42.03.03.
1. Предметом философии является:
а) законы природы;
б) человек и его место в мире;
в) универсальные законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения человека к миру;
г) законы истории и общества.
2. Примените категориальную рефлексию для установления соответствия понятия и его определения.
Детерминизм | философское направление, которое исходит из первичности духовного по отношению к материальному |
Идеализм | философское направление, которое исходит из первичности материального по отношению к духовному |
Материализм | философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения |
Гуманизм | философское учение об объективной закономерной причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира |
3. Впервые в центр философии ставит проблемы человека как морального существа:
а) Демокрит;
б) Сократ;
в) Гераклит;
г) Платон
4. Зная философские персоналии и основные этапы исторического развития философии, установите соответствие философа и эпохи.
Августин Блаженный | Новое время |
Николай Кузанский | Средневековье |
Кант | Возрождение |
Платон | Античность |
5. Решите мировоззренчески ориентированное задание: «Какое философское течение XIX в. провозгласило тезис о том, что наука «сама себе» может быть философией?»
а) марксизм;
б) позитивизм;
в) прагматизм;
г) неокантианство.
6. В широком смысле слова бытие это:
а) все, что существует;
б) все, что существует вне человеческого сознания;
в) только человеческое существование;
г) все, что обладает материальностью.
7. Используя категориальный аппарат философии, установите соответствие между разделами философии и их центральными понятиями
Онтология | Человек |
Гносеология | Практика |
Праксиология | Ценность |
Аксиология | Бытие |
Антропология | Познание |
8. Укажите источник содержания сознания для материалистов
а) ощущение,
б) объективный мир,
в) мир идей,
г) бессознательное
9. Примените категориальную рефлексию для установления соответствия между категориями философии сознания и их содержанием
Ощущение | Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, действующих в данный момент на органы чувств |
Восприятие | Отображение в сознании отдельных свойств каких либо объектов |
Представление | Образы предметов, ситуаций, событий, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки |
10. Гносеология — это учение о...
а) ценностях, об их происхождении и сущности
б) развитии вселенной
в) бытии как таковом
г) сущности познания, о путях постижения истины
11. Установите соответствие между видами познания, их главными ценностями и инструментами
Обыденное | Истина | Откровение |
Художественное | Бог | Рациональные методы |
Религиозное | Красота | Здравый смысл |
Философское | Мудрость | Категориальная рефлексия |
Научное | Польза | Образная выразительность |
12. Решите мировоззренчески ориентированную задачу: отметьте наиболее правильную трактовку закона в гносеологическом аспекте:
а) утверждения, имеющие общезначимый сигнал;
б) одно из воплощений в природе и обществе мирового разума;
в) форма абстрактного мышления, организующего эмпирические данные;
г) логическое выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей предметов и явлений мира.
13.Используя категориальный аппарат философии, установите, в какой из картин мира знания фиксируются в виде точных понятий:
а) научной;
б) религиозной;
в) философской;
г) художественной.
14. Укажите, что означает антропный принцип в современной научной картине мира
а) центральное положение человека в мире
б) человек как высшая ценность познания
в) необходимое появление человека в ходе глобальной эволюции Вселенной
г) признание человека мерой всех вещей
15. Укажите, благодаря какой причине эволюционирует общество как саморазвивающаяся система
а) воздействию географической среды;
б) научным знаниям,
в) смене религиозных верований;
г) противоречиям материального производства и столкновениям интересов людей
16. Установите последовательность этапов общественного развития, используя методологическое значение категории «общественно-экономическая формация»
а) рабовладельческое общество
б) капиталистическое общество
в) первобытное общество
г) социалистическое общество
д) феодальное общество
17. Решите мировоззренчески ориентированную задачу и определите, что является критерием исторического прогресса в теории технологического детерминизма
а) состояние морали;
б) способ производства;
в) уровень демократии в государстве;
г) развитие науки и техники.
18. Человек с позиции философии – это:
а) субъект культуры;
б) продукт обстоятельств;
в) образ и подобие бога;
г) ступень развития «царства природы».
19. Используя исторический метод философского познания действительности, установите последовательность этических учений
а) этика добродетелей
б) этика ценностей
в) этика долга
г) этика эстетической непосредственности
20. В рамках системного взгляда на проблемы общества установить причинно-следственную связь кризиса современной цивилизации с
а) развитием науки;
б) отсутствие разумной стратегии развития общества;
в) дефектами социальной системы;
г) техническим прогрессом