на тему «Волевой ресурс и его распределение»




ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Сибирский психологический журнал. 2018. № 67. С. 62-76

УДК 159.9 (045)

DOI: 10.17223/17267080/67/5

Ю.Т. Глазунов1, К.Р. Сидоров2

1 Гданьский политехнический университет (Гданьск, Польша) 2 Удмуртский государственный университет (Ижевск, Россия)

Волевой ресурс и его распределение

Обсуждается проблема ограниченности волевого ресурса. Рассматривается явление истощения силы воли. Задача работы - систематизация используемых в данной сфере понятий, а также выявление возможного метода рационального распределения волевого ресурса между основными и соподчиненными целями проекта. Вносится ясность в понятийный аппарат психологии воли. Так, воля определяется как способность индивида к сознательному регулированию собственной деятельности, направленному на преодоление препятствий, возникающих на пути достижения цели. Волеизъявление трактуется как единичный акт проявления воли в процессе преодоления возникшего на пути к достижению цели препятствия. Акт преодоления отдельно взятого препятствия обозначается как «работа волеизъявления», а мера значительности соответствующего поступка - как ее объем. Волевым ресурсом называется количественная мера возможности преодоления всех препятствий на пути к достижению цели. Это есть внутренняя энергия, предназначенная для совершения всех волеизъявлений в процессе достижения заданной цели. Последнее понятие приводит к единице волевого ресурса - одному джоулю. Благодаря этому возникает возможность измерения волевого ресурса. Уточняются свойство ограниченности волевого ресурса и вытекающие из этого особенности рационального его использования.

Ключевые слова: воля; волеизъявление; волевой ресурс; единица волевого ресурса; свойство ограниченности волевого ресурса; цели генеральные и промежуточные; дерево решений.

Введение

В психологической литературе последних лет появилось суждение об ограниченности волевого ресурса человека. Утверждается, что для достижения сформулированной цели человек «получает» конечное «количество воли», которое только и может быть израсходовано им в рамках «данного проекта». Подобно ограниченному запасу пищи использование волевого ресурса на каждом этапе деятельности приводит к его сокращению и даже исчерпанию [1]. В результате процедуры, связанные с достижением последующих целей, реализуются при меньшем количестве волевого ресурса.

В этом смысле использование воли напоминает действие наших мышц: длительное напряжение вызывает усталость. Аналогично этому часто повторяющиеся волевые акты ведут к сокращению волевого ресурса.

У субъекта появляется эмоциональный дискомфорт, обнаруживается тенденция к совершению ошибок. Это явление можно обозначить как истощение силы воли. Однако силу воли можно увеличивать за счет несложных упражнений подобно тому, как наращивается сила наших мышц. Разработка таких упражнений - актуальная задача практической психологии. Однако, чтобы ее реализовать, необходимо провести систематизацию используемых в данной сфере понятий, а также выявить возможный метод рационального распределения волевого ресурса между основными и соподчиненными целями проекта. Решению этой задачи и посвящается данная работа.

1. О волевом ресурсе в целом

Приступая к рассмотрению проблемы, необходимо определить само понятие волевого ресурса. Предварительно следует кратко остановиться на категории воли.

Мы рассматриваем волю как высший уровень произвольной регуляции человеческой активности, обеспечивающий преодоление трудностей в процессе целеполагания и достижения целей. Волевые действия всегда осознанны и ориентированы в будущее. Само же понятие воли мы определяем как способность индивида к сознательному регулированию собственной деятельности, направленному на преодоление препятствий, возникающих на пути достижения цели.

В понятии «деятельность» мы объединяем как ментальную работу целеполагания, так и физическую деятельность, направленную на реальное достижение цели. В отличие, например, от полевого поведения деятельность индивида произвольна, целенаправленна и с необходимостью предполагает регулирование. Волевая регуляция выражается через процедуры особого рода, называемые волеизъявлениями. Волеизъявление мы определяем как единичный акт проявления воли в процессе преодоления возникшего на пути к достижению цели препятствия. Волеизъявления обеспечивают человеческое призвание быть свободным и противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Они совершаются осознанно и протекают в обстановке психического напряжения, мобилизующего внутренние ресурсы человека. Эффект волеизъявления состоит в создании дополнительного мотива, служащего усилению основного мотива деятельности. Это мотив преодоления препятствия [2].

Волевым следует считать человека, способного создавать дополнительное побуждение к действию через изменение его смысловой стороны. Это относится как к инициации действия, так и к поддержанию силы, темпа, скорости, длительности работы, а также и к преодолению препятствий. Иначе говоря, волевая регуляция есть регуляция действия через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение или торможение [3].

Волеизъявление предполагает определенные действия, что, в свою очередь, требует мотивации. Поскольку все это протекает в напряженных

условиях связанной с препятствием неординарной ситуации, то каждое волеизъявление - это своего рода поступок.

Поскольку возникающие на пути к цели препятствия имеют разную значимость, различны по волевым затратам и сами волеизъявления. Действительно, одно дело удержаться от поедания конфеты, и совсем другое -встать между ребенком и разъяренной собакой. Меру значительности поступка, связанного с преодолением отдельно взятого препятствия, обычно называют силой волеизъявления.

Следует, однако, заметить, что понятие «сила волеизъявления» физике процедуры преодоления не отвечает. И вот почему. Преодоление препятствия - это процесс, требующий затрат времени и энергии. Говоря об энергии, мы имеем в виду ту ее часть, которая расходуется на мотивацию связанного с данным волеизъявлением поступка. Энергия мотивации поступков может быть большей или меньшей. И именно эта энергия превращается в работу мотивации. Чем значительнее препятствие, тем большей энергии требует создание мотива его преодоления и тем больше эквивалентная этой энергии работа. Именно поэтому «меру значительности поступка, связанного с преодолением отдельно взятого препятствия» следует называть не «силой волеизъявления», а «работой волеизъявления». Такая замена приводит психическое понятие волеизъявления в изученную сферу действия физической терминологии. Само волеизъявление получает единицу измерения. Это - единица измерения работы или энергии. В Международной системе единиц СИ - один джоуль (Дж). Одновременно в названии феномена исчезает излишняя здесь векторная сущность. Теперь все готово для дефиниции понятия волевого ресурса.

Волевым ресурсом (от франц. ressource - вспомогательное средство) мы назовем количественную меру возможности проявления волевых усилий для преодоления препятствий на пути достижения цели. Трудно не заметить сходства приведенного определения с понятием энергии как способности тела совершать работу. Как и энергия, волевой ресурс - величина скалярная. Энергия служит мерой движения и взаимодействия материи. Тому же в процессе преодоления препятствий служит и воля.

Волевой ресурс связан с внутренней энергий, предназначенной для совершения волеизъявлений. Этот факт открывает возможность для определения единицы волевого ресурса.

Волеизъявление обычно связывют с поступком, определяя поступок как единицу волеизъявления. Однако поступки также различны по своей значимости. В работе Ю.Т. Глазунова [4] введена и обоснована елиница измерения весомости поступка, названная автором один «пост». Если за единицу измерения весомости поступка принять 1 пост, то единичное волеизъявление можно определить как волевое усилие, необходимое для совершения поступка весомостью 1 пост. Назовем эту единицу 1 воль. Благодаря этому волевой ресурс становится измеримым.

Заметим, что само понятие волевого ресурса особой новизны не составляет. В зарубежной психологии ресурсный подход был разработан

Р. Баумейстером и его коллегами. Было выдвинуто предположение, что осуществляя волевые действия, субъект затрачивает определенное количество ограниченного ресурса, который по своим свойствам напоминает энергию. Эксперименты с выполнением самых разных заданий, требующих волевого контроля (подавление мыслей или импульсивного поведения, решение нерешаемой задачи, сопротивление искушению, удержание мышечного усилия), показали, что выполнение одного из заданий приводит к значительному снижению эффективности выполнения следующего. Вместе с тем отмечалось, что использование поощрения за выполнение второго задания позволяет повысить эффективность его выполнения [5].

Наличие ресурса - основное условие достижения любого результата, и поэтому данное понятие используется весьма широко. Мы выделяем административный ресурс, природный ресурс, вычислительный ресурс, технический, экономический, финансовый ресурс и т.п. В любом случае, вспоминая о ресурсе, мы имеем в виду количественную сторону указанной сущности. Это и позволяет условно разделять ресурсы на ограниченные (земля, время жизни) и неограниченные (воздух, солнечная энергия). В случае ограниченных ресурсов возникает задача наилучшего их распределения.

Ограничены, однако, не ресурсы, а наши способности овладеть ими. Поэтому следовало бы говорить не об ограниченности ресурса, а о его воз-обновляемости. Но и возобновляемость в нашем случае не до конца отражает существо дела. Если рассматривать волевой ресурс на длительном временном промежутке, то он, несомненно, возобновляем. Обычный отдых в какой-то мере уже способствует его восстановлению. Однако на коротком промежутке достаточно интенсивной деятельности при отсутствии взможности восстановления следует признать его ограниченность. Подтверждением этому может служить поведение людей, к которым применялись методы дознания «святой» инквизиции или «товарищей» из НКВД.

Можно заметить, что проблема ограниченности ресурса в психологии также не нова. Ситуация с волевым ресурсом складывается примерно так же, как в случае ограниченности ресурса внимания [2, 6-8].

Ограниченность делает психическую сущность яснее, а значит, доступнее для изучения. И если мы хотим исследовать использование волевого ресурса, то наиболее подходящей для этого представляется кратковременная интенсивно протекающая деятельность, именуемая поступком. Изучая поступок, мы показали, что он содержит все составляющие любой деятельности при интенсивно протекающей мотивации [4, 9, 10].

Ограниченность волевого ресурса выдвигает проблему целесообразного его распределения между основными и соподчиненными целями. Действительно, если природа позволила нам «добиваться» цели, то она не могла не создать и механизма разумного разделения волевого ресурса между целями главными и соподчиненными. Не претендуя на абсолютность нашей концепции, представим далее вариант возможного действия этого механизма.

2. Построение дерева целей

Цель является основой всей человеческой активности, поэтому рассмотрим это понятие несколько подробнее. Каждое действие человека основано на представлении о результате, называемом целью. В разговорном языке целью считается «то, к чему мы стремимся». Категория цели прошла длинный путь развития. Интерес к проблеме цели проявился уже в античности. В сочинении «О цели» Демокрит определяет ее как благое состояние духа, которое он называет также благосостоянием [11. С. 372]. В современной психологии, во многом благодаря учениям об интенциональных актах, апперцепции, детерминирующих тенденциях, антиципирующих схемах, идеомоторных актах и уровне притязаний, содержится богатый материал, относящийся к проблематике целеобразования [12]. В школе К. Левина [13], к примеру, накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по изучению не только уровня притязаний, но целеобразования вообще [14]. Высказывается необходимость включения анализа процессов целеобразования в число основных областей исследования когнитивной психологии, поскольку цель выступает как особая форма психического отражения [15]. В современной науке цель понимают как осознанный образ будущих результатов [12, 16], специализированные планы, в которых преследуется определенный исход [17], представление о желаемом будущем состоянии или итогах поведенческого акта [18]. Цель определяют также как системообразующую основу регуляции деятельности, главный критерий должного [19], закодированную в мозгу модель потребного будущего [20] или результат опережающего отражения [21].

Обобщая сказанное, мы определяем цель как полученный путем мышления идеальный результат, достижение которого обусловлено внутренней мотивацией мыслящего субъекта и для овеществления которого должны быть предприняты реальные действия [22]. Цель - это представление о предмете, который появится в будущем, однако произойдет это не само по себе (как, например, в природе), а благодаря деятельности человека.

Поставленная индивидом цель непосредственно часто недостижима. А это, как правило, значимая для него цель, которой он способен посвятить время, ресурсы и собственные силы. Такую цель мы назовем генеральной целью. Генеральная цель становится достижимой после осуществления целей промежуточных. В зависимости от возможности реализации промежуточные цели делятся на последовательные и параллельные. Так осуществляется структуризация целей, приводящая к появлению их иерархии.

Способом выражения такой иерархии служит дерево целей. Для его построения генеральная цель разворачивается в систему связанных между собой подцелей. Вместе со связями они создают направленный граф, имеющий п дуг и п + 1 вершину. От его структуры и происходит название «дерево». Разработка такого графа реализуется в соответствии с законами дедукции (т.е. в направлении от общего к частному). Благодаря этому цели

низших уровней конкретизируют вышестоящие задания и служат средством достижения целей высшего уровня.

Рассмотрим пример. Предположим, что юноша решил поступить на физический факультет университета. В определенный период времени это стало его генеральной целью. Обозначим ее как 50. Чтобы реализовать генеральную цель, ему необходимо достичь следующих промежуточных целей.

5ц: Подготовиться к вступительным испытаниям.

512: Подготовить необходимые для поступления документы.

513: Пройти вступительные испытания.

Ансамбль целей 511, 512, 513 появился благодаря раздроблению генеральной цели 50. Сами цели 511, 512, 513 составляют первый уровень дерева целей. Очевидно, что реализация всех этих целей означает одновременно и достижение цели 50.

Каждая из целей первого уровня также может быть детализирована. Цель 511 детализируется, например, следующим образом.

5211: Успешно сдать выпускные экзамены за среднюю школу.

5212: Сдать единый государственный экзамен по физике, математике и русскому языку.

Цель 512 имеет следующие подцели.

5221: Выбрать университет.

5222: Получить справку о здоровье и иные документы, необходимые для поступления в выбранный вуз.

Цель 513 разделяется на следующие подцели.

5231: Подать документы в приемную комиссию.

5232: Выдержать конкурс документов.

5233: Успешно пройти собеседование.

На рис. 1 показан результат декомпозиции цели 50 в форме фрагмента дерева целей. Цели 5211, 5212 актуализируют цель 511 и т.д.

Рис. 1. Графическое изображение дерева целей

На рис. 1 представлено два уровня дерева целей. Количество уровней в зависимости от характера решаемой проблемы может быть и большим. Несмотря на то, что процедура построения дерева целей имеет сугу-

бо творческий характер, существуют определенные правила, которых необходимо придерживаться на практике [22].

Очевидно, что не все представленные выше цели с точки зрения достижения генеральной цели равнозначны. Среди них имеются такие, которые заслуживают особого внимания, но есть и такие, которые вносят малый вклад в достижение генеральной цели. Как определить вклад каждой отдельной цели? Этому служит численная оценка целей, приводящая к определению их влияния на генеральную цель. Рассмотрим, в чем она состоит.

Построение дерева целей заканчивается выдвижением критериев относительной важности целей. Они служат оценке важности вклада каждой цели в достижение цели генеральной.

Критерий относительной важности целей Q - это стандарт, служащий оценке всех целей одного уровня дерева. Критерии формулируются ясно и однозначно. В их формулировках должны находить отражение проблемы, на решение которых направлена программа достижения генеральной цели. Поскольку разные уровни дерева имеют цели различного объема, то и критерии для каждого уровня должны быть свои. Система критериев распространяется на все цели одного уровня. Для каждого уровня может быть использовано произвольное число критериев Ql, Q2,..., Qm. Желательно, чтобы они были независимы и представляли своеобразную связку. Независимость означает, что требования каждого критерия ни полностью, ни даже частично не совпадают с содержанием других принадлежащих связке критериев. Тогда выполнение одного из критериев связки автоматически не приводит к уменьшению веса каких-либо иных ее критериев.

Для оценки первых двух уровней дерева, детализирующего генеральную цель «Поступить на физический факультет университета» (см. рис. 1), можно использовать, например, следующие критерии.

Первый уровень.

Ql: Создание возможностей для глубокого изучения материального мира.

Q2: Развитие интеллекта.

Q3: Исполнение мечты.

Второй уровень.

Q21: Реализация своих способностей.

Q22: Достижение самостоятельности.

Q23: Расширение возможностей выживания в современных условиях.

Формулировка целей и выдвижение критериев - процедуры взаимозависимые. Это означает, что критерии, включаемые в связку, должны согласовываться с объемом целей, представляющих один и тот же уровень дерева, и наоборот, проводя декомпозицию целей, следует учитывать их будущую оценку. Это гарантирует непрерывность дерева.

3. Оценка целей

После раскрытия всех целей необходимо разделить их на более и менее существенные. Разграничение касается в первую очередь целей

нижнего слоя, но и остальные уровни дерева тоже участвуют в оценке. Сама оценка нужна для сравнения целей по их значению и актуальности практической реализации.

Если речь идет о «значении» цели, то ее необходимо как-то «взвесить», определяя «вес» в числовой форме. Это позволит ранжировать цели, установить приоритеты выделения им волевого ресурса и необходимое для них его количество.

Упомянутое «взвешивание» основывается на экспертной оценке целей каждого уровня с помощью сформулированных ранее критериев. Результаты оценки заносятся в таблицу соответствия элементов уровня критериям целей (табл. 1).

Таблица содержит следующие параметры: I - номер уровня дерева целей; 8у - цель с номером 7; Qi - критерий с номером,, принадлежащий связке, состоящей из т критериев, принятых для оценки целей уровня I; ц, - вес критерия,; - коэффициент относительной важности цели 7 в обеспечении требований критерия Qг■; к- коэффициент относительной важности цели 7, расположенной на уровне I.

Заполнение таблицы начинается с определения весов критериев.

Т а б л и ц а 1

Таблица соответствия

Критерии Вес критерия Элементы уровня 1 (цели одного слоя)

81 8 2 8,- 8 п

Ql <0.2 91 92 «и «21 «12 «22 «1/ «2/ «2п

Q^ «1 «и «т

Qm цт «т1 «т2 «тп

Коэффициенты относительной важности к11 к2 к'п

Вес ц критерия Q - это выраженный в числовой форме ответ на вопрос: «Каково значение данного критерия среди всех т критериев связки, характеризующей уровень /?» Устанавливая веса критериев, эксперт руководствуется условием нормирования:

т

Е ц = 1. (1)

1=1

Условие означает, что суммарный вес критериев всей связки равняется единице. После установления весов определяются коэффициенты важности целей «у рассматриваемого уровня в удовлетворении каждого критерия.

Коэффициент важности «у цели 87 в обеспечении требований критерия Qi показывает значение вклада достижения цели 87 в удовлетворение

требований критерия Qi на рассматриваемом уровне. С точки зрения данного критерия этот коэффициент обеспечивает относительную оценку цели среди всех других целей уровня. Это выраженный в числовой форме ответ на вопрос: «Насколько важна рассматриваемая цель по сравнению с остальными п целями данного уровня?» При заполнении каждой строки таблицы соответствия (см. табл. 1) эксперт также руководствуется условием нормирования:

= 1 0 = 1, 2,..., т). (2)

1=1

Условия (1) и (2) обеспечивают стереотипность мнений экспертов при решении вопроса о том, какой вклад вносит достижение каждой из п целей в обеспечение каждого из т критериев одного уровня.

Представленные в табл. 1 значения коэффициентов создают числовую матрицу из т строк и п столбцов. Эта матрица называется матрицей соответствия. После определения элементов Sij (/ = 1, 2,..., т, ] = 1, 2,..., п) начинается ее обработка. Результатом обработки выступают коэффициенты относительной важности целей.

Коэффициент относительной важности к] цели Б] уровня I определяет значение вклада достижения цели в обеспечение всех критериев уровня I. Он находится по формуле:

т

к1 =Х ^ 0 = 1 2 п). (3)

1=1

Величина к] свидетельствует о месте цели среди всех целей своего уровня: чем выше этот коэффициент, тем важнее достижение данной цели. Этот коэффициент позволяет оценить важность цели среди других п целей уровня I, рассматривая все их в горизонтальном направлении, т.е. как совокупность элементов, не связанных единой подчиняющей целью.

В качестве примера проведем расчет коэффициентов относительной важности дерева целей рассмотренного выше мероприятия по поступлению в университет. Для этого мы несколько модифицируем ситуацию, приближая ее по возможности к поступку. Предположим, что мысль поступать именно на физический факультет университета пришла субъекту сразу по окончании школы. В этом случае для исследования у нас остаются только цели первого уровня. Результаты оценки критериев целей приведены в табл. 2.

Коэффициенты относительной важности рассчитаны по формуле (3) следующим образом:

- подготовиться к вступительным испытаниям

к} = 0,5 • 0,7 + 0,3 • 0,8 + 0,2 • 0,6 = 0,71;

- подготовить необходимые для поступления документы

к1 = 0,5 • 0,1 + 0,3 • 0,1 + 0,2 • 0,1 = 0,10;

- пройти вступительные испытания

к1 = 0,5 • 0,2 + 0,3 • 0,1 + 0,2 • 0,3 = 0,19.

Т а б л и ц а 2

Соответствие элементов первого уровня дерева целей, отражающих поступление субъекта на физический факультет, своим критериям

Критерий Вес критерия Цели первого уровня

811: Подготовиться к вступительным испытаниям 812: Подготовить документы 813: Пройти испытания

Q1: Создание возможностей для глубокого изучения материального мира 0,5 0,7 0,1 0,2

Q2: Развитие интеллекта 0,3 0,8 0,1 0,1

Q3: Исполнение мечты 0,2 0,6 0,1 0,3

Коэффициент относительной важности 0,71 0,10 0,19

Результаты показывают, что для достижения генеральной цели наибольшее значение имеет готовность к вступительным испытаниям.

4. Распределение волевого ресурса

Приступая к данному этапу исследований, предположим, что достижение наиболее значимых целей сопряжено и с наибольшими трудностями. Преодоление таковых требует адекватного количества волевого ресурса.

Основная задача дальнейших расчетов состоит в получении так называемых общих коэффициентов важности. Общий коэффициент важности К цели 87 уровня I характеризует важность вклада цели 8;, лежащей на уровне I, в достижение генеральной цели. Этот коэффициент получается умножением всех коэффициентов относительной важности вдоль единой ветви дерева от уровня, на котором находится рассматриваемая цель, до генеральной цели:

К) = к) • к'"1 •... • к/_1 • к0, (4)

где I - уровень, которому принадлежит рассматриваемая цель 8; к - коэффициент относительной важности цели 8;- уровня); к0 = 1 - коэффициент относительной важности генеральной цели. Через к[ 1 • к^ 2 •... • к)__1 обозначены коэффициенты относительной важности подчиняющих целей всех уровней.

Общий коэффициент важности цели к горизонтальной оценке значимости добавляет вертикальную оценку, учитывающую требования всех целей той ветви дерева, на которой лежит рассматриваемая цель.

Последняя процедура превращает дерево целей в дерево решений. Дерево решений - это дерево целей, оснащенное численными показателями.

Теперь предположим, что для достижения генеральной цели организм «предназначил» некоторую величину волевого ресурса Я, которая должна распределиться между промежуточными целями. Обратимся к дереву решений.

Общие коэффициенты важности К] целей связывают количество ресурса Я с ресурсами Я], предназначенными для достижения каждой отдельной цели 8], расположенной на уровне I. Эта связь описывается простой формулой вида:

Я] = Я • К1 (] = 1,2,..., п). (5)

Выражение (5) позволяет решать две противоположные задачи. Первая задача состоит в упомянутом выше разделении заданной величины волевого ресурса Я между всеми целям уровня I. Вторая задача состоит в косвенном определении всего объема волевого ресурса Я тогда, когда

известны волевые затраты Як на реализацию хотя бы одной цели 8к произвольного уровня I. Волевые затраты для всей программы определяются по формуле:

Я

я=4. (6)

Кк

Применение формулы (5) позволяет далее находить волевые затраты на реализацию всех остальных целей.

Вернемся к нашему примеру. Поскольку у нас имеется только первый уровень дерева решений, то согласно формуле (4) общие коэффициенты важности должны совпадать с коэффициентами относительной важности, т.е.

К1 = к1 = 0,71, К1 = к1 = 0,10, К = кз = 0,19. Если Я - общее количество волевого ресурса, выделенное для поступления индивида на физический факультет университета, то для отдельных целей первого уровня согласно выражению (5) предназначается следующее его количество:

Я1 = 0,71 Я, Я1 = 0,10Я, Я] = 0,19Я.

Согласно проведенным расчетам наибольшую часть волевого ресурса (0,71 Я) получает цель перврго уровня «Готовноть к вступительным испытаниям».

Заключение

Мы показали, что понятие волевого ресурса тесно связано с внутренней энергией организма, предназначенной им на преодоление препятствий, возникающих на пути достижения цели. Энергия организма воспол-нима. Следовательно, в общем случае восполним и волевой ресурс. Однако в рамках быстро протекающей деятельности, разворачивающейся на коротком промежутке времени, восполнимость энергии затруднительна. Это и позволяет говорить об ограниченности волевого ресурса при совершении поступка. Но поступок - сложное явление, в рамках которого могут появляться главные и подчиненные цели. Поэтому возникает вопрос о том, реализация какого рода технологии может обеспечить рациональное распределение волевого запаса между неравнозначными целями одного и того же «проекта». Решению этой задачи может служить действие механизма воле-

вого распределения, подобного по своему эффекту использованию дерева решений.

 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/volevoy-resurs-i-ego-raspredelenie



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: