Отклонения от нормы условно можно разделить на группы: физические, психические,
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и
пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это - идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.
На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5— 8% — с наследственной патологией и 1-2% — с врожденными
аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства ми: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.
Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
• недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
• ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
• недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов. К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении. Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый и ум) Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии, К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.
Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.
Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.
|
|
История опеки и попечительства в России
Постановления об опеке встречаются уже в Русской Правде. Они являются выражением отчасти прежнего родового порядка, отчасти заимствованием из византийского права. После смерти отца попечение о детях переходило к матери, которая выполняла свою задачу не в силу опекунской, а в силу родительской власти. При полной автономии семьи в древнем обществе, опека составляет только восполнение естественной семьи, и опекунская власть строится по образцу родительской. Только по мере развития гражданственности опека принимает все более публичный характер, и уже родительская власть сокращается в своем объеме применительно к опекунской. Если мать умирала или выбывала сама из семьи вследствие нового замужества, то опека над малолетними^детьми, которые не в состоянии сами о себе заботиться, вручалась ближним родственникам. Имущество опекаемых передавалось им при свидетелях. Опекун мог пользоваться имуществом в свою пользу, отдавать капитал в рост, торговлю, «зане он прекормил и печаловался ими». По достижении зрелого возраста, опекун обязан был возвратить все имущество в целости и уплатить все растраченное (Карамз. опис. 111). Опекуном мог быть и отчим, также с обязанностью возвратить имущество в неприкосновенности. Задача опеки дает основание предположить, что надзор за опекунами и рассмотрение споров, возникающих из опеки, принадлежали духовной власти.
|
Позднейшие памятники обходят вопрос об опеке полным молчанием, только в Уложении встречается несколько отдельных замечаний, мало разъясняющих вопрос о положении опеки, которая, по-видимому, не очень интересевала государственную власть. Только Петр 1 придал опеке публичное значение. Постановления об опеке нашли себе место в указе 1714 года о единонаследии и в инструкции магистратам 1724 года. В законодательстве Петра устанавливаются два способа учреждения опеки по завещанию и по назначению магистрата. Определяется возраст совершеннолетия для наследников недвижимостей в 20 лет, для движимости в 18 и 17 лет. Возможность для них совершения сделок была преграждена постановлением: никаким письмам и записям малолетних не верить. При Петре установлена была в 1722 году опека над безумными и сумасшедшими, - дураками, как говорится в указе. Последующие законодатели ломали или восстанавливали петровские реформы. Только при Екатерине II, с изданием учреждения о губерниях 1775 года, опека получила довольно полную организацию. Соответственно духу времени, опека построена была на сословных началах, и то закон касался только дворян и городских обывателей. Впервые встречаем в законе определение качеств, необходимых для опекуна, и указание недостатков, препятствующих исполнению этой обязанности.Постановления об опеке, созданные учреждением о губерниях, составляют, в основных чертах, действующее законодательство. Позднейшие законы представляют собою или развитие частностей или установление особенностей. Так, в 1785 году определен был возраст совершеннолетия, в 1845 году решено было приостановить течение давности до достижения совершеннолетия. С другой стороны, идет целый ряд особых правил об опеке, из которых многие и до сих пор остаются несогласованными с общими постановлениями. В 1818 установлена была опека для личных дворян, в 1817 и 1841 - для священно- и церковнослужителей, в 1820 - для лиц, осиротевших за границею, 1842 - для немых и глухонемых. Крестьянская реформа оставила опеку в крестьянском быту под действием обычая и не подчинила ее действию общих правил. Вследствие такого постепенного образования опеки, организация ее не проникнута каким-либо общим началом, а представляет собою довольно случайный набор различных постановлений. Нельзя признать правильной основную идею нашей опеки - учреждение ее совместно с родительским попечением.
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.
Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.[21]
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.[21]
Приемная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни.
Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцептуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.
Экспериментально обоснованная модель деятельности социального педагога с семьей включает в себя следующие компоненты:
наличие у специалиста собственных представлений осодержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;
широкое изучение семьи-системы и каждого ее членакак индивида (личности);
дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;
разработка программы (соответственно выделенным входе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;
отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.
Приступая к социальным действиям по отношению к семье с целью оказания ей помощи, социальный педагог согласно разработанной нами модели обязан четко представлять ее содержание и возможные формы претворения этого содержания в практику.
Наряду с наличием у социального педагога собственных представлений о содержании помощи клиенту и о представлениях клиента о содержании этой помощи, ему необходимо иметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют форму компенсации нехватки чего-либо, освобождения от негативного, работа над чем-то и изменения [2, с. 42-43].
Профилактическая и реабилитационная работа в центрах социальной и психологической поддержки сегодня строится по таким этапам:
Подготовительный - сбор информации о приемной семье, социальном окружении ребёнка, на основе которой проводится диагностика его социально-психологического состояния.
Организационный – анализ информации, выявление ресурсов, возможностей семьи, проблемного поля, разработка индивидуальной программы помощи.