История зарубежной литературы XIX – XX веков




А) Тексты для чтения:

(допуск к экзамену – 10 позиций)

1. Жорис-Карл Гюисманс. Наоборот.

2. Жорж Родденбах. Мёртвый Брюгге.

3. Артур Рембо - стихотворения на выбор.

4. Поль Верлен - стихотворения на выбор.

5. Эмиль Золя. Тереза Ракен. Карьера Ругонов. Проступок аббата Муре. Нана. Дамское счастье. Западня. Чрево Парижа. Человек-зверь.

6. Ги де Мопассан. Милый друг. Жизнь. Пышка. Ожерелье. Новеллы на выбор.

7. Морис Метерлинк. Там, внутри. Слепые. Синяя птица. Непрошенная.

8. Август Стриндберг. Отец. Фрёкен Жюли.

9. Генрик Ибсен. Кукольный дом. Привидения. Дикая утка.

10. Томас Манн. Новеллы: Тристан. Тонио Крёгер. Смерть в Венеции.

11. Бернард Шоу. Профессия миссис Уоррен. Дом, где разбиваются сердца. Пигмалион.

12. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея. Идеальный муж. Как важно быть серьёзным.

13. Томас Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Возвращение на родину. Вдали от обезумевшей толпы.

14. Джозеф Конрад. Сердце тьмы.

15. Редьярд Киплинг. Ким. Лиспет. Книга джунглей.

16. Сомерсет Моэм. Луна и грош. Театр. Новеллы на выбор.

17. Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

18. Герберт Уэллс. Человек-невидимка. Машина времени. Остров доктора Моро.

19. Джек Лондон. Мартин Иден. «Северные» рассказы.

20. Теодор Драйзер. Сестра Керри. Дженни Герхардт. Американская трагедия.

21. О. Генри. Сердце Запада. Дороги Судьбы. Деловые люди. Горящий светильник.

 

Б) Основная литература:

1. Андреев Л. Г. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX веков. – М., 1978.

2. Богословский В. Н. История зарубежной литературы XX века (1871 – 1917). – М., 1989.

3. Гутман Д. С., Морозкина Е. А. Зарубежная литература конца XIX - начала XX веков. – Уфа, 2001.

4. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]: практикум. - М.: Академия, 2006. Доступ возможен через Электронный читальный зал (ЭЧЗ) https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn

5. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]: учеб. пособие/М.: Академия, 2008. Доступ возможен через Электронный читальный зал (ЭЧЗ) https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn

6. Кубарева Н. П. Зарубежная литература последней трети XIX – начала века. – М., 2004.

7. Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – XX начала века.- М., 2011.

8. Трыков В. П. Зарубежная литература конца ХIХ - XX начала ХХ веков: практикум. М.: Флинта, Наука, 2001.

9. Толмачёв В. М. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: В двух томах: учебное пособие. - М.: Академия, 2003.

10. Толмачёв В. М. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: В двух томах: учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

11. История западноевропейской литературы. XIX век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. М.; СПб., 2003.
История западноевропейской литературы. XIX век. Англия. М.; СПб.,2004.

12. История западноевропейской литературы. XIX век. Германия. Австрия. Швейцария. М.; СПб.,2005.

В) Дополнительная литература:

1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен. – М., 1950.

2. Адмони В. Г., Сильман Т. И. Томас Манн: Очерк творчества. – Л., 1960.

3. Акимова О. В. Этика и эстетика Оскара Уайльда. – СПб., 2008.

4. Анисимов И. И. Теодор Драйзер // Анисимов И. И. Мастера культуры. – М., 1971.

5. Апт С. Е. Томас Манн. – М., 1972.

6. Балашов П. С. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

7. Батурин С. С. Портреты американских писателей: Л. Стеффенс, Дж. Лондон, Т. Драйзер. – М., 1979.

8. Батурин С. С. Т. Драйзер. - М., 1975.

9. Вахрушев В. С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984.

10. Гражданская З. Т. Бернард Шоу. – М., 1965.

11. Данилин Ю. И. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.

12. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. – М., 1997.

13. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер // История литературы США.- Т. 5. - М., 2009. – С. 389 – 450.

14. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер писатель и публицист. – М., 1957.

15. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. – М., 1977.

16. Зверев А. М. Американский роман 20-30-х годов. – М., 1982.

17. Карельский А.В. От героя к человеку. М., 1990.

18. Кеттл А. Введение в историю английского романа. – М.. 1966.

19. Кучборская Е. П. Реализм Эмиля Золя. «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX века во Франции. - М.: Издательство Московского университета, 1973.

20. Кучборская Е. П. Эмиль Золя литературный критик; К истории реалистического романа во Франции XIX века. М.: Издательство МГУ, 1978. 309 с.

21. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! – М.:ТЕРРА, 1997.

22. Миловидов В. А. Поэтика натурализма. – Тверь, 1996.

23. Морозкина Е. А. Творчество Т. Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков. – Уфа, 1994.

24. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 2011.

25. Неустроев В. П. Литература скандинавских стран. – М., 1980.

26. Образцова А. Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. – Л.-М., 1965.

27. Пирсон Х. Бернард Шоу. – М., 1972.

28. Соколова Т. В. От романтизма к символизму: Очерки истории французской поэзии. – СПб., 2006.

29. Тимашева О. В. От Рабле до Уэльбека. М., 2013.

30. Труайя А. Ги де Мопассан. – М., 2005.

31. Труайя А. Эмиль Золя. - М., 2005.

32. Урнов М. В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. – М., 1970.

33. Урнов М. В. Томас Гарди: Очерк творчества. – М., 1969.

34. Фёдоров А. А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века. – Уфа, 1993.

35. Храповицкая Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

36. Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. – М., 1973.

37. Юльметова С. Ф. Новаторство Эмиля Золя. - Уфа, 1988.

 

 

Г) Программное и коммуникационное обеспечение:

 

1. https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn

2. https://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0

3. https://az.lib.ru/

4. https://19v-euro-lit.niv.ru/

Вопросы к экзамену

«Зарубежная литература конца XIX - начала XX веков»

(лето 2019 г.)

  1. Своеобразие литературы критического реализма рубежа XIX - XX веков на примере 2 произведений (на выбор).

2. Общественная и литературная ситуация конца XIX - начала XX веков. Понятие «переходности», ее проявление в литературном процессе означенного периода.

  1. Основные положения литературной теории натурализма, ведущие представители.

4. Философско-эстетические основы декаданса. Роман Ж. К. Гюисманса «Наоборот» как «Коран декаданса».

  1. Основные художественные тенденции конца XIX - начала XX веков, их общая характеристика.

6. Два значения термина «декаданс». Основные художественные направления, соотносимые с декадансом рубежа XIX - XX веков.

  1. Модернизм. Основные художественные направления, соотносимые с модернизмом.

8. Литературный импрессионизм: специфика художественного направления. Влияние поэтики импрессионизма на творчество французских писателей (Г. де Мопассан, М. Пруст, П. Верлен).

  1. Символизм – генезис, основные эстетические положения и художественные принципы.
  2. «Неоромантизм»: значение термина. Характеристика основных художественных принципов. Писатели рубежа XIX - XX веков, использовавшие элементы поэтики неоромантизма в своем творчестве.
  3. Английский эстетизм: генезис (прерафаэлиты), программные тезисы эстетизма, ведущие представители.
  4. «Новая драма» как особый тип драматургии. Основоположники «новой драмы».
  5. Поэзия французского символизма на примере творчества А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме.
  6. Импрессионизм и символизм в творчестве П. Верлена. Основные поэтические сборники, их характеристика. Верленовский «пейзаж души».
  7. Теория ясновидения А. Рембо. Эстетические принципы. Образ поэта в стихотворении «Пьяный корабль».
  8. Символика цвета в сонете А. Рембо «Гласные».

17. Э. Золя как теоретик европейского натурализма. Концепция «экспериментального романа». Новаторские литературные приемы Э. Золя.

18. Художественные задачи цикла Э. Золя «Ругон – Маккары». Замысел и композиция цикла. Ключевые символы. Анализ одного из романов цикла (на выбор).

  1. Творчество А. Стриндберга. Основные положения предисловия к драме «Фрёкен Жюли».
  2. Эстетическая система О. Уайльда. Статья «Упадок искусства лжи» и предисловие к роману «Портрет Дориана Грея».
  3. Эстетические взгляды М. Метерлинка и своеобразие их художественного воплощения в драматургии писателя.

22. Эстетические принципы Г. де Мопассана. Предисловие к роману «Пьер и Жан».

  1. Общественно-политическая деятельность Э. Золя. «Дело Дрейфуса».
  2. Основные новеллистические сборники О. Генри. Тема «маленького человека» в рассказах «Дары волхвов» и «Последний лист».
  3. Новеллистическое и романное творчество Г. де Мопассана: основные произведения.
  4. «Фрёкен Жюли» как художественная иллюстрация концепции «любви-ненависти» А. Стриндберга. Характеристика образов главных героев.

27. «Кокотка» Г. де Мопассана и «Муму» И. С. Тургенева: сравнительно-сопоставительный анализ.

28. Социальная и философская проблематика повести Д. Конрада «Сердце тьмы».

  1. Своеобразие романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Мотив двойничества. Новое звучание фаустианской темы в романе.
  2. История создания новеллы «Пышка». Особенности композиции. Конфликт и система образов в новелле.
  3. «Театр молчания» М. Метерлинка. Концепция «предупрежденных». Анализ драматургической техники писателя в пьесе «Непрошенная».
  4. Философско-нравственная проблематика пьесы М. Метерлинка «Слепые».

33. Творческий путь Д. Конрада – классика английской литературы. Особенности творческого метода. Основные произведения.

34. Основа социально-психологического конфликта в пьесе «Кукольный дом» Г. Ибсена. Смысл названия. Особенности композиции.

  1. Цикл «северных рассказов» Дж. Лондона. Образ «белого безмолвия». Проблема столкновения европейской и индейской культур. «Сквозные» персонажи цикла.

36. Периодизация творчества Г. Ибсена. Реалистические социально-психологические драмы Г. Ибсена. «Драмы идей» («Гедда Габлер», «Дикая утка»).

37. «Мартин Иден» Дж. Лондона. Смысл нравственных исканий героя и причины его трагедии. Автобиографичность романа.

38. Образ ученого в повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

  1. Своеобразие драматургии Б. Шоу. Основные циклы пьес, их характеристика.
  2. «Тереза Ракен» - первый натуралистический роман Э. Золя. Специфика образов главных героев.
  3. Замысел и история создания романа Т. Драйзера «Американская трагедия».
  4. Своеобразие литературной интерпретации Б. Шоу мифа о Пигмалионе. Истинный Пигмалион в одноименной пьесе Б. Шоу.
  5. Жанровые признаки новеллы в произведениях «малой прозы» О. Генри (анализ любой новеллы).
  6. Тема «американской мечты» в романах Т. Драйзера «Сестра Керри» и «Американская трагедия».
  7. Проблема творческого метода Т. Гарди. Концепция трагического Т. Гарди и ее художественное воплощение в романе «Тэсс из рода д’ Эрбервиллей».
  8. Концепция мира и человека в повести Д. Конрада «Сердце тьмы». Образы Марлоу и Курца.
  9. Первый период творчества Г. Уэллса. Жанр научно-фантастического романа (на примере одного из романов Г. Уэллса).
  10. Творчество Р. Киплинга: основная тематика, художественное новаторство.
  11. Творчество Т. Манна довоенного периода. Тема художника в новелле Т. Манна «Тонио Крегер».
  12. Эволюция эстетических взглядов М. Метерлинка. «Поиски счастья» в драме «Синяя птица». Семантика названия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: