коммуникативное развитие
ведущая деятельность:
формы:
Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы:
Формы взаимодействия с семьей
и соц.партнерами
формы:
(таблица проецируется на экране)
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Метод активации правого полушария
Ментальные карты
(проецируется на экране)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
(примеры карт проецируются на экране)
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
|
1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
В своих книгах Тони Бьюзен дает ряд строгих рекомендаций, которых следует придерживаться для того, чтобы «сверхинтеллект» сработал.
- Я предлагаю с ними ознакомиться самостоятельно.
1. Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на собственную ментальную карту – значит, она удалась.
2. Ментальные карты должны быть индивидуальными. У каждого человека свой, особенный процесс мышления, поэтому и карта, которая отражает этот процесс, для каждого человека должна быть особенной.
3. Необходимо использовать как можно больше цветов. Чем ярче ментальная карта, тем мощнее будет ее эффект. Очень важно, чтобы ничего не сливалось и не путалось.
4. Слова необходимо записывать аккуратными печатными буквами. Ментальная карта создается не для того, чтобы разбираться в собственных каракулях, а для того, чтобы одним взглядом охватить полную и четкую систему проблемы.
5. Записывать слова нужно раздельно. Если склеивать слова, можно потерять множество ассоциаций, связанных с каждым из них, а вместе с ними и нестандартные решения.
6. Настоятельно рекомендуется использовать рисунки – чем больше, тем лучше. Рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен.
7. Не нужно пытаться рисовать привычную схему. Ментальная карта должна состоять из гибких, органичных веток. А слова должны быть записаны на самих ветках, а не быть вписанными во всевозможные овалы или прямоугольники, как это делается на стандартных схемах. Мы рисуем карту – а это совсем другое дело.
8. Очень важно постараться рационально использовать пространство ментальной карты, то есть равномерно распределить все ветки и слова, не склеивая их, но и не оставляя пустых мест.
9. Тони Бьюзен рекомендует рисовать ментальные карты горизонтально – по мнению создателя методики правого полушария, так их удобнее читать.
Методика Тони Бьюзена хороша тем, что она отражает все стороны мыслительного процесса. Для запоминания и вспоминания – это воссоздание существующей информации, а для творческого процесса – это создание новых образов и ассоциаций.
Благодаря выше названным способам (моделям) воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
В заключении хотелось бы сказать что, основное предназначение метода проектов, это предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI в., которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
От воспитателя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашей группе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
1.Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «педагогический проект». По большому счету педагогическим можно назвать любой проект, имеющий педагогические цели.
Однако здесь необходимо четко определиться, что есть проект педагогов и что такое детский проект.
Проект педагогов - это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия. Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
2.Участниками проекта чаще всего становятся одни и те же активные воспитанники. группы.
3. На этапе воплощения воспитателю трудно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей.
«А теперь мы будем делать то-то…»
А теперь мы сделаем вот так…»
4. Продукт проекта оказывается не востребованным.
5. Затягивание проекта по времени.
6.Организуя проектную деятельность, воспитатели забывают отражать в планах.