этико-аксиологического сознания специалиста: профессиональная и социальная среда, воспитание и самовоспитание личности.




Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания - системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты: философскую (в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии; социокультурную под влиянием всех возможных макрофакторов социальной реальности (об истинных ценностях и идеале); профессиональную - результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы; социально-групповую вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов; индивидуальную результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

Цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки соц.работника:

-реализация ценности человека - клиента, социального работника, других личностей,

-содействие формированию социально- и профессионально-значимых черт личности

-обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;

-достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе

-формирование положительного социального и профессионального самочувствия

- формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов, специалиста;

- усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;

-формирование и совершенствование проф.ценной и значимой мотивационной сферы

-обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;

-формирование потребности в нравственном самосовершенствовании

-развитие творческих способностей личности, ее этико-ценностного мышления

Таким образом, в качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:

- среда (социальная и профессиональная). выступает как естественное и необходимое условие жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей и в то же время как продукт их совокупной деятельности.

- воспитание личности процесс целенаправленного, сознательного, систематического и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально-значимых качеств, мировоззрения, уровня физического интеллектуального и иного развития, соответствующих общественным потребностям и потребностям профессии.

- самосовершенствование личности специалиста (будущего специалиста), которое, с одной стороны, является результатом осмысления внешнего воздействия, источником которого является социальная жизнь и профессиональная деятельность, а с другой - результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как личности и специалиста.

Все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность учебного заведения, направленная на формирование личности будущего специалиста, который, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них - на все общество.

Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Этико-аксиологические убеждения - это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей. Этико-аксиологические потребности – их наличие характеризует наивысшую степень развития сознания социального работника. Наличие моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей.

5. Советы начинающему специалисту помогающей профессии.

Это профессия начинается в голове. Без призвания тут не обойтись. Помогать людям, отдавая всю свою заботу, любовь, а иногда жертвуя своим здоровьем и даже жизнью, сможет только тот, в ком есть это от рождения.

Поэтому специалисты профессий данной категории добровольно оказывают (либо при необходимости готовы оказать) помощь в независимости от её характера любому обратившемуся человеку. Иными словами, они совершают просоциально мотивированные действия.По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)»

С чего начать свою работу педагогу- психологу в ОУ.

1. Изучите правовую базу, а также:

· Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636 (или более поздние редакции);

· права и обязанности школьного психолога;

· этический кодекс психолога;

· рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности.

2. Так как Ваш непосредственный начальник – директор, то обсудите с ним свой график работы, наличие методического дня, приоритетные направления работы и т.п.

3. Узнайте у директора цели и задачи школы и под эти цели и задачи составьте свой план работы. Директор и завучи принимают участие в обсуждении вашего годового плана, т. к. он является частью годового плана школы. Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.

5. Если Вы в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьмите для работы основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену), 8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Стройте свою деятельность по основным направлениям:

· Диагностика. Диагностика и последующая обработка данных занимает много времени, но часто именно это направление является традиционным в работе педагога-психолога. После обработки результатов их необходимо обсудить на педагогическом консилиуме, в который входят завучи, психолог, логопед, школьный врач, и наметить пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем. Обсуждать полученные результаты необходимо с учетом этического кодекса и принципа «Не навреди».

· Консультационное направление. Не думайте, что к Вам сразу же пойдут с вопросами и проблемами. Идите «в массы» сами. Провели диагностику – обсудите, дайте рекомендации, посоветуйте специалистов, к которым можно обратиться в случае необходимости.

· Просветительская работа. Это и педсоветы, и родительские собрания, и беседы, и лектории, и т.д. можно оформить стенд, где помещать статьи из газет и журналов, помогающие учителям проводить тематические классные часы, родительские собрания, разбираться в возрастных особенностях и т.п.

· Коррекционно - развивающая работа.

7. Заведите папку с документацией, куда можно, например, вложить:

· Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636

· Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)

· Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)

· Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)

· Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)

· Тематика родительских собраний на год.

· План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)

· План психолого-медико-педагогического консилиума школы.

· Различные приказы, инструкции.

8. Заведите рабочий журнал по основным видам деятельности.

9. Заведите отдельную папку для хранения результатов обследования.

10. Можно завести и папку с методическими материалами, а также папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкотерапия, консультирование.

11. Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняйте журналы в конце каждого рабочего дня, обобщайте все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает Ваш авторитет. Важен и стиль Вашего поведения: как приглашаете детей прийти на обследование, как идете по коридору во время перемены, как реагируете на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков и т.д.

 

Литература:

1. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика «Школа-Пресс» 2000г.

2. Бассин Ф.В О силе – «Я» и «психологической защите». Вопросы философии 1969- №2-с.20-22.

3. Бойко В.В Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПБ:Питер 2007-654с.

4. Киршбаум Э.И, Еремеева Д.И. Психологическая защита М:Просвящение,2000-181с.

5. https://allrefs.net/c3/3zgkt/p2/

6. https://lib.znate.ru/docs/index-290202.html?page=2

7. https://refdb.ru/look/1596263-pall.html

8. https://studfiles.net/preview/3544460/page:11/

9. https://my.mail.ru/community/psyholog./78BBCCD59BFE35A8.html

10. https://psihologia.edusite.ru/vis_p15aa1.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: