Глоссарий к Особенной части 4 глава




8. Как осуществлялось реформирование социалистического земельного строя в России?

9. Каковы признаки сходства и различия в процессах реформирования крепостного права и социалистического земельного строя в России?

10. Назовите основные исторические уроки, через который прошел земельный строй России от древности до наших времен.

 

       
 
 
   
 

Глава 3

Источники земельного права

 

3.1. Понятие «источники земельного права»

Под источниками российского права принято понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.

Законодательные и иные веления государства обобщенно называются нормативными правовыми актами. Они могут иметь различное наименование. Например, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты[9].

Высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти издают законы и подзаконные правовые акты, предписанные Конституцией Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Она осуществляется Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации, которое ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Изложенная классификация нормативных актов Российского государства позволяет дать следующее определение: под источниками земельного права следует понимать законодательные и иные нормативные правовые акты компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы земельного права.

Все источники российского права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Эта классификация в полной мере применима в земельном праве. Она по существу предписана Земельным кодексом РФ. В нем сказано, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Таким образом, термин «земельное законодательство»надо понимать в узком смысле слова. Под ним понимаются правовые нормы, изложенные в Земельном кодексе РФ (как федеральном законе), в других федеральным законах и законах субъектов Российской Федерации.

Буквальное толкование названных положений Земельного кодекса РФ позволяет утверждать, что правовые нормы о земле, содержащиеся в указах Президента РФ, не входят в понятие «земельное законодательство». Содержащиеся в них нормы земельного права входят в систему отрасли права, а не отрасли законодательства.

Земельный кодекс определяет иерархию правовых актов в системе земельного законодательства.

Наибольшей юридической силой после Конституции РФ обладают Земельный кодекс РФ и специальные федеральные законы, регулирующие земельные отношения. При этом нормы, содержащиеся в Земельном кодексе, обладают большей юридической силой по отношению к соответствующим нормам, установленным в других федеральных и принимаемых в соответствии с ними законах субъектов Российской Федерации.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ. Они не должны противоречить Земельному кодексу и федеральным законам.

Правительство РФ вправе принимать решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

Правовые акты, содержащие нормы земельного права, издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий и на основании, и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ впервые в истории земельного законодательства предусматривает, что нормы земельного права могут содержаться в актах органов местного самоуправления (п. 4 ст. 2 ЗК РФ). Такие акты ими издаются на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3.2. Классификация источников земельного права

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положениям и нормам Конституции РФ должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений. Вместе с тем земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Тем самым Конституция различает федеральное земельное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. В этом проявляется наиболее общая классификация норм земельного законодательства.

В российской правовой системе воплощен принцип верховенства законов в ряду иных нормативных правовых актов. Законы обычно формулируют и выражают первичные, наиболее фундаментальные положения, регулирующие земельный правопорядок в Российской Федерации и ее субъектах.

Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации — федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные земельные законы.

К первым ныне относятся Земельный кодекс Российской Федерации и земельные кодексы республик (например, Земельный кодекс республики Башкортостан), входящих в состав Российской Федерации[10]. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации земельного права. Наряду с ними действуют кодифицированные акты, относящиеся к природоресурсовому законодательству. Имеются в виду Водный и Лесной кодексы РФ, принятые в 2006 г., Федеральные законы «О недрах», «О животном мире» и др.

Земельный кодекс РФ 2001 г. следующим образом определяет свое соотношение с кодексами и иными федеральными законами природоресурсной или природоохранительной отраслевой направленности. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (п. 2 ст. 3 ЗК РФ).

Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов принадлежит нормативным указам Президента Российской Федерации. Являясь главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ издает указы и распоряжения. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ). Многие указы Президента РФ стали первичными нормативными актами, определяющими правовые основы земельной реформы и совершенствования нового земельного строя в России. При этом указы Президента РФ обладают меньшей по сравнению с Земельным кодексом РФ и федеральными законами юридической силой. Под федеральными законами в данном случае надо понимать не только те, которые входят в систему земельного законодательства, но и те, которые приняты для регулирования смежных с земельными отношений, однако содержат нормы земельного права.

Законодательные принципы и нормы, нормативные положения указов Президента РФ нередко развиваются и конкретизируются в правовых актах Правительства Российской Федерации. Эти акты многообразны и принимаются по разным вопросам регулирования земельных отношений. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации (п. 2 ст. 115 Конституции РФ).

Правительству Российской Федерации подчинены федеральные министерства и ведомства. Оно утверждает положения, в которых определяются функции и полномочия этих государственных органов исполнительной власти.

В осуществление своих конституционных полномочий по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка Правительство РФ в области укрепления земельного правопорядка приняло новые важные правовые акты:

1) Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 485[11]);

2) Положение об учете и оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311[12]; в ред. от 15 сентября 2008 г.);

3) Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 71[13]);

4) Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808[14]; в ред. от 29 декабря 2008 г.);

5) Положение об осуществлении государственного мониторинга земель (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846[15]);

6) Положение о государственном земельном контроле (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 (в ред. от 11.04.2011 г.) [16]);

7) Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота (утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830[17]);

8) Постановление Правительства РФ «О ведении государственного водного реестра Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 (в ред. от 15.02.2011 г.) [18].

Известное место среди источников земельного права занимают приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. По юридической силе их акты могут быть общеобязательными либо действующими в пределах систем соответствующего министерства, комитета, ведомства. Общеобязательную силу ведомственные нормативные акты приобретают в случаях, если их принятие делегировано законом, указом Президента РФ. Часто такие акты принимаются совместно несколькими государственными органами.

Конституция Российской Федерации обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных условий (ст. 130 и 131 Конституции РФ). В настоящее время действует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 13-ФЗ (в ред. от 3.05.2011 г.) [19] Согласно этому Закону предметом ведения местного самоуправления является регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 19).

Гарантом конституционных прав граждан, в том числе прав собственности на землю и других вещных прав на недвижимость, выступают судебные органы Российской Федерации. Они разрешают земельные споры и восстанавливают нарушения земельного законодательства. Обобщая опыт работы судов своей системы, высшие судебные органы принимают руководящие постановления, которые, по нашему мнению, могут рассматриваться в качестве источников земельного права. Такимисточником является, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» от 24 марта 2005 г. № 11[20].

Контрольные вопросы

1. Что понимается под понятием «источник земельного права»?

2. Чем понятие «источник земельного права» отличается от понятия «норма земельного права»?

3. В какой форме проявляются источники государственного веления в регулировании земельных отношений?

4. Что представляет собой иерархия данных источников?

5. Чем земельное законодательство отличается от системы подзаконных нормативных правовых актов?

6. Чем обусловлена потребность конкретизации системы земельного законодательства системой подзаконных нормативно-правовых актов?

7. Чем кодифицированные законодательные акты земельного права отличаются от иных законодательных актов земельного права?

8. Имеются ли земельно-правовые нормы в законодательных актах, регулирующих иные (не земельные) отношения?

9. Что представляет собой систематизация земельного законодательства?

10. Как систематизация земельного законодательства соотносится с систематизацией гражданского законодательства в Российской Федерации?

11. Как федеральное земельное законодательство соотносится с региональным законодательством и с муниципальными нормативными актами?

12. Какую роль в совершенствовании земельного законодательства играют акты органов судебной власти?

       
   
 
 
 

Глава 4

Правовые формы собственности
на землю в Российской Федерации

 

4.1. Земельная собственность как экономическая
и правовая категория

С древних времен до наших дней собственность была и остается центром, ядром экономического мироздания любого гражданского общества. Концентрируя главные, сущностные имущественные интересы владельцев материальных благ, собственность предопределяет экономический порядок их присвоения, перераспределения и потребления.

Филологи обычно рассматривают собственность как синоним имущества либо как принадлежность кого, чего-нибудь, кому, чему-нибудь с правом распоряжений[21]. Советские энциклопедисты определяли собственность как исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, общественными группами, классами, государством)[22]. В современной учебной литературе можно встретить утверждение, что собственность — это отношение лица к принадлежащей вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника[23]. В этих взглядах высвечиваются различные аспекты собственности как социально-экономической категории. Она — многогранное явление и может рассматриваться в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова собственность может пониматься как совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности и ее различных форм. Производство есть источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности — это объективно существующие потребности человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, собственность — это условие жизни каждого человека.

В узком смысле слова собственность рассматривается как отношения между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей. В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.

Вместе с тем собственность нельзя отождествлять с вещами, другими материальными ценностями. Хотя на поверхности явлений собственность представляется в виде предметов, принадлежащих каким-либо лицам, ее понятие нельзя сводить к вещественному содержанию или к отношению человека к вещи, как это часто понимается на бытовом уровне. Вещи и другие материальные ценности — это объекты собственности, созданные природой и трудом человека. Они есть источники удовлетворения потребностей людей и условия их жизнедеятельности.

Виды объектов собственности названы в Гражданском кодексе РФ (ст. 128). В нем, правда, говорится об объектах гражданских прав. Но это не меняет сущности вопроса, поскольку право собственности выступает основополагающим, фундаментальным правом гражданина и юридического лица. Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Среди объектов гражданских прав различаются движимые и недвижимые вещи. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Среди этих объектов земля (земельные участки) является особым видом недвижимости, поскольку, подобно всем иным природным объектам, она не рукотворный капитал, как это признают даже западные экономисты, а объект естественного, природного происхождения. Поэтому земля может именоваться земельной недвижимостью, считаться объектом земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц и быть земельной собственностью.

4.2. Конституционно признанные формы
собственности на землю в Российской Федерации

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Рассмотрим содержание каждой земельной собственности как самостоятельной правовой категории.

1. Государственная собственность на землю. Ее удельный вес в Российской Федерации остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная земельная собственность существует в двух видах: федеральная и субъектов Российской Федерации. Разграничение между двумя этими видами земельной собственности осуществляется на основании главы III Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ (в ред. от 20.03.2011 г.) и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.).

Федеральная собственность на землю. Основаниями внесения земельных участков в перечень земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение их в состав:

1) земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

2) земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

3) земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Здесь полезно вспомнить положения ст. 27 ЗК РФ, посвященной ограничению оборотоспособности земель в Российской Федерации, которая прямо указывает на отдельные направления, с которыми связано отнесение земельных участков исключительно к федеральной государственной собственности.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, а основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у названных субъектов возникло право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Споры между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием закрепленных законодательством процедур. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю разрешаются в суде. Вступившие в законную силу судебные решения являются основанием государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки.

Помимо земельных участков, получивших статус федеральной собственности при разграничении государственной собственности на землю, федеральной собственностью являются также те, которые признаны таковыми федеральными законами. Российская Федерация вправе также приобрести земельные участки в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 ЗК РФ).

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации за нею признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе. Его правовой режим определен Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 25 октября 1995 г. (действует в ред. от 28.12.2010 г.).

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Этой окраиной признается продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права. С учетом этого правила внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслов живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования либо передаются в аренду, либо в безвозмездное срочное пользование.

Собственность на землю субъектов Российской Федерации. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены этими субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Право собственности субъектов возникает также на земельные участки:

· занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

· предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

· отнесенные к землям особо охраняемых территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: