Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Исходя из уровня родительской мотивации,
можно выделить основные принципы организации работы с данной категорией родителей:
• дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень дефектологических представлений и знаний;
• наличие обратной связи со стороны родителей;
• приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения.
Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности индивидуальное консультирование.
Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы.
Задача первого этапа - создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. Содержание беседы определяется задачами этапа.
В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка.
Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе преследуется несколько целей:
• подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза;
• разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы;
• обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
• планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия.
Методически оправдано каждое утверждение о несостоятельности ребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретными фактами демонстрационного характера, ярко отражающими особенности нарушений развития ребенка.
В ходе коррекционной работы с детьми в условиях специализированного дошкольного учреждения индивидуальное консультирование родителей не теряет своей значимости на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
На этапе собственно коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования.
Основными задачами на данном этапе выступают:
1) формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний и представлений;
2) привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активных участников коррекционного процесса.
Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболее эффективными оказались следующие:
1) совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
2) анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
3) индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика).
Важным условием работы с родителями, дети которых имеют отклонения в развитии, является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка форму обучения. Своевременное разъяснение родителям положения о том, что преодоление или компенсация имеющихся трудностей не должны осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка, может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих неблагоприятные последствия для ребенка (например, сосредоточение всех усилий дошкольника на обучении чтению и письму в ущерб игровой деятельности). Наибольшее значение это положение приобретает в работе с родителями со вторым типом низкой мотивации. Крайне важно сформировать у родителей правильное представление о критериях готовности к школьному обучению, ориентируя их на формирование психологической готовности к школе.
Индивидуальное консультирование родителей со средним и высоким уровнем мотивации может осуществляться по тем же принципам, но при некотором реструктурировании этапов с учетом уровня мотивации.
Наряду с индивидуальными формами желательной является групповая форма работы с родителями.
Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
Выбор групповых форм воздействия определялся рядом общих принципов организации этого вида работы, включавшим:
• учет степени готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы в родительской группе;
• учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой работы;
• возможность работы с родительскими группами, разноуровневыми в плане родительской мотивации.
Исходя из этих принципов, сроки начала работы с родительскими группами (однородными по составу) вариативны и определяются степенью готовности к сотрудничеству. Так, групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована со второй половины учебного года, так как изменение их внутренней позиции, осознание их участия в коррекционном процессе происходит только тогда, когда ребенок демонстрирует определенные успехи в результате направленной систематической работы с ним. Это происходит не раньше чем через полгода, учитывая длительность адаптационного периода таких детей.
При условии готовности к взаимодействию работа с родительскими группами начинается с начала учебного года.
В работе с каждой группой родителей реализуются собственные цели и задачи, которые и определяют тематику и формы работы. Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают:
• активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через формирование у них адекватной оценки психического развития своего ребенка;
• изменение родительской позиции и отношения к ребенку и вооружение родителей соответствующими способами коммуникации;
• обучение родителей элементарным приемам дефектологической практики с целью повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям.
Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы: тематические консультации; семинары-практикумы; групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.
Предлагается ряд групповых тематических консультаций на учебный год:
• причины отставания ребенка в развитии;
• особенности психофизического развития дошкольника;
• проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощь родителям;
• формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
• нарушение поведения детей дошкольного возраста и возможности его коррекции;
• эмоциональное развитие дошкольников;
• психология семейных отношений;
• профилактика детских неврозов;
• готовность ребенка к школе.
Активные формы работы представлены семинарами-практикумами при действенном участии родителей. Тематика семинаров-практикумов взаимосвязана с таковой групповых консультаций и способствует овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками:
1) внимательное отношение (навыки наблюдения за развитием ребенка);
2) значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения;
3) помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика);
4) развивающие игры в коррекционной работе с детьми;
5) грамматика общения;
6) коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики;
7) психологический практикум по профилактике детских неврозов;
8) формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму;
9) формирование пространственных представлений у детей средствами изодеятельности.
Такой вид работы, как групповые собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей.
Для групповой работы с родителями с более высоким уровнем мотивации дополнительно может быть предложена следующая тематика консультаций:
1) ознакомление с окружающим и развитие речи;
2) значение развития мелкой моторики рук для развития речи детей;
3) обучение детей сравнению предметов и сравнительному их описанию как путь развития мышления;
4) половозрастная идентификация как фактор психического развития ребенка;
5) проблема подготовки к школе. Предлагаются также соответствующие семинары-практикумы:
• развитие пространственных и временных представлений у детей в период подготовки их к школе;
• обучение детей связной речи с использованием графических схем;
• пальчиковый театр на руках детей и родителей;
• формирование половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста;
• обучение детей чтению через овладение звуко-буквенным анализом слова. Состав родительских групп может быть как однородным в плане родительской мотивации, так и разнородным, когда в работе группы родителей с низким уровнем мотивации участвуют таковые с высоким уровнем, выполняя роль интегрирующего звена между участниками коррекционного взаимодействия.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в некоторых случаях ЗПР усугубляется неблагоприятным социальным статусом семьи. С другой стороны, нами отмечено большое значение семьи в преодолении ЗПР. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией и развитием различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагополучных же семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется. В связи с этим система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению ЗПР.
Только учет взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в механизме формирования нарушений психического развития позволяет наметить наиболее эффективные пути компенсации этих нарушений.
4. Список литературы:
1. Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений [Текст]// Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. – С. 256 – 288.
2. Краснокутская, Е. М.Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. М. Краснокутская// Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 42-47.
3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб.пособие для студентов сред. пед. Заведений / Б.П. пузанов[и др.]; Под ред. Б.П.Пузанова.- М.:Издательский центр «Академия», 1998.-144с.
4. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. селиверстова.-М: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 408с.
5. Мимикина, А. А. Мама - первый логопед [Текст] / А. А. Мимикина// Логопед в детском саду. - 2008. - № 8. - С. 57-61.
6. Ткачева, В. В. Из опыта оказания психологической помощи семье ребенка с речевыми нарушениями [Текст] / В. В. Ткачева, Е. Л. Порошкова// Специальная психология. - 2008. - № 3. - С. 15-24.
7. Рыскина, В. Л. Особенности диалога взрослого и ребенка в зеркале ролевой игры [Текст] / В. Л. Рыскин// Логопед в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 24-30.
8. Рыскина, В. Л. Особенности диалога взрослого и ребенка в зеркале ролевой игры [Текст] / В. Л. Рыскин// Логопед в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 24-30.