Терминологический словарь




Аттестация – определение квалификации педагога.

Государственный образовательный стандарт – совокупность знаний, умений и навыков, необходимая и достаточная для достижения целей образования, оптимальный минимум содержания образования.

Децентрализация управления – процесс передачи делегирования управленческих функций местным органам самоуправления.

Диагностика – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов.

Диверсификация образовательных учреждений – одновременное развитие различных типов учебных заведений.

Единоначалие – единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.

Инновационный процесс школы – это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждый из которых может также пониматься как отдельный, частный инновационный процесс.

Информационная потребность – это форма отношения специалиста к определенной информации, которая квалифицируется как "необходимая" для решения поставленной задачи.

Информация – сведения о состоянии системы и окружающей среды, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Квалификация – степень пригодности человека к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.

Климат социально-психологический – это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).

Коллегиальность в управлении – процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.

Контроль – процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Менеджмент (англ. вар.) – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица; (нем. вар) – Вернер Зигерт и Лючия Ланг включают в это понятие методы и тактику управления предприятием, "самоуправление", "саморегуляция" – менеджмент – это "такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональным путем"; (амер. вар.) – известный американский теоретик менеджмента П. Друкер – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилию эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.

Метод управления – это способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности.

Нововведение (инновации) – это процесс введения в систему внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его "доставки" в нужную точку обновляемой системы.

Новые информационные технологии – это системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств анализа и обработки информации, осуществления коммуникаций.

Нормы оценивания (по определению А.М. Моисеева) – абстрактная модель взаимодействия элементов: требования, разномасштабные планы, ориентиры функционирования и развития школы.

Организационная структура управления – совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

Организация деятельности – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.

Педагогическая система – социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию окружающей действительности.

Педагогический коллектив – это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства.

Планирование – принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.

Принцип – основа, руководящая идея.

Принципы управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Прогнозирование (греч. " знание ") – разновидность научного предвидения.

Прогноз – вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выделении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных результатов.

Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Развитие (философ. понимание) – закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необходимое и направленное.

Разгосударствление системы образования – создание негосударственных учебных заведений.

Рецензия – критический анализ и оценка какого-либо научного или художественного произведения.

Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.

Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Системный подход – методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.

Стандарт контроля (по определению Г.А. Стрюкова) нормативные требования к объекту (школе в целом или ее отдельному элементу), заявленные в форме, которая позволяет проверить соответствие объекта этим требованиям.

Стратегия управления – искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.

Стресс – состояние эмоционального и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Стрессор – фактор, вызывающий напряженное состояние.

Управление – целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление стабилизации оптимального функционирования и обязательного развития школы.

Управление – функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Управление педагогическими системами – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.

Управленческая информация – информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.

Управленческое решение (планы, приказы) – это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.

Формы организации управлением – подбор и расстановка кадров, координация деятельности педагогов, родителей, учащихся.

Функции управления – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.

Централизация управления – управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.

Эклектика – неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.

Экспертиза – рассмотрение вопроса специалистами (экспертами) с целью вынесения заключения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: