И. В. Абанкина, канд. экон. наук,
Е. В. Савицкая, канд. экон. наук,
Государственный университет – Высшая школа экономики.
Достижение устойчивого экономического роста служит важнейшим фактором повышения уровня жизни в стране. Основой дальнейшего роста экономики является повышение производительности труда, которое сегодня невозможно без наличия образованной и высоко квалифицированной рабочей силы. «Начиная с последних десятилетий прошлого века, в структуре продукта развитых стран ведущее место занимает так называемая новая экономика, или экономика, основанная на знаниях. Доля валового внутреннего продукта, созданная исключительно интеллектуальным трудом, достигает в этих странах одной трети и продолжает увеличиваться»[1].
Для подготовки хорошо обученных и квалифицированных кадров требуются систематические и значительные капиталовложения в образование. Понимая важную роль образовательной сферы, страны с развитой рыночной экономикой в последние 10-15 лет осуществляли серьезные инвестиции в развитие этой сферы. В 2001г. государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту составляли: 8.5% в Дании, 7.3% в Швеции, 7.0% в Норвегии, 6.7% в Новой Зеландии, 6.2% в Финляндии, 5.8% в Австрии[2]. Это одна из причин того, что данные страны занимают первые места по обеспечению высокого уровня жизни населения. В России расходы на образование всех уровней из средств консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 4.8% ВВП в 1997г., 2.9% ВВП в 2000г. и 3.5 % ВВП в 2004г.[3]
Сегодня в Российской Федерации источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т.п.), организаций, населения, иностранных источников. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). С точки зрения источников финансирования, государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть объединены в одну группу, поскольку их финансирование базируется на единстве консолидированного бюджета Российской Федерации, включающего в себя как государственные, так и муниципальные бюджеты.
Рис. 1. Число государственных и муниципальных образовательных учреждений, распределение обучающихся в них по уровням образования и структура расходов на образование из средств консолидированного бюджета РФ по уровням образования: 2003г. [4]
На рисунке 1 представлено общее количество учебных заведений, находящихся в ведении федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. Все они финансируются из средств бюджетов соответствующего уровня и играют доминирующую роль в российской системе образования. Доля негосударственных образовательных учреждений в 2003г. составляла: 3,5% в дошкольном образовании, 1% в системе общего образовании, 8,5% в СПО и 38% среди высших учебных заведений. Таким образом, несмотря на развитие рыночных отношений в нашей стране, негосударственные образовательные учреждения получили значимое распространение только в системе высшего образования.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения[5].
Дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы в подавляющем большинстве находятся в ведении муниципальных образований и субъектов Российской Федерации и соответственно финансируются из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. При этом доля местных бюджетов снижается, а доля региональных бюджетов возрастает. Так, в 2000г. в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ финансирование дошкольного образования за счет местных бюджетов составляло 85.1%, общего образования – 84.1%, а в 2003г. – 83.8% и 80%[6].
Роль федерального бюджета как источника денежных средств для данных уровней образования близка к нулю. Так, например, в 2000г. за счет федерального бюджета финансировались всего 320 тыс. детей в дошкольных образовательных учреждениях и 860 тыс. учащихся школ[7]. В структуре расходов на дошкольное и общее образование из средств консолидированного бюджета РФ это составляло 1.6% и 0,6% соответственно. В 2004г. за счет федерального бюджета финансировалось 0.4% и 0.5% всех расходов государства на дошкольное и общее образование (рис. 3). Таким образом, дошкольное и общее образование финансируется, в основном, из местных бюджетов. В таблице 1 представлены общие и удельные расходы консолидированного бюджета на финансирование детского дошкольного образования с 2001 по 2004 год.
Таблица 1. Общие и удельные расходы консолидированного бюджета на детское дошкольное образование [8].
Показатели | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Общие расходы бюджета (млрд. руб. в год) | 42,7 | 60,7 | 72,1 | 91,5 |
Численность обучающихся на конец года (тыс. чел.) | ||||
Расходы на одного обучающегося (руб. в год) |
В 2004г. бюджетные средства, поступившие в дошкольные учреждения, составили 15,4% от всех расходов бюджета на образовательную систему, 2% от общего объема расходов бюджета РФ и около 0,6% валового внутреннего продукта страны. Для сравнения: в 2000г. ассигнования из бюджета на дошкольное образование составляли 0,4% ВВП; в 2001г. - 0,48% ВВП; в 2002г. - 0,56% ВВП и в 2003г. - 0,53% ВВП. Таким образом, наблюдается рост не только абсолютных, но и относительных расходов государства на детское дошкольное образование.
Рис. 2. Структура расходов на детское дошкольное образование по статьям экономической классификации [9].
Тем не менее удельные затраты бюджетных средств на содержание и образование одного воспитанника детского сада остаются недостаточными: в среднем 1760 рублей в месяц (см. таблицу 1). В эту сумму включаются расходы на заработную плату воспитателей, административного и обслуживающего персонала вместе с начислениями на фонд оплаты труда (59%, т.е. более половины всех затрат), оплата коммунальных услуг (приблизительно 16%), капитальные вложения в основные фонды (около 3,5%), а также другие затраты. Рисунок 2 отражает структуру суммарных расходов местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ на детское дошкольное образование по статьям экономической классификации в 2002г. Как видно из рисунка, доля затрат на продукты питания за счет бюджетных средств в 2002г. составила 14%, или 8,5 млрд. рублей. Соответственно на каждого воспитанника детского сада приходилось в среднем 1992 рубля в год, или 166 рублей в месяц. Расходы на медикаменты, перевязочные и прочие лечебные средства в этом же году составили 65 млн. рублей, т.е. 15 рублей в год на одного воспитанника детского сада.
Хотя бюджетные средства, поступающие в общеобразовательные учреждения, равны половине расходов консолидированного бюджета на образовательную сферу, они составляют всего 1,8% валового внутреннего продукта страны (в 2000г. – 1,5% ВВП). Доля затрат на общее образование в объеме всех расходов бюджета РФ в 2004г. была равна 6,4% против 6,0% в 2003 году. По данным Министерства финансов РФ бюджетные средства, поступающие в учебные заведения этого уровня, в абсолютном выражении составили: 144 млрд. руб. в 2001г.; 210,9 млрд. руб. в 2002г.; 236,6 млрд. руб. в 2003г. и 298,1 млрд. руб. в 2004г. Таким образом, за последние четыре года произошло двукратное увеличение номинальных расходов консолидированного бюджета на общее образование. Но данное увеличение не является качественным показателем улучшения ситуации с финансированием системы общего образования, так как в реальном выражении объем вложенных средств изменился существенно меньше - на протяжении рассматриваемого периода в российской экономике наблюдались достаточно высокие темпы инфляции.
В таблице 2 представлены фактические расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося в системе общего образования с 2000г. по 2004г. Рост данного показателя объясняется не только ежегодным увеличением общих расходов бюджета, но и сокращением численности учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, что связано, в первую очередь, с действием демографического фактора. При этом сохраняется значительная дифференциация данного показателя по различным областям России. Даже с учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание (удешевление) стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1 школьника существенно отличались. В 2003г. максимальные значения данного показателя составили 24,0 тыс. руб. в Москве, 19,9 тыс. руб. в Ханты-Мансийском автономном округе и 19,4 тыс. руб. в Санкт-Петербурге. Минимальные значения были равны 6,9 тыс. руб. в Нижегородской области, 6,2 тыс. руб. в республике Дагестан и 4,8 тыс. руб. в Корякском автономном округе.[10] Важно, что различия в расходах на одного обучающегося в системе общего образования (с учетом региональных коэффициентов) за последний период времени уменьшились, то есть наметилась и развивается положительная динамика выравнивания удельных расходов в системе общего образования по регионам РФ.
Таблица 2. Динамика расходов на 1 обучающегося в системе общего образования.
Показатели | 2000г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. |
Фактические расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося | |||||
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб. | 8,0 | 10,0 | 10,8 | 12,0 | 16,9 |
Минимальное значение, тыс. руб. | 1,8 (Калмыкия) | 2,3 (Калмыкия) | 6,0 (Дагестан) | 6,9 (Дагестан) | 7,9 (Ингушетия) |
Максимальное значение, тыс. руб. | 44,8 (Таймырский АО) | 64,4 (Таймырский АО) | 73,5 (Таймырский АО) | 96,0 (Чукотский АО) | 138,6 (Чукотский АО) |
Уровень дифференциации | 24,9 | 28,0 | 12,3 | 13,3 | 17,5 |
Москва | 6,8 | 10,0 | 15,4 | 19,2 | 25,0 |
Санкт-Петербург | 5,6 | 7,7 | 11,3 | 15,0 | 22,2 |
Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося с учетом региональных коэффициентов удорожания (удешевления) стоимости бюджетных услуг | |||||
Минимальное значение, тыс. руб. | 1,9 (Калмыкия) | 2,6 (Калмыкия) | 4,2 (Корякский АО) | 4,8 (Корякский АО) | 6,5 (Корякский АО) |
Максимальное значение, тыс. руб. | 13,4 (ХМАО) | 18,6 (ХМАО) | 19,3 (Москва) | 24,0 (Москва) | 31,3 (Москва) |
Уровень дифференциации | 7,1 | 7,2 | 4,6 | 5,0 | 4,8 |
Москва | 8,5 | 12,4 | 19,3 | 24,0 | 31,3 |
в % к предыдущему году | 145% | 156% | 124% | 130% | |
Санкт-Петербург | 7,2 | 10,0 | 14,6 | 19,4 | 28,8 |
в % к предыдущему году | 139% | 146% | 133% | 148% |
Москва последние три года занимает 1 место по уровню расходов на общее образование в расчете на 1 учащегося (с учетом нивелирования разницы в стоимости бюджетных услуг). Даже уровень расходов в Санкт-Петербурге заметно ниже уровня расходов в Москве. Однако в структуре расходов бюджета Москвы образование трудно признать приоритетной отраслью. Этот вывод вытекает из анализа другого показателя – доли расходов на образование в общей структуре расходов. Доля расходов на образование в Москве на протяжении последних 5 лет была одной из самых низких среди субъектов РФ: 8,3% в 2000г.; 9,0% в 2001г.; 10,2% в 2002г.; 9,6% в 2004г. За этот же период в Санкт-Петербурге доля расходов на образование была почти в 2 раза выше и колебалась на уровне16-16,5%, что лишь на 1-2% ниже средне российского уровня. В 2004г. в отличие от Москвы в Санкт-Петербурге доля расходов на образование возросла и составила 19,6%, что позволило этому городу сократить разрыв с Москвой в расчете на 1 учащегося с 18% в 2000г. до 8% в 2004г. и занять 2-е место, обогнав Ханты-Мансийский автономный округ.
Несмотря на некоторое улучшение ситуации, система общего образования в нашей стране все же функционирует в условиях постоянного недофинансирования. Средств, выделяемых школам из бюджета, не хватает даже на то, чтобы обеспечить учителям уровень заработной платы, приближающийся к среднему по стране уровню. При этом доля оплаты труда в территориальных бюджетах с 2000г. по 2003г. нарастала – 43,5; 45; 51,5 и 51,2% соответственно. За 2002-2003г.г. оплата труда вместе с социальными начислениями составила в структуре расходов местных бюджетов 69-69,5%, т.е. практически совпала с рациональной нормой - 70% от общих затрат.[11] Дальнейшее наращивание доли заработной платы в структуре расходов территориальных бюджетов на общеобразовательные учреждения станет нецелесообразным, так как приведет к еще большему сокращению затрат на покупку необходимых для учебного процесса материалов, приобретение современного оборудования, внедрение новых обучающих технологий, осуществление текущего и капитального ремонта зданий. Это может поставить под угрозу не только качество образования, но и жизни наших детей, обучающихся в обстановке, близкой к аварийной.
Требуется интенсивное увеличение объемов бюджетного финансирования общего образования. Оживление в национальной экономике, рост занятости среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие золотовалютного резерва и стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в образовательную сферу. Однако простое «вливание» денежных средств может оказаться мало эффективным.
Во-первых, необходимо активнее использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию определенных программ развития системы образования в стране. В этом случае деньги будут в большей степени расходоваться по назначению и в меньшей степени оседать в карманах недобросовестных чиновников.
Рис. 3. Структура расходов на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням образования и бюджетной системы [12].
![]() |
Во-вторых, следует перейти от финансирования сети общеобразовательных учреждений к нормативному финансированию образования в расчете на 1 учащегося. Данный переход заставит производителей образовательных услуг оптимизировать и сеть школ, и численность занятых внутри этой сети.
Образовательные учреждения профессионального образования до 2005г. находились в основном в ведении федеральных органов власти и финансировались по большей части из федерального бюджета (рис. 3). С 2005г. начался процесс передачи учебных заведений начального и среднего профессионального образования на уровень субъектов Российской Федерации. Однако делать выводы об изменениях в потоках финансирования учреждений профессионального образования пока рано, так как нет отчетных данных за этот период, да и процесс передачи тоже пока не завершен.
Таблица 3. Распределение учреждений начального профессионального образования по министерствам (ведомствам) и субъектам Российской Федерации [13].
№ п п | Министерство (ведомство), субъект Федерации | Количество учреждений (единиц) | Контингент учащихся (человек) |
Итого по территории России | |||
в том числе: | |||
Минобразование России | |||
Минюст России | |||
Субъекты Российской Федерации | |||
в том числе: | |||
Вологодская область | |||
Санкт-Петербург | |||
Новгородская область | |||
Москва | |||
Московская область | |||
Нижегородская область | |||
Волгоградская область | |||
Самарская область | |||
Ульяновская область | |||
Республика Татарстан | |||
Ставропольский край | |||
Свердловская область | |||
Челябинская область | |||
Кемеровская область | |||
Томская область | |||
Ямало-Ненецкий автономный округ | |||
Ханты-Мансийский автономный округ | |||
Республика Саха – Якутия |
По состоянию на начало 2001г. из 3893 учреждений начального профессионального образования в ведении Минобразования России находилось 2251 и в ведении Минюста России - 357 учебных заведений. Соответственно они финансировались из федерального бюджета. Более 1200 учреждений НПО находились в ведении субъектов Российской Федерации и финансировались из их бюджетов (таблица 3). К сожалению, мы не располагаем данными о распределении учреждений НПО по министерствам (ведомствам) и субъектам Российской Федерации на сегодняшний день. Однако рисунок 3 демонстрирует, что в 2004г. за счет федерального бюджета финансировалось 68.4% всех расходов государства на начальное профессиональное образование, т. е. на 8% больше, чем в 2000г.
Около 2/3 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования находятся в ведении федеральных министерств и ведомств и финансируются из соответствующих статей федерального бюджета. В 2004г. за счет федерального бюджета финансировалось чуть более половины всех расходов государства на среднее профессиональное образование (рис.3). Динамика изменения числа учебных заведений СПО различных форм собственности приведена в таблице 4.
Таблица 4. Динамика числа государственных и муниципальных учреждений СПО [14].
Год | ||||||||
Всего В том числе в собственности: | ||||||||
федеральной | ||||||||
субъектов Российской Федерации | ||||||||
муниципальной | ||||||||
прочей |
Расходы на начальное и среднее профессиональное образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004г. были равны по 0,2% к валовому внутреннему продукту страны.[15] Расходы на 1 учащегося в учреждениях НПО в 2000г. составляли 8 тыс. руб., а в 2004г. – 22.2 тыс. рублей. Расходы в расчете на 1 студента в системе СПО в 2000г. составляли 6.4 тыс. руб., в 2004г. – 18.8 тыс. рублей. Если учесть инфляционный фактор, то данные будут следующими: расходы в расчете на 1 обучающегося НПО в ценах 2000 года в 2004г. составили всего 13.3 тыс. руб.; расходы в расчете на 1 обучающегося СПО в ценах 2000 года в 2004г. – 11.3 тыс. рублей.[16] Это характеризует реальное увеличение удельных расходов бюджета не в 3, а менее чем в 2 раза за рассматриваемый период.
Таблица 5. Расходы консолидированного бюджета РФ на начальное и среднее профессиональное образование (по данным Министерства финансов РФ).
Годы | Образование в целом (млрд. руб.) | Начальное профессиональное образование (млрд. руб.) | Среднее профессиональное образование (млрд. руб.) |
214.7 | 13.4 | 10.2 | |
277.8 | 17.7 | 14.1 | |
409.4 | 27.3 | 20.0 | |
475.6 | 30.4 | 24.1 | |
593.2 | 35.6 | 30.5 |
Большинство государственных учреждений высшего профессионального образования находится в ведении федеральных органов власти. Поэтому их финансирование осуществляется в основном из средств федерального бюджета (93.3% всех бюджетных расходов на ВПО в 2004г.). В 1996г. доля государственных учреждений в общем количестве государственных и муниципальных вузов составляла 94%. В 2003г. она уменьшилась до 90.5% (таблица 6). Соответственно за рассматриваемый период времени несколько увеличилась доля высших учебных заведений, находящихся в муниципальной собственности и в собственности субъектов РФ (с 6 до 9.5%).
Исторически сложилось так, что лишь немногим более половины образовательных учреждений данного уровня подчинялись непосредственно Министерству образования РФ: в 2000/2001 учебном году 335 из 607 вузов. Значительная часть высших учебных заведений относилась к ведению Министерства сельского хозяйства (62 вуза), Министерства культуры (48 вузов), Министерства здравоохранения (47 вузов)[17]. Ряд других министерств и ведомств также имели собственные высшие учебные заведения. Все они финансировались через федеральный бюджет, где в ведомственной структуре расходов по каждому министерству указывалась отдельно сумма расходов на высшее образование. К региональному ведению и, соответственно, финансированию относились в основном педагогические институты (университеты).В настоящее время ситуация резко меняется. Значительное число вузов, традиционно находившихся в ведении отраслевых министерств и ведомств, передается в непосредственное подчинение Министерству образования и науки Российской Федерации. Этот процесс протекает довольно болезненно, так как многие учебные заведения хотят сохранить за собой статус отраслевых вузов. Анализ «плюсов» и «минусов» происходящего процесса выходит за рамки данного исследования. В контексте исследуемой проблематики важно то, что в любом случае финансирование этих вузов будет осуществляться за счет федерального бюджета.
Таблица 6. Динамика числа государственных и муниципальных учреждений ВПО [18].
Год | ||||||||
Всего В том числе в собственности: | ||||||||
федеральной | ||||||||
субъектов Российской Федерации | ||||||||
муниципальной | ||||||||
прочей |
Динамику номинальных расходов на высшее образование из средств консолидированного бюджета РФ отражают следующие данные: в 2000г. – 24.4 млрд. руб., в 2001г. – 34 млрд. руб., в 2002г. – 47.8 млрд. руб., в 2003г. – 61.2 млрд. руб., в 2004г. – 77 млрд. рублей. За 2000-2004г.г. бюджетное финансирование в расчете на одного студента вуза увеличилось в 2.9 раза: с 8.7 тыс. руб. до 25.6 тыс. рублей. В сопоставимых ценах сдвиги не столь значительны: в 2004г. по сравнению с 2000г. бюджетные расходы на одного
учащегося в системе высшего образования возросли в 1.7 раза: с 8.7 тыс. руб. до 15.4 тыс.
рублей[19].
Еще одним направлением расходования бюджетных средств является переподготовка и повышение квалификации. Данный сегмент образовательной системы финансируется за счет средств федерального бюджета (в 2000г. – 43%, в 2004г. – 35.7%) и за счет бюджетов субъектов РФ (в 2000г. – 57%, в 2004г. – 64.3%). Но по сравнению с расходами на другие учебные заведения профессионального образования финансирование переподготовки и повышения квалификации занимает очень малую долю в структуре расходов на образование из средств федерального бюджета – в 2004г. всего 1.4% (см. рис. 3).
Таблица 7. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных
к финансированию за счет средств федерального бюджета (с участием Министерства образования и науки РФ) (млн. рублей) [20].
Объем финансирования, всего | Изменение финансирования | Объем финансирования Министерства образования | Изменение финансирования | |||
Федеральная целевая программа "Жилище" (2002 - 2010 гг.) | 11045.8 | 12688.4 | 1642.6 | 639..6 | 675.3 | 35.7 |
Федеральная целевая программа "Дети России" (2003 - 2006 гг.) | 1527.3 | 1796.2 | 268.8 | 506.4 | 587.5 | 81.1 |
Подпрограмма "Одаренные дети" | 32.8 | 32.8 | 0.0 | 28.2 | 28.2 | 0.0 |
Подпрограмма "Дети-сироты" | 386.5 | 467.1 | 80.6 | 383.2 | 463.7 | 80.5 |
Подпрограмма "Здоровый ребенок" | 382.1 | 492.6 | 110.5 | 3.9 | 4.0 | 0.1 |
Подпрограмма "Дети-инвалиды" | 377.8 | 429.4 | 51.6 | 8.5 | 9.0 | 0.5 |
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" | 348.1 | 374.3 | 26.1 | 82.6 | 82.6 | 0.0 |
Федеральная целевая программа "Молодежь России" (2001 - 2005 гг.) | 251.0 | 558.6 | 307.6 | 66.9 | 76.9 | 10.0 |
Федеральная программа развития образования | 3556.4 | 3247.8 | -308.6 | 3481.4 | 3167.8 | -313.6 |
Федеральная целевая программа "Русский язык" (2002 - 2005 гг.) | 31.6 | 41.7 | 10.2 | 31.6 | 41.7 | 10.2 |
Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" (2001 - 2005 гг.) | 25.0 | 27.3 | 2.3 | 25.0 | 27.3 | 2.3 |
Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2002 - 2004 гг.) | 495.0 | 503.7 | 8.7 | 135.6 | 135.6 | 0.0 |
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" (2002 - 2006 гг.) | 1535.0 | 1520.8 | -14.2 | 9.0 | 9.0 | 0.0 |
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" (2002 - 2006 гг.) | 2196.7 | 2346.1 | 149.4 | 6.2 | 6.2 | 0.0 |
Федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России" (2002 - 2006 гг.) | 219.5 | 254.9 | 35.4 | 176.5 | 206.5 | 30.0 |
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды" (2001 - 2005 гг.) | 1554.9 | 1523.0 | -31.9 | 1554.9 | 1523.0 | -31.9 |
Федеральная целевая программа "Электронная Россия" (2002 - 2010 гг.) | 1430.0 | 1692.6 | 262.6 | 96.5 | 69.0 | -27.6 |
Итого | 25395.6 | 27997.1 | 2601.5 | 7236.0 | 7113.2 | -122.8 |
Существует также комплекс федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере образования, финансируемых из федерального бюджета (таблица 7).Федеральные целевые программы формируются для решения конкретных задач или выполнения определенных функций с участием многих министерств и ведомств. В этом случае программа выступает как организационная форма, обеспечивающая горизонтальную координацию деятельности независимых компонентов в отраслевой иерархической структуре. Конкретная задача, решаемая программно-целевым методом, должна соответствовать основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Таблица 8. Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы (млн. рублей)[21].
Источник финансиро- вания | Объем финансирования | |||||
2006 - 2010 годы - всего | в том числе | |||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Всего | 61952,35 | 9485,19 | 10360,97 | 12740,85 | 13622,23 | 15743,11 |
Федеральный бюджет | 45335,02 | 7518,44 | 9300,87 | 10196,93 | 11983,78 | |
Другие источники - всего | 16617,33 | 3150,19 | 2842,53 | 3439,98 | 3425,3 | 3759,33 |
в том числе: бюджеты субъектов Российской Федерации | 12501,74 | 2673,93 | 2133,82 | 2486,79 | 2470,78 | 2736,42 |
внебюджетные источники | 4115,59 | 476,26 | 708,71 | 953,19 | 954,52 | 1022,91 |
Проблемы, входящие в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, решаются в рамках средств, выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность, а для органов исполнительной власти субъектов РФ – с использованием субвенций, трансфертов, дотаций и т. д. Предполагается, что бюджеты субъектов федерации должны софинансировать мероприятия ФЦП, в которых данный регион участвует. В таблице 8 приведено планируемое соотношение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств в процессе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.г.
В выступлении на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005г. В. В. Путин определил современные приоритетные направления социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Среди них – создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования, создание основ для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности на мировом рынке. Решение данной проблемы будет осуществляться в рамках реализации национального проекта, финансируемого за счет федерального бюджета. Предполагается, что объем финансирования составит 22 млрд. руб.
Рис. 4. Структура расходов на образование из средств федерального бюджета по уровням образования: 2004 (проценты)[22].
![]() |
Таким образом, подавляющая часть средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку образования (93.5%), направляется на финансирование профессионального образования, из них более половины (59%) – на финансирование высшего образования (рис. 4). Кроме того, из федерального бюджета поступают средства на реализацию федеральных целевых программ и национальных проектов в области образования. Основная часть средств консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов идет на финансирование общего (62.9%) и дошкольного образования (19.3%). Доля профессионального образования в целом в 2004 г. составила всего 7.2% (рис. 5). Отметим также, что в последние годы федеральный бюджет обеспечивал пятую часть всех бюджетных расходов на образование, тогда как в середине 1990-х годов его роль была заметно меньшей (в 1996г. – 13.6%). Соответственно за десятилетний период уменьшился вклад бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, оставаясь, тем не менее, весьма значительным.
Рис. 5. Структура расходов на образование из средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
по уровням образования: 2004 (проценты)[23].
![]() |
Под образованием в Законе РФ «Об образовании» «понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (см. преамбулу Закона РФ «Об образовании»). В контексте данного определения основными показателями развития образования в стране являются: число образовательных учреждений каждого уровня (дошкольного; общего; начального, среднего и высшего профессионального) и численность обучающихся в них детей и взрослых. Однако, с точки зрения реальных отношений, сложившихся в образовательной сфере, такая формулировка понятия «образование» представляется слишком узкой.
Сегодня получение образования не исчерпывается процессом обучения в формальном секторе. Формальное образование, как правило, сопровождается выдачей официального документа, подтверждающего получение определенного уровня знаний: аттестат средней школы; диплом бакалавра, специалиста или магистра; сертификат об окончании курсов иностранного языка; водительские права и т.п. Кроме того, образовательная деятельность в формальном секторе обязательно требует наличия соответствующей лицензии и уплаты установленных законодательством налогов. Система формального образования, безусловно, является преобладающим сегментом современной образовательной сферы. При этом нельзя игнорировать тот факт, что в связи с развитием рынка образовательных услуг все большую роль начинает играть неформальное образование детей и взрослых. Получение такого рода образования не фиксируется выдачей официального документа и связано, по преимуществу, с не лицензированной деятельностью частных преподавателей.
На рынке неформального образования предложение формируют частные преподаватели музыки, компьютерной грамотности, иностранного языка. Например, ребенок начинает изучать английский язык с 3-х лет или учит в школе английский язык, а с частным педагогом – немецкий. Уроки иностранного языка берут и взрослые люди, имеющие высшее образование, поскольку в век развития глобализации и включения России в мировое экономическое сообщество это становится необходимым условием успешной карьеры. Аналогичным образом обстоят дела и с компьютерной грамотностью. Часто неформальное образование получают совсем маленькие дети, пользующиеся услугами нянь и гувернеров. По данным монитори