Характеристика звеньев структуры государственного управления




 

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Юридически он не входит ни в систему законодательной, ни исполнительной власти. Он назначает высших должностных лиц государства (с согласия Государственной Думы), в том числе Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает выборы в Государственную Думу, референдумы, утверждает федеральные законы, издает указы и распоряжения, занимает пост Верховного Главнокомандующего.

Аппаратом для осуществления функций главы государства служит Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления, обслуживает и курирует федеральный уровень управления, взаимодействует с регионами, контролирует выполнение указов Президента РФ, проводит политику Президента РФ. Администрация Президента РФ во многом дублирует функции правительства.

Непосредственно Президенту РФ кроме Правительства РФ и Администрации Президента РФ подчиняется Совет Безопасности, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества, защиты государства от внешних и внутренних угроз[15].

Многие органы федеральной власти имеют свои представительства в регионах (прокуратура, органы внутренних дел, налоговая служба, таможенная служба, статистические органы и др.). Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти на местах, их взаимодействие с органами власти субъектов федерации Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Представительным и законодательным органом РФ является постоянно действующее Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации образуют по два представителя субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органа). Государственная Дума избирается в составе 450 человек на четыре года.

Парламент избирается на основе избирательного права.

Федеральное Собрание — парламент РФ — призван выражать волю народа и создавать законодательную базу правового государства. Главным критерием эффективности работы парламента служат качество и своевременность принятия законов.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату.

В систему федеральных исполнительных органов власти входят:

1) Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров;

2) министерства РФ;

3) другие органы исполнительной власти: Центральный банк РФ, налоговая, таможенная службы, агентства, комиссии и др.

Правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу бюджет, обеспечивает его исполнение, проведение единой политики в области финансово-денежных, кредитных отношений, культуры, образования, здравоохранения, осуществляет меры по управлению федеральной собственностью, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с законодательной властью[16].

Опыт развитых стран показывает, что оптимальное количество министерств не превышает 12–15. Из них обязательны министерство финансов, министерство иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные зависят от специфики страны и национальных традиций. Россия унаследовала от СССР громоздкую структуру государственного управления. В бывшем Советском Союзе насчитывалось 143 министерства и ведомства. После распада СССР в России первоначально было 43 министерства. С тех пор идет постоянный процесс реорганизации исполнительных органов власти — так называемая административная реформа. На деле министерства стремятся к размножению, затем начинаются поиски возможности их сокращения — и так по кругу. После последней реорганизации к началу 2001 г. насчитывалось 58 министерств и приравненных к ним ведомств[17].

Мировой опыт показывает, что министерства создаются по функциональному признаку. В России все иначе: есть министерство транспорта и министерство путей сообщения, министерство топлива и энергии и министерство атомной энергетики, министерство обороны, агентство по боеприпасам и агентство по обычным вооружениям. Такое положение мало способствует эффективной работе исполнительных органов власти, поскольку не обеспечивается системный, комплексный подход к развитию единых по сути комплексов, и в работе министерств неизбежно происходят дублирование и несогласованность.

Перманентная реорганизация, которая часто ведет только к смене названия, ничего кроме затрат на изменения не приносит. Проведение административной реформы поручено самой административной системе, и наивно ожидать, что она сама станет себя сокращать.

В субъектах РФ система органов государственного управления формируется самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя. Органы государственной власти функционируют в соответствии с Федеральным законом от 6.10.1999 г. № 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»[18].

Законодательный орган государственной власти представляет собой постоянно действующий выборный орган власти субъектов РФ. Его наименование, структура, численность депутатского корпуса устанавливаются конституцией (в республиках) или уставом (в краях и областях) субъекта РФ.

Законодательный орган принимает конституцию (устав), законы субъекта РФ и поправки к ним, утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, устанавливает налоги и сборы, относящиеся к компетенции субъекта РФ, порядок управления региональной собственностью, административно-территориальное устройство и схему управления субъектом РФ. Принятые законодательным органом законы направляются на утверждение высшему должностному лицу — главе администрации области.

Полномочия законодательного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:

· принятия решения о самороспуске;

· по решению высшего должностного лица субъекта РФ;

· решения суда о неправомочности данного состава.

Систему органов исполнительной власти возглавляет высшее должностное лицо, которое избиралось населением на срок не более пяти лет и не могло избираться более двух сроков подряд. В соответствии с принятыми в последнее время в системе формирования исполнительной власти субъектов РФ законодательными документами глава администрации избирается законодательной властью субъектов федерации по предложению кандидатуры Президентом РФ.

Высший исполнительный орган субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ.

Структура высшего исполнительного органа определяется уставом или конституцией субъекта РФ. Этот орган разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, разрабатывает проекты бюджета, программы развития, обеспечивает исполнение бюджета и программ, управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, формирует исполнительные органы субъекта[19].

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти.

Основные полномочия центра включают вопросы общегосударственного значения:

· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· защиту прав и свобод человека;

· управление федеральной собственностью и организацию федеральной власти;

· разработку общенациональной стратегии социального и экономического развития Российской Федерации, основанной на учете целей социального развития, ресурсных возможностей страны, состояния внутреннего рынка и возможности эффективного участия в мирохозяйственных связях;

· организацию функционирования финансовой, кредитной и денежной систем, валютное и таможенное регулирование, ценовую политику;

· регулирование деятельности федеральных энергетических и транспортных систем;

· внешнюю политику, оборону и безопасность;

· судоустройство, прокуратуру, метеослужбу, официальную статистику.

В совместном ведении федерального и регионального уровней находятся следующие вопросы:

· обеспечения соответствия конституций и законов субъектов РФ законам и Конституции РФ;

· защиты прав и свобод человека, режима пограничных зон;

· владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами;

· разграничения собственности, общих принципов налогообложения;

· образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной защиты, другие вопросы.

К полномочиям субъектов РФ относятся:

· разработка и реализация планов и программ социально экономического развития;

· разработка и исполнение бюджета;

· пространственное развитие территории;

· формирование и реализация программ внешнеэкономической деятельности;

· заключение соглашений в области внешнеторговых соглашений;

· содержание представительств за рубежом;

· управление региональной собственностью[20].

Конституцией РФ населению предоставлено право на местное самоуправление, представляющее собой основу демократического строя, важнейший элемент гражданского общества.

Местное самоуправление означает возможность участия граждан в управлении и принятии решений по вопросам местного значения, определяющим условия жизнедеятельности людей.

Местное самоуправление не относится к системе государственного управления, но государство и субъекты РФ создают условия и предпосылки для формирования его системы.

Компетенция местного самоуправления устанавливается по принципу возложения на него такого объема полномочий, который оно в состоянии выполнить. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Основными отличиями местного самоуправления служат выборность органов, наличие необходимых полномочий, финансовых возможностей для их реализации.

Государственная власть регулирует все сферы деятельности местного самоуправления через федеральные законы и законы субъектов РФ, которые и определяют границы самостоятельности местного самоуправления.

Объектом местного самоуправления служат муниципальные образования (города, районы, сельские округа и др.). Местное самоуправление находится в стадии становления. Подготовлен проект нового закона об общих принципах местного самоуправления. Однако практической реализации принципов местного самоуправления мешает повсеместная дотационность муниципальных образований и их сильная зависимость от дотаций субъекта РФ.

Система форм и методов государственного управления призвана стимулировать хозяйственную деятельность, поддерживать необходимые пропорции процесса общественного воспроизводства с целью поступательного социального развития общества.

Представители Кейнсианской школы считают, что государство должно играть самую активную роль в управлении развитием экономики путем интенсивной денежно-кредитной, налоговой политики, контроля за ценами, поощрения инвестиций, занятости, загрузки производственных мощностей, переноса налогового бремени на зажиточные слои общества.

Сторонники школы монетаризма против чрезмерного вмешательства государства в управление экономикой: они исходят из того, что рынок саморегулируется, что приводит к равновесию.

Модели управления в различных странах представляют, как правило, комбинацию принципов обеих школ.

По характеру воздействия на социально-экономические процессы можно дать классификацию методов управления.

1. Прямые и косвенные методы управления.

Формы прямого воздействия — разработка планов и прогнозов, бюджетное финансирование, размещение государственных заказов, предоставление субвенций. Формы косвенного воздействия — создание условий для привлечения инвестиций, компенсация дополнительных затрат, предоставление налоговых льгот, введение дифференцированных норм амортизации, регулирование цен на продукцию госсектора.

2. Административные и экономические методы управления.

Административные методы проявляются в форме принятия прямых распоряжений, установления правил, организации контроля и надзора (определение условий и правил приватизации, определение объектов приватизации, развитие инфраструктуры, установление порядка лицензирования, регистрации коммерческих структур, определение правил пользования природными ресурсами)[21].

Сущность экономических методов заключается в косвенном управлении путем воздействия на экономические интересы объектов управления с помощью таких инструментов, как налоги, кредиты, цены, тарифы. Экономические методы основаны на использовании системы стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность.


Заключение

Итак, мы рассмотрели цели и принципы государственного управления, систему функций, формы, методы и средства государственного управления, дали характеристику структуры государственного управления, а также характеристику звеньев структуры государственного управления.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Для начала 1990-х гг. принятие такой Конституции было весьма большим шагом вперед, но построенная на основании ее положений структура управления ввиду компромиссного характера самой Конституции несла в себе значительные противоречие и недоработки.

Так, например, Конституция Российской Федерации одновременно провозглашает и принцип единства исполнительной власти (п. 3 ст. 5), и принцип независимости органов власти (в том числе и исполнительных) субъектов Федерации (ст. 73; п. 4 - 6 ст. 76; п. 1 ст. 77). Подобная коллизия сделала возможной неоднозначную трактовку Конституции по вопросу о том, насколько детально должно устанавливать федеральное законодательство "общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти".

Наиболее актуальными проблемами совершенствования деятельности государственных органов в Российской Федерации являются: правовое обеспечение реальной самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, организации их взаимодействия между собой; поиск оптимальных организационно-правовых форм разграничения предметов ведения и полномочий различных государственных органов. Для действенности органов государственной власти актуален вопрос об оптимизации распределения властно-управленческих функций внутри государственного аппарата, а точнее между государственными органами различных ветвей власти и видов государственной деятельности.


Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Федеральным законом от 6.10.1999 г. № 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

Литература:

1. Атаманчук Г.В. Управление. Сущность, ценность, эффективность. М., 2006. С. 544.

2. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России. Правовой аспект. М., 2008. С. 512.

3. Добрынин Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма: теория и практика // "Конституционное и муниципальное право", 2005, № 6.

4. История государственного управления России. М., 2007. С. 320.

5. Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления. М., 2008. С. 128.

6. Основы органов государственной власти России. М., 2008. С. 352.

7. Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. М., 2008. С. 548.

8. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти. М., 2005. С. 180.

9. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления. Системный подход. М., 2007. С. 508.

10. Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 208.

11. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 518.

12. Щепетев В. И. История государственного управления в России. М., 2004. С. 592.

13. Энциклопедия государственного управления в России (комплект из 2 книг). М., 2008. С. 1072.

14. Энциклопедия государственного управления в России. В 4 томах. Том 4. П-С. М., 2006. С. 304.


[1] Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 6.

[2] Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. М., 2008. С. 26.

[3] Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления. Системный подход. М., 2007. С. 39.

[4] Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 8.

[5] Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления. М., 2008. С. 14.

[6] Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 15.

[7] Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

[8] Добрынин Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма: теория и практика // "Конституционное и муниципальное право", 2005, № 6.

[9] Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России. Правовой аспект. М., 2008. С. 194.

[10] Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

[11] Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 18.

[12] Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. М., 2008. С. 52.

[13] Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления. Системный подход. М., 2007. С. 46.

[14] Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления. Системный подход. М., 2007. С. 48.

[15] Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 73.

[16] Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. М., 2008. С. 61.

[17] Атаманчук Г.В. Управление. Сущность, ценность, эффективность. М., 2006. С. 247.

[18] Федеральным законом от 6.10.1999 г. № 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

[19] Атаманчук Г.В. Управление. Сущность, ценность, эффективность. М., 2006. С. 251.

[20] Атаманчук Г.В. Управление. Сущность, ценность, эффективность. М., 2006. С. 254.

[21] Энциклопедия государственного управления в России (комплект из 2 книг). М., 2008. С. 495.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: