Работа по запаховому следу человека.




Год

 

Авторская работа.

При использовании данных материалов

Обязательна ссылка на источник.

 

 

Эти материалы - отдельная глава

из пока неизданных материалов

под общим названием: «ОБУЧЕНИЕ СОБАК ПОИСКУ».

 

Верх профессионального мастерства в служебном собаководстве - обучение собак работе по запаховым следам. Это обнаружение взрывчатых и наркотических веществ, следовая работа, поисково-спасательная служба и т.д. Каждое из этих направлений имеет свои методики подготовки, но всех их объединяет одно – обучение собак поиску.

Способность исследовать окружающее пространство при помощи обоняния заложена в сильных природных инстинктах (безусловных рефлексах) и, в значительной мере, ярко выражена у многих пород собак, сохраняющих свои пользовательные качества. Задача учебного процесса – развить и закрепить эти способности.

Поиск можно условно разделить на две основных составляющих:

- идентификация искомых запахов (запаховый анализ);

- непосредственно «поисковое поведение».

Идентификация запахов

В естественной среде обитания работа запахового анализатора животного нацелена, в основном, на удовлетворение естественных потребностей: нахождение пищи, полового партнёра, ориентировочное поведение, исследовательский интерес и т.д. По летучим компонентам выделений живого организма, хищник способен определять вид, пол, индивидуальность объектов, а также их физиологическое и эмоциональное состояние.

В практической работе способность к идентификации (анализу) запахов используется в различных формах, в зависимости от направлений подготовки собак. При поиске взрывчатых, наркотических или других веществ, у собак вырабатывается долговременная память на искомую группу запахов, которая является постоянной составляющей на протяжении всей рабочей «карьеры» животного.

В розыскной службе - при выборке вещи или индивидуального запаха человека (сравнительный анализ), в следовой работе, задействуется кратковременная (оперативная) память, где запаховый образец предъявляется для запоминания непосредственно перед поиском. В этом случае собака приучается к постоянной смене искомых запахов. Кратковременная (оперативная) память достаточно непродолжительна, она может длиться от 30-40 минут, до нескольких часов, в зависимости от интенсивности запаха, времени контакта с ним искомого фигуранта, степени его «приятности» для собаки, принадлежности тому или другому объекту и других факторов.

В поисково-спасательной службе собака ориентируется на комплексный запах человека. Хотя, наверное, в этом случае животное пользуется не только обонянием. Вероятно, в механизме поиска задействована и какая-то энергетика, присущая живому организму. Мы неоднократно проводили эксперименты по нахождению человека в укрытиях (схронах), где полностью исключался визуальный контакт с искомым объектом. Площадка заслеживалась, чтобы не было возможности ориентироваться по следам, фигурант несколько раз переходил из одного укрытия в другое, тем самым, оставляя сильный остаточный запах в каждом схроне, и всё равно, хорошо подготовленные собаки сводили процент ошибок к нулю. Находили человека, даже в укрытии на высоте двух метров над землёй, когда запах, казалось бы, должен рассеиваться воздушными потоками выше уровня головы собаки. Но это справедливо только по отношению к «профессионалам», молодые животные ошибались и в более простых условиях.

Исходя из вышесказанного, запаховый анализ в практике использования собак можно условно рассматривать в трёх основных вариантах:

- долговременная память на искомую группу запахов;

- кратковременная (оперативная) память на искомую группу запахов;

- ориентирование на живой запах биологического объекта.

 

«Поисковое поведение»

Обучение «Поисковому поведению» в свою очередь включает в себя:

- способность к правильному снятию запаха (обнюхивание,

запоминание);

- техника поиска (обусловлена нормативами или условиями использования);

- сигнальное поведение (при необходимости - обозначение найденного объекта).

В основе работоспособности собаки лежит её заинтересованность в процессе поиска. Заинтересованность же формируется на мотивации поведения через сильные природные инстинкты. Как мы знаем, самыми мощными, моделирующими поведение животных, являются инстинкты: самосохранения, пищевой и половой. Половой инстинкт рассматривать нет необходимости, т.к. в дрессировке он практически не используется, хотя, в редкой сейчас уже книге по натаске подружейных собак, описывается случай приучения кобеля к звукам выстрелов через искусственное половое возбуждение, но это уже ближе к профессиональным курьёзам.

Существующие методы подготовки базируются, в основном, на удовлетворении игровой или пищевой потребности. Каждый вариант имеет свои преимущества, недостатки и своих поклонников. И нет смысла, спорить какой лучше, основной критерий – качество подготовки собаки. Это деление достаточно условно, т.к. грамотный специалист использует в работе комплексное подкрепление: игра + пища + голосовое и механическое воздействие (наводящее, наталкивающее, поощрительное, дисциплинирующее).

Тем не менее, давайте рассмотрим более подробно каждый из методов, ведь приступая к обучению собаки, мы должны чётко представлять весь путь учебного процесса, его цели, задачи и способы их решения.

Игровая мотивация

Игровое поведение животных, мотивированное врождённым инстинктом, наиболее сильно проявляется в «детском» возрасте. Заложенное природой, оно несёт ярко выраженную обучающую программу, через него щенки постигают премудрости взрослой жизни: учатся добывать пищу, защищать свою жизнь, происходит социализация в стайном сосуществовании. У взрослеющего животного, по мере приобретения самостоятельности, мотивация к игре ослабевает (если её не культивировать специально).

При отборе молодых собак для обучения, приходится вести тщательное тестирование поведения, отдавая предпочтение темпераментным, жизнерадостным, контактным особям, с хорошей заинтересованностью к апортировке (переноске) и поиску спрятанной вещи. Соответственно, при таком подходе достаточно велик процент отбраковки, и это является существенным минусом, т.к. далеко не всегда есть достаточное количество «материала» для отбора. К примеру, желаемое поведение мы можем наблюдать лишь у 10 – 15 0/0 молодых собак (в зависимости от качества племенного поголовья и жёсткости предъявляемых требований).

Обучение щенка начинается с максимально раннего возраста и строится на базе игрового общения. Игрушка (мячик, деревянный брусок, кусок резинового шланга и т.п.) становится нашим постоянным спутником. Единственные требования к предмету: износостойкость и нетоксичность. Примитивная в начальной фазе игра с элементами охотничьего поведения (догнать и схватить брошенный предмет, олицетворяющий добычу), усложняется. Игрушка, со временем заменяемая предметом – носителем искомого запаха, забрасывается в траву, прячется в разные места, и у щенка постепенно формируется стремление искать добычу не только визуально, но и, ориентируясь на знакомый запах. Такая техника подготовки приемлема для обучения поиску взрывчатых, наркотических и других веществ. В следовой работе гораздо чаще используется пищевое подкрепление, т.к. лакомством проще стимулировать заинтересованность тщательного обнюхивания запахового следа. В поисково-спасательной службе, где искомым объектом служит человек, игра применима, но немного в другой форме, там, в роли спрятанной игрушки выступает помощник. Позже мы остановимся на этих моментах более подробно.

Игровые методы подготовки имеют свои отрицательные стороны.

Повышенная активность в работе, предполагает высокую энергоотдачу. Как правило, движения такой собаки не экономичны, животное быстрее устаёт.

При повышении температуры окружающей среды дыхание затрудняется, а это приводит к ухудшению обонятельных функций.

При высокой скорости поиска страдает тщательность обнюхивания, сложнее сконцентрировать внимание собаки в отдельно взятой точке. Принимая участие в соревнованиях, проверках подготовленности служебных собак в силовых структурах, неоднократно замечал, как животные совершают ошибки именно из-за неумения дрессировщика правильно сориентировать их внимание в нужном районе поиска.

А при отдельных видах подготовки (например, поиск взрывчатых веществ), требующих тщательности обнюхивания, повышенной осторожности в движениях, когда работать приходится в местах скопления людей, техники, игровое поведение, подчас, просто неуместно.

Работоспособность, зависимая от игрового настроения, всегда под угрозой срыва от наличия сильных посторонних раздражителей. Инстинкт игры не является доминирующим в жизни животного, и нужно учитывать, что раздражители, активизирующие более сильные инстинкты, могут выводить собаку из рабочего состояния. Например, представьте животное перед выбором: хозяин предлагает игру, а на площадку зашла другая собака - а вдруг это враг (включается инстинкт самосохранения), а вдруг повезёт в любви (включается половой инстинкт), а если это будет кошка, заработает пищевой инстинкт в активной форме (догнать добычу). И любой из этих раздражителей в данной ситуации будет подавлять желание играть. Хотя и встречаются собаки, у которых игровое поведение доминирует над другими инстинктами, для которых игра с хозяином превыше всего, но добиться этого не всем удаётся.

Если речь идёт о подготовке служебной собаки, то мы максимально не должны зависеть от влияния различных факторов окружающей среды. С учётом этого, на определённом этапе дрессировки необходимо вводить понятие дисциплины. А дисциплина – это принуждение (в какой форме – решать дрессировщику), основанное на реакциях инстинкта самосохранения (избегание неприятного воздействия). И опять возникает вопрос: возможно ли сочетать игру с дисциплиной? Ведь любое, даже незначительное давление на собаку может привести к потере заинтересованности. Конечно, грамотный инструктор справиться с этой задачей, но как это сделать – никто не скажет, тут нужно уметь чувствовать животное, чтобы принять правильное решение: когда и каким способом на него воздействовать. А для среднестатистического дрессировщика, это представляет определённые сложности. Принцип работы специалиста-кинолога, как и врача: «НЕ НАВРЕДИ!»

Для более понятного восприятия, можно обратиться к человеческим играм, например – спортивным (тот же игровой инстинкт, где поведением человека управляет азарт). Чтобы добиться высоких результатов спортсменам приходится соблюдать график тренировок, а это - дисциплина; соблюдать режим - и это дисциплина. То есть, всё-таки, интерес и принуждение сочетаются. Но данный пример по отношению к дрессировке достаточно абстрактен.

В этом разделе я затронул некоторые негативные моменты, но это не значит, что система подготовки на основе игровой мотивации порочна в целом. Наверняка найдутся специалисты, которые в чём-то не согласятся со мной. Каждый имеет право на своё мнение, и главный критерий, как я уже сказал, качественный результат.

Моя точка зрения, основанная на большом опыте в области служебной подготовки собак - необходимо рациональное сочетание всех мер воздействия, как положительных (а их не так много в нашем арсенале, это – игра, пища и ласка), так и отрицательных (строго дозированных и обусловленных необходимостью).

При отборе собак нужно выявлять преобладающие реакции поведения (пищевая, игровая, ориентировочная, поисковая, привязанности к вожаку и др.) и на их основании строить процесс обучения, а не вести тестирование по какому-то одному признаку. И в этом случае процент выбраковки резко снизится. Те специалисты, которые «зациклены» только на игровом научении, либо стремятся к более лёгкому и быстрому результату, либо недостаточно квалифицированы.

И всё-таки самый большой плюс игровых методик, наверное - зрелищность. Приятно смотреть на жизнерадостную, энергичную работу животного, подчёркивающую хороший контакт с дрессировщиком.

Пищевая мотивация

Добывание пищи у хищника, напрямую связано с поисковым поведением (нахождение следа и преследование добычи). С моей точки зрения, пища - оптимальный вариант подкрепления поведения собаки в процессе обучения следовой работе, поиску наркотических, взрывчатых и других веществ, выборке вещи (человека) и в других направлениях. Ведь, согласитесь, далеко не каждое животное по своей природе имеет достаточно ярко выраженное игровое поведение, но без пищи существовать не может ни один организм. Поэтому, если даже рассуждать примитивно, поставив получение пищи животным в прямую зависимость от его работоспособности, мы вправе ожидать быстрого и прочного закрепления желаемого поведения. И наша задача: только правильно «объяснить» собаке, чего мы от неё хотим.

Давайте представим это более наглядно, на примере следовой работы. Мы неоднократно проводили эксперимент с 4-6 месячными щенками немецкой овчарки. Голодного щенка выводили к дорожке, проложенной по незаслеженному газону, посредством пробрызгивания кровяной водой и раскладывания кусочков мяса с небольшими интервалами. Это был своеобразный тест на поисковую заинтересованность. Все щенки вели себя примерно одинаково. В начальной фазе просто хаотичное движение (ориентировочная реакция). Но в какой-то момент улавливался запах пищи, и поведение щенка резко менялось: в глазах загорался интерес, нос буквально «прилипал» к земле и первый же найденный кусочек мяса побуждал животное двигаться по проложенному следу. Движения, как правило, были торопливые, часты сходы с дорожки, но большинство самостоятельно возвращались и продолжали поиск. Причём, помощь человека практически не требовалась.

А теперь представьте, что это упражнение будет повторяться регулярно, и это будет единственная возможность для щенка получить пищу. Вы заметите, что с каждым разом его поведение будет всё более осмысленным, движения станут менее суетливыми, сходы с проложенной трассы сведутся к минимуму и даже усложнения в виде углов и поворотов не вызовут серьёзных затруднений. И всё это без нашего прямого участия.

То есть, само по себе, движение по запаховому следу не представляет сложности для собаки, важна заинтересованность в этом процессе. В данном случае заинтересованность подстёгивается чувством голода.

В подавляющем большинстве учебников по собаководству метод пищевого подкрепления называют пищевым, иногда вкусопоощрительным, что подразумевает одно и то же. Но вещи эти разные, и это надо учитывать при организации учебного процесса.

Пищевой метод предполагает большие порции корма, составляющие за время занятия объём разовой полноценной нормы питания, т.е. животное насыщается в процессе обучения естественной, повседневной пищей. Применяется для собак с хорошим аппетитом, или при использовании для кормления, в силу каких-то причин, только одного вида корма. Неудобство состоит в том, что на занятиях приходится пользоваться большими контейнерами для пищи, затрачивается больше времени на её поедание.

Вкусопоощрительный метод - стимулирование небольшими кусочками лакомства в малом количестве, но очень вкусными (сыр, мясо) можно использовать для занятий даже с сытой собакой. Метод более удобный и гораздо чаще используется.

Оба эти варианта эффективны, какой из них выбрать – решает дрессировщик, учитывая индивидуальные особенности животного.

Пищевая мотивация также имеет свои недостатки, хотя и не так много. Работать приходится с животными имеющими выраженную пищевую заинтересованность. Но при хорошем содержании многие собаки к пище относятся достаточно спокойно и перед занятиями приходится устраивать им режим голодания, что тяжело соблюдать при интенсивных способах подготовки. За время занятий животное достаточно быстро насыщается и приходится делать вынужденные перерывы до следующей «голодной фазы». Используя такие методы в подготовке минорозыскных собак, мы дневной рацион питания распределяли примерно так: утреннее кормление пропускали, занятия начинали ближе к середине дня, когда животное находилось в сильно голодном состоянии. Для подкрепления использовались небольшие кусочки варёного мяса, в общей массе составляющие объём дневной нормы. Соответственно продолжительность занятий регламентировалась скоростью расходования лакомства и количеством кусочков, практически до полного насыщения собаки и составляла примерно 1,5 -2 часа. В вечернее кормление животное получало простую пищу, например кашу, сваренную на бульоне от мяса, или сухой корм. Но т.к. к этому моменту чувство голода еще не обострилось, пища часто оставалась недоеденной, но никто и не настаивал. А утром всё повторялось.

Такой подход приемлем только для подросших животных, перешедших на двухразовое питание, и способных переносить значительные нагрузки. Щенков приходится кормить чаще, и занятия делать не столь напряжёнными.

Но, работая на пищевом подкреплении, большой объём корма расходуется только на начальном этапе. По мере усложнения программы, лакомством поощряется уже не каждый отдельное взятый элемент желаемого поведения, а конечный положительный результат. Соответственно появляется возможность увеличивать нагрузки и время занятий.

Так как, в самой начальной фазе обучения, предмет поиска - кусочки пищи, то некоторые специалисты опасаются, что животное в дальнейшем будет реагировать на них сигнальным поведением. Но, при правильно построенной учебной программе, постепенно заменяя приоритеты искомых объектов, мы избежим подобных проблем. Естественно, интерес к запаху пищи сохранится, но это не будет «включать» сигнального обозначения.

По сути, этот процесс также напоминает обучение через игру - «найди предмет», только в одном случае это игрушка, а в другом - кусочек мяса, но в данном варианте поиск не имеет столь яркой эмоциональной окраски, какую вызывает сильное возбуждение, мотивированное поощрительной игрой с брошенным предметом - игрушкой. И нам гораздо проще организовать тщательный, неторопливый поиск. Спрятанный мячик – он один, и побуждает животное к быстрым действиям (скорей найти, схватить и бежать), а кусочков много – их нужно искать и искать, тем более, если их разместить на небольшом участке. Например: на площадке 1,5м х 1,5м, засыпанной крупным гравием (чтобы исключить зрительную привязку к пище), можно разложить 8 – 12 кусочков. Да и сам по себе запах пищи стимулирует тщательный поиск. Найдя кусочек, собака ещё какое-то время продолжает обнюхивать это место.

Для закрепления у животного ассоциативных связей между едой и вводимым для запоминания запахом, эти компоненты могут закладываться в одном месте (в одном контейнере). Хотя в поиске собака в большей мере ориентируется на лакомство, но со временем привыкает к комплексу – запах пищи + вводимый запах. Постепенно, в роли объекта поиска остаётся только запахоимитатор заданного вещества. Т.к. обнаружение имитатора подкрепляется лакомством, пищевая заинтересованность у собаки сохраняется.

На бумаге всё получается гладко и легко, но, непосредственно участвуя в процессе дрессировки, всё равно сталкиваешься с целым рядом сложных моментов. Нереально предусмотреть все возможные нюансы, которые выпадают из общего ряда, казалось-бы, стройной методической системы. Переход в поиске, от пищи к заданному веществу, наглядный тому пример. Как только мы изымаем из закладок лакомство, интерес, что–либо искать может совсем пропасть. И это тоже относится к негативным моментам пищевой стимуляции. Возможных причин можно рассмотреть несколько: ошибки дрессировщика, недоработки учебной программы, индивидуальные способности животного и т.д. Объяснить же поведение собаки несложно: при игровом научении - запах дополняет желанный объект поиска, и помогает его найти. При пищевом, желанный объект поиска – лакомство, более сильно и приятно пахнущий, временно подменяет вводный запах, и при его изъятии, причинно-следственная связь может давать сбой, т.е. у собаки «не хватает ума» связать вводный запах с лакомством. Но есть ряд способов избежать этой проблемы, которых мы коснёмся позже.

Мы с вами рассмотрели два основных метода подготовки собак: игровой и пищевой. Метод дрессировки – воздействие на животное определёнными раздражителями (пища, механическое воздействие, подражание другим животным и т.д.), для выработки нужных условных рефлексов. В учебниках по дрессировке рассматривают чаще всего механический, пищевой и контрастный методы, как наиболее часто используемые. Предпочтение отдаётся контрастному, сочетающему в себе положительные качества пищевого и механического. Метод «кнута и пряника». С одной стороны - принуждение (не всегда в жёсткой форме: наведение, наталкивание), с другой – поощрение за правильный «ответ». Игровому методу в служебном собаководстве, места, похоже, не нашлось, т.к. в учебниках и методических наставлениях он практически не встречается, хотя, в последнее время, широко используется специалистами.

В практике служебной дрессировки приходится применять все возможные варианты формирования поведения: и принуждение (т.к. на нём базируется дисциплина), и пищу, и игру, и ласку. Главное, чтобы наше воздействие на собаку имело положительный эффект. Т.е уместнее было бы назвать этот метод – комплексным. Если мы используем для основного подкрепления поведения пищу, то почему бы, для раскрепощения собаки, не «включать» периодически игру – тоже ведь положительные эмоции. А при игровом научении, разве повредит лакомство?

Но основополагающий фактор в работе специалиста – это его человеческие качества! Излишек, как принуждения, так и поощрения может давать негативный результат в работе. Никакое поощрение не компенсирует чрезмерно жёсткий характер дрессировщика. Излишек же ласки и нежности к собаке может сказываться на дисциплине. Важно сочетать в себе качества строгого, но справедливого вожака. Дисциплина не отрицает любви и ласки к животному.

И ещё мы не затронули такой вопрос: кого предпочтительней выбрать для работы, кобеля или суку? Большинство специалистов останавливают свой выбор на суках. Действительно, чаще они более коммуникабельны, ласковы и привязчивы к хозяину. Кобели более независимы и упрямы. Но тут уж, кому - что нравится. Мне, так всегда были ближе кобели с сильным, твёрдым характером.

Серьёзный фактор, накладывающий отпечаток на рабочее поведение животных – это половое влечение. Часто рабочих собак стерилизуют. И, если хозяин суки полностью избавляются при этом от всех проблем (течка, «женихи», случайные связи), то, лишая молодого кобеля мощного жизненного стимула, мы можем негативно изменить его характер (пассивность, вялость). Чтобы свести возможность этих последствий к минимуму, кобелей стерилизуют уже в половозрелом возрасте, когда его поведение полностью сформировалось.

Я не сторонник таких кардинальных мер и всегда добивался стабильности поведения через дисциплину. Кто-то может поспорить, что это невозможно, но у меня получалось. Да, порой жёстко, но в пределах необходимости.

 

 

Работа по запаховому следу человека.

Не надо воспринимать эти материалы, как учебную программу. Моя цель – выделить и разобрать некоторые проблемы, нештатные ситуации, глубже проникнуть в профессиональные тонкости мастерства кинолога, затронуть те области, которые не рассматриваются подробно в большинстве методических пособий.

Зададим вопрос - с чего начать обучение собаки? Есть щенок, есть методическая и нормативная базы, формулирующие итоговый результат, есть, в конце концов, трудовой энтузиазм.

Существует одно непреложное правило: прежде чем начнёшь любую работу, организуй своё рабочее место. То есть учебный процесс начинается с подготовки материальной базы.

Методические пособия, в лучшем случае, рассматривают ряд предметов снаряжения для собак - это длинный и короткий поводок, шлейка, ну может ещё сумочка для лакомства и наличие помощника. А ведь от вашего технического оснащения будет зависеть качество учебного процесса вцелом. Перечисленные предметы снаряжения, конечно необходимы, но это далеко не всё.

Начнём со шлейки. Редко где вы найдёте рекомендации по её выбору (если такой выбор есть), а ведь шлейка очень важный элемент «сбруи». Она должна плотно подгоняться по корпусу, иначе, при больших нагрузках, собака будет натирать мозоли и работа для неё станет мучением. Очень часто используют ездовую шлейку с пристяжным кольцом на холке. Кто работал с ней, знают, как это неудобно: поводок постоянно путается в задних лапах и мешает движению собаки. По этой же причине неприемлем простой ошейник, тем более, он давит на шею и затрудняет дыхание. Лучший вариант - специальная следовая шлейка с пристяжным кольцом на крупе (а где её взять?). В ограниченных количествах их выпускают для буксировочных видов спорта, но в ведомственных кинологических подразделениях с такой «роскошью» вряд ли знакомы.

На поводках нет смысла останавливаться. На начальном этапе подойдёт короткий - трёхметровый, в дальнейшем работа ведётся на 10-12 метровом поводке. Карабины должны, в случае необходимости, быстро и легко отстёгиваться.

Пробрызгивая следовую дорожку запаховым раздражителем, удобно пользоваться пластиковыми бутылками с отверстиями в крышке.

Кусочки мяса раскладываются ложкой (чтобы не пачкать руки) из небольшого походного котелка. Руки, пахнущие пищей, отвлекают внимание собаки при близком контакте.

На определённом этапе подготовки возникает необходимость трассировки следа, мы должны точно знать линию прокладки, чтобы обеспечить контроль правильности движения собаки. В методических пособиях мне встречалось много способов трассировки - это и пробрызгивание меловой водой (при высыхании видны белые капли), и раскладывание мелких клочков бумаги, и нить, натягиваемая над следом (в лесной местности). Такое впечатление, что всё это придумывали люди, далёкие от практической работы. Бумажки уносит ветром, меловые брызги плохо видны на траве (а если заметно хорошо, то их также видит и собака), с нитью - полдня уйдёт на прокладку следа.

Мы с самого начала использовали флажкование. Из толстой

проволоки изготавливались Г-образные заготовки, на которые

привязывались красные ленточки. След прокладывался от флажка,

до флажка, и каждый указывал направление до следующего.

Флажки должны быть достаточной высоты, чтобы ленточки не привлекали внимания собак.

Со временем животные всё-таки улавливали закономерность и

начинали останавливаться и искать поворот у очередной метки. В этом случае, условия прокладки меняли. Проходя мимо очередного флажка, и фиксируя направление до следующего, поворот делали через оговорённое количество шагов.

Дрессировщик отрабатывая маршрут, попутно собирает флажки. Для их транспортировки изготавливается чехол из куска пластмассовой трубы ф 60-70мм и длиной 500 мм с плечевым ремнём.

Я не оспариваю своего авторства на это нехитрое приспособление, не удивлюсь, если кто-то, тоже пришёл к этому, ведь решение напрашивается само собой и полностью исключает проблемы при трассировке следа.

Обучение следовой работе предполагает наличие значительных участков незаслеженной местности. При подготовке нескольких собак в условиях ограниченных площадей, целесообразно наличие в учебных классах больших планшетов (меловая доска) и планов местности для разработки схем маршрутов. Руководитель занятий даёт помощнику подробный, наглядный инструктаж по прокладке следа, с обязательным оговариванием количества флажков (один флажок – один поворот), начальной и конечной точки. Бывали случаи, когда, вследствие нечётко поставленной задачи, не все флажки собирались, т.е. часть следа оставалась непроработанной. Начальная точка, для более лёгкого снятия запаха, обозначается протоптанным участком (примерно - 1м х 1м) и флажком.

Такой способ трассировки очень удобен и даёт возможность инструктору контролировать работу сразу нескольких кинологических расчётов. К примеру: на одном футбольном поле мы размещали до четырёх маршрутов следовых дорожек. Эти трассы были очень компактны, при небольшой протяжённости – до 500м, имели много углов и поворотов, но собаки работали, не мешая друг другу.

А теперь давайте задумаемся, как работает обоняние собаки? И вообще, что такое – запах, как, и на сколько долго он сохраняется?

Запах представляет собой некое летучее облако, состоящее из микрочастиц и молекул вещества, насыщающих окружающее воздушное пространство. Более ощутимо - примитивно его можно представить, как пылевое облако, где каждая пылинка является носителем запаховой информации. Давайте разберём, что же влияет на его интенсивность и сохранность.

Сила запаха зависит непосредственно от индивидуальных пахучих свойств вещества, площади поверхности запахоотдачи и влияния различных факторов окружающей среды. Например: в жаркий день, идущий человек, вследствие усиленной работы потовых желёз организма, оставляет более сильный запаховый след. В прохладную, безветренную погоду запах, хоть и более слабый, но сохраняется дольше, чем в жару, вследствие слабых процессов рассеивания и испарений. Или такой пример: малое количество вещества, нанесённое на большую плоскую поверхность, вследствие увеличения площади запахоотдачи, создаст намного больший по интенсивности запаховый фон.

Мы должны понимать, что при всём своём совершенстве, собачий нос, также имеет предел возможностей. Чтобы быть ощутимым, запах должен иметь определённую концентрацию, превышающую пороговую чувствительность обонятельного анализатора. Различные материалы обладают неодинаковыми пахучими свойствами. Не всегда их запах ощущается носом человека, есть вещества, недоступные и обонянию собак.

Рассмотрим на примерах, как влияют основные факторы окружающей среды на запаховое облако, оставляемое идущим человеком.

Запаховые частицы, которые оставляет после себя движущийся человек, оседают как на следовых отпечатках, так и на предметах окружающего пространства. Их концентрация и сохранность напрямую зависят от целого ряда различных причин, обусловленных влиянием внешних условий.

Температурный режим:

По ведомственным нормативам, работа с использованием обоняния собак регламентируется в пределах от -150С до +300С. Это обусловлено тем, что при критических температурных режимах снижается чувствительность восприятия запахов. Всё это объясняется с точки зрения физиологии животных, но мы не будем на этом останавливаться и просто примем на веру.

Как же ведёт себя запаховое облако при перепадах температуры? Причём нужно учитывать, как температуру поверхности земли, так и воздуха.

Из законов физики мы знаем, что теплые воздушные потоки устремляются вверх, а холодные, наоборот, к земле. Разница в температурах вызывает конденсирование влаги в окружающем пространстве и на прилегающих поверхностях.

- соприкосновение нагретой поверхности земли, с холодным воздухом вызывает образование конденсата в форме сильной росы или слабого тумана. Вспомните летний вечер после заката. Прогретые за день воздушные массы, замещаются более холодными. При низкой температуре окружающей среды испарительные процессы с тёплой поверхности почвы замедляются, вследствие низходящих потоков в атмосфере (хотя, казалось бы, тепло от земли должно быстро подниматься вверх), но воздух является хорошим теплоизолятором и прогревается достаточно медленно. Мельчайшие капельки влаги захватывают запаховые микрочастицы и осаждаются вместе с ними на грунт, образуя устойчивый запаховый фон, который держится до полного высыхания росы и ещё какое-то время, пока не завершится процесс полного выветривания. Условия достаточно благоприятные для следовой работы. Запах несут как следовые отпечатки, так и воздушное облако, которое держится у поверхности почвы и имеет слабое рассеивание. След, проложенный по росе, хорошо заметен и визуально.

- соприкосновение холодной поверхности земли, с тёплым воздухом

также вызывает образование конденсата, но в форме более сильного тумана. Воздушные массы, имеющие более высокую температуру, насыщенные капельками влаги, поднимаются восходящими потоками вверх, захватывая молекулы запаха и образуя вдоль линии следа так называемый запаховый коридор. Собака в таких условиях очень легко и быстро работает по следу. У неё нет необходимости принюхиваться к следовым отпечаткам, поиск ведётся «верхним чутьём».

На начальном этапе подготовки, я не рекомендовал бы проведение занятий в таких условиях, чтобы не приучать собаку к лёгким задачам.

Рассеивание запахового облака в таких условиях происходит быстрее, но всё равно может составлять несколько часов. С течением времени «запаховый коридор» становится всё шире, подвергается влиянию воздушных течений, концентрация запаховых частиц в воздухе уменьшается, пока не станет ниже порога чувствительности собачьего обоняния. Туман редко удерживается долго, это обусловлено тем, что при прогревании поверхности почвы, её температура выравнивается с окружающим пространством и образование конденсата прекращается.

Самые неблагоприятные условия для работы – высокие температуры, от 25 градусов и выше. В жаркую, сухую погоду у собак затруднено дыхание, они быстрее устают, при открытой пасти уменьшается доступ запаховой информации к обонятельным рецепторам. В атмосфере происходит очень быстрое испарение влаги, а вместе с ней и выветривание запаховых частиц. Следовые отпечатки долго не держатся, «выдыхаются». Оперативным собакам приходится, конечно, работать и в таких условиях, но в этом случае нужно быть готовым к более низким результатам.

Проверяя возможности собак, прокладывали след при температуре воздуха около 30 градусов, по пересечённой местности: грунт, трава, участки, лишённые растительности. Давность следа составляла 1 час (для рабочей собаки это нормальное время), протяжённость – 1км. Во время поиска отмечалось, что след сохранился фрагментами, в основном на участках с растительностью и на мягком грунте. Собака, хоть и сохраняла высокую активность, но часто теряла след на «голых» участках и только хорошая подготовка позволяла ей отработать трассу до конца.

В реальных рабочих условиях, при высоких температурах, работоспособность сохранялась в течение 2 - 3 часов, после чего животным требовался отдых. Но здесь многое зависит от подготовки и натренированности собак.

Перемещения воздушных масс (ветер, сквозняк):

Чем сильнее воздушные перемещения, тем быстрее происходит процесс выветривания и рассеивания запаха.

При движении «на ветер», обоняние собаки, получает больше информации, что облегчает ей работу, хотя поиск может быть более «грязным» (страдает тщательность проработки следовой дорожки). Всё это необходимо учитывать при выборе направления учебных следов. Я бы рекомендовал, на начальном этапе подготовки прокладывать трассы «по ветру», когда основная запаховая, воздушная масса сносится от собаки, оставляя «пахучим» только непосредственно линию следа и, тем самым, вынуждает животное активнее принюхиваться к дорожке.

При боковом ветре, иногда можно наблюдать, что собака идёт не по линии следа, а немного сбоку от неё, с подветренной стороны. Это обусловлено тем, что запаховый коридор смещается воздушным потоком в сторону и, двигаясь по нему, нет необходимости принюхиваться к следовым отпечаткам.

 
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: