На этой неделе мы изучаем
- Характеристику звука -У- по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук -У-. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку) Попробуем спеть звук – У – у – у. Он поется, тянется.Какой это звук? Звук -У- называется гласным, будем обозначать его красной фишкой. - Можно поселить звук -У- в красный замок? В красном замке у нас будут теперь жить два звука. Какие? (Звуки -А-; -У-. Это гласные звуки.) Их можно долго тянуть и петь. Для пения гласные звуки важны, Они и напевны, и очень важны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву: - А-у; а-у; а-у. - Придумайте слова, где спрятался звук -У-. (утюг, улитка, улей, укроп…) - Знакомство с буквой -У-. У – сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. - Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы -У-. Найдите в кассах букву -У-. - Дополните часть слова звуком -У- и скажите все слово: -казка (указка), -дав (удав), -лыбка (улыбка), -голь (уголь)… |
Дети должны усвоить
На этой неделе мы изучаем «ЗВУК -И-. БУКВУ -И-» Дети должны усвоить - Характеристику звука -И- по артикуляционным и акустическим признакам. Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. Произнесите звук -И- протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (гласный). Он будет жить в красном замке, будем обозначать его красной фишкой. - Выделение на слух звука -И- Из ряда гласных: ау, ио, аи, аои… Из имен: Аня, Инна, Оля, Иван, Антон, Илья… Из слов: ириска, ананас, избушка, уголок, игрушка… - Знакомство с буквой: Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? – Три! - А какая буква? – И. - Выложите букву И из палочек, спичек. - Закрепить гласные буквы А, У. Выставить и назвать картинки: улитка, аист, ива. Дети соотносят букву с услышанным первым звуком и подставляют к буквам картинку. |
|
На этой неделе мы изучаем
«ЗВУК -П-. БУКВУ –П-»
Дети должны усвоить:
- Предложить подуть на листья. Какой звук принесла нам осень? (Звуки-П-). Он тянется, поется? (Нет). Можно назвать его гласным звуком? (Нет)
- Узнал звук – П –, что он не тянется, не поется, сел один на полянке и загрустил. Заметили это гласные звуки, подбежали к нему и предложили звуку – П – стоять рядом с гласными звуками, и петь песенки: па-па-па; пу-пу-пу.
Хорошие получились песенки.
- Согласился звук – П – дружить с гласными звуками. За это гласные назвали звук – П – согласным звуком. С тех пор появились согласные звуки. Согласные звуки живут в синем замке.
- Игра «Поймай звук»
Если услышите звук – П –, хлопните в ладоши: А, У, И, П, П, О…
Если услышите слог со звуком –П –, закройте глаза: АП, ОП, АУ, УП…
- Знакомство с буквой П.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
- Букву П выкладывать из палочек, пуговиц, ниток и т. д.
На этой неделе мы изучаем
«ЗВУКИ -П-, -Пь-. БУКВУ П»
Дети должны усвоить:
Различение звуков – П –, - Пь – по акустическим признакам.
Жили – были два мальчика Паша и Петя. Оба мальчика любили петь песенки. Паша пел – «па-па-па», а Петя пел – «пя-пя-пя». Песенки похожи, но мальчики пели по-разному. Чем отличаются песенки?
|
В песенке Паши согласный -П- звучал твердо (при этом губы смыкаются плотно), а в песенке Пети -П- звучит мягко (губы смыкаются слегка).
Звук -П- согласный, твердый, будет жить в синем замке и обозначать его будем синей фишкой.
Звук -Пь- мягкий, согласный. Будет жить в зеленом замке и обозначать будем зеленой фишкой.
Помогите Паше и Пете разделить картинки:
- Паше со звуком – П – (полотенце, паровоз, пальма…)
- Пете со звуком – Пь – (пенал, перец, пирамидка…)
Игра «Поймай звук»
Взрослый «бросает» звуки - у -, - п -. Ребенок составляет слог -уп- и т. д.
Закрепить образ буквы – П –
Найти букву в кассе букв. Обводить букву, выкладывать слоги
ПА, ПУ, ПИ, АП, УП, ИП,
На этой неделе мы изучаем: «ЗВУК -О-. БУКВУ О: Дети должны усвоить: Характеристику звука - О - по артикуляционным и акустическим признакам Губы округлены и немного выдвинуты вперед; зубы закрыты округленными губами; голосовые связки сомкнуты и вибрируют; образуется голос. Произнесите звук - О - и наматывайте ниточку на клубок. Звук –О- произносится и во рту нет преграды. Какой это звук? (Гласный звук) Какие гласные звуки вы знаете еще? (А, У, И). Произнесите эти звуки. Вспомните овощи, в названиях которых есть звук – О – (Горох, картошка, помидор, фасоль…) Знакомство с буквой – О – В этой букве нет угла, От того она кругла. До того она кругла, Покатиться бы смогла. Найти в окружающей нас обстановке предметы, похожие на букву О. |
|
«ЗВУК -Ы-. БУКВУ Ы»
Дети должны усвоить
- Звук -ы- гласный. Живет в красном замке. Его можно петь, долго тянуть. Во рту нет никакой преграды. Обозначать будем красной фишкой.
- Игра «Поймай звук»
Выделение звука -ы- из потока гласных звуков: А,ОУ,Ы, И, Ы, А…
Выделение из потока слогов: ПА, ПЫ, ПУ, ПО, ПЫ…
- Придумай слово, где спрятался звук -ы-
часы рыбка шары сыр мышонок мыло
- Знакомство с буквой Ы.
А бедняжка буква – ы –
Ходит с палочкой, увы.
- Закрепить образ буквы. Выкладывать с помощью ниток, палочек, бусинок.
Работать в прописях.
«ЗВУК -Э-. БУКВУ Э»
Дети должны усвоить
Характеристику звука -Э- по артикуляционным и акустическим признакам: губы в улыбке, зубы сближены, но не смыкаются; зубы обнажены; широкий кончик языка находится за нижними зубами; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
Произнесите звук -Э-. Гласный или согласный звук? Почему?
/ 44/nXPSfAf8AyDtV/wCwfqX/AKTvX2P+yj/rG/67r/6A9FFe3xL/ALhX/wCv2H/9KpnwlX4MN/1+ X5QO0/a//wCPS0/65N/6BHRRRXu5R/uNL0j/AOm6Z9Fjv40f+vNL/wBJP//ZUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAD5aqScKAQAAFQIAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAA7AQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwEC LQAUAAYACAAAACEATo/qq9MCAACQBQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAA6AgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAWGCzG7oAAAAiAQAAGQAAAAAAAAAAAAAAAAA5BQAAZHJzL19yZWxzL2Uy b0RvYy54bWwucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBFgBX/4gAAAAoBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAACoG AABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwECLQAKAAAAAAAAACEApWonFOJzAADicwAAFQAAAAAAAAAAAAAA AAA5BwAAZHJzL21lZGlhL2ltYWdlMS5qcGVnUEsFBgAAAAAGAAYAfQEAAE57AAAAAA== "> Выделение звука -Э- из стихотворения:
Электричество в домах,
Свет горит на этажах,
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
- Назовите слова со звуком -Э-.
В какой замок поселим звук -Э-? (В красный замок) Почему?
Знакомим детей с буквой Э.
Это -Э-
С открытым ртом
И большущим языком.
Букву Э выкладывать ниточками, пуговицами, бусинками, крупой…
Работать в прописях.
«ЗВУК -Т-. БУКВУ Т»
Дети должны усвоить
Характеристику звука -Т- по артикуляционным и акустическим признакам.
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук -Т-? (Стучит по бугоркам.) Попробуйте спеть звук -Т-. (Он не поется.) Положите ладошку на горло и произнесите звук -Т-. Голосок поет или спит? (Спит.) Вы догадались - какой это звук? (Согласный, твердый, глухой.) В каком замке он будет жить? (В синем замке.) Какой фишкой будем обозначать звук -Т-? (Синей фишкой.)
Найти предметы-картинки, в названиях которых есть звук -Т-.
Тополь металлофон самокат петушок пульт
Определить позицию звука -Т- в словах (начало, середина, конец слова).
Знакомство с буквой Т.
Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Составление слогов: ТА, ТО, ТУ; слова ТОП из разрезной азбуки.
«ЗВУКИ -Т-; -Ть-. БУКВУ Т»
Дети должны усвоить
Характеристику звуков по акустическим и артикуляционным признакам. - Колеса большого вагона стучат так: Т-т-т. Звук согласный, твердый, глухой, обозначаем его синим цветом.
- А колеса маленького вагончика звучат по-другому: Ть-ть-ть. Повторите этот звук. Звук -Ть- согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
Т-Т-Т-Т-Т
Ть-ть-ть
Рассмотри и назови картинки. Если в названии картинки есть звук -Т-, соедини ее линией с синей звездочкой; если в названии есть звук -Ть-, соедини с зеленой.
Преобразование слогов:
- Та – Тя
- То – Тё
- Ты – Ти
(показать ладошкой: твердый звук – кулачок, мягкий – ладошка)
Составление слогов: ТИ, ТА, ТО, ТУ, ИТ, АТ, ОТ, УТ из разрезной азбуки
На этой неделе мы изучаем «ЗВУК -К-. БУКВУ К» Дети должны усвоить |
Характеристику звука:
Когда произносим звук -К-, наш язычок делает преграду и этот звук петь, тянуть нельзя. Это согласный звук, он глухой, т.к. голосовые струночки не работают. Это звук твердый. Будет жить в синем замке и мы будем его обозначать синей фишкой.
Выделить, какой одинаковый звук встречается в словах:
- кот, палка, мак
- ком, пушка, ток
Хлопни в ладоши, если услышишь звук -К-
- стул, кошка, полка, лук, суп и т. д.
Знакомство с буквой К
Два столбика стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
Звуковой анализ слова КОТ
Чтение слогов
КА, КО, КУ, УК, АК, ОК
На этой неделе мы изучаем «ЗВУКИ -К-, -Кь-. Букву К» Дети должны усвоить |
Характеристику звуков
- Когда произносим звук -К-, наш язык делает преграду и этот звук петь, тянуть нельзя. Это согласный звук, будет жить в синем замке и обозначать его будем синей фишкой.
- Выделить, какой одинаковый звук встречается в словах:
КОТ, ПАЛКА, МАК (звук -к-)
КИТ, КЕФИР, ПАКЕТ (звук -кь-)
- Звук -Кь- мягкий, согласный, глухой. Будет жить с феей, которая любит зеленое платье, в зеленом замке и обозначать будем зеленой фишкой.
Игра «Скажи наоборот»
КА – КЯ; КО – КЁ; КЫ– КИ
Знакомство с буквой К
Два столбика стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
Чтение слогов:
КА, КО, КУ, КИ, АК, ОК, УК, ИК
На этой неделе мы изучаем «ЗВУК -Х-. БУКВУ Х» Дети должны усвоить |
Характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам:
- Зубы разомкнуты, язык за нижними зубами, голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
- На улице холодно, падает снег. Руки у нас замерзли. Давайте погреем руки, подышим на них, при этом произносим звук -Х-.
- Как мы произносим звук -Х-, твердо или мягко?
- Какой это звук, согласный или гласный?
- Каким цветом будем обозначать звук -Х-? (синим)
- Итак, звук -Х- согласный, не поется, твердый, произносится без голоса.
Игра «Четвертый лишний»
Выложите четыре картинки: утка, хлеб, художник, халат.
В названии какой картинки нет звука -Х-?
«Составь слово»
Выложите три картинки. Из первых звуков их названий ребенок должен составить слово. Картинки: утка – хлеб – автобус (УХА)
У Х А
Пальма – утюг – хоккеист (ПУХ)
П У Х
Знакомство с буквой Х
Выложить букву из палочек, спичек, ниток.
Чтение и звуковой анализ: ОХ, АХ, УХ
На этой неделе мы изучаем «ЗВУК -М-. БУКВУ М» Дети должны усвоить Характеристику звука -М-: - Губы мешают петь этот звук, значит он согласный. - Этот звук звонкий, т. к. голосовые струночки работают. - Звук твердый, губы плотно смыкаются, когда мы произносим этот звук. - Звук живет в синем замке, будем обозначать его синей фишкой. Знакомство с буквой М Взялись за руки друзья. И сказали: «Ты да я – это мы!» А между тем Получилась буква М |
Работа с картинками
- Назвать картинки, услышать и сказать, есть ли в слове звук -М-
мыло лошадка матрешка лампа малина кроватка
Вместе с ребенком выложите из палочек или из букв разрезной азбуки обратные слоги и преобразуйте их в прямые:
АМ – МА; УМ – МУ; ОМ – МО и т. д.
Чтение и звуковой анализ слов:
МАМА
МАК
На этой неделе мы изучаем «ЗВУКИ -С-, -Сь-. БУКВУ С» Дети должны усвоить |
Характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам:
- Звук -С- согласный, глухой, твердый. Когда мы его произносим, язычок находится за нижними зубами, губы улыбаются.
- Звук -Сь- согласный, глухой, мягкий.
Игра «Наоборот»
Взрослый произносит слог с твердым звуком -С-, а ребенок – с мягким звуком -Сь-
СА – СЯ; СЫ– СИ; СУ – СЮ и т. д.
Придумать слова со звуком -С- в начале, середине, конце слова. А затем с мягким звуком –Сь-
сова лист ананас
семечки васильки гусь
Знакомство с буквой С
Часть кружочка потерялась
Буква С у нас осталась.
Закрепить образ буквы
- Найти букву в тексте, выложить из ниток, крупы и т. д.
Выкладывать и читать слоги:
СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС
Звуковой анализ слов:
СИТО СОК НОС
На этой неделе мы изучаем «ЗВУКИ -П-; -Б-. БУКВУ Б» Дети должны усвоить |
Характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам:
- Звук -П- согласный, твердый, глухой.
- Звук -Б- согласный, твердый, звонкий.
- Чем отличаются и чем похожи эти звуки?
Игра «Наоборот»
ПА-ПА – БА-БА
ПЫ-ПЫ– БЫ-БЫ
ОП-ОП – ОБ-ОБ и т. д.
Отгадывание слов, в которых пропущен первый звук.
Если пропущен звук -Б-, вместо него звучит колокольчик, если -П-, звоночек не звенит.
. олка,. овар,. ашня,. удильник,. опугай,. антик
Классификация картинок с звуками -П-, -Б-
Определить позицию звука в словах (начало, середина, конец слова)
Знакомство с буквой Б
Твердый знак с окна упал,
Руку он себе сломал
Чтение слогов:
ПА – БА, ПО – БО, ОП – ОБ и т. д.
Закрепить образ буквы Б
Найти букву в тексте, выложить из ниточек, мозаики, крупы…
На этой неделе мы изучаем «ЗВУКИ -Р-, Рь. БУКВУ Р» Дети должны усвоить Характеристику звука -Р- -Согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синей фишкой. - Определить позицию звука в словах (начало, середина, конец слова). |
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук -Р-»
Р, б, ж, ра, ар, рак, мороз, кошка, ёжик, игра, топор, чемодан и т. д.
Из набора предметных картинок выбрать те, в названии которых есть звук -Р-
«Скажи наоборот»
РА – РЯ, РО – РЁ, РЫ– РИ, РУ – РЮ
Чем похожи и чем отличаются звуки -Р-, -Рь-?
Закончи слово нужным звуком -р-, -рь-
топо…, фона…, забо…, буква…
Дать характеристику звуку -Рь-
- Согласный, мягкий, звонкий
Знакомство с буквой Р
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Звуковой анализ слов:
РЕЧКА РАДУГА
На этой неделе мы изучаем «ЗВУК. СЛОГ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Дети должны закрепить понятия |
Звук (речевые, неречевые звуки). Речевые звуки могут быть гласными и согласными. Характеристику гласных и согласных звуков.
Классификацию согласных звуков на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Согласные звуки соглашаются дружить с гласными и получаются слоги. Любое слово можно разделить на слоги (прохлопать, пропрыгать, прошагать слово). Закрепить правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Слова бывают разные: длинные и короткие (определяем по количеству слогов). Слова делятся на:
- слова – предметы (кто? что?)
- слова – признаки (какой? какая? какое? какие?)
- слова – действия (что делал? что сделал?)
Слова соединяются в предложения. Количество слов в предложении можно посчитать и записать схему предложения:
Мама моет малыша.
В конце предложения ставим.!?
Игра «Подбери признак»
- Одуванчик (какой?) – желтый, круглый, молодой,
золотой, пушистый, маленький и др.
- Береза (какая?) – …
- Небо (какое?) – …
На этой неделе мы изучаем «ЗВУКИ Р – Л» Дети должны усвоить |
Характеристику звуков:
Р – согласный, твердый, звонкий, язычок вверху слегка вибрирует.
Л – согласный, твердый, звонкий, язычок вверху.
Развитие слухового внимания
- Повторите ряд слов: лук, лопата, лампа, ласточка, ландыш
- Какой звук встречается во всех словах?
Рак, расческа, ручка, радуга, роза
- Какой звук встречается во всех словах?
Игра «Скажи наоборот»
РА – ЛА, АРА – АЛА
РО – ЛО, ОРО – ОЛО
РУ – ЛУ, УРУ – УЛУ
Игра «Закончи слово»
Шко…лы, шку…ры, забо…ры, коз…лы, ков…ры
«Замени звук -Р- на звук -Л-»
Какое новое слово получилось?
Рак - лак
Мир - мил
Жир - жил
Рожки - ложки
Звуковой анализ:
МАРКА ПОЛКА
На этой неделе мы изучаем «ЗВУК -Ц-. БУКВУ Ц» Дети должны усвоить |
Характеристику звука -Ц- по артикуляционным и акустическим признакам:
- Когда мы произносим звук -Ц-, губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, воздушная струя сильная, короткая, голос не звучит.
- Звук -Ц- согласный, всегда твердый, глухой.
Игра «Договори слово»
Дворе…(Ц), бое…(Ц), оте…(Ц), певе…(Ц), огуре…(Ц), боре…(Ц), кузне…(Ц), ледене…(Ц), молоде…(Ц), плове…(Ц)
«Собери слово»
Детям даются «рассыпанные» звуки:
О, В, Ц, Ы
- Какое слово можно составить из этих звуков?
- Определить позицию звука -Ц- в слове (начало, середина, конец слова)
Звуковой анализ слов:
ПТИЦА ДВОРЕЦ
Знакомство с буквой Ц
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Закрепить образ буквы
Чтение слогов:
ЦА, ЦО, ЦУ, АЦ, ОЦ, УЦ и т. д.
На этой неделе мы изучаем «ЗВУКИ -Х-, -Хь-. БУКВУ Х» |
Закрепите с детьми характеристику звуков:
- Х – согласный, твердый, глухой. Живет этот звук в синем замке, обозначаем синей фишкой.
- Хь – согласный, твердый, мягкий. Живет этот звук в зеленом замке, обозначать будем зеленой фишкой.
Х Хь
Вместе с детьми определите, какой звук спрятался в словах:
хирурги (Хь) петух (Х) духи (Хь) сахар (Х) парикмахер (Хь)
Замените первый звук в слове на звук -Х-
Какое слово получилось?
Салат – халат
Голод – холод
Сор – хор
Придумайте слова со звуками -Х-, -Хь-
Сделайте звуковой анализ слов:
МУХА МУХИ
Фигура эта, явно, неплоха!
Сплелась я снова, вышла буква Х.
А ты найти бы эту букву смог
В словах: горох, хоромы, муха, мох?