Экзаменационный билет № 10. Первый вид группировки. Ее сущность состоит в том, что участники всех экскурсий




Первый вид группировки. Ее сущность состоит в том, что участники всех экскурсий, проводимых данным экскурсионным учреждением, делятся своего развития или возрасту, а в зависимости от отношения людей к экскурсии, как к виду предоставляемых услуг. Такие группы отличаются друг от друга только устойчивостью интереса людей к самой экскурсии, как форме обогащения знаниями, форме отдыха. Этот вид группировки охватывает три основные категории экскурсантов.

Первая. В нее входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать о многом, и экскурсоводы должны им рассказать все новое о науке, технике, строительстве, искусстве, архитектуре, показать самые интересные объекты. Это самые массовые участники экскурсий. В настоящее время большая часть экскурсионной работы построена на обслуживании таких экскурсантов.

В эту группу входят рабочие, служащие, инженерно-технические работники, студенты, школьники, т. е. люди самые различные по своему роду занятий, культурному кругозору, возрасту. Но все они сходны в одном — в своем стремлении получить знания и их привлекают любые темы экскурсий.

Экскурсионные группы такого рода комплектуются на предприятиях, профсоюзные комитеты которых по договору с экскурсионным учреждением систематически проводят экскурсии. Здесь нередко одни и те же люди посещают все экскурсии. Именно это служит основой для организации циклов экскурсий.

Вторая категория. Сюда могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг зданий и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, к литературе, искусству. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме, поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии.

 

Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно условно назвать, как тип «уточните мою точку зрения».

Таких экскурсантов в отличие от первой категории интересуют не экскурсии вообще как форма использования своего культурного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения экскурсионной тематики. При возможности выбора нужной темы такой экскурсант не заменит данную экскурсию на другую.

Третья категория. К ней относятся люди, которые стремятся заполнить свой досуг по возможности интересными зрелищами без четко определенной цели. Поэтому в начале экскурсии они обычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать. Однако в ходе экскурсии в подобной группе происходит расслоение. Часть экскурсантов, увлеченных рассказом экскурсовода, заинтересованных объектами показа, становятся активными участниками мероприятия. Другие проявляют вежливую заинтересованность или не скрывают своего безразличия к экскурсии. В дальнейшем значительное число экскурсантов, отнесенных к третьей категории, пополнят группы первой и второй категории. Все зависит от глубины подготовки экскурсионных тем и мастерства экскурсовода.

 

Деление на такие схематично обозначенные категории, в основе которого лежат только интересы людей, их отношение к экскурсии, позволяет внести элементы определенности в экскурсионную работу, помогает экскурсионным учреждениям решать ряд важных вопросов.

Экскурсионные бюро предлагают фабрикам, заводам, учебным заведениям тематику экскурсий, проводят мероприятия по заранее определенным маршрутам, и в ходе подготовки к очередным экскурсиям складываются те группы, о которых шла речь выше. Экскурсовод часто на маршруте работает с группой, в которой присутствуют экскурсанты всех трех категорий. Поэтому ему приходится преподносить одну из имеющихся в наличии экскурсий, рассказывая и показывая без всяких изменений то же самое, что и для однородной аудитории. Однако из-за того, что первый вид группировки несовершенен, это не дает возможности решить целый ряд вопросов, связанных с дальнейшим расширением тематики, повышением квалификации экскурсоводов, с методикой подготовки и проведения экскурсий.

В настоящее время в действующей тематике экскурсий более 17 тыс. тем. Среди них имеются и такие, которые не пользуются большим спросом. Чтобы не допускать этого, необходимо еще до разработки новой темы четко представлять, на какие конкретные группы она рассчитана.

Осуществляя дифференцированный подход, следует исходить из того, что вся экскурсионная деятельность является массовой работой. Воздействие экскурсовода рассчитано на одиночек, а на группу участников обычно в 25—30 человек (производственные экскурсии 10—15 человек), но при этом нельзя смотреть на экскурсионную группу, на которую воздействует экскурсовод, как на что-то однородное, безликое.

 

Экскурсионная группа — это такая совокупность людей, которые при социальном, политическом и идейном единстве сами не сходны, не одинаковы между собой. И это нужно учитывать при изложении материала: экскурсия должна быть понятной и интересной для всех.

 

Стремление обеспечить однородность аудитории заставило экскурсионных работников искать другие, более приемлемые виды группировки экскурсантов. Рассмотрим такие виды группировки.

 

Второй вид группировки. Здесь деление экскурсантов на группы происходит по более сложным признакам.

Первый признак — разделение экскурсионных групп по возрасту. Создание экскурсионных групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры). Экскурсии для возрастных групп отличаются друг от друга по способу передвижения (автобусные и пешеходные), по продолжительности, по методике изложения материала, по содержанию.

 

Второй признак — род занятий экскурсантов. Этот признак, положенный в основу дифференцированного подхода к организации экскурсионного обслуживания, ведет к созданию отдельных групп для рабочих различных профессий, инженерно-технических работников, педагогов, врачей, служащих, студентов и т. д. При проведении экскурсии для подобных групп учитываются профессиональные интересы каждой из групп.

 

Третий признак — по характеру общественной деятельности. Экскурсионные бюро проводят экскурсии для всех семинаров профсоюзных работников и профсоюзного актива, для комсомольского актива, актива ДОСААФ, научно-технических обществ и Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей.

 

Четвертый признак — деление экскурсантов на группы в зависимости от формы учебы. Имеются в виду кружки и семинары системы политического просвещения, школы коммунистического труда, народные университеты, кружки экономического всеобуча, технического минимума, учебные пункты допризывной подготовки.

 

Пятый признак — создание экскурсионных групп в зависимости от вида любительских занятий, которым люди отдают часы своего культурного досуга. Сюда входят участники коллективов и кружков художественной самодеятельности, участники клубов и объединений по интересам — любителей музыки, театра, киноискусства, книги, туризма, природы, фотографии различных видов, коллекционирования.

 

Группировки по этому признаку оказывают существенное влияние на процесс подготовки экскурсий, на методику их проведения. Даже в пределах одной темы в содержание экскурсии для различных групп вносятся определенные изменения. Изменяется также методика их проведения, если данная тема раскрывается раздельно для групп взрослых и школьников.

Дифференциация этого вида требует серьезной специализации экскурсоводов. Многое в этом направлении экскурсионными учреждениями уже делается. В ряде бюро созданы методические секции экскурсоводов, которые разрабатывают и проводят экскурсии для детей и подростков. Они строят свою работу с учетом особенностей различных возрастных трупп школьников и тем самым совершенствуются педагогические навыки экскурсоводов.

 

В соответствии с Положением о методической секции, утвержденным 28.марта 1978 года, в экскурсионных учреждениях создаются секции по принципу дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию — молодежи, сельского населения, слушателей сети партийного, комсомольского политического просвещения и школ коммунистического труда, иностранных туристов. Указанным Положением также установлено, что при меньшем объеме работы вместо методических секций для проведения экскурсий с различными категориями населения и иностранными туристами могут быть организованы группы экскурсоводов, владеющих навыками работы с данной категорией экскурсантов.

Третий вид группировки. К этому виду отнесены те экскурсии, которые должны проводиться для различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их политической, общеобразовательной, профессиональной и другой подготовкой. Учет уровня развития участников, степени их подготовки дает возможность проводить более глубокие по своему содержанию экскурсии, служит основой для изложения материалов различной степени сложности.

Главное отличие экскурсий для различных аудиторий такой группировки экскурсантов — это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, который преподносится участникам. Примером может служить проведение экскурсий на одну и ту же архитектурную тему для различных групп. Здесь может быть выделено восемь групп, отличающихся друг от друга уровнем подготовки: школьники 5—6 классов, десятиклассники, рабочие, студенты гуманитарного вуза, инженеры, педагоги, студенты архитектурного вуза, архитекторы. Для всех групп проводится одна тема — «Архитектура нашего города». Хотя в этом случае рассказ на экскурсии идет об объектах показа одних и тех же для каждой из выделенных групп, экскурсия должна проводиться по-иному. По мере возрастания знаний у аудитории возрастает сложность самой экскурсии, иным становится показ экскурсионных объектов — памятников истории и культуры, иначе анализируются отдельные детали, углубляется излагаемый материал, усложняются используемые экскурсоводом методические приемы.

Экскурсоводы должны учитывать, что школьник будет чувствовать себя неуютно на той же экскурсии, если она проводится для педагогов, равно как врач и инженер — на экскурсии для практикующих архитекторов. Порой не всем будет одинаково доступен и понятен рассказ экскурсовода и не все детали экскурсионного объекта будут восприняты экскурсантами.

Несколько вариантов экскурсий может быть создано в зависимости от уровня подготовленности аудитории для историко-революционных, военно-исторических, литературных, природоведческих, производственно-экономических и других тем. По-разному, например, будет раскрываться тема литературной экскурсии «М. Ю. Лермонтов в Москве» для школьников и преподавателей литературы. Также будут иметь свои особенности тексты и методические разработки экскурсии на автомобильный завод для обычной группы и для специализированной группы рабочих-машиностроителей.

Третий вид группировки экскурсантов находится в стадии становления и развития. Этому способствуют методические указания Центрального совета по туризму и экскурсиям, которые содержатся в рекомендациях, изданных ЦРИБ «Турист» и даются на семинарах экскурсионных работников на Центральных и зональных туристских курсах.

 

 

2 Основными проблемами в развитии сельского туризма в регионах Беларуси являются: нескоординированность деятельности по развитию

сельского туризма на национальном, региональном и местном уровнях; отсутствие рационального

подхода к регулированию туристских потоков; неразвитость управленческой структуры туризма,

что препятствует цивилизованному объединению усилий как непосредственно туристских, так и

муниципальных, социальных, транспортных, строительных, культурных, других организаций и

учреждений для наращивания туристского потенциала; отсталость местной туристской инфра-

структуры: отсутствуют благоустроенные сельские гостиницы и гостевые дома, плохое состояние

дорог и др.; низкое качество предоставляемых услуг предприятиями питания, транспорта, связи,

бытового сервиса; недостаточное информационное обеспечение туристских маршрутов и мест от-

дыха; отсутствие устойчивых партнерских отношений с белорусскими и иностранными турист-

скими фирмами, в том числе работающими преимущественно в сельской местности; недостаточность финансовой поддержки сельского туризма со стороны как региональных администраций, так и местных сообществ; инертность деревенских жителей, их нежелание заниматься туристским бизнесом (боязнь риска); страх принимать у себя в доме незнакомых людей и проблемы обеспечения

безопасности отдыхающих в селе; незнание основ туристской индустрии и гостеприимства у сельских жителей, готовых принимать гостей; нежелание и (или) неумение предоставлять дополнительные туристские услуги, кроме размещения; отсутствие обучающих и консультационных центров, где можно было бы получить знания и консультации по основам и организации сельского туризма. Эффективному продвижению сельского туризма в Беларуси будет способствовать со-

вершенствование законодательной базы, формирование новых законов, регулирующих агро-

туризм, финансовая поддержка государства, продуманная реклама этого нового направления

в туризме, а также стандартизация сельского туризма, совершенствование инфраструктуры,

интенсивное обучение местных жителей, разработка карт с маршрутами, в которые были бы

включены местные достопримечательности и населенные пункты, создание продуманных

программ отдыха туристов, организация тесной связи с массовым туризмом, формирование

кластеров и развитие системы взаимодействий между различными элементами, такими как

туристские ресурсы, туристские фирмы, поставщики специализированных туристских услуг,

обслуживающие туризм отрасли

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: