структура и источники денежных средств.




И. В. Абанкина, канд. экон. наук,

Е. В. Савицкая, канд. экон. наук,

Государственный университет – Высшая школа экономики.

Достижение устойчивого экономического роста служит важнейшим фактором повышения уровня жизни в стране. Основой дальнейшего роста экономики является повышение производительности труда, которое сегодня невозможно без наличия образованной и высоко квалифицированной рабочей силы. «Начиная с последних десятилетий прошлого века, в структуре продукта развитых стран ведущее место занимает так называемая новая экономика, или экономика, основанная на знаниях. Доля валового внутреннего продукта, созданная исключительно интеллектуальным трудом, достигает в этих странах одной трети и продолжает увеличиваться»[1].

Для подготовки хорошо обученных и квалифицированных кадров требуются систематические и значительные капиталовложения в образование. Понимая важную роль образовательной сферы, страны с развитой рыночной экономикой в последние 10-15 лет осуществляли серьезные инвестиции в развитие этой сферы. В 2001г. государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту составляли: 8.5% в Дании, 7.3% в Швеции, 7.0% в Норвегии, 6.7% в Новой Зеландии, 6.2% в Финляндии, 5.8% в Австрии[2]. Это одна из причин того, что данные страны занимают первые места по обеспечению высокого уровня жизни населения. В России расходы на образование всех уровней из средств консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 4.8% ВВП в 1997г., 2.9% ВВП в 2000г. и 3.5 % ВВП в 2004г.[3]

Сегодня в Российской Федерации источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т.п.), организаций, населения, иностранных источников. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). С точки зрения источников финансирования, государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть объединены в одну группу, поскольку их финансирование базируется на единстве консолидированного бюджета Российской Федерации, включающего в себя как государственные, так и муниципальные бюджеты.

 

Рис. 1. Число государственных и муниципальных образовательных учреждений, распределение обучающихся в них по уровням образования и структура расходов на образование из средств консолидированного бюджета РФ по уровням образования: 2003г. [4]

 

 

 

На рисунке 1 представлено общее количество учебных заведений, находящихся в ведении федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. Все они финансируются из средств бюджетов соответствующего уровня и играют доминирующую роль в российской системе образования. Доля негосударственных образовательных учреждений в 2003г. составляла: 3,5% в дошкольном образовании, 1% в системе общего образовании, 8,5% в СПО и 38% среди высших учебных заведений. Таким образом, несмотря на развитие рыночных отношений в нашей стране, негосударственные образовательные учреждения получили значимое распространение только в системе высшего образования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения[5].

Дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы в подавляющем большинстве находятся в ведении муниципальных образований и субъектов Российской Федерации и соответственно финансируются из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. При этом доля местных бюджетов снижается, а доля региональных бюджетов возрастает. Так, в 2000г. в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ финансирование дошкольного образования за счет местных бюджетов составляло 85.1%, общего образования – 84.1%, а в 2003г. – 83.8% и 80%[6].

Роль федерального бюджета как источника денежных средств для данных уровней образования близка к нулю. Так, например, в 2000г. за счет федерального бюджета финансировались всего 320 тыс. детей в дошкольных образовательных учреждениях и 860 тыс. учащихся школ[7]. В структуре расходов на дошкольное и общее образование из средств консолидированного бюджета РФ это составляло 1.6% и 0,6% соответственно. В 2004г. за счет федерального бюджета финансировалось 0.4% и 0.5% всех расходов государства на дошкольное и общее образование (рис. 3). Таким образом, дошкольное и общее образование финансируется, в основном, из местных бюджетов. В таблице 1 представлены общие и удельные расходы консолидированного бюджета на финансирование детского дошкольного образования с 2001 по 2004 год.

 

Таблица 1. Общие и удельные расходы консолидированного бюджета на детское дошкольное образование [8].

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Общие расходы бюджета (млрд. руб. в год) 42,7 60,7 72,1 91,5
Численность обучающихся на конец года (тыс. чел.)        
Расходы на одного обучающегося (руб. в год)        

В 2004г. бюджетные средства, поступившие в дошкольные учреждения, составили 15,4% от всех расходов бюджета на образовательную систему, 2% от общего объема расходов бюджета РФ и около 0,6% валового внутреннего продукта страны. Для сравнения: в 2000г. ассигнования из бюджета на дошкольное образование составляли 0,4% ВВП; в 2001г. - 0,48% ВВП; в 2002г. - 0,56% ВВП и в 2003г. - 0,53% ВВП. Таким образом, наблюдается рост не только абсолютных, но и относительных расходов государства на детское дошкольное образование.

Рис. 2. Структура расходов на детское дошкольное образование по статьям экономической классификации [9].

Тем не менее удельные затраты бюджетных средств на содержание и образование одного воспитанника детского сада остаются недостаточными: в среднем 1760 рублей в месяц (см. таблицу 1). В эту сумму включаются расходы на заработную плату воспитателей, административного и обслуживающего персонала вместе с начислениями на фонд оплаты труда (59%, т.е. более половины всех затрат), оплата коммунальных услуг (приблизительно 16%), капитальные вложения в основные фонды (около 3,5%), а также другие затраты. Рисунок 2 отражает структуру суммарных расходов местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ на детское дошкольное образование по статьям экономической классификации в 2002г. Как видно из рисунка, доля затрат на продукты питания за счет бюджетных средств в 2002г. составила 14%, или 8,5 млрд. рублей. Соответственно на каждого воспитанника детского сада приходилось в среднем 1992 рубля в год, или 166 рублей в месяц. Расходы на медикаменты, перевязочные и прочие лечебные средства в этом же году составили 65 млн. рублей, т.е. 15 рублей в год на одного воспитанника детского сада.

Хотя бюджетные средства, поступающие в общеобразовательные учреждения, равны половине расходов консолидированного бюджета на образовательную сферу, они составляют всего 1,8% валового внутреннего продукта страны (в 2000г. – 1,5% ВВП). Доля затрат на общее образование в объеме всех расходов бюджета РФ в 2004г. была равна 6,4% против 6,0% в 2003 году. По данным Министерства финансов РФ бюджетные средства, поступающие в учебные заведения этого уровня, в абсолютном выражении составили: 144 млрд. руб. в 2001г.; 210,9 млрд. руб. в 2002г.; 236,6 млрд. руб. в 2003г. и 298,1 млрд. руб. в 2004г. Таким образом, за последние четыре года произошло двукратное увеличение номинальных расходов консолидированного бюджета на общее образование. Но данное увеличение не является качественным показателем улучшения ситуации с финансированием системы общего образования, так как в реальном выражении объем вложенных средств изменился существенно меньше - на протяжении рассматриваемого периода в российской экономике наблюдались достаточно высокие темпы инфляции.

В таблице 2 представлены фактические расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося в системе общего образования с 2000г. по 2004г. Рост данного показателя объясняется не только ежегодным увеличением общих расходов бюджета, но и сокращением численности учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, что связано, в первую очередь, с действием демографического фактора. При этом сохраняется значительная дифференциация данного показателя по различным областям России. Даже с учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание (удешевление) стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1 школьника существенно отличались. В 2003г. максимальные значения данного показателя составили 24,0 тыс. руб. в Москве, 19,9 тыс. руб. в Ханты-Мансийском автономном округе и 19,4 тыс. руб. в Санкт-Петербурге. Минимальные значения были равны 6,9 тыс. руб. в Нижегородской области, 6,2 тыс. руб. в республике Дагестан и 4,8 тыс. руб. в Корякском автономном округе.[10] Важно, что различия в расходах на одного обучающегося в системе общего образования (с учетом региональных коэффициентов) за последний период времени уменьшились, то есть наметилась и развивается положительная динамика выравнивания удельных расходов в системе общего образования по регионам РФ.

Таблица 2. Динамика расходов на 1 обучающегося в системе общего образования.

 

Показатели 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.
Фактические расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося          
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб. 8,0 10,0 10,8 12,0 16,9
Минимальное значение, тыс. руб. 1,8 (Калмыкия) 2,3 (Калмыкия) 6,0 (Дагестан) 6,9 (Дагестан) 7,9 (Ингушетия)
Максимальное значение, тыс. руб. 44,8 (Таймырский АО) 64,4 (Таймырский АО) 73,5 (Таймырский АО) 96,0 (Чукотский АО) 138,6 (Чукотский АО)
Уровень дифференциации 24,9 28,0 12,3 13,3 17,5
Москва 6,8 10,0 15,4 19,2 25,0
Санкт-Петербург 5,6 7,7 11,3 15,0 22,2
Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося с учетом региональных коэффициентов удорожания (удешевления) стоимости бюджетных услуг          
Минимальное значение, тыс. руб. 1,9 (Калмыкия) 2,6 (Калмыкия) 4,2 (Корякский АО) 4,8 (Корякский АО) 6,5 (Корякский АО)
Максимальное значение, тыс. руб. 13,4 (ХМАО) 18,6 (ХМАО) 19,3 (Москва) 24,0 (Москва) 31,3 (Москва)
Уровень дифференциации 7,1 7,2 4,6 5,0 4,8
Москва 8,5 12,4 19,3 24,0 31,3
в % к предыдущему году   145% 156% 124% 130%
Санкт-Петербург 7,2 10,0 14,6 19,4 28,8
в % к предыдущему году   139% 146% 133% 148%

 

Москва последние три года занимает 1 место по уровню расходов на общее образование в расчете на 1 учащегося (с учетом нивелирования разницы в стоимости бюджетных услуг). Даже уровень расходов в Санкт-Петербурге заметно ниже уровня расходов в Москве. Однако в структуре расходов бюджета Москвы образование трудно признать приоритетной отраслью. Этот вывод вытекает из анализа другого показателя – доли расходов на образование в общей структуре расходов. Доля расходов на образование в Москве на протяжении последних 5 лет была одной из самых низких среди субъектов РФ: 8,3% в 2000г.; 9,0% в 2001г.; 10,2% в 2002г.; 9,6% в 2004г. За этот же период в Санкт-Петербурге доля расходов на образование была почти в 2 раза выше и колебалась на уровне16-16,5%, что лишь на 1-2% ниже средне российского уровня. В 2004г. в отличие от Москвы в Санкт-Петербурге доля расходов на образование возросла и составила 19,6%, что позволило этому городу сократить разрыв с Москвой в расчете на 1 учащегося с 18% в 2000г. до 8% в 2004г. и занять 2-е место, обогнав Ханты-Мансийский автономный округ.

Несмотря на некоторое улучшение ситуации, система общего образования в нашей стране все же функционирует в условиях постоянного недофинансирования. Средств, выделяемых школам из бюджета, не хватает даже на то, чтобы обеспечить учителям уровень заработной платы, приближающийся к среднему по стране уровню. При этом доля оплаты труда в территориальных бюджетах с 2000г. по 2003г. нарастала – 43,5; 45; 51,5 и 51,2% соответственно. За 2002-2003г.г. оплата труда вместе с социальными начислениями составила в структуре расходов местных бюджетов 69-69,5%, т.е. практически совпала с рациональной нормой - 70% от общих затрат.[11] Дальнейшее наращивание доли заработной платы в структуре расходов территориальных бюджетов на общеобразовательные учреждения станет нецелесообразным, так как приведет к еще большему сокращению затрат на покупку необходимых для учебного процесса материалов, приобретение современного оборудования, внедрение новых обучающих технологий, осуществление текущего и капитального ремонта зданий. Это может поставить под угрозу не только качество образования, но и жизни наших детей, обучающихся в обстановке, близкой к аварийной.

Требуется интенсивное увеличение объемов бюджетного финансирования общего образования. Оживление в национальной экономике, рост занятости среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие золотовалютного резерва и стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в образовательную сферу. Однако простое «вливание» денежных средств может оказаться мало эффективным.

Во-первых, необходимо активнее использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию определенных программ развития системы образования в стране. В этом случае деньги будут в большей степени расходоваться по назначению и в меньшей степени оседать в карманах недобросовестных чиновников.

Рис. 3. Структура расходов на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням образования и бюджетной системы [12].

 
 

Во-вторых, следует перейти от финансирования сети общеобразовательных учреждений к нормативному финансированию образования в расчете на 1 учащегося. Данный переход заставит производителей образовательных услуг оптимизировать и сеть школ, и численность занятых внутри этой сети.

Образовательные учреждения профессионального образования до 2005г. находились в основном в ведении федеральных органов власти и финансировались по большей части из федерального бюджета (рис. 3). С 2005г. начался процесс передачи учебных заведений начального и среднего профессионального образования на уровень субъектов Российской Федерации. Однако делать выводы об изменениях в потоках финансирования учреждений профессионального образования пока рано, так как нет отчетных данных за этот период, да и процесс передачи тоже пока не завершен.

 

Таблица 3. Распределение учреждений начального профессионального образования по министерствам (ведомствам) и субъектам Российской Федерации [13].

 

№ п п Министерство (ведомство), субъект Федерации Количество учреждений (единиц) Контингент учащихся (человек)
  Итого по территории России    
  в том числе:    
  Минобразование России    
  Минюст России    
  Субъекты Российской Федерации    
  в том числе:    
  Вологодская область    
  Санкт-Петербург    
  Новгородская область    
  Москва    
  Московская область    
  Нижегородская область    
  Волгоградская область    
  Самарская область    
  Ульяновская область    
  Республика Татарстан    
  Ставропольский край    
  Свердловская область    
  Челябинская область    
  Кемеровская область    
  Томская область    
  Ямало-Ненецкий автономный округ    
  Ханты-Мансийский автономный округ    
  Республика Саха – Якутия    

 

По состоянию на начало 2001г. из 3893 учреждений начального профессионального образования в ведении Минобразования России находилось 2251 и в ведении Минюста России - 357 учебных заведений. Соответственно они финансировались из федерального бюджета. Более 1200 учреждений НПО находились в ведении субъектов Российской Федерации и финансировались из их бюджетов (таблица 3). К сожалению, мы не располагаем данными о распределении учреждений НПО по министерствам (ведомствам) и субъектам Российской Федерации на сегодняшний день. Однако рисунок 3 демонстрирует, что в 2004г. за счет федерального бюджета финансировалось 68.4% всех расходов государства на начальное профессиональное образование, т. е. на 8% больше, чем в 2000г.

Около 2/3 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования находятся в ведении федеральных министерств и ведомств и финансируются из соответствующих статей федерального бюджета. В 2004г. за счет федерального бюджета финансировалось чуть более половины всех расходов государства на среднее профессиональное образование (рис.3). Динамика изменения числа учебных заведений СПО различных форм собственности приведена в таблице 4.

 

Таблица 4. Динамика числа государственных и муниципальных учреждений СПО [14].

Год                
Всего   В том числе в собственности:                
федеральной                
субъектов Российской Федерации                
муниципальной                
прочей                

 

 

Расходы на начальное и среднее профессиональное образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004г. были равны по 0,2% к валовому внутреннему продукту страны.[15] Расходы на 1 учащегося в учреждениях НПО в 2000г. составляли 8 тыс. руб., а в 2004г. – 22.2 тыс. рублей. Расходы в расчете на 1 студента в системе СПО в 2000г. составляли 6.4 тыс. руб., в 2004г. – 18.8 тыс. рублей. Если учесть инфляционный фактор, то данные будут следующими: расходы в расчете на 1 обучающегося НПО в ценах 2000 года в 2004г. составили всего 13.3 тыс. руб.; расходы в расчете на 1 обучающегося СПО в ценах 2000 года в 2004г. – 11.3 тыс. рублей.[16] Это характеризует реальное увеличение удельных расходов бюджета не в 3, а менее чем в 2 раза за рассматриваемый период.

 

Таблица 5. Расходы консолидированного бюджета РФ на начальное и среднее профессиональное образование (по данным Министерства финансов РФ).

 

Годы Образование в целом (млрд. руб.) Начальное профессиональное образование (млрд. руб.) Среднее профессиональное образование (млрд. руб.)
  214.7 13.4 10.2
  277.8 17.7 14.1
  409.4 27.3 20.0
  475.6 30.4 24.1
  593.2 35.6 30.5

 

Большинство государственных учреждений высшего профессионального образования находится в ведении федеральных органов власти. Поэтому их финансирование осуществляется в основном из средств федерального бюджета (93.3% всех бюджетных расходов на ВПО в 2004г.). В 1996г. доля государственных учреждений в общем количестве государственных и муниципальных вузов составляла 94%. В 2003г. она уменьшилась до 90.5% (таблица 6). Соответственно за рассматриваемый период времени несколько увеличилась доля высших учебных заведений, находящихся в муниципальной собственности и в собственности субъектов РФ (с 6 до 9.5%).

Исторически сложилось так, что лишь немногим более половины образовательных учреждений данного уровня подчинялись непосредственно Министерству образования РФ: в 2000/2001 учебном году 335 из 607 вузов. Значительная часть высших учебных заведений относилась к ведению Министерства сельского хозяйства (62 вуза), Министерства культуры (48 вузов), Министерства здравоохранения (47 вузов)[17]. Ряд других министерств и ведомств также имели собственные высшие учебные заведения. Все они финансировались через федеральный бюджет, где в ведомственной структуре расходов по каждому министерству указывалась отдельно сумма расходов на высшее образование. К региональному ведению и, соответственно, финансированию относились в основном педагогические институты (университеты).В настоящее время ситуация резко меняется. Значительное число вузов, традиционно находившихся в ведении отраслевых министерств и ведомств, передается в непосредственное подчинение Министерству образования и науки Российской Федерации. Этот процесс протекает довольно болезненно, так как многие учебные заведения хотят сохранить за собой статус отраслевых вузов. Анализ «плюсов» и «минусов» происходящего процесса выходит за рамки данного исследования. В контексте исследуемой проблематики важно то, что в любом случае финансирование этих вузов будет осуществляться за счет федерального бюджета.

 

Таблица 6. Динамика числа государственных и муниципальных учреждений ВПО [18].

Год                
Всего   В том числе в собственности:                
федеральной                
субъектов Российской Федерации                
муниципальной                
прочей                

Динамику номинальных расходов на высшее образование из средств консолидированного бюджета РФ отражают следующие данные: в 2000г. – 24.4 млрд. руб., в 2001г. – 34 млрд. руб., в 2002г. – 47.8 млрд. руб., в 2003г. – 61.2 млрд. руб., в 2004г. – 77 млрд. рублей. За 2000-2004г.г. бюджетное финансирование в расчете на одного студента вуза увеличилось в 2.9 раза: с 8.7 тыс. руб. до 25.6 тыс. рублей. В сопоставимых ценах сдвиги не столь значительны: в 2004г. по сравнению с 2000г. бюджетные расходы на одного

учащегося в системе высшего образования возросли в 1.7 раза: с 8.7 тыс. руб. до 15.4 тыс.

 

рублей[19].

Еще одним направлением расходования бюджетных средств является переподготовка и повышение квалификации. Данный сегмент образовательной системы финансируется за счет средств федерального бюджета (в 2000г. – 43%, в 2004г. – 35.7%) и за счет бюджетов субъектов РФ (в 2000г. – 57%, в 2004г. – 64.3%). Но по сравнению с расходами на другие учебные заведения профессионального образования финансирование переподготовки и повышения квалификации занимает очень малую долю в структуре расходов на образование из средств федерального бюджета – в 2004г. всего 1.4% (см. рис. 3).

 

Таблица 7. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных
к финансированию за счет средств федерального бюджета
(с участием Министерства образования и науки РФ) (млн. рублей) [20].

  Объем финансирования, всего Изменение финансирования Объем финансирования Министерства образования Изменение финансирования
       
Федеральная целевая программа "Жилище" (2002 - 2010 гг.) 11045.8 12688.4 1642.6 639..6 675.3 35.7
Федеральная целевая программа "Дети России" (2003 - 2006 гг.) 1527.3 1796.2 268.8 506.4 587.5 81.1
Подпрограмма "Одаренные дети" 32.8 32.8 0.0 28.2 28.2 0.0
Подпрограмма "Дети-сироты" 386.5 467.1 80.6 383.2 463.7 80.5
Подпрограмма "Здоровый ребенок" 382.1 492.6 110.5 3.9 4.0 0.1
Подпрограмма "Дети-инвалиды" 377.8 429.4 51.6 8.5 9.0 0.5
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 348.1 374.3 26.1 82.6 82.6 0.0
Федеральная целевая программа "Молодежь России" (2001 - 2005 гг.) 251.0 558.6 307.6 66.9 76.9 10.0
Федеральная программа развития образования 3556.4 3247.8 -308.6 3481.4 3167.8 -313.6
Федеральная целевая программа "Русский язык" (2002 - 2005 гг.) 31.6 41.7 10.2 31.6 41.7 10.2
Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" (2001 - 2005 гг.) 25.0 27.3 2.3 25.0 27.3 2.3
Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2002 - 2004 гг.) 495.0 503.7 8.7 135.6 135.6 0.0
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" (2002 - 2006 гг.) 1535.0 1520.8 -14.2 9.0 9.0 0.0
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" (2002 - 2006 гг.) 2196.7 2346.1 149.4 6.2 6.2 0.0
Федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России" (2002 - 2006 гг.) 219.5 254.9 35.4 176.5 206.5 30.0
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды" (2001 - 2005 гг.) 1554.9 1523.0 -31.9 1554.9 1523.0 -31.9
Федеральная целевая программа "Электронная Россия" (2002 - 2010 гг.) 1430.0 1692.6 262.6 96.5 69.0 -27.6
Итого 25395.6 27997.1 2601.5 7236.0 7113.2 -122.8

 

Существует также комплекс федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере образования, финансируемых из федерального бюджета (таблица 7).Федеральные целевые программы формируются для решения конкретных задач или выполнения определенных функций с участием многих министерств и ведомств. В этом случае программа выступает как организационная форма, обеспечивающая горизонтальную координацию деятельности независимых компонентов в отраслевой иерархической структуре. Конкретная задача, решаемая программно-целевым методом, должна соответствовать основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Таблица 8. Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы (млн. рублей)[21].

Источник финансиро- вания Объем финансирования
2006 - 2010 годы - всего в том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Всего 61952,35 9485,19 10360,97 12740,85 13622,23 15743,11
Федеральный бюджет 45335,02   7518,44 9300,87 10196,93 11983,78
Другие источники - всего 16617,33 3150,19 2842,53 3439,98 3425,3 3759,33
в том числе: бюджеты субъектов Российской Федерации 12501,74 2673,93 2133,82 2486,79 2470,78 2736,42
внебюджетные источники 4115,59 476,26 708,71 953,19 954,52 1022,91

 

Проблемы, входящие в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, решаются в рамках средств, выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность, а для органов исполнительной власти субъектов РФ – с использованием субвенций, трансфертов, дотаций и т. д. Предполагается, что бюджеты субъектов федерации должны софинансировать мероприятия ФЦП, в которых данный регион участвует. В таблице 8 приведено планируемое соотношение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств в процессе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.г.

В выступлении на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005г. В. В. Путин определил современные приоритетные направления социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Среди них – создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования, создание основ для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности на мировом рынке. Решение данной проблемы будет осуществляться в рамках реализации национального проекта, финансируемого за счет федерального бюджета. Предполагается, что объем финансирования составит 22 млрд. руб.

Рис. 4. Структура расходов на образование из средств федерального бюджета по уровням образования: 2004 (проценты)[22].

 

 
 

 

 

Таким образом, подавляющая часть средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку образования (93.5%), направляется на финансирование профессионального образования, из них более половины (59%) – на финансирование высшего образования (рис. 4). Кроме того, из федерального бюджета поступают средства на реализацию федеральных целевых программ и национальных проектов в области образования. Основная часть средств консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов идет на финансирование общего (62.9%) и дошкольного образования (19.3%). Доля профессионального образования в целом в 2004 г. составила всего 7.2% (рис. 5). Отметим также, что в последние годы федеральный бюджет обеспечивал пятую часть всех бюджетных расходов на образование, тогда как в середине 1990-х годов его роль была заметно меньшей (в 1996г. – 13.6%). Соответственно за десятилетний период уменьшился вклад бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, оставаясь, тем не менее, весьма значительным.

Рис. 5. Структура расходов на образование из средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
по уровням образования: 2004
(проценты)[23].

 
 

 

Под образованием в Законе РФ «Об образовании» «понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (см. преамбулу Закона РФ «Об образовании»). В контексте данного определения основными показателями развития образования в стране являются: число образовательных учреждений каждого уровня (дошкольного; общего; начального, среднего и высшего профессионального) и численность обучающихся в них детей и взрослых. Однако, с точки зрения реальных отношений, сложившихся в образовательной сфере, такая формулировка понятия «образование» представляется слишком узкой.

Сегодня получение образования не исчерпывается процессом обучения в формальном секторе. Формальное образование, как правило, сопровождается выдачей официального документа, подтверждающего получение определенного уровня знаний: аттестат средней школы; диплом бакалавра, специалиста или магистра; сертификат об окончании курсов иностранного языка; водительские права и т.п. Кроме того, образовательная деятельность в формальном секторе обязательно требует наличия соответствующей лицензии и уплаты установленных законодательством налогов. Система формального образования, безусловно, является преобладающим сегментом современной образовательной сферы. При этом нельзя игнорировать тот факт, что в связи с развитием рынка образовательных услуг все большую роль начинает играть неформальное образование детей и взрослых. Получение такого рода образования не фиксируется выдачей официального документа и связано, по преимуществу, с не лицензированной деятельностью частных преподавателей.

На рынке неформального образования предложение формируют частные преподаватели музыки, компьютерной грамотности, иностранного языка. Например, ребенок начинает изучать английский язык с 3-х лет или учит в школе английский язык, а с частным педагогом – немецкий. Уроки иностранного языка берут и взрослые люди, имеющие высшее образование, поскольку в век развития глобализации и включения России в мировое экономическое сообщество это становится необходимым условием успешной карьеры. Аналогичным образом обстоят дела и с компьютерной грамотностью. Часто неформальное образование получают совсем маленькие дети, пользующиеся услугами нянь и гувернеров. По данным монитори



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: