Принципы обучения по Сластенину




Принципы обучения (принципы дидактики)

Музыкальная педагогика является одной из многочисленных отраслей педагогики и опирается на общепедагогические принципы, которые лежат в основе любой методики обучения. Принципы обучения - (принципы дидактики) - это основные требования к организации педагогической деятельности, основные ее направления, помогающие творчески подходить к построению педагогического процесса. Принципы обучения определяют общую стратегию решения педагогических задач и служат наиболее общим условием повышения эффективности педагогической деятельности в целом

К числу основных принципов относятся следующие: принцип научности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности, прочности усвоения знаний, индивидуального подхода к ученику.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки, накопленному опыту в определенной сфере профессиональной деятельности. В нашем случае педагог-музыкант должен быть в курсе последних исследований и достижений в области музыкознания: музыкальной педагогики, психологии, критики, акустики. Педагог также должен опираться на достижения частных методик, систематически изучать творчество выдающихся исполнителей. Что касается репертуара, то педагог не должен жить старым багажом. Необходимо «идти в ногу» со временем - изучать современный репертуар, современные приемы звукоизвлечения, приемы композиторской техники.

Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ, репертуарных списков.

Принцип доступности обучения создает предпосылки для успешного получения учеником знаний и умений. Доступность предполагает учет уровня подготовки и развития способностей ученика. Педагогу–музыканту нельзя забывать о возрастных особенностях воспитанника, о свойствах его восприятия, памяти, воображения, мышления. Язык педагога должен быть ясным и понятным. Перед учеником необходимо ставить конкретные и посильные задачи.

Принцип систематичности последовательности обучения требует от педагога умения связывать новый материал с изученным ранее. Планируя репертуар ученику необходимо помнить, что трудность должна возрастать постепенно. (В музыкально-инструментальном обучении лишь систематические занятия приводят к успехам и достижениям в работе над техникой и звукоизвлечением).

Принцип наглядности. Одним из эффективных способов воздействия на ученика является показ педагога, который помогает последнему услышать звуковое воплощение замысла произведения. Принцип наглядности проявляется также в прослушивании произведения на концерте, в записи. В младших классах ДМШ рекомендуется использовать наглядные пособия (дидактический материал) для более доступного освоения азов нотной грамоты, клавиатуры.

Принцип сознательного обучения отражается в трех этапах освоения материала:

- восприятие материала;

- осмысление материала;

- претворение на практике.

Важными предпосылками сознательности обучения является наглядность и доступность. Чем яснее и доступнее поставленные задачи, тем эффективнее идет учебный процесс.

Для сознательного овладения учебным материалом большое значение имеет критическое отношение к занятиям и развитие навыков самостоятельной работы. Врагом сознательности является формализм, то есть механическое заучивание, без работы головы и уха.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает использование накопившихся навыков и умений в последующих произведениях. Для прочного усвоения навыков важно возвращаться к ранее выученным произведениям. Добиться прочных ЗУН можно лишь при условии систематичности занятий, сознательного и творческого подхода к обучению.

Принцип индивидуального подхода к обучению, учитывающий особенности развития способностей, темперамента, психических процессов, является в музыкальной педагогике центральным. Данный принцип имеет место в процессе планирования учебного процесса, подборе репертуара, в выборе стиля педагогического общения.

Специфические принципы музыкальной педагогики:

- связь музыки с явлениями окружающей действительности; единство аффекта и интеллекта; единство технического и художественного; индивидуализация обучения

Принципы обучения по Сластенину

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса – выражающий необходимость сочетания целей общества и личности; - принцип связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой – отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами;

- принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу – предполагает участие в коллективном труде для накопления опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств;

- принцип научности – определяет приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией;

- принцип обучения и воспитания в коллективе – предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности – направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; - принцип наглядности – согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств за счет применения разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использования ярких примеров и жизненных фактов;

- принцип эстетизации всей жизни воспитанников, прежде всего обучения и воспитания – предполагает формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности, что позволяет развивать у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов;

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников – призван поддерживать полезные начинания воспитанников, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе – отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе;

- принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему – вытекает из сущности гуманистического воспитания, где требовательность является своеобразной мерой уважения к личности воспитуемого;

- принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности – предполагает выявление в ученике положительного, акцент на доверие, в целях предвосхищения процесса становления и возвышения личности воспитуемого;

- принцип согласованности требований образовательного учреждения, семьи и общественности; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий – где сущность параллельного действия состоит в том, что воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания;

- принцип доступности обучения – предполагает учет реальных возможностей воспитуемых, предупреждение интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников – предусматривает, прежде всего, изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости воспитуемых;

- принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития – предполагает увязывание нового с ранее усвоенным, т.к. только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: