Аттестация – определение квалификации педагога.
Государственный образовательный стандарт – совокупность знаний, умений и навыков, необходимая и достаточная для достижения целей образования, оптимальный минимум содержания образования.
Децентрализация управления – процесс передачи делегирования управленческих функций местным органам самоуправления.
Диагностика – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов.
Диверсификация образовательных учреждений – одновременное развитие различных типов учебных заведений.
Единоначалие – единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.
Инновационный процесс школы – это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждый из которых может также пониматься как отдельный, частный инновационный процесс.
Информационная потребность – это форма отношения специалиста к определенной информации, которая квалифицируется как "необходимая" для решения поставленной задачи.
Информация – сведения о состоянии системы и окружающей среды, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Квалификация – степень пригодности человека к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.
Климат социально-психологический – это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).
Коллегиальность в управлении – процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.
|
Контроль – процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Менеджмент (англ. вар.) – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица; (нем. вар) – Вернер Зигерт и Лючия Ланг включают в это понятие методы и тактику управления предприятием, "самоуправление", "саморегуляция" – менеджмент – это "такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональным путем"; (амер. вар.) – известный американский теоретик менеджмента П. Друкер – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилию эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.
Метод управления – это способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности.
|
Нововведение (инновации) – это процесс введения в систему внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его "доставки" в нужную точку обновляемой системы.
Новые информационные технологии – это системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств анализа и обработки информации, осуществления коммуникаций.
Нормы оценивания (по определению А.М. Моисеева) – абстрактная модель взаимодействия элементов: требования, разномасштабные планы, ориентиры функционирования и развития школы.
Организационная структура управления – совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.
Организация деятельности – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.
Педагогическая система – социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию окружающей действительности.
Педагогический коллектив – это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства.
|
Планирование – принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.
Принцип – основа, руководящая идея.
Принципы управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Прогнозирование (греч. " знание ") – разновидность научного предвидения.
Прогноз – вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выделении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных результатов.
Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Развитие (философ. понимание) – закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необходимое и направленное.
Разгосударствление системы образования – создание негосударственных учебных заведений.
Рецензия – критический анализ и оценка какого-либо научного или художественного произведения.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.
Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.
Системный подход – методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.
Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.
Стандарт контроля (по определению Г.А. Стрюкова) нормативные требования к объекту (школе в целом или ее отдельному элементу), заявленные в форме, которая позволяет проверить соответствие объекта этим требованиям.
Стратегия управления – искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.
Стресс – состояние эмоционального и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Стрессор – фактор, вызывающий напряженное состояние.
Управление – целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление стабилизации оптимального функционирования и обязательного развития школы.
Управление – функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Управление педагогическими системами – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.
Управленческая информация – информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.
Управленческое решение (планы, приказы) – это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.
Формы организации управлением – подбор и расстановка кадров, координация деятельности педагогов, родителей, учащихся.
Функции управления – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.
Централизация управления – управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.
Эклектика – неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.
Экспертиза – рассмотрение вопроса специалистами (экспертами) с целью вынесения заключения.