СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ




Складывание феодальных отношений. С середины XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода земли всё чаще оказывались в частном владении. Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю, постепенно попали в зависимость от землевладельца. За то, что они живут на землях, которые князь объявил своими, смердов привлекали к различным работам в его хозяйстве. Так возникла их поземельная зависимость от господина.

На Руси, как и в других странах Европы, был создан княжеский домен (владение) — комплекс земель, населённых зависимыми от главы государства людьми. Появление подобных владений знаменовало наступление на Руси новых порядков.

К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений бояр и дружинников. В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе за службу великому князю. Такой порядок назывался кормлением.

Позднее кормления заменили передачей великим князем своим вассалам населённых земель на правах собственности. В таких земельных владениях, называвшихся вотчиной или отчиной и находившихся в наследственном владении, возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать, а мог и отнять эту землю. В свою очередь, крупные земельные собственники также стали передавать часть земель во владение своим дружинникам, с тем чтобы у них были средства к существованию и возможность приобрести воинское снаряжение. Так, начиная со второй половины XI в. на Руси стала складываться феодальная система.

2. Феодально-зависимое население. Постепенно феодальная система расширялась, охватывая всё большее количество лично свободных земледельцев. Они попадали в зависимость от феодала разными путями. Некоторые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения, собственная неспособность и лень) теряли своё хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами или орудиями труда они должны были часть своего времени работать на господина. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином ряд (договор). Закупы брали у господина купу (долг) и не смели уйти, не вернув его. Наймиты нанимались работать за плату, пленники отрабатывали свой выкуп из неволи, а прощенникам прощались их долги, но за это им полагалось трудиться в церковных хозяйствах. Всё больше становилось в обществе холопов. Они полностью зависели от господ, прислуживали им в доме, исполняли различные сельские работы. От великой нужды обедневший человек мог продать себя в холопы. Холопом становился и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее своё право на свободу. Холопами становились дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные чужеземцы. В отличие от рабов в античном мире, холопы имели некоторые права: они могли выступать свидетелями в суде, если не было других очевидцев преступления, их убийство каралось законом.

3. Войско. С созданием единого государства иным стало и русское войско. Его ядро состояло из старшей и младшей дружин, которыми командовал великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500—800 дружинников. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а шишаки (изящные остроконечные шлемы) — головы.

Другой частью русского войска был полк, состоявший из воев — смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе с десятскими и сотскими. Полком командовал тысяцкий. Вой были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжёлыми боевыми топорами и ножами. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый металлическими пластинами и толстой кожей.

Выступавшее в поход войско возглавлял князь, за ним двигались конная дружина и полк. Следом тянулся обоз с тяжёлым вооружением воинов и съестными припасами. Когда сторожа (разведка) доносила, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони и кольчуги и готовились к бою.

Сражение нередко начиналось с поединка богатырей. Летопись рассказывает, как на поединок с князем касогов (черкесов), богатырём Редедей, выехал тмутараканский князь Мстислав. Во время поединка русский князь изнемог под натиском силача Редеди и в молитвах обратился за помощью к Святой Богородице, поклявшись в случае успеха построить в Тмутаракани храм в её честь. И тотчас победил. Мстислав выполнил обет, и в Тмутаракани был воздвигнут новый храм.

Во время боя чело (центр) русского войска составляли пешие вой. Их задача состояла в том, чтобы держать удар вражеской конницы. На правом и левом крыльях (флангах) располагались конные дружины князей. Они наносили фланговые удары и окружали противника.

При штурмах вражеских крепостей использовались приспособления для пролома стен и ворот: тараны — огромные брёвна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колёса, а также камнестрелы, прйступные лестницы, вежи (передвижные башни), которые защищали от стрел.

4. Города и торговля. Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось 42 крупных городских центра. В Скандинавии её даже называли Гардарикой (страной городов). В центре города находился детинец (кремль) с высокими стенами, которые сооружались из огромных деревянных коробов с землёй или глиной внутри. Перед стеной вырывали глубокий ров, наполненный водой. Перекидные мосты вели к воротам города, сделанным из толстых дубовых досок и обитым железом.

Внутри кремля располагались палаты князя, митрополита или епископа, дворы крупных бояр, дружинников. В центре кремля,

н<1 главной площади, возвышался городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове — храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, здесь чинил суд и расправу. Сюда свозились дань и военная добыча, здесь собирались судебные и торговые пошлины.

За стенами кремля тянулись торговая площадь, ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, многочисленные церкви. Эта часть города нередко тоже обносилась земляным валом, который представлял собой первую линию городских укреплений.

Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Суздаль, Ростов, Ладога, Белоозеро, Владимир-Волынский, Червен, Пере- мышль, Тмутаракань и многие другие города были княжескими резиденциями, крупными торговыми пунктами, сильными крепостями, религиозными и культурными центрами. В них расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, возводились замечательные архитектурные сооружения. Эти города имели долгую историю и явились основой силы, мощи и престижа Древней Руси.

С течением веков набирала силу торговля. В Х1-ХП вв. в русских городах купечество составляло заметную часть населения. Богатых купцов, которые вели зарубежную торговлю, называли гостями. Много было купцов, торговавших по Руси, а также мелких торгов- цев-разносчиков. Зарождались купеческие объединения со своими уставами и денежными фондами.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах появились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где проживали торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавии, германских земель. Русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя, Кракова, Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике, в немецких землях. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

Торговля объединяла Русь. Расчёты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в арабских дирхемах, в немецких талерах, в византийских золотых номисмах. В северной глуши и на степном юге использовали в качестве денег меха и скот.

5. Церковь. В конце Х-Х1 в. на Руси сложилась стройная система церковной жизни. Русская православная церковь была создана по образу и подобию византийской. Во главе её стоял митрополит Киевский. В крупных городах церковную власть осуществляли епископы, в Новгороде — архиепископ. Священники крупных храмов — соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в городах и сёлах.

Князья поддерживали Церковь материально, помогали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами) и строить церкви. Передача церквам десятой части всех великокняжеских доходов была на этом пути первым шагом. Потом князья стали предоставлять священникам земельные владения и наделять церковные организации частью своих прав на них и на населявших эти земли смердов-общинников.

Согласно правилам Греческой церкви, только константинопольские патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны руководителей церковной жизни — митрополитов. Когда же в 1040-е гг. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека, и верховный церковный пост на Руси оказался свободным. В 1051 г. на митрополичью кафедру на совещании епископов при поддержке Ярослава Мудрого был избран впервые в истории Руси русский человек. Это был Иларион — очень образованный священник, большой знаток Священного Писания. На берегу Днепра, в горе Иларион выкопал небольшую печеру (пещеру) и проводил там долгое время в уединении, молитвах, раздумьях и посте. Люди называли его праведником.

Пещера Илариона положила на Руси начало монастырям (от греч. «монастерион» — «келья отшельника»). В маленьких комнатках одного дома или в скромных домиках, поставленных близко друг к другу, селились люди, посвящавшие себя служению Богу. Они назывались монахами и жили по разработанному ими уставу (особым правилам). Братия трудилась сообща, общим имуществом заведовал келарь, трапеза (совместный обед) проходила в трапезной, казна находилась в руках казначея. Мужскими монастырями руководили выбранные монахами игумены, женскими — игуменьи. Заботу о хозяйстве монахи-отшельники считали делом второстепенным. Главным для них была молитва, обращение к Богу.

Впоследствии к пещере Илариона пришёл ещё один монах — Антоний. Через какое-то время здесь поселился ещё один отшельник — Феодосий. Так во второй половине XI в. возник Киево-Печерский монастырь, первым игуменом которого был Антоний.

Печерский монастырь рос и отстраивался. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завёл собственное хозяйство, занимался торговлей и даже ростовщичеством. Ему принадлежали окружающие земли, подаренные великими князьями.

Со временем в Киеве, Новгороде и других городах Руси появились новые монастыри. При них создавались библиотеки, открывались школы, начиналось летописание.

6. Первые народные восстания на Руси. Первые крупные потрясения в обществе случились, когда Киев подчинял себе племена древлян, вятичей и радимичей. Эти типично племенные восстания тянули Русь назад, в догосударственное прошлое. Победы киевских князей были закономерны и исторически оправданны.

Позднее племенная вражда утихла, но появились другие противоречия — религиозные. В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло мощное восстание, которое возглавили вятичские волхвы. Язычники поднялись против христиан, беднота — против богатых. Эти две линии сплелись воедино.

Прошло несколько десятилетий, и в 1068 г. мощное народное восстание вновь потрясло Русскую землю. Долгими годами копившаяся ненависть бедноты к богатым людям, к верхушке общества вылилась в страшный бунт в Киеве. Пламя мятежей охватило Смоленск, Бело- озеро, города Ростово-Суздальской земли, где, как и прежде, мятеж

возглавили волхвы. Они призывали к расправам над богатыми. Были разграблены житницы и амбары. На северо-восток двинулась княжеская дружина. Волхвы были убиты, а восстание подавлено.

Во время мятежа в Новгороде в 1071 г. волхвы подняли народ против архиепископа. Местная дружина попыталась его защитить. Весь город, кроме двора архиепископа, оказался в руках восставших, которых с трудом удалось унять. Так в истории России началась война бедных с богатыми, низов народа с его верхами.

7. Русская Правда Ярославичей. Лишь к 1072 г. был восстановлен порядок в стране. Трое старших сыновей Ярослава Мудрого понимали, что казнями народ не усмирить. По их инициативе в 1072 г. был разработан и на общем совещании князей и бояр принят новый свод законов, т.к. Русская Правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени.

Русской Правдой Ярославичей предусматривались суровые наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, нарушение межевых знаков. За убийство высших должностных лиц полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты — 12 гривен. Штрафы устанавливались за кражу имущества, скота, домашней птицы, запашку чужой земли. Свод законов сурово карал за укрывательство холопов.

Конечно, Русская Правда Ярославичей защищала прежде всего тех, кто обладал собственностью. Но в ней были и статьи, отстаивавшие право на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: