Тема 3. Нормативная система МП. Классификация и прогрессивное развитие МП




1.Понятие нормативной системы МП, её структура. Понятие и структура нормы МП

2.Классификация норм МП. Соотношение норм МП между собой

3.Фрагментация МП

4.Кодификация и прогрессивное развитие МП

1.1.Понятие нормативной системы МП, её структура

Структура нормативной системы – это её организация, характер взаимосвязи её норм. Структура нормативной системы МП состоит из двух элементов:

· Соотношение норм между собой, т.е. разные связи

· Определённые законы, принципы, по которым это соотношение функционирует

СВЯЗИ:

1.Иерархия

Общая иерархия характерна для всех норм вообще, существующих в МП. В МП – всего два вида норм:

· Императивные нормы – их намного меньше. Обязательства, которые накладываются этими нормами, не зависит от воли субъекта

· Диспозитивные нормы

Договорная иерархия – когда в каком-то договоре закрепляется приоритет норм этого договора по отношению к другим договорам государств. Пример – Устав ООН.

Иерархия, которая закрепляется в актах международных организаций

2.Соотношение норм, не стоящих в иерархии

1. Столкновение универсальной и региональной нормы. Принцип непротиворечивости норм. Региональные нормы могут уточнять, развивать универсальную, но не могут ей противоречить.

2. Столкновение предыдущей и последующей нормы.

3. Столкновение общей и специальной нормы.

Неретроспективность норм. Не имеют обратной силы. НО обратную силу имеют императивные нормы.

3.Взаимодействие

Межотраслевые нормы

Пример – нормы права международных договоров. Они заключаются в любой отрасли МП и по одинаковым законам. То же самое – право международной ответственности. Нормы, запрещающие загрязнение морской среды (морское право, международное экологическое и экономическое право).

Первичные и вторичные нормы

Первичные нормы – закрепляют собственно обязательства. «Что мы должны делать?»

Вторичные нормы – право международной ответственности, они закрепляют последствия невыполнения своих обязательств.

1.2.Понятие и структура нормы МП

Норма НП – властное предписание госоргана, уполномоченного на создание норм, выполнение которого обеспечивается государством.

Норма МП – результат согласования позиций равных по своему юридическому статусу субъектов, которую они признают для себя обязательной и которая обеспечивается самими же этими субъектами.

В норме МП всегда есть диспозиция, может быть добавлена гипотеза, но никогда нет санкции (потому что право международной ответственности). Из-за этой же особенности в МП санкции одинаковы для всех, неважно в какой отрасли права нарушена норма (в отличие от национального права, где в УП / АП / ГП санкции различны).

2.1.Классификация норм МП. Соотношение норм МП между собой

· По юридической природе (по способам происхождения / форме закрепления):

Ø Договорные (источник права – договор) – прописаны в договоре, чётко определены

Ø Обычные (источник права – обычай) – не прописаны в договоре, они просто существуют

Эти нормы равны по силе, не составляют иерархию. Обычаи могут, например, внести в договор, в таком случае те государства, которые не присоединились к договору, не будут ему следовать, но для них будут всё ещё действовать обычные нормы. Может произойти и наоборот: договорная норма может стать обычной, когда, например, договор подписывают, но долго не ратифицируют, а государства эту норму соблюдают.

· По сфере пространственного действия:

Ø Универсальные – распространяются на большинство государств мира.

Среди них есть такая категория норм, которые создают обязательства не только для сторон, ратифицировавших договор, эти обязательства называются erga omnes. Как правило это нормы, несущие особое значение для всего мирового сообщества (права человека, пользование территориями с международным режимом (Антарктика)). Erga omnes порождает только обязательства, никаких прав. Не все нормы договора являются erga omnes, такой характер норм нужно ещё доказать. Все erga omnes – универсальные нормы, но не все универсальные нормы – erga omnes. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЗДАЮТСЯ ТОЛЬКО У УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА, НО НЕ ТОЛЬКО К ДРУГИМ УЧАСТНИКАМ ДОГОВОРА, А КО ВСЕМ.

Ø Региональные – характерны для какого-либо региона (Европейская конвенция по правам человека; Африканская хартия прав народов (?))

Ø Локальные (партикулярные) – нормы двусторонних договоров либо договоров малого количества участников

Региональные нормы – всегда специальные.

· По юридической силе:

Ø Jus cogens – императивные нормы общего МП, общепризнанные принципы МП. Это как Конституция, но в МП. Обладают высшей юридической силой даже по отношению к конституциям государств. Имеет обратную силу. На неё не действует принцип lex speciales. За нарушение этих норм – особый режим ответственности. Могут быть изменены только нормами jus cogens. (Геноцид, апартеид, массовое загрязнение окружающей среды, нормы МГП, использование ОМУ (ядерное, химическое, биологическое).)

Кассезе – п.11.9; Эванс – гл.6 ч.2.; доклад комиссии МП по фрагментации.

Отличие erga omnes от jus cogens:

В отличие от jus cogens на обязательства erga omnes распространяется принцип lex speciales.

Нормы, которые порождают обязательтсва erga omnes, не имеют обратной силы, в отличие от jus cogens.

Erga omnes в основном касаются последствий и ответственности, а jus cogens касаются именно соблюдения.

ВСЕ НОРМЫJUS COGENS ПОРОЖДАЮТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ERGA OMNES, НО НЕ ВСЕ НОРМЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ERGA OMNES, ЯВЛЯЮТСЯ ИМПЕРАТИВНЫМИ.

Ø Остальные нормы

· По содержанию:

Ø Материальные нормы

Ø Процессуальные нормы

Параллельно в МП существует деление всех норм, положений, правил на:

· Hard law – обязательные нормы (договоры и обычаи)

· Soft law – положения МП-документов, не являющиеся обязательными (рекомендательные положения). Пример: резолюции, декларации. Эти «нормы» играют большую роль в развитии hard law.


 

Тема 4. Источники МП

1.Понятие и классификация форм выражения МП. Ст.38 Статута МС ООН

2.Источники МП

3.Источники международных обязательств

4.Вспомогательные средства для определения правовых норм

1. Понятие и классификация форм выражения международного права. Ст. 38 Статута МС ООН

Резолюции МО обязательные – источник обязательств

Резолюции МО необязательные – вспомогательные средства

Договор – источник права

Судебные решения – вспомогательные средства + источник обязательств, но только для сторон спора

Обычай – источник права

Односторонние акты государств – источник обязательств

Доктрина – вспомогательные средства

Решения национальных судов – вспомогательные средства

ПРИЦЕПИТЬ СЮДА СТ. 38 МС и выучить наизусть до знания пунктов

2. Источники МП

Договор и обычай. Только они могут порождать нормы МП.

Для того чтобы договор стал обязательным, мало его подписать, надо ратифицировать. Если договор не ратифицирован, он для тебя не действует.

Венская конвенция о праве международных договоров.

На договор удобнее ссылаться, т.к. всё прописано между сторонами.

Международный обычай – доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

· Практика. Три характеристики:

Ø Единообразность

Ø Длительность – доказывается сторонами в суде, однако существовали случаи в МП, когда одно единственное действие формировало обычай (например, запуск СССР первого спутника привело к формированию обычая о том, что космическое пространство – международная территория, т.к. этот спутник пролетел над территориями некоторых государств, никто не возразил. Однако этот случай, скорее всего, единственный)

Ø Всеобщность (существуют региональные обычаи – они выступают в таком случае как lex speciales (например, в латиноамериканских государствах можно укрывать в диппредставительствах преступников государства пребывания)

т.е. какое-то однообразное всеобщное действие или бездействие, совершаемое на протяжении долгого времени

· + opinio juris (sive necessitatis) – признание правом в силу необходимости (например, территориальное море становилось дальше в зависимости от того, какое было оружие, сначала 3 морских мили, постепенно дошло до 12). Также доказывается в суде. Для аргументации используются вспомогательные средства, как и для доказательства практики. Чаще всего надо доказывать именно этот элемент, можно доказывать и его и практику, но доказывать практику без opinio juris нет смысла.

Opinio juris есть без практики в трёх случаях: 1) испытание и применение ядерного оружия, 2) война, 3) космос (практика невозможна по экономическим причинам)

· = обычай (custom) (обыкновение – usage).

Континентальный шельф северного моря (ФРГ против Дании и Нидерландов), 1967

Военная и военизированная деятельность в и против Никарагуа (Никарагуа против США), 1984 – как «Пушкин» в чгк

Persistent objector – каждое государство в праве, придерживаясь определённой практики непринятия чего-либо, как бы мешает формированию обычая в отношении себя. Persistent objection должно быть постоянным с самого начала формирования этой нормы. Таким образом формируется своеобразный lex speciales для одного государства.

Фишерис кейс (ЮК против Норвегии), 1949

Отличия договора от обычая:

· Договор – формализованные прописанные нормы, обычай – нет

· Договор – много норм, совокупность тематически однородных норм, обычай – одна норма

· Процесс создания договора – это всегда уступки, компромиссы, оговорки, обычай – ряд однообразных действий, которые признаются государствами в качестве нормы, никаких уступок и оговорок нет, существует лишь persistent objection, но это непринятие обычая полностью, а не каких-то его частей

· По юридической силе равны

Чаще всего обычай влияет на договор, т.к. очень многие договоры – это кодифицированные обычаи.

Пока конвенция не наберёт определённого установленного количества ратификаций, она не вступает в силу.

Прогрессивное развитие – создание новых норм, кодификация – собрание старых норм.

Как договор влияет на обычай: например, в договоре появляется новая классная норма, но договор долго не ратифицируется, а государства начинают его исполнять, и таким образом формируют обычай.

В договоре может быть что-то не прописано, что было выяснено на практике, тогда может действовать обычай.

Treaties.un.org

Un.org

В МП есть ряд принципов, не характерных для НП, берущих начало в римском праве и являющихся правовой нормой:

· Эстоппель

· Ex aequo et bono (принцип справедливости) – применяется не тогда, когда есть коллизия, а тогда, когда нет ничего (континентальный шельф – пп.83-101 решения, в этом кейсе нельзя читать перевод)

· Чето ещё

Акты ЕС (ст. 288 договора о функционировании ЕС), ЕАЭС (ст. 6 Права ЕАЭС), резолюции Совета Безопасности ООН (ст. 25 Устава ООН) носят обязательный характер.

В ЕС существует три вида актов: регламент – самое широкое действие, директива – обязательный в отношении результата, решение – конкретная группа лиц.

Квазиобязательные документы (рекомендательные де юре, но все государства на практике придерживаются этих документов): технические регламенты ИКАО, санитарные правила ВОЗ, правила МаГаТэ (всё, что касается мирного использования ядерной энергии).

3. Источники международных обязательств

Односторонние акты государств как источник обязательств

В кафедральном учебнике читать главу + в «Актуальных проблемах» вып. 5, статья Конновой

Судебные решения как источник обязательств

Почему судебные решения – источник обязательств?

· Обязательность судебного решения для сторон

· Споры о границах. Frontier Dispute (Burkina Faso / Republic of Mali), ICJ, 1986

· Решение, выносимое на основании принципа ex aequo et bono. North Sea Continental Shelf (Federal Republic of Germany v. Denmark/Netherlands), ICJ, 1967. Здесь этот принцип не применён, но суд много рассуждает о нём

· Единичные случаи фактического создания новой нормы. Впервые эти нормы прозвучали именно в рамках решений суда.

Ø Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations, ICJ, 1949 (c. 182)

Ø Reservations to the Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide, ICJ, 1951 (c. 24)

Ø Nottebohm (Liechtenstein v. Guatemala), ICJ, 1951 (c. 22–54) – принцип эффективного гражданства

4. Вспомогательные средства для определения правовых норм

Необязательные резолюции вроде (???) – я запуталась о чём она говорила

· Особая роль в формировании договорных норм

· Подтверждают opinio juris для

· Индикаторы позиции государства

· Указывают на пробелы в МП и необходимости дальнейшей разработки того или иного вопроса

Судебные решения как вспомогательное средство для определения правовых норм

· Имеют огромное влияние на становление обычая

· В работе правотворческих органов судебные решения и особые мнения судей вообще основной источник

Доктрина

· Последний аргумент, когда нет больше никаких

Icj-cij.org


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: