Рабы, вдовы, сироты, пришельцы




Бог, Который слышит

1. После грехопадения жизнь человечества в корне изменилась. Появилось социальное неравенство, притеснение одних людей другими, несправедливость, разрушение отношений и т.д. Что сделал Господь для восстановления отношений с людьми после грехопадения? а) Быт.3:9; б) Быт.12:1-3; в) Исх.25:8; г) Мф.1:23.

С приходом греха Божий совершенный мир стал сокрушенным. Бог предусмотрел план восстановления, который стал отражением того, каким должен быть Его мир.

У Бога по Его милости всегда были люди, с которыми Он поддерживал особые отношения. В историях Еноха, Ноя, Авраама, Исаака и Иакова мы видим, что Бог жаждет восстановить с людьми разрушенные отношения. Он не просто облагодетельствовал этих избранных людей и их семьи. Когда Бог призвал их и благословил, это было частью большого плана по восстановлению отношений со всеми людьми, которых он также желал благословить. Бог сказал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:2-3). Поскольку Бог благословил Авраама, тот мог быть благословением для других. Это благословение должно было распространиться через израильский народ и в конечном счете через Мессию, Который должен был прийти из этого народа. Образовав израильский народ, Бог дал им законы, правила, праздники и обычаи, которые должны были стать частью их жизни, чтобы те, кого благословил Бог, могли также благословлять других. Этот принцип все еще актуален и сегодня.

2. Быт.21:14-18; Исх.3:7 – что можно сказать о Боге исходя из этих историй?

Богу известно реальное положение дел в жизни каждого человека в мире. «Бог, Который слышит». Бог пообещал, что вернет Свой народ и выведет его из Египта, но из поколения в поколение евреям приходилось трудиться на своих притеснителей-идолопоклонников, повышая их благосостояние и престиж. А Бог, казалось, молчал и совсем забыл о них. Но пришло время, и Бог проявил Себя удивительным образом. В далекой пустыне Он явился в горящем кусте беглому принцу и скромному пастуху Моисею и поручил ему вернуться к израильтянам в Египет с вестью о том, что Бог увидел их притеснение и Ему не безразлична их участь.

3. Насколько вам важно знать, что Бог видит страдания людей в мире и слышит их зов о помощи? Что это говорит вам о Боге? Исх.4:31; Быт.16:13; Быт.21:17.

Вместе радуйтесь, что Бог слышит нас и знает о бедственном положении сокрушенного человечества.

4. Исх.3:16-17 – что происходит после того, когда Господь «услышит» кого-то из нас? Почему Богу было важно обозначить Свой план для людей с помощью этой вести?

а) Бог показал нам Свою любовь в действии; б) люди должны были поверить и подчиниться (довериться) Богу.

Божий план состоял в том, чтобы создать общество нового образца из бывших рабов. Он хотел, чтобы этот новый тип устойчивого и жизнеспособного общества стал образцом для окружающих народов и, подобно Аврааму, был благословением для всего мира.

5. Что вы почувствовали, когда осознали, что Бог «услышал» ваши мольбы? Каким образом Бог сжалился и даровал им спасение?

 

Десять заповедей

1. Мф.22:37-40; Исх.20:1-17 - как данное Иисусом краткое изложение заповедей помогает вам в процессе чтения понять каждую из Десяти заповедей? Что такое «буква Закона» и «Дух Закона»?

Текст Десяти заповедей похож на текст конституции. Смысл каждой Заповеди – возлюби и делай доброе во имя любви. Обоснование последующих предписаний - это факт освобождения Божьего народа. В документе перечисляются основные принципы, на которых зиждется нация. Были даны конкретные повеления, благодаря которым люди могли бы жить лучше, проявляя любовь к Богу и друг к другу. Неудивительно, что многие народы с христианским наследием основывают свои законы на этих главных принципах. И хотя большинство этих повелений лаконичны, не стоит недооценивать степень влияния и охвата Десяти заповедей, являющихся законом жизни. Например, шестая заповедь: «Не убивай» (Исх.20:13) включает в себя «Все несправедливые действия, способствующие сокращению жизни», а также наше «черствое, пренебрежительное отношение к нуждающимся или страждущим» (Патриархи и пророки, с. 308). Аналогичным образом запрет на кражу (Исх.20:15) осуждает «работорговлю и захватнические войны». Он «требует справедливого расчета с долгами или же в выдаче заработной платы», а также запрещает «любую попытку извлечь выгоду за счет чьего-то невежества, слабости или несчастья» (Патриархи и пророки, с. 309).

Говоря о заповедях, Иисус дал понять, что их соблюдение – это не просто формальное исполнение тех или иных указаний. Это еще и чистота наших мотивов и помыслов и даже нежелание делать то, что может привести к нарушению Божьего Закона (Мф.5:21-30).

«После того как они признали требования Бога, им были предложены законы Моисея, которые отличались прежде всего своей щедростью, нежностью и гостеприимством к бедным. Хотя Бог и обещал обильно благословить Свой народ, Он не собирался делать так, чтобы люди совершенно не знали нужды. Он сказал, что бедные всегда будут на земле. И среди Его народа всегда найдутся люди, призванные проявлять сочувствие, заботу и великодушие. Тогда так же, как и теперь, люди подвергались несчастьям, болезням, теряли свое имущество, однако, до тех пор пока они исполняли повеления, данные Богом, среди них не было ни нищих, ни голодающих» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 530, 531).

2. Каким было бы общество, если бы все люди серьезно относились к Десяти заповедям и стремились воплотить в жизнь каждую из них?

Это было бы прекрасное деятельное общество, в котором движущей силой всех поступков была бы любовь к Богу, а также любовь и забота друг о друге.

3. Почему наше восприятие Десяти заповедей часто носит узконаправленный характер и мы игнорируем более широкое применение этих важных принципов в нашей жизни? Почему на практике легче следовать букве заповеди, чем ее духу?

 

Рабы, вдовы, сироты, пришельцы

1. Исх.23:9 - с какой вестью Бог обращается к Израилю в этом стихе?

Будучи в недавнем прошлом рабами, израильтяне знали, какие чувства испытывают те, кого угнетают, эксплуатируют и кем пренебрегают. Бог позаботился о том, чтобы они не забыли, откуда вышли, что значит быть отверженным и что Он совершил ради освобождения Своего народа. Господь установил для них праздник Пасхи в качестве напоминания об этом событии, что дало возможность пересказывать эту историю своим потомкам: «Рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства» (Исх.13:14).

2. Исх.22:21-23 - почему Израилю, получившему повеление заботиться обо всех нуждающихся, было важно помнить о собственном рабстве?

Еще до инструкций по строительству скинии Бог устанавливает свод важных законов, касающихся надлежащего обращения с рабами. Они в корне отличались от жестокого обращения, с которым столкнулись многие израильтяне. Среди прочих были законы, касающиеся насильственных преступлений, законы по охране собственности, законы для повседневной жизни и принципы создания судебной системы для реализации этих законов и правосудия (Исх.21-23). Особое место среди этих законов занимала забота о других членах этого нового общества, а также о чужестранцах и представителях наиболее уязвимых социальных групп. Израильский народ не должен был эксплуатировать таких людей. Такое отношение к «изгоям» и чужестранцам не было характерным для древнего мира.

3. Какие воспоминания из личного опыта оказывают на вас влияние, побуждая быть более сострадательными и остро чувствовать чужую боль или проявленную по отношению к другим несправедливость?

Проявление несправедливости уничтожает что-то доброе в душе людей каждый раз, когда мы их не уважаем или лишаем возможностей, принадлежащих им по праву.

4. Почему данные народу Божьи законы сориентированы на самых уязвимых социальных группах? Каким должно быть наше отношение к этим законам сегодня? Каким образом мы определяем, какие из этих законов приемлемы и актуальны для нас сегодня? Какой важный урок мы можем извлечь из данных Израилю подробных указаний о том, как следует упорядочить личную и общественную жизнь?

«Мы все, как отдельные нити, вплетены в великую ткань человечества, и все, что мы можем сделать для блага других, вернется нам благословением» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 534, 535). Нам необходимо молиться, чтобы Бог открывал нам Свое видение ситуации. Особую осторожность нам следует соблюдать в суждении о людях, с которыми мы встречаемся.

5. Что нам необходимо сделать для того, чтобы иметь правильное понимание нужд и безнадежных ситуаций в нашей жизни? Как такое «знание» поможет нам быть более эффективными и действенными в служении другим?

 

Вторая десятина

1. Мал.3:10; Быт.14:20 - что такое десятина?

Верующие отдают десять процентов своего дохода, чтобы поддержать работу церкви по распространению евангельской вести. В «Церковном руководстве» даны строгие рекомендации относительно того, куда можно направлять эти средства. В первую очередь их используют для поддержки непосредственного служения и евангелизма.

2. Втор.14:22-29 - какова основная цель десятины, согласно этому отрывку? Что означает выражение «первая» и «вторая» десятина?

Некоторые исследователи называют приношения для поддержки чужестранцев, сирот и вдов второй десятиной. Бог обещал особо благословить людей, в частности, на их новой земле, но они не должны были принимать это благословение как должное или забывать о тех, кто испытывал нужду и лишения. В обычные годы эту часть урожая доставляли в святилище и распределяли оттуда. Но в каждый третий год особый акцент делался на том, чтобы поделиться своими благословениями с ближними (Втор.26:12).

Большой соблазн для верующего человека думать, что, отдав одну десятину, он исполнил свой долг до конца. Изучая данные израильтянам указания, можно увидеть, что десять процентов были лишь отправной точкой. Исследования показывают, что древний израильтянин, который следовал законам из книги Левит, регулярно отдавал от четверти до трети годового дохода на дело Божье, поддержку священников и святилища и помощь бедным. Согласно Божьим повелениям, по меньшей мере, часть от всех приношений израильтян должна была идти на оказание финансовой и практической помощи тем, кто больше всего в ней нуждается. Этому способствовали память народа и признательность за то, что Бог был так милостив и справедлив к ним.

«Приношения евреев на религиозные и благотворительные цели составляли в общей сложности одну четвертую их дохода. При таком большом налоге можно было ожидать, что народ станет нищать, но, напротив, верное соблюдение этих обязанностей являлось одним из условий их благоденствия» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 527). (Мал.3:8-12).

3. Втор.26:1-11 - что Господь говорит израильтянам? Как мы можем применить этот принцип при оказании материальной помощи нуждающимся?

4. Мал.3:8 – о чем еще упоминается в этом тексте кроме десятины?

Обратите особое внимание на Божий призыв к Своему народу приносить кроме десятины пожертвования в поддержку праведного и справедливого дела Господа.

 

Юбилейный год

1. Лев.25:8-23 – что такое «юбилейный год»? Чем он отличался от других лет? Какие особые постановления дал Господь относительно юбилейного года? Лев.27:24; Лев.25:10,13; Лев.25:11,12,20-22

а) Юбилейный год был посвящен восстановлению и новым начинаниям в финансовом, духовном и социальном отношении (Лев.25:8-17). Юбилейный год также был связан с Днем искупления - временем духовного восстановления (Лев.25:9).

б) Израильский народ, лишенный собственного дома, ожидал исполнения Божьего обещания привести их в Землю обетованную. Земля, которую избрал для них Господь, должна была стать местом нового общества в Ханаане. Под руководством Бога Иисус Навин мудро распределил землю между племенами и их семьями. Но Господь также знал, что со временем богатство и ресурсы, связанные с землевладением, будут сосредоточены в руках немногих людей. Семейные проблемы, болезни, ошибочные решения и другие несчастья могут привести к тому, что некоторые землевладельцы будут продавать свои земли для краткосрочной выгоды или просто для того, чтобы выжить. При этом семья может лишиться собственности для последующих поколений. Поэтому Бог повелел народу Израиля не продавать землю окончательно и бесповоротно. Согласно Божьему постановлению, землю можно было продать только до следующего «юбилейного года», в течение которого семья имела право в любой момент выкупить свой земельный надел. Еще раз Бог напоминает людям об их взаимоотношениях с Ним и о том, как это влияет на их отношения с другими: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23).

2. Лев.25:8-23 - какие изменения произошли бы в обществе, если бы люди придерживались этих принципов и «не обижали один другого»?

У некоторых людей такой огромный долг, что избавиться от него кажется просто невозможным. Во многих странах есть законы о банкротстве, которые призваны защищать граждан, не способных выполнить свои финансовые обязательства. Эти законы позволяют должникам начать все сначала. Однако те, кто выбирает подобную защиту от банкротства, как правило, имеют дело с серьезными последствиями.

В 25-й главе книги Левит Бог открывает альтернативу банкротства – юбилей. Юбилейный год был призван стать перезагрузкой общества, пакетом экономических стимулов. Установленная Богом юбилейная система должна была выровнять социальное и экономическое положение человечества. Это образ жизни с указанием для общества обеспечивать неимущих и обездоленных людей, предотвращая неравномерное распределение богатства. План перезагрузки предусматривал возвращение имущества его первоначальному владельцу; прощение долгов; освобождение заключенных и рабов. Эти мудрые законы подчеркивают особую заботу Бога о бедных и обездоленных, а также выражают Его желание, чтобы справедливость в нашем мире нашла свое отражение в практической жизни.

«Упорядочение средств, установленное Богом, способствовало социальному равенству. Учреждение субботнего, и в особенности юбилейного, года устраняло изъяны, которые возникали в социальной и политической жизни нации в предшествующие годы» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 534).

3. Как сегодня соотносятся долг, собственность и угнетение с тем, что написано в Лев.25? Каким образом Божья церковь может сегодня воплощать в жизнь принципы юбилейного года?

4. Поделитесь опытами, а) как Господь был Богом новых начинаний в вашей жизни. б) Как вы содействовали Богу, помогая в новых начинаниях другим людям?

5. Предположим, вам стало известно об одной семье, которая в результате пожара потеряла все, включая одного из детей. Что сделала бы ваша церковь для того, чтобы дать этой пострадавшей семье новое начало как в финансовом, так и в духовном плане?

 

Уроки, выводы

1. Что в Божьем проекте нового общества больше всего привлекает ваше внимание?

2. Как мы можем применять в жизни принципы, изложенные в этом уроке?

Полное восстановление Царства Божьего не наступит, пока Христос не положит конец греху. Но и сейчас мы можем принять и воплотить в жизнь некоторые из благословений Его Царства. Бог призывает членов церкви задуматься о том, что справедливость и реформы нужны не только для решения личных проблем, но и для решения проблем расовых отношений и религиозных свобод, таких как право соблюдать субботу или право отказаться от военной службы по соображениям совести. Библейская справедливость для всех людей должна быть естественным образом жизни, побуждая переживать о всеобщем благополучии.

 

Вывод. Бог услышал вопль страдающего израильского народа в Египте и вступился, чтобы спасти их. Он желал построить с ними особые отношения завета и, совершая Свою работу, создать новое общество, которое будет благословением для всех, в том числе для обездоленных и уязвимых, о которых так часто забывают.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: