УПРАЖНЕНИЯ 3
Пример задачи 2.1 Механические характеристики асинхронного двигателя
Асинхронный двигатель с фазным ротором имеет следующие данные:
Число пар полюсов: р = 2;
Активные сопротивления обмоток статора и ротора: 0,1Ом; 0,11 Ом;
Реактивные сопротивления обмоток статора и ротора: 0,3 Ом; 0,5 Ом.
Обмотки статора и ротора соединены звездой.
Двигатель приключен к сети с линейным напряжением 380 В;
напряжение между кольцами неподвижного ротора 345 В.
Определить:
1) пусковой ток () и пусковой момент ()для случая пуска двигателя без пускового реостата;
2) критический момент () и скорость вращения (), соответствующую этому моменту;
3) сопротивление пускового реостата в цепи ротора, при котором пусковой ток будет снижен в два раза.
Построить кривые M(s)для случаев: а) работы двигателя с закороченным ротором; б) работы двигателя с сопротивлением включенным в цепь ротора.
Решение.
I. Определим вспомогательные величины:
1. Коэффициент трансформации АД:
2. Схема замещения АД
а. Приведение обмотки ротора к обмотке статора:
Рисунок 1 Упрощенная схема замещения асинхронного двигателя
б. Пусковой ток определяем, исходя из упрощенной схемы замещения двигателя, по полученным значения сопротивлений:
3. Пусковой ток при включении пускового реостата -
По условию должен быть снижен в 2 раза:
4. Определим пусковой момент (при скольжение )
5. Критический момент:
6. Критическое скольжение:
7. Полное сопротивление пускового реостата
8. Естественная характеристика
Значения момента M при различных скольжениях s определяем для естественной характеристики по формуле:
Механические характеристики построим, задавая скольжению различные значения от 0 до 1
|
Реостатная характеристика:
Результаты расчетов сведем в таблицу, по данным которой построим обе характеристики:
Таблица расчетов:
s | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,146 | 0,1 | 0,05 | ||
М кгм ест. х-ка | 14,4 | 15,8 | 17,5 | 19,7 | 22,7 | 26,3 | 31,1 | 37,5 | 44,5 | 46,6 | 43,5 | 29,8 | |
М*кгм иск. х-ка | 41,5 | 39,4 | 36,8 | 33,9 | 30,0 | 26,6 | 21,4 | 17,2 | 11,2 | 8,5 | 6,0 | 2,5 |
По полученным значениям строятся графики характеристик
Рисунок 2 – Естественная и реостатная характеристики
Аналитически рассчитанные механические характеристики заданного двигателя:
А – естественная; В – реостатная (искусственная).
Задание:
Решить задачу 2.1 по построению естественной и реостатной характеристики по данным своего варианта
Задача 2.2. Механические характеристики асинхронного двигателя на номинальном и пониженном напряжении построенные по паспортным данным
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором имеет следующие данные:
Номинальная мощность двигателя:
Номинальная скорость вращения:
Кратность максимального или критического момента: ;
Число пар полюсов машины: р=2.
Требуется:
1) построить механические характеристики M(s) двигателя:
а) при работе с номинальным напряжением,
б) при работе с пониженным напряжением U' = 0,9 UH;
2) определить скорость вращения двигателя при моменте нагрузки М = 20 кгм:
а) при номинальном напряжении,
б) при пониженном напряжении U'=0,9UH;
3) определить возможность пуска двигателя при U'= 0,9 Uн, если начальный момент сопротивления производственного механизма, приводимого в действие двигателем, Мн.с=17 кгм;
|
4) установить возможность работы двигателя при наличии мгновенных перегрузок Мпер=40кгм
Решение:
1. Обозначим кратность пускового момента к номинальному как: ,
2. и кратность максимального (критического) момента к номинальному, как:
3. Скорость вращения магнитного поля:
4. Номинальное скольжение: = =0,033
5. Критическое скольжение:
6. Номинальный и критический моменты двигателя:
Выведем формулу для отношения , то есть , при этом предполагаем что номинальный момент подчиняется общему уравнению для момента:
А критический момент по полученной ранее формуле:
То есть найдем отношение: , для этого выражение для почленно разделим на выражение для критического момента
В результате получим:
Выразим из него М и получим формулу для построения механической характеристики:
Задаваясь различными значениями s, находим соответствующие им М и М*.
Где М*, момент при пониженном напряжении:
Результаты заносим в таблицу, по которым строятся характеристики.
Таблица расчетов | |||||||||||||
s | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,146 | 0,1 | 0,05 | |
М (кгм) (при Uном) | 19,4 | 21,1 | 23,7 | 26,6 | 30,6 | 35,7 | 42,5 | 52, | 64,5 | 59,9 | 38,5 | ||
М* (кгм) (при U=0,9Uном) | 15,5 | 17,1 | 19,2 | 21,6 | 24,8 | 28,4 | 34,5 | 42, | 50,3 | 52,4 | 48,2 | 31,2 |
Таким образом, легко строится и вторая характеристика АД для работы на пониженном напряжении
По данным таблицы построим графики M(s). Из графиков определяем соответствующие работе двигателя с моментом
Моменту двигателя: М = 20 кгм соответствуют: скольжения s1=0,025 и s2=0,04,
Скольжениям s1 и s2 соответствуют скорости вращения:
|
об/мин,
об/мин.
Выводы:
1.Пуск двигателя при U'=0,9 UH невозможен, поскольку Mпус= 15,5 кгм,
М н.с= 17 кГм, т.е. М'пус М н.с
2.Работа двигателя с мгновенными перегрузками, достигающими 40 кгм, в озможна, как при U=Uh (Mk=64.5 кгм), так и при U'=0,9 U'K(М'K=52,4кгм).
Рисунок 1- Механические характеристики заданного двигателя для номинальном и пониженном напряжении.
Задание:
Решить задачу 2.2 по построению механических характеристик рассмотренным способом по данным своего варианта. Построить графики, сделать выводы
Упражнения 3
«Рабочие характеристики асинхронного двигателя»
Для примера выполним расчет и построение рабочих характеристик аналитическим методом
Пример задачи 3.3:
Трехфазный асинхронный двигатель (обмотка статора соединена звездой) имеет паспортные данные:
Номинальная мощность - Рном = 3,0 кВт,
Номинальное напряжение – Uном = 220/380 В,
Номинальный ток двигателя – I1ном = 6,3 А,
Номинальная скорость вращения двигателя – nном = 1430 об/мин.
Активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре R1 = 1,70 Ом.
Характеристики холостого хода:
Ток холостого хода: I о ном = 1,83 А,
Мощность, потребляемая двигателем в режиме холостого хода: Р0 ном= 300 Вт,
Р0'ном = 283 Вт,
Механические потери двигателя: Рмех = 200 Вт,
Cosφо ном = 0,24.
Характеристики короткого замыкания:
Мощность потребляемая двигателем при испытании опытом короткого замыкания:
Рк = 418 Вт,
Напряжение короткого замыкания: Uк = 59,5 В, ток статора при к.з. – I к = 6,3 A,
Cos φк = 0,372.
Требуется: рассчитать данные, построить рабочие характеристики двигателя и определить перегрузочную его способность.
Рисунок:1– Схема замещения АД для решения задачи
Решение.
Выполним предварительные вычисления, результаты которых необходимы для расчета рабочих характеристик.
1. Активная и реактивная составляющие тока холостого хода
2. Полное сопротивление короткого замыкания:
3. его активная и реактивная составляющие:
4. Приведенное активное сопротивление ротора:
5. Критическое скольжение
6. Номинальное скольжение
7. Магнитные потери
8. Перегрузочная способность двигателя:
9. В процессе решения задачи учесть, что добавочные потери при работе двигателя в номинальном режиме составляют 0,5% от подводимой к двигателю мощности:
10. Так как эти потери пропорциональны квадрату тока статора I1, то при любой другой нагрузке, отличной от номинальной, добавочные потери Р'доб определяются как:
или
11. Задаемся следующими значениями скольжения:
s = 0,01, 0,02, 0,03, 0,046, 0,06 и 0,20.
И проведём расчёт по алгоритму, представленному в таблице.1, последовательно выполняя все действия для каждого принятого значения скольжения. По результатам расчёта строятся графики рабочих характеристик.
Рисунок 2 - Рабочие характеристики двигателя по результатам расчета табл. 1.1
Результаты расчета приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1 Расчет рабочих характеристик. | |||||||
Расчетные формулы | Единицы измерения | Значения параметров при скольжении s, равном | |||||
0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,046 | 0,06 | 0,20 | ||
Ом | 39,1 | 10,1 | |||||
= + | Ом | 181,7 | 91,7 | 61,7 | 40,8 | 31,7 | 11,8 |
= | Ом | 92,0 | 62,5 | 42,0 | 33,2 | 15,5 | |
= | 0,998 | 0,996 | 0,987 | 0,971 | 0,955 | 0,760 | |
= | А | 1,21 | 2,39 | 3,52 | 5,24 | 6,63 | 14,20 |
= ∙ Cos φ2 | А | 1,21 | 2,38 | 3,47 | 5,09 | 6,33 | 10,7 |
∙ Sin φ2 | А | 0,08 | 0,19 | 0,57 | 1,25 | 1,95 | 9,20 |
= + | А | 1,65 | 2,82 | 3,91 | 5,54 | 6,77 | 11,10 |
= + | А | 1,85 | 1,96 | 2,34 | 3,02 | 3,72 | 10,9 |
А | 2,48 | 3,43 | 4,55 | 6,30 | 7,70 | 15,5 | |
= | 0,66 | 0,82 | 0,86 | 0,88 | 0,88 | 0,71 | |
P1=m1∙ U1∙I1a | Вт | ||||||
31,0 | 60,0 | ||||||
Вт | |||||||
M = | Нм | 6,2 | 10,9 | 15,3 | 21,4 | 26,0 | 38,7 |
= s∙ | Вт | — | |||||
β2 =()2 | 0,15 | 0,29 | 0,52 | 1,0 | 1,44 | — | |
= β2∙ | Вт | 2,7 | 5,2 | 9,4 | -— | ||
- | Вт | — | |||||
= | 0,70 | 0,79 | 0,82 | 0,82 | 0,81 | — | |
об/мин | — | ||||||
= 9,55 | Нм | 4,9 | 9,6 | 13,8 | 20,0 | 24,5 | — |
По полученным координатам точек на рисунке 2 построены рабочие характеристики двигателя.
Задание
Выполнить контрольную задачу 2.3 на расчет рабочих характеристик.