Основные законы композиции:
- закон целостности
Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
- закон контрастов
- световой (светлое - темное);
- цветовой (красное - синее). психологический (веселый - грустный);
- физического состояния (покоя и движения);
- положения в пространстве (вертикальное - горизонтальное);
- части и целого;
- фона и предмета
- закон новизны
Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям.
- закон подчиненности закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом.
|
Кроме названных при создании произведения учитываются законы устойчивости, равновесия, меры, гармоничной константы (закон золотого сечения).
Изобразительными средствами искусства являются цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость и пр.
Цвет - художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Цвет выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит. Цвет может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа.
Линию безусловно можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках и эскизах композиций. Линия строит форму в пропорциях и в перспективе, изменяется по своей толщине и силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер в движение всей формы, ее пропорции и т. д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявлять пластические качества формы.
Тональное пятно. Оно определяется шириной штрихов и светлых промежутков между ними, свойствами графического материала и техникой нанесения его на изобразительную плоскость. В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, а затем уже уточняется контур формы.
|
Светотень применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и цельность композиции.
Композиция - строение художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.
Фактура — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре.
Симметрия — одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма предмета (зданий, машин, станков, бытовых приборов и т. п.) или композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.