П/з№6. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.




Задание выполняем в тетрадях для П.З.

Лекция

Уже в середине XX в. стало очевидным, что в развитии общества возникли проблемы, ко-торые, если они не будут решены при участии всех стран мира, грозят гибелью цивилиза-ции на Земле. Их назвали глобальными проблемами современности. На рубеже XX —XXI вв. к ранее известным проблемам прибавились новые угрозы человечеству. Они свя-заны с процессом глобализации. Ученые, государственные деятели ищут пути решения всех этих проблем. Однако XXI век бросает вызов не только интеллектуалам и политикам, а всем живущим на Земле. Необходимо объединение усилий всех государств, всех наро-дов,общественных организаций и движений, всех людей, чтобы совместными усилиями отвести существующие угрозы человеческому обществу. Какие проблемы требуют решения? Какие возможности для этого существуют? Экологические проблемы. За годы учебы вы уже знакомились с ними на уроках географии, биологии, истории, обществознания. Вспомните: в чем состоят эти проблемы? Каковы пути их решения? Надеемся, что у вас достаточно знаний, чтобы самостоятельно оценить значение этих проблем и определить способы их преодоления. Угроза термоядерной войны. Хотя военное противостояние двух мировых систем, о котором вы знаете из курса истории, ушло в прошлое и осуществлены меры по ограничению запасов ядерного оружия, оставшиеся арсеналы такого оружия достаточны для того, чтобы уничтожить все живое на Земле. Особенно опасна возможность создания ядерного оружия в странах, где у власти находятся агрессивные силы, склонные к авантюризму во внешней политике. Даже локальный ядерный конфликт гро-зит тяжелейшими последствиями для обширных территорий. Поэтому важнейшей проблемой является создание безъядерного ненасильственного мира, решение международных конфликтов не военными, а политическими средствами. Это необходимое условие сохра-нения жизни на нашей планете. Международный терроризм. В конце XX — начале XXI в. значительно усилилась опасность террористической деятельности. Она не ограничивается теперь акциями отдельных групп террористов, а осуществляется система-тически крупными организациями международного масштаба, охватывает целые страны, обширные регионы. Возросла степень тяжести последствий террористических актов. Ес-ли ранее жертвами террора становились отдельные лица, почему-либо ненавистные террористам, то ныне тысячи и десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Особую опасность представляет возможность получения террористическими организациями оружия массового поражения _ ядерных боеприпасов, химических отравляю-щих веществ, биологических средств заражения смертельными болезнями. Такое оружие позволило бы им терроризировать целые государства и их правительства. Борьба с терроризмом требует объединения усилий мирового сообщества, устранения причин, порождающих террористическую деятельность, активизации защитной функции государств. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира». Сотни миллионов людей в этих странах живут в условиях, которые отдалены от условий жизни в развитых странах столетиями экономического и социального прогресса. (Вспомните сведения, полученные об этом в курсе географии.) Население высокоразвитых стран («золо-той миллиард») потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как пятая часть жителей Земли, проживающая в беднейших странах, — лишь 1,5% этого продукта. Ликвидация разрыва экономического и культурного развития между развитыми странами и развивающимся миром, голода, нищеты и неграмотности, в условиях которого существу-ют сотни миллионов людей, одна из тяжелых проблем, доставшихся в наследство от XX века. Социально_демографические проблемы. Они связаны прежде всего с увеличением темпов роста народонаселения мира («демографическим взрывом») за счет развивающих-ся стран. Это одна из причин массовых бедствий, голода, болезней, отсутствия нормального жилья, неграмотности, безработицы в этой зоне мира. Одновременно имеет место де-мографический кризис в экономически развитых странах из_за падения в них рождаемос-ти ниже уровня, необходимого для смены поколений и сохранения численности населе-ния. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Множество вопросов ставит перед человечеством СПИД. Эта болезнь, как считают ученые,грозит унести больше жизней, чем чума в средневековой Европе. Она не знает границ, и никому ее не удается остановить. Государства должны принимать меры, призван-ные оградить от заражения этой болезнью от уже инфицированных других людей. Необ-ходимо искать средства для оплаты дорогостоящих лекарств, которые нужны для лечения больныхСПИДом. Появляются новые виды микроорганизмов, способных вызвать эпидемии опасных болезней,таких, как, например, атипичная пневмония, птичий грипп и т. п. Нередко не удается установить причины их возникновения. Высказываются предположения о возможности непредсказуемых мутаций существующих возбудителей болезней, следствием которых становятся их ранее неизвестные опасные свойства. Требуются согласо-ванные действия мирового сообщества, чтобы противостоять этим опасностям. Пробле-ма предотвращения опасных последствий научно_технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству. Специалисты говорят о зловещих возможностях генной инженерии. Не просчитаны вероятные последствия клонирования животных, тем более людей. Высказываются опасения возможного использования научно­ технических достижений для установления тотального контроля и управления поведением людей. Большую опасность представляют преступления с использованием информационных технологий. Компьютерные вирусы, запущенные в мировую сеть, могут нанести огромный ущерб, угрожают экономической, военной, информационной безопасности. Необходимо предвидеть отрицательные последствия научно_технического прогресса, направ-лять его на благо общества и человека. Опасность масштабных аварий в промышлен-ности, энергетике, на транспорте. Чернобыльская катастрофа показала, что последствия аварий на ядерных объектах могут выйти далеко за пределы национальных границ. Число жертв достигает высокого уровня. Возрастает значение мер по обеспечению безопаснос ти ядерных объектов. Необходим контроль безопасности химических производств, магистральных линий электропередачи, нефтепроводов. Угрозы культуре, духовному разви-тию человека. Современная наука отмечает угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Обращает внимание также и на чрезмерное распространение духа материального потребительства. Развитие современных технологий делает практически невозможным предотвращение появления в прессе, на экранах телевидения антиобщественной информации, пропагандирующей насилие, порнографию, оскорбляющей религиозные чувства, удовлетворяющей агрессивно настроенные группы. Высокое искусство, шедевры мировой культуры зачас-тую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных экранов подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА Возможность преодоления глобальных угроз иссле-дуют ученые, которые основное внимание уделяют поиску альтернативных путей разви-тия цивилизации. Каковы возможности адекватного ответа на вызовы нового века? Прежде всего, это развитие тех научных исследований, которые открывают эффективные способы природоохранной и природо восстановительной деятельности; восстановление на но-вой основе глобального топливно- энергетического и материально­сырьевого баланса; конструирование очистных сооружений и оборудования для переработки промышленных и бытовых отходов; проектирование безотходных и энергосберегаю-щих производств; возможности использования альтернативных источников энергии; соз-дание искусственных материалов с заданными свойствами. Затем, это последовательное продолжение усилий по сокращению вооружений, недопущению распространения ядерного оружия, полному уничтожению химического и биологического оружия, созданию надежной системы международной безопасности, развитию равноправных, взаимовыгодных отношений между странами мира. Далее, это объединение усилий всех государств для ре-шительной борьбы с международным терроризмом; последовательное устранение причин, порождающих терроризм; ликвида-ция каналов финансирования и снабжения оружием террористических организаций. Проблемы отсталости и бедности в развивающихся странах требуют установления нового ми-рового экономического порядка. Нарушенный глобальный демографический баланс может быть восстановлен путем проведения мер по регулированию рождаемости в экономически слаборазвитых странах. Решение этой проблемы зависит также от роста общей культуры населения. Для устранения угрозы распространения наркозависимости потребуются, с одной стороны, согласованные действия правоохранительных органов многих государств, а с другой — профилактические меры, включающие разъяснение личной и социальной опасности наркомании. Вместе с тем возникают противоречия между «классом интеллектуалов», присваивающим все большую часть общественного достояния, ориентирующимся на постиндустриаль-ные ценности, и низшим классом, не обладающим необходимым интеллектуальным и образовательным потенциалом, получающим все меньшую часть национального богатства, не имеющим иных целей, кроме повышения своего материального благополучия. Каким образом в постиндустриальном обществе будут преодолеваться эти противоречия, сегодня сказать трудно. Ученые, признающие теорию постиндустриального общества, в наши дни утверждают, что основой для перехода к нему являются не столько новые технологии или знания, сколько изменение самого человека. Российскому обществу, являющемуся пока индустриальным, предстоит найти учитывающий национальные особенности собственный вариант постиндустриального развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:

1. Вам предстоит жить в сложном, быстро изменяющемся обществе. Перед каждым может возникать множество проблем, связанных с переменами в сферах быта, семьи, труда, экономических и политических отношений, информации и культуры. Способ решения собственных проблем вам придется искать самостоятельно. Верное решение удастся найти, лишь обладая возможно более полной информацией о вариантах выбора, которые существуют в конкретных общественных условиях, при этом правильно оценивая свои спо-собности, общеобразовательный и профессиональный уровень. 2. Разумные и действенные ответы на вызовы XXI века зависят не только от властей и науки, но и от каждого из вас. Решение многих экологических, социально-демографических, санитарно-гигиенических проблем, а также проблем профилактики заболеваний, наркомании, тех-нологической безопасности, приобщения к ценностям культуры осуществляется не толь-ко на государственном уровне, но и в семье, микрорайоне, на рабочем месте, в деятельности отдельного человека. 3. Поскольку очевидна тенденция возрастания в развитии общества роли информации, знаний, интеллекта, ваш жизненный успех, ваша карьера в решающей степени будет зависеть от того, сумеете ли вы использовать ближайшие после окончания школы годы для того, чтобы стать компетентным специалистом. В обществ е ближайшего будущего станет все заметней разница между человеком, обладающим лишь «корочкой» (документом об образовании), и действительно высококвалифицированным профессионалом, владеющим современными знаниями, умением творчески решать возникающие производственные, научные и социальные проблемы. 4. В XXI веке обществу потребуется иной уровень владения знаниями и умениями во всех сферах человеческой деятельности. Полученные ранее знания не смогут дать готовый ответ на вопросы, которые поставит жизнь. Но имеющиеся знания нужно уметь использо-вать для поиска новых знаний о меняющемся мире. Возникнут новые, нестандартные си-туации, в которых нельзя будет действовать по прежним образцам. Потребуется творчес-кое решение возникающих проблем в производстве, науке, социально-политическом развитии. Требованиям века будет соответствовать только тот, кто, опира-ясь на опыт творческой деятельности, сможет грамотно пользоваться информацией, уме-ло применять полученные знания для решения новых задач, искать ранее неизвестные способы эффективных действий в различных сферах жизни.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (выполните письменно) 1. Может ли наука предвидеть будущее?

2. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы XXI в.

3. Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?

4. В чем состоит ведущая тенденция в жизни общества начала XXI в.? Что означают предлагаемые учеными названия нового этапа развития общества?

5. Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриально-го? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе? Домашнее задание: изучить лекцию и ответить письменно на вопросы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: