Правление Владимира Святославича.




РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙ РУСИ

После смерти Святослава в 972 году между его сыновьями началась борьба за власть. У Святослава осталось трое его сыновей – старший Ярополк правил в Киеве, Олег в древлянской земле, а младшему Владимиру достался Новгород. Однако древляне не признали власть Ярополка, сплотившись вокруг ещё одного сына Святослава Олега. Ярополк двинул войско в Древлянскую землю, и древлянская рать потерпела поражение, а Олег погиб. Получив весть о гибели брата, другой сын Святослава, Владимир, испугался за свою судьбу и бежал из Новгорода к варягам за море. Так князь Ярополк становится на некоторое время владыкой всей Руси. Через два с лишним года он появился близ Новгорода в сопровождении сильной варяжской дружины. Восстановив свою власть в городе, Владимир двинулся на Киев. Его войска осадили город. Вскоре ему удалось заманить брата на переговоры, где тот был убит телохранителями Владимира. Так в 980 г. русский Север снова победил русский Юг. Теперь правитель у Руси остался один – Владимир. Правление Владимира (980-1015 гг.)

В первую очередь Владимир восстановил единство Русской земли, потому что во время междоусобной войны племена радимичей и вятичей отказались подчиняться Киеву (Владимир сумел подчинить племена вятичей, радимичей, уличей и тиверцев). Владимир продолжил укрепление системы управления страной. Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей наместниками в русские земли (мы знаем как минимум о 12 сыновьях)..

Владимир вёл активную внешнюю политику. При нём Русь вступила в борьбу с Польшей — славянским государством в Восточной Европе. Предметом раздора стали пограничные земли — Червенская Русь с городами Червенем, Перемышлем и др.

Русь стала испытывать всё более сильный натиск кочевников- печенегов. Их многочисленные орды контролировали всё северное побережье Чёрного моря. В 992 г. войско Владимира и печенежская конница встретились близ брода на реке Трубеж. Битва началась с легендарного поединка богатырей — могучего печенежского воина и русского ремесленника— Кожемяки. По преданию, русский богатырь победил врага, после чего было разгромлено и войско печенегов, а на месте поединка Владимир основал город, который назвал Переяславлем в честь того, что русский воин переял (перенял) здесь славу у печенежского богатыря.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегах рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. Один из новопостроенных городов-крепостей Белгород стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.

Крещение Руси. Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало Крещение Руси в 988 г. Необходимость Крещения Руси объяснялась рядом исторических и политических причин. Интересы развивающегося государства диктовали отказ от многобожия с его племенными богами и введение монотеистической религии. Требовались единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Весь европейский мир уже перешёл к христианству, и Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Приобщение к христианству способствовало развитию культуры, письменности, духовной жизни.

Владимир не сразу принял христианство. Князь Владимир принимает решение ввести одну религию с целью объединить народ своего государства. Для этого он ставит на холме в столице Киеве 6 идолов во главе с богом-громовержцем Перуном и объявляет, что отныне должно покланяться только этим шести богам. Однако вскоре Владимир понимает, что своей цели он не добивается. Ему была необходима единая религия с одним богом, которая могла что-то изменить на землях Руси.

Для того, чтобы выбрать новую религию, князь приглашает священников различных вер: к нему прибывают из Западной Европы католики, из Византии православные, мусульмане из Волжской Булгарии и иудеи из Хазарского каганата. После долгих исканий он решил крестить Русь по византийскому обряду.

Византия охотно способствовала распространению христианства у окрестных народов, поскольку это усиливало её влияние в соседних землях. Владимир же хотел с Византией равноправных, союзных отношений. Поэтому, одновременно с согласием на крещение, он потребовал в жёны сестру императора, принцессу Анну. Чтобы сделать греков уступчивее, русский князь захватил Херсонес (Корсунь)— центр византийских владений в Крыму. Дело в том, что византийский император Василий II не спешил выполнять свое обещание и выдавать замуж за Владимира царевну Анну. Но после захвата Херсонеса Византии пришлось уступить. В Херсонесе Владимир принял крещение, а вскоре обвенчался с Анной.

Но это было лишь начало, предстояло крестить Киев и остальную Русь. Сам Владимир принял крещение в Корсуни (Херсонесе). В жаркий летний день 988 г. по приказу Владимира в Киеве опрокинули языческих идолов. На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие священники совершили обряд крещения. Тут же великий князь повелел начать строительство церквей и первую из них, в честь святого Василия, своего небесного покровителя, поставить там, где возвышалась ранее статуя Перуна.

Не везде крещение проходило так мирно, как в Киеве. Лишь после ожесточённых столкновений сопротивление язычников было подавлено. Прошло ещё немало времени, прежде чем христианство окончательно восторжествовало на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими.

В 996 г. в Киеве было окончено строительство главного храма Руси — каменного собора Пресвятой Богородицы. На его содержание Владимир пожаловал десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь стала называться Десятинной.

Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь же трудились иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных и светских сочинений.

Церковь стала высшим нравственным авторитетом, призывая людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям. Она выступала против междоусобиц, церковные деятели не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Усобица после смерти Владимира. 15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет. Его смерть вновь вызвала междоусобицу. Отделился Новгород, Киеву перестало подчиняться Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, Полоцк попытался сбросить власть великого князя. Печенеги, узнав о смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Польский король Болеслав I вознамерился вернуть Червенские города, захваченные в своё время Владимиром.

Власть в Киеве вопреки воле отца захватил Святополк, старший, приёмный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Владимир же собирался передать престол сыну Борису. Как и младший Глеб, он родился в христианском браке от византийской принцессы Анны, а потому считался, вероятно, единственным законным наследником престола. Владимир выделял его среди других сыновей, любили его и киевляне. В момент внезапной смерти отца Борис был далеко от Киева — вёл отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов.

Святополк организовал коварное убийство Бориса и Глеба. Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XI в. были причислены к лику святых мучеников. После расправы над Борисом и Глебом Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, подослал убийц ещё к одному брату — Святославу, который управлял Древлянской землёй. Святослав к тому времени уже бежал из своей земли и убийцы настигли его на границе с Венгрией.

Княживший в Новгороде Ярослав повёл на Киев 40-тысячную рать во главе с варягами. Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами. Противники встретились на Днепре около Любеча зимой 1016 г. Ярослав разгромил рать Святополка. Святополк бежал к своему тестю в Польшу - знаменитому королю Болеславу Храброму. И в скором времени Святополк вернулся на Русь, но уже не один, а с огромным польским войском. И Ярославу с этим войском было уже не справиться. В 1018 году Ярослав бежит и Святополк уже второй раз восседает на киевском престоле. Поляки стали вести себя как захватчики – они грабили население Киева, пытались закрепиться на новых территориях и фактически имела место попытка завоевания Киевской Руси Польшей. Разумеется, в Киеве это вызвало огромное недовольство и по княжеству прокатились восстания, направленные против польских захватчиков. Болеслав Храбрый понял, что удержаться здесь ему будет тяжело и приказал своим войскам Святополка покинуть. Как только Святополк остался один в Киеве, к городу тотчас обратились варяжские полки Ярослава – было это в 1019 году. Снова Святополк бежал и снова он вернется в Киев, на этот раз уже с помощью войск печенегов. Решающая битва между братьями произойдет в 1019 году на речке Альта и в ней Ярослав наконец решительно одержит победу. Святополк смог покинуть поле боя живым, однако далеко не ушел – известно, что где-то в дороге теперь уже его настигли убийцы (по другой версии умер сам), подосланные Ярославом. Ярослав наконец стал правителем Киевской Руси.

Ярослав Мудрый. С 1019 г. начинается правление Ярослава, прозванного современниками Мудрым (годы правления 1019-1054). Ярославу не сразу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав Тмутараканский, талантливый полководец, подчинил большие территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалёку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Владения братьев теперь по договору между ними разделял Днепр. Своей резиденцией Мстислав сделал Чернигов. 12 лет Русь была расколота на два государства. Братья жили всё это время мирно, вместе ходили в походы и снова отвоевали у поляков Червенские города. В 1036 г. после смерти бездетного Мстислава Русь объединилась под властью Ярослава, который в дальнейшем получил в народе прозвище Мудрый.

При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе.

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввёл в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду. Она состояла из двух частей – Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Т.е. вторая часть составлялась уже при сыновьях и внуках Ярослава. Русская Правда строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Если близкой родни не было, то убийца платил виру (штраф) в 40 гривен. Вместе с тем Русская Правда отразила углублявшееся неравенство людей: так, за убийство простого человека штраф был лишь 5 гривен; за обиду, которую холоп наносил свободному человеку, тот мог безнаказанно убить его.

Великий князь проявил себя человеком исключительно разносторонним. По его инициативе в 1037 г. был заложен новый главный храм Киеватринадцатиглавый собор Святой Софии, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя — Софийским собором. Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоёванной земле чуди (эстов) — Юрьев (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь Юрия — святого покровителя Ярослава.

Великий князь был ревностным поборником развития на Руси культуры, образования, грамотности. При нём были открыты школы, созданы первые библиотеки, на Руси появилось немало переводных греческих книг, зародилось летописание. Он поддерживал книжное дело. Ярослав любил книги, особенно церковные сочинения, и долгие часы проводил за их чтением. О его набожности и христианских добродетелях слагали легенды.

При Ярославе мощь Руси возросла, расширялись её границы. Князь утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера, предпринимал походы против воинственных балтских племён — литовцев и ятвягов. Он отвоевал Червенские города у Польши. На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией и Норвегией.

Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами, нанеся им в 1036 г. сокрушительное поражение под стенами Киева. После этого набеги печенегов на русские земли прекратились.

В 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения, испорченные ранее. В знак примирения сын Ярослава Мудрого Всеволод взял в жёны дочь императора Константина Мономаха. Брак подчеркнул рост международного престижа Руси.

Новые смуты на Руси.

Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет и назывался лествичное право. Лествичное право заключалось в следующем: трон и великая власть на Руси передавалась не от отца к сыну, а от брата к следующему по старшинству брату; после этого начинали править в соответствующем порядке дети братьев по старшинству. Во главе Руси стоял его старший сын — Изяслав Ярославич. Второй по старшинству, Святослав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод, — в пограничном со степью Переяславле. В других городах сидели на престоле младшие сыновья. Все они, как это установил отец, подчинялись старшему брату.

И по первой казалось, что идея себя оправдала – междоусобных войн между братьями сначала не происходило. Ситуация изменится начиная с 1060-х гг. Дело в том, что в это время совершается ряд успешных набегов на Русь кочевниками южных степей – половцами. В 1068 г. половцы совершили первый крупный набег на Русь – на реке Альте они разгромили русские войска. Это существенно подорвет авторитет князя Изяслава и когда киевляне потребуют от него выдать им оружие из княжеских арсеналов, чтобы они могли лично отомстить обидчикам, Изяслав им отказывает, что вызовет народный бунт. Князь вынужден будет бежать, а бунтовщики на место правителя Киева и соответственно всей Руси посадят врага Изяслава полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Соответственно, все законы о наследовании княжеских престолов были тем самым нарушены. Изяслав через год Киев себе вернул – ему в этом помогли польские войска, однако время мира на Руси закончилось. Теперь против Изяслава выступили уже его родные братья и Изяслав был снова изгнан за пределы Руси. В 1073 г. Святослав изгнал Изяслава и утвердился в Киеве. Однако в 1076 году Святослав внезапно умер.

Лишь после его смерти старший сын Ярослава Мудрого вернулся в Киев. Братья Ярославичи поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава.

Олег, старший сын недавно умершего Святослава, посчитал, что после смерти отца именно он должен владеть родным Черниговом. Его поддержали братья Святославичи. Бежав из Чернигова в Тмутаракань, Олег собрал в 1078 г. большую рать, привлёк на службу кочевников-половцев и двинулся на родной город. Это был не первый случай привлечения русским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси. Но Олег сделал половцев постоянными союзниками в борьбе с другими князьями. За помощь он позволял им грабить и жечь русские города, уводить людей в плен. За это его прозвали на Руси Олегом Гориславичем. Последним из сыновей Ярослава, правивших в Киеве, стал Всеволод (годы правления 1078 – 1093). Его правление стало временем относительного политического затишья. Мягкий, дипломатичный Всеволод не стал настаивать на передаче власти собственному сыну и согласно лествичному праву Киев наследовал сын Изяслава Святополк.

Владимир Мономах.

Среди правителей Руси конца XI — начала XII в. особое место занимал Владимир Всеволодович Мономах, правивший в 1113-1125 гг. Спокойный, умный и уравновешенный, он с юных лет показал себя смелым воином, талантливым полководцем и умелым дипломатом.

В 1097 г. русские князья, внуки Ярослава Мудрого, решили положить конец междоусобицам и сплотить силы в борьбе с половцами. Местом встречи был выбран родовой замок Мономаха в городе Любече. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей», — решили князья. Основное решение Любеческого съезда было следующим – потомки троих Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода) будут держать каждый свою отчину – т.е. земли, принадлежавшие отцу. Потомки Святослава получили земли Черниговские и Муромские, потомки Всеволода получили Переяславль и Суздальские княжества, потомки Изяслава оставались главными князьями Киевскими и должны были арбитрами при решении распрей между князьями более мелкими.

Однако прошло несколько дней, и стало ясно, что никакими угрозами и карами не унять князей, борющихся за передел земель, за власть и богатства. Участники совещания ещё не достигли своих городов, а из Киева пришла ужасная весть: Святополк Киевский и Давыд Владимиро-Волынский схватили князя Василька Теребовльского и ослепили его. Потом Василька увезли на Волынь во владения Давыда и бросили в темницу.

Это вызвало ярость остальных князей. Объединённое княжеское войско подступило к Киеву. Князья заставили Святополка повиниться и присоединиться к ним в походе на Волынь против Давыда. Тот запросил пощады, выпустил ослеплённого Василька на свободу и вернул ему его владения.

Смута на Руси усилила активность половецких орд. Князья попытались сплотить свои силы в борьбе с ними. В 1103 г. объединённое русское войско двинулось в путь. Русская рать настигла половецкие кочевья неподалёку от Азовского моря. Близ урочища Сутень она наголову разбила врага и пошла по половецким становищам, освобождая пленников и захватывая богатую добычу. В 1111 г. русские князья предприняли новый грандиозный поход в степь, нанеся половцам крупнейшее поражение.

В 1113 г. великий киевский князь Святополк Изяславич внезапно умер, и положение в Киеве осложнилось. Существовавшее недовольство простых горожан произволом ростовщиков вылилось в восстание. Толпа разгромила дворы бояр и ростовщиков. Собравшиеся в Софийском соборе по зову митрополита бояре и старшие дружинники, епископы и игумены монастырей решили немедленно звать в Киев Мономаха. После уговоров тот согласился. Его приезд в город успокоил волнения.

В начале своего правления великий князь дал Руси новый закон, который назывался «Устав Владимира Всеволодовича (часть Русской Правды)». В нём были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных. Проценты по долгам снижались, многие долговые обязательства ликвидировались, произвол ростовщиков ограничивался. Было снято социальное напряжение в городах и сёлах.

В истории Руси Мономах выступил как первый серьёзный реформатор, т.е. как человек, осуществивший ряд глубоких преобразований в жизни общества.

Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповедей Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей вотчиной, он заставил всех подчиняться великому киевскому князю. Стремительно и жёстко он подавил мятеж своего племянника Ярослава Святополчича, который правил на Волыни.

Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращение их набегов на Русь. В 1116 г. князь возглавил поход в степь. Он был уже не молод, но все тяготы стойко переносил наряду с рядовыми воинами.

В конце жизни Владимир Мономах создал своё знаменитое «Поучение». Размышляя о пережитом, он писал, что верит — жизнь так устроена, — что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящих хлеба».

После смерти отца его старший сын Мстислав (годы правления 1125-1132) взял власть в свои руки и тем самым нарушил завет Ярослава Мудрого — во главе Руси встал не старший в роду, а старший сын правившего князя. Авторитет Мономаха, опыт и воля Мстислава, поддержка киевской верхушки были столь сильны, что остальные князья смолчали, хотя и были недовольны таким поворотом событий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: