Практическое занятие 3. Графика. Орфография




Цели: 1) обобщить, систематизировать и углубить ранее приобретенные учащимися знания о графике и орфографии; 2) углубить знания об особенно- стях обозначения звуков буквами в русском языке; 3) закрепить знания об истории русской орфографии, еѐ принципах; 4) формировать орфографиче- ские умения.

 

Основные определения: графика, буква, алфавит, кириллица, орфогра- фия, орфограмма, морфологический, фонетический, традиционный принци- пы орфографии.

 

Монологический опрос:

1. Понятие графики и графемы.

2. Алфавит.

3. История русского алфавита.

4. Соотношение между буквами и звуками.

5. Понятие орфографии.

6. История русской орфографии.

7. Принципы русской орфографии.

 

Задание 1. Терминологический тест. Прочитайте определения по теме

«Фонетика» и назовите термины:

1. Выделение в речи той или иной единицы в последовательности одно- родных единиц с помощью фонетических средств.

2. Выделение во фразе слова, наиболее важного по смыслу.

3. Звуки речи, которые состоят из шума или из голоса и шума.

4. Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоя- щие из голоса.


 

5. Мельчайшая звуковая единица.

6. Один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхае- мого воздуха.

7. Повтор гласных звуков.

8. Повтор согласных звуков.

9. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка и звуковой со- став слова.

10. Слог, в конце которого стоит согласный звук.

11. Согласные звуки, при произнесении которых между органами про- изношения образуется щель.

12. Согласные звуки, состоящие из шума и голоса.

13. Ударение, которое может падать на любой по счѐту слог в слове.

14. Ударение, которое переходит с одного слога на другой при измене- нии грамматических форм слова.

 

Задание 2. Укажите количество звуков и букв в этих словах.

Стол, дверь, июнь, мол, моль, льѐт, пыл, пыль, крик, крыт, ель, эль, вить, выть, степь, тѐмный, плюш, плющ, шѐлк, щѐлк, туш, тушь, шок, щѐк, вял, ширь.

 

Задание 3. Разделите следующие слова на четыре группы:

1) гласные буквы Е, Ё, Ю, Я находятся в середине и конце слова после согласных;

2) гласные буквы Е, Ё, Ю, Я находятся в середине и конце слова после гласных;

3) гласные буквы Е, Ё, Ю, Я находятся в начале слова;

4) гласные буквы Е, Ё, Ю, Я находятся после разделительных ъ и ь.

Дайте транскрипцию этих слов. Укажите количество звуков и букв в этих словах.

Ел, пел, сел, съел, ешь, уеду, ѐлку, шлю, пять, внять, съѐмный, скрипя, ничья, яму, юла, слюда, знают, вьюн, ясли, сиять, ясный, жую, ружьѐ, вьюж- ит, люди, жуѐт, изъять.

 

Задание 4.УСТНО. Укажите, какие слова содержат звук [j]. Как этот звук обо- значен на письме?

Тверской бульвар был почти таким же, как и два года назад, когда я по- следний раз его видел, – опять был февраль, сугробы и мгла, странным обра- зом проникавшая даже в дневной свет. На скамейках сидели те же непо- движные старухи; вверху, над чѐрной сеткой ветвей, серело то же небо, по- хожее на ветхий, до земли провисший под тяжестью спящего Бога матрац.

Мимо меня прошли два пьяных солдата. Солдаты торопились на пло- щадь, но один из них, остановив на мне наглый взгляд, замедлил шаг и от-


 

крыл рот, словно собираясь что-то сказать; к счастью – и его и моему – вто- рой дѐрнул его за рукав, и они ушли (В. Пелевин).

 

Задание 5. УСТНО. Найдите в данном отрывке слово, в котором произносится согласный [с]:

Фрагменты книги Гинзбурга, как мне кажется, позволяют представить масштабы личности ученого и то, что он сделал в науке. Конечно, это лишь капля из великого океана, но и по ней можно судить, как велик и могуч этот океан.

 

Задание 6. Сопоставьте написание и произношение слов, выясните, со- ответствует ли количество букв количеству звуков в каждом из данных слов. Аргументируйте свои выводы.

Готовить, беречь, сеять, появление, ясно, семья, съезд, рожь, польѐм.

 


Задание 7. Выполните тест.

1. В каких словах все согласные мягкие?

1) чаща,

2) жизнь,

2. Какие буквы названы верно?

1) в (вэ),

2) с (сэ),


 

 

3) обезьяна,

4) лелеять.

 

3) ш (ше),

4) щ (ща).


3. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:


1) браться,

2) южный,


3) льют,

4) пестрый.


4. Найдите слово (слова), в которых букв больше, чем звуков:


1) размять;

2) друзья;


3) грустный;

4) луч.


5. Найдите слово, в котором буква Е обозначает один звук:


1) сегодня;

2) еда;

6. Найдите слово, в котором есть звук [э]:

1) лесной;

2) шептать;

7. В каком слове есть гласный [о]?

1) обычай;

2) яблоко;

8. В каком слове нет звука [с]?

1) освоить;

2) перелез;

9. В каком слове нет согласного звука [j]?

1) почтальон;

2) полет;

10. В каком слове есть звук [ж]?


3) объезд;

4) собрание.

 

3) тяжелый;

4) летний.

 

3) включенный;

4) современное.

 

3) безвкусица;

4) сердится.

 

3) поет;

4) вьется.


1) мужчина;

2) бедняжка;

11. В каком слове (словах) есть звук [т]?

1) вот бы;

2) расчистить;

12. В каком слове нет звука [ф]?

1) лавка;

2) буфет;


3) обжиг;

4) фляжка.

 

3) подписчик;

4) брусчатка.

 

3) впечатление;

4) всюду.


 

Задание 8. На каких принципах орфографии основаны орфографиче- ские правила:

1) З/С в приставках РАЗ-, ВОЗ- и др.;

2) гласная буква Ыпосле приставок на согласный;

3) правописание безударных гласных в корне;

4) употребление буквы «Ь» в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа;

5) непроизносимые согласные;

6) правописание сложных прилагательных;

7) чередование в корнях ЛАГ/ЛОЖ;

8) проверяемые гласные в корне.

 

Задание 9. Из ряда однокоренных слов выпишите слова, не подчиняю- щиеся фонемному принципу орфографии.

Пловчиха, плавать, плавучий, плывун, поплавок, плавание.

 

Задание 10. Повторение орфографического правила1.

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на гласную падало ударение. Например: б е р е га – бе рег, побере жье.

Необходимо, однако, запомнить, что безударные гласные корней гла- голов нельзя проверять однокоренными глаголами с суффиксами - ива -, - ыва -, так как в этих глаголах гласная корня изменяется: пр о си ть – про сит, а не выпра шивать, бр о са ть – бро сил, а не выбра сывать.

Задание 11. Запишите слова и выполните задания: 1) подобрать прове- рочные слова; 2) выделить орфограмму графически; 3) вспомнить и произне- сти правило.

Изв…ните, ед…ница, д…лина, пос…деть на стуле – пос…деть от горя, слова ут…шения – ветер ут…хает, ст…снѐнные обстоятельства – т…снѐнный золотом переплѐт; деревенский ст…р…жил сад колхозный ст…р…жил.

 


1 Начиная с данного занятия, на каждом практикуме мы будем проводить повторение и закрепле- ние одного орфографического правила. Правило надо записать в тетрадь, выучить, закрепить с помощью упражнений.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: