литражом двигателя «Vl».




Раздел 1. Устройство автомобиля

Тема 1.3. Общее устройство и работа двигателя.

Цель: Изучить основные сведения по общему устройству и работе ДВС

Задачи:

1.Образовательная:

Повторить основные понятия об истории автомобилестроения, основные термины и понятия, встречающиеся в технических текстах, уметь различать похожие понятия по общему устройству базового автомобиля

Изучить основные сведения по общему устройству и работе ДВС, работу основных элементов двигателя

Закрепить пройденный материал проведением контроля знаний в виде тестовых вопросов

2.Развивающа я: Развитие объемно-пространственного и логического мышления, стойкого познавательного интереса.

3.Воспитательная: Воспитание внимательности, ответственности, воли, аккуратности, контроля, усидчивости.

Тип занятия: ознакомительная лекция

Время: 90 мин.

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. План-конспект занятия,

2. Мультивидеопрезентация.

 

Литература:

1. Учебное пособие под редакцией И.П Плеханова – Устройство автомобиля

2. Михайловский Е.В «Устройство автомобиля»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

· ОТВЕТЬ УСТНО НА ВОПРОСЫ

1. Что означает слово «автомобиль»?

2. В России в 80-е годы XVIII века над проектом самодвижущейся повозки работал известный русский изобретатель. Кто он?

3. В каком году был выпущен первый советский автомобиль? С какого времени началось развитие автомобильной промышленности в нашей стране?

4. Сколько классов легковых отечественных автомобилей Вы можете назвать?

5. Что объединяет эти понятия: «универсал», «фаэтон», «кабриолет», «лимузин»?

6. Что такое автомобили – амфибии?

7. Есть ли памятники автомобилям?

8. Аудиенция – это выезд на автомобиле «Ауди». Так ли это?

9. Современный БелАЗ вмещает свыше 60т грузов, 80т грузов, 100т грузов?

10. Шатун – это деталь электрического двигателя, электрического насоса, электрического карбюратора, электрического пылесоса?

11.Ступица – это элемент рамы, передней оси, колеса, кузова?

12. В августе 1957 года в московском парке «Сокольники» состоялись первые соревнования автомоделистов. В состязаниях на линию старта вышли 39 человек. Наиболее быстрая модель с ДВС рабочим объёмом 10 см развила скорость 78,1 км/ч. Какова скорость современных моделей?

13. Для чего служит аккумулятор и как он устроен?

14. В любой машине есть вращающиеся детали: колёса, шкивы и др. Чтобы они могли вращаться, их укрепляют на другие, на первый взгляд очень простые, детали – оси и валы. В чём разница между осью и валом?

15. Как называется жёсткая деталь автомобиля, обеспечивающая мягкую езду?

16. В чём состоят открытия Джеймса Уатта и Рудольфа Дизеля?

17. Один из самых распространённых двигателей – ДВС. Наибольшее распространение в технике получил 4 – тактный двигатель. Что происходит во время каждого такта?

18. ПДД родились намного раньше, чем на дороге появился первый автомобиль. «…Людям ездить имея лошадей взнузданных, со всякими опасениями и осторожностями», - говорилось в одном из указов 1703 года, обнародованных в Москве. С ростом движения на дорогах появились и первые дорожные знаки. В 1909 году в Париже состоялась международная конференция, которая утвердила 4 знака. Назовите их.

19. Можно ли велосипед считать машиной?

20. Как в России называли первые механические экипажи?

· ИЗУЧИ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

· ЗАПИШИ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ

· Вычерти схематично рис 2 и рис 5

2.1 Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), назначение, принцип работы.

рис 1

В общем случае двигателем называется преобразователь того или иного вида энергии в механическую работу. Двигатели, у которых механическая работа получается в результате преобразования тепловой энергии, называются тепловыми двигателями. Двигатели, в которых топливо сгорает непосредственно внутри рабочего цилиндра и получающаяся при этом энергия газов воспринимается движущимися в цилиндре поршнем, называются поршневыми двигателями внутреннего сгорания. Двигатели этого типа являются основными для современных автомобилей. По способу осуществления рабочего процесса, поршневые ДВС разделяются на два типа: с внешним смесеобразованием и воспламенением рабочей смеси от электрической искры и внутренним смесеобразованием и воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизели). ДВС с внешним смесеобразованием по роду применяемого топлива разделяются на две группы: работающие на лёгком жидком топливе (в основном на бензине) и работающие на газе (природный газ и др.). Рабочий процесс и конструкция этих ДВС в основном идентичен. В ДВС, работающих на бензине, горючая смесь, состоящая из паров топлива и воздуха, приготавливается в специальном приборе – карбюраторе или непосредственно во впускном тракте путём впрыскивания бензина в движущийся в цилиндры поток воздуха, а в газовых ДВС смесь газа с воздухом приготавливается в смесителе. И в том и в другом случае горючая смесь поступает в цилиндры ДВС, там смешивается с остатками отработавших газов и образовавшаяся таким образом рабочая смесь, зажигается от постороннего источника тепла (электрической искры вырабатываемой системой зажигания).

Двигатели, с воспламенением от сжатия – дизели, работают на тяжёлом жидком топливе – дизельном. В этих ДВС рабочая смесь приготавливается внутри рабочего цилиндра из воздуха и топлива, подаваемых в цилиндр раздельно. Зажигание смеси происходит в результате повышения температуры воздуха при большей степени сжатия его, чем в ДВС с внешним смесеобразованием.

По ряду объективных и субъективных причин на большинстве отечественных легковых автомобилях в основном применяются ДВС с внешним смесеобразованием, а на грузовых дизели.

Во многих странах разрабатываются и испытываются многотопливные ДВС, конструкции которых позволяют использовать дизельное топливо, бензин и другие топлива. В них воспламенение рабочей смеси происходит так же, как и в дизелях, от сильно нагретого воздуха вследствие высокой степени сжатия. Но эти ДВС пока ещё не нашли массового применения.

Таким образом, в основном, мы будем рассматривать принцип работы, устройство и методику технического обслуживания ДВС с внешним смесеобразованием (до недавнего времени называемых карбюраторными), и лишь в исключительных случаях дизели.

Автомобильный поршневой ДВС был создан французским инженером Э. Ленуаром (1860 г.), но он был весьма несовершенный и внешне больше походил на паровой. В 1862 г. французский изобретатель Бо Де Роша теоретически разработал ДВС работающий по четырёхтактному циклу, а немецкий изобретатель Н. Отто (1878 г.) построил такой ДВС. Во время работы этого двигателя, в каждом его цилиндре, происходит периодически повторяющийся комплекс последовательных процессов: впуск (всасывание); сжатие; сгорание – расширение (рабочий ход); выпуск (выхлоп). Этот периодически повторяющийся ряд последовательных процессов протекающих в каждом цилиндре двигателя и обуславливающих превращение тепловой энергии в механическую работу называется рабочим циклом.

Рис 2

 

днища поршня) от одного крайнего положения до другого называется тактом. Если рабочий цикл совершается за два хода поршня, т.е. за один оборот коленчатого вала, то такой двигатель называется двухтактным, а если за четыре хода, т.е. за два оборота коленвала – четырёхтактным. На автомобилях (во всяком случае, российского производства) в настоящее время применяются только четырёхтактные ДВС.

Основной ДВС является кривошипно-шатунный механизм (КШМ). Детали и узлы КШМ делятся на неподвижные и подвижные. К неподвижным относятся блок цилиндров (базовая деталь ДВС) и головка блока, а к подвижным – поршень в сборе с поршневыми кольцами и поршневым пальцем, шатун, коленчатый вал и маховик. КШМ служит для восприятия давления газов, возникающих периодически в каждом цилиндре, и преобразования прямолинейного возвратно- поступательного движения поршня, во вращательное движение коленчатого вала.

 

Рис 3

 

Своевременное заполнение цилиндров ДВС горючей смесью (воздухом) и выпуск отработавших газов обеспечивает газораспределительный механизм (ГРМ). На ДВС современных автомобилей ГРМ расположен в верхней части головки цилиндров (или в разъёме V-образных ДВС) и состоит из распределительного (кулачкового) вала, впускных и выпускных клапанов с пружинами и деталями их взаимной фиксации, толкателей (рычагов) впускных каналов. Распредвал приводится во вращение от коленвала с помощью шестерён, зубчатого ремня или цепной передачи. Впуск в цилиндры ДВС горючей смеси (бензиновые и газовые двигатели) или воздуха (дизели) и выпуск отработавших газов ГРМ производит в строгом соответствии с протеканием рабочего процесса в каждом цилиндре.

 

Рис 4

 

Подавляющее большинство отечественных автомобилей оснащено 4-х тактными ДВС, рабочий цикл которых совершается за два оборота коленвала. В таких ДВС, часть рабочего цикла, происходящая за время движения поршня (днища поршня) от одного крайнего положения до другого называется тактом.

Положение поршня в цилиндре, при котором расстояние его от оси коленвала наибольшее, называется верхней мёртвой точкой (ВМТ), а наименьшее – нижней мёртвой точкой (НМТ).

Рис 5

Расстояние, проходимое поршнем от ВМТ до НМТ (или наоборот), называется ходом поршня «S», который равен удвоенному радиусу «R» кривошипа коленвала, т.е. S=2R.

Пространство над днищем поршня, при его нахождении в ВМТ называется объёмом камеры сгорания «Vc».

Объём, освобождённый днищем поршня при его перемещении от ВМТ до НМТ, называется рабочим объёмом цилиндра «Vh».

Сумма рабочих объёмов всех цилиндров ДВС, выражается в литрах, называется

литражом двигателя «Vl».

Объём, образующийся над днищем поршня, при его положении в НМТ, называется полным объёмом цилиндра «Va», который включает в себя объём камеры сгорания и рабочий объём, т.е. Va=Vc + Vh.

Отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания называется степенью сжатия «Е», т.е. Е= Va / Vc.

Величина степени сжатия, являясь одной из основных характеристик ДВС, показывает, во сколько раз сжимается рабочая смесь или воздух (в дизелях), находящиеся в цилиндре, при перемещении поршня от НМТ до ВМТ.

Такты рабочего цикла ДВС как в бензиновых (газовых), так и в дизельных проходят в одной и той же последовательности. Однако при одинаковом наименовании каждого из четырёх тактов, рабочий процесс бензинового (газового) двигателя принципиально отличается от рабочего процесса дизеля. Преобразование химической энергии сгораемого топлива в тепловую, а затем в механическую работу у четырёхтактных двигателей происходит в такой последовательности.

Такт впуска. Поршень движется от ВМТ к НМТ. Впускной клапан открыт. В бензиновом ДВС под действием образующегося разрежения (0,07 – 0,095 МПа) в цилиндр

 

 

засасывается горючая смесь (смесь воздуха и паров бензинов), а в дизелях – чистый воздух. После смешивания с остаточными газами горючей смеси образуется рабочая смесь с t 340- 370 К.

Такт сжатия. При дальнейшем повороте, на следующие пол оборота коленвала, поршень движется от НМТ к ВМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты. В бензиновом (газовом) ДВС поршень при своём движении сжимает находящуюся в цилиндре рабочую смесь. Давление в конце такта сжатия увеличивается (Е=6,5-10) до 0,8 – 1,6 МПа, а t – 570 – 670 К. В дизельных двигателях, вследствие большей степени сжатия (Е= 15-23) давление в конце такта сжатия достигает 3 – 6 МПа, а t до 780 – 900 К. В конце такта сжатия (за 20-50 градусов до ВМТ) в бензиновом ДВС между электродами свечи возникает электрическая искра от которой воспламеняется рабочая смесь. В процессе сгорания рабочей смеси, выделяется большое количество теплоты, давление повышается до 3,5-5 МПа, а t поднимается до 2700 К. В дизелях, в конце такта сжатия (за 5-30 градусов до ВМТ), в цилиндр впрыскивается топливо под большим (12-30 МПа) давлением, которое самовоспламеняется и сгорает, в результате чего давление повышается до 6-10 МПа, а t до 2400 К.

Такт расширения (рабочий ход). Клапаны закрыты. Под давлением расширяющихся газов поршень движется от ВМТ к НМТ и при помощи шатуна вращает коленчатый вал, совершая полезную работу. Давление газов и t падают и к концу такта давление в бензиновых ДВС составляет 0,3-0,8 МПа и t до 1400 К., а в дизелях соответственно – 0,3-0,5 МПа и 1100 К.

Такт выпуска. Поршень перемещается от НМТ к ВМТ и через открытый выпускной клапан (клапаны). Отработавшие газы выталкиваются из цилиндра через выхлопную систему в атмосферу. При этом давление к концу такта падает до 0,1-0,12 МПа, а t до 1000 К (дизели до 900 К).

После завершения такта выпуска при дальнейшем вращении коленвала рабочий цикл повторяется в той же последовательности.

Последовательность чередования тактов расширения в цилиндрах двигателя называют порядком работы цилиндров двигателя. Порядок работы двигателя определяется положением кривошипов коленчатого вала, очерёдностью открытия клапанов механизма газораспределения и расположением цилиндров. В большинстве современных четырёхтактных четырёхцилиндровых ДВС, устанавливаемых на отечественных легковых автомобилях, он принят 1-3-4-2.

 

Домашнее задание:

Рис. 1. Основные части автомобиля.

 

Назовите основные элементы грузового автомобиля изображенные

на (рис. 1):

б) ____________________________________________________

в) ____________________________________________________

г) ____________________________________________________

д) ____________________________________________________

е) ____________________________________________________

ж) ____________________________________________________

1) ___________________________________________________

2) ___________________________________________________

3) ___________________________________________________

4) ___________________________________________________

5) ___________________________________________________

6) ___________________________________________________

 

Двигатель.

Продолжите предложение:

Двигатель это машина, ___________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Перечислите механизмы двигателя внутреннего сгорания:

а) _________________________________________________________

б) _________________________________________________________

 

Перечислите системы двигателя внутреннего сгорания:

а) ________________________________________________________

б) ________________________________________________________

в) ________________________________________________________

г) ________________________________________________________

 

Рис. 2. Такты работы двигателя внутреннего сгорания.

 

Назовите процессы, происходящие при работе двигателя внутреннего сгорания, изображенные на (рис. 2):

а) ________________________________________________________

б) ________________________________________________________

в) ________________________________________________________

г) ________________________________________________________

Назовите основные элементы двигателя внутреннего сгорания, изображенные на (рис. 2):

1) ____________________________________________________

2) ____________________________________________________

3) ____________________________________________________

4) ____________________________________________________

5) ____________________________________________________

7) ____________________________________________________

8) ____________________________________________________

9) ____________________________________________________

10) ___________________________________________________

11) ___________________________________________________

12) ___________________________________________________

13) ___________________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: