ЖАНРЫИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУССТВА.
Жанр (фр.- род, вид) – в теории изобразительного искусства область, ограниченная определенным кругом тем, предметов изображения.
Понятие жанра начало складываться в 15-16 веках, в связи с эволюцией искусства (разделение искусства на отдельные жанры). Определенные жанры искусства возникают в разные периоды исторического развития искусства, а целостная жанровая система складывается только к 19 веку. Изобразительному искусству (живописи, графике и скульптуре) присущи следующие жанры:
портрет – предметом изображения является человек (его разновидности: парадный, камерный, костюмированный, миниатюра, автопортрет; Леонардо да Винчи, Тициан, Рембрандт, П. Рубенс, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, О. Кипренский, А. Гугель и др.);
бытовой – отображение сюжетов из повседневной жизни человека (П. Брейгель Старший, Ж. Буше, Ж.О. Фрагонар, Ф. Гойя, А. Венецианов, В. Перов, А. Пластов, Е. Красовский и др.);
мифологический, посвящен событиям и героям, о которых рассказываю мифы древних героев (разновидности: историко-мифологический, сказочно-мифологический; С. Боттичелли, Рафаэль Санти, Д.Б. Тьеполо, Ж. Энгр, Ж.-Л. Давид, К. Брюллов, А. Иванов, М. Врубель, В. Васнецов, Н. Рерих);
исторический – отображает, исторические события, социально-значимые явления в истории (как разновидность – батальный (сцены битв); Э. Делакруа, А. Лосенко, В. Суриков, В. Верещагин, А. Дейнеко, И. Ахремчик);
пейзаж – предметом изображения является природа (разновидности: сельский, индустриальный, морской – марина, городской – ведута; Н. Пуссен, И. Левитан, А. Куинджи, И. Шишкин, И. Айвазовский, В. Бялыницкий-Бируля, В. Цвирко, С. Каткова, В. Кудревич. А. Кроль);
|
натюрморт – отображение предметов быта, цветов, плодов, дичи и т.д., окружающих человека (П. Клаас, В. Хеда, Ф. Снейдерс, П. Сезанн, И. Хруцкий, В. Жолток);
анималистический, посвящен изображению животных (Леонардо да Винчи, А. Дюрер, В. Ватагин, Е. Чарушин, В. Васнецов, Н. Поплавская, Е. Лось, Т. Березенская, В. Славук).
Теперь рассмотрим и дадим краткую характеристику видам неизобразительного прстранственного искусства.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - область искусства, направленная на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
Виды декоративно-прикладного искусства: *вышивка, *ткачество, *плетение из соломы, лазы, бересты,*резьба подереву, *художественная обработка металла (ковальство), *керамика (гончарство) *росписи по дереву, стеклу,ткани.
Средства художественной выразительности декоративно-прикладного искусства: форма, объем предмета;декор (стилизованный рисунок, орнамент); цвет;материал (фактура и текстура);композиция;ритм.
ДИЗАЙН— это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.
Научная основа дизайна – техническая эстетика
Виды дизайна: промышленный (орудия труда, механизмы, бытовая техника); архитектурный (строительство), ландшафтный; дизайн одежды, обуви, аксессуаров; арт-дизайн; дизайн среды (городской среды, интерьера, световой дизайн, дизайн церемоний, фитодизайн); графический дизайн (шрифты, полиграфия, товарные знаки, веб-дизайн, дизайн программы).
|
Выразительные средства дизайна: точка, линия, форма, масса, цвет; пропорции, фактура, объем, пространство.
СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
|
Готика – художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Возрождение (Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах.
Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
Кубизм – (фpaнц. cubisme, oтcube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвeпepвoйчeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмaocнoвывaлcянaдeфopмaции и paзлoжeниипpeдмeтoвнaгeoмeтpичecкиeплocкocти, плacтичecкoмcдвигeфopмы. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули ФернанЛеже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
Сюрреализм - течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям.
Абстракционизм - (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.