ПРОГРАММА
подготовки к итоговой государственной
аттестации по дисциплине
"Методика музыкального развития в начальной школе с коррекционно-развивающими технологиями"
по специальности 050719
"Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Составлена преподавателем высшей категории,
Отличником народного просвещения
Вакуленко О.И.
2012, Тула
Пояснительная записка
Итоговый экзамен по дисциплине «Методика музыкального развития в начальном образовании с коррекционно-развивающими технологиями» - один из видов итоговой государственной аттестации, определяющей соответствие уровня и качества подготовки выпускника Государственному стандарту среднего профессионального образования и присваиваемой квалификации – учитель начальных классов и начальных классов компенсирующее и коррекционно-развивающего обучения.
Программа итогового экзамена составлена с учетом Государственных требований и включает круг вопросов, связанных с концептуальными подходами к обучению детей группы риска.
Программа содержит названия разделов, тем, перечень дидактических единиц, вопросов, практических заданий, усвоение и реализация которых проверяется на ИГА.
В критерии оценки уровня подготовки студентов по специальности входит:
– уровень усвоения материала, предусмотренного программой;
– уровень практических умений;
– обоснованность, четкость, полнота изложения ответов.
Процедура проведения ИГА предусматривает самостоятельную подготовку выпускников по вопросам билета, продумывание логики изложения и освещения материала, а также ответы, по мере необходимости на дополнительные вопросы.
|
Данное пособие включает программу, список литературы, которые окажут студентам научно-теоретическую помощь при подготовке к ИГА.
Раздел 1. Основные виды музыкальной деятельности на уроке.
Вопрос: Хоровое пение как вид деятельности на уроке. Основные этапы, методы и особенности работы над песней с детьми с отклонениями в развитии.
Содержание:
1. Определение.
2. Цель и задачи (образовательная, обучающая, развивающая, воспитывающая) хорового пения как вида деятельности на уроке.
3. Этапы, методы и особенности работы над песней в классах компенсирующего обучения:
1) подготовительный (выбор песни исходя из возможностей конкретного класса, анализ песни, продумывание поэтапного плана работы над ней, методов и приемов, наглядных пособий и ТСО, продумывание вступительной беседы и вопросов к учащимся).
2) показ произведения и беседа о его содержании (требования к показу песни и беседе о ней), значение предварительной работы перед показом песни, методы и приемы и особенности их применения.
3) репетиционный (временной показатель, многократность повторения, применение приемов активизации, формирование положительных эмоций от процесса разучивания).
4) заключительный (исполнение песни).
4. Роль хорового пения в музыкальном развитии детей с отклонениями в развитии.
Вопрос: Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки для детей с отклонениями в развитии.
Содержание:
1. Определение понятия «музыкальное восприятие».
2. Цель и задачи слушания музыки как вида музыкальной деятельности на уроке музыки для детей с отклонениями в развитии (образовательная, развивающая, воспитывающая).
|
3. Формы слушания музыки на уроке в классах КРО (как составная часть урока, как специальный раздел урока, как методический прием при разучивании песен, игр, хороводов).
4. Этапы, методы и приемы организации процесса музыкального восприятия нового произведения:
1) подготовительный (выбор произведения исходя из возможностей конкретного класса, анализ произведения, продумывание поэтапного плана его изучения, методов и приемов, наглядных пособий и ТСО, продумывание вступительной беседы и вопросов к учащимся).
2) 1 урок: вступительное слово учителя (требования к беседе), слушание произведения (требование к исполнению произведения), анализ произведения учителем и школьниками, повторное слушание. Значение предварительной работы перед показом произведения.
3) 2 урок: второе прослушивание, уточнение средств музыкальной выразительности, раскрывающих образ произведения.
4) 3 урок: сравнение 2 одинаковых по жанру или теме произведений.
5. Значение слушания музыки в музыкальном развитии детей с отклонениями в развитии.
Вопрос: Музыкально-дидактические игры как средство формирования всех видов слуха и развития самостоятельной музыкальной деятельности. Основные методы и особенности работы при разучивании музыкально-дидактических игр с учащимися классов КРО.
Содержание:
1. Определение.
2. Назначение музыкально-дидактических игр.
3. Задачи (образовательная, обучающая, развивающая, воспитывающая).
4. Виды музыкально-дидактических игр (настольные, подвижные, хороводные).
|
5. Этапы (подготовительный, показ музыкально-дидактической игры и беседа о её содержании, разучивание по плану в несколько этапов в соответствии с возможностями детей, исполнение игры полностью), методы и особенности работы при разучивании музыкально-дидактических игр с учащимися классов КРО.
Раздел 2.Методика музыкального развития.
Вопрос: Общая характеристика структуры урока музыки. Виды музыкальной деятельности на уроке и особенности проведения урока музыки в классах КРО.
Содержание:
1. Урок музыки в школе.
2. Цель, задачи, содержание урока музыки.
3. Структуры уроков музыки (общие с другими уроками начальной школы).
4. Специфика структуры урока музыки (гибкость и вариативность, –заложенная в принципах программы Д. Кабалевского).
5. Подготовка к уроку (условия планирования урока музыки – знание нормативных документов, программ, методических рекомендаций; технология
составления плана-конспекта урока музыки (перечислить пошаговую работу над составлением конспекта урока).
6. Характеристика видов музыкальной деятельности (хоровое пение, слушание музыки, музыкально-ритмическое движение, инструментальное музицирование).
7. Особенности проведения урока музыки в классах КРО: тщательная последовательность проведения принципа доступности и наглядности материала; строгая дозировка времени отдельных компонентов урока; детализация материала; предварительная работа над пониманием изучаемого; щадящий звуковой режим; ведущее место хорового пения на уроке (60 – 70% объема и времени); использование игрового метода как ведущего наряду с наглядным, словесным и практическим.
Практические задания
1. Составить поурочное планирование работы над новой песней «Зимняя песенка» Слова С. Вышеславской, музыка М. Красева.
Дать формулировку цели и задач.
Охарактеризовать этапы работы:
1 урок – этап работы - знакомство с песней – цель, задачи, требования, ме-тодика.
1- 3 урок - этап работы – репетиционный – цель, задачи, требования, методика.
4 урок - этап работы - собирание песни целиком - цель, задачи, требования, методика.
5 урок. Исполнение песни «как на концерте» - цель, задачи, требования, методика.
2. Составить поурочное планирование работы над новым музыкальным произведением по слушанию музыки на примере «Марша Черномора» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».
1 урок – этап работы - знакомство с новым произведением (инструментальной пьесой), цель, задачи, требования, методика.
2 урок – этап работы - второе прослушивание - цель, задачи, требования, методика.
3 урок – этап работы - сравнение музыкальных произведений («Марш» Шостакович, «Марш Черномора») - цель, задачи, требования, методика.
3. Составить поурочное планирование работы над новой музыкально-дидактической игрой на развитие динамического и ритмического слуха «Кулачки и ладошки». Слова Ю. Островского. Музыка Елены Тиличеевой.
Рассказать о содержании и правилах игры.
Дать формулировку цели и задач.
Охарактеризовать этапы работы:
1 урок – этап работы - знакомство с игрой – цель, задачи, требования, ме-тодика.
1- 3 урок - этап работы – репетиционный – цель, задачи, требования, методика.
4 урок - этап работы - исполнение игры целиком - цель, задачи, требования, методика.
5 урок. Самостоятельное проведение игры (пение школьников без сопровождения) - цель, задачи, требования, методика.
Литература
1. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки » М., «Просвещение», 1978.
2. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. «Музыкальное восприятие школьников». М., 1975
3. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению» М., и-во академии педагогических наук РСФСР.
4. Вендрова Т. «Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн. Искусство в школе». М., №1,2.
5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1983
6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. «Основы коррекционной педагогики». М., «Академия», 1999.
7. Горюнова Л.В. «Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников». В кн.: «Музыкальное воспитание в школе». М., 1971, вып. 7.
8. Гродзенская Н.Л. «Слушание музыки». В кн.: «Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе». М., 1971.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» М., «Просвещение», 1989.
10. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». М., ВЛАДОС, 2000.
11. Кадобнова И., Кртская Е. «Музыка в движении». Музыка в школе, 1984,
12. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Г.Ф. Кумариной. М., «Академия», 2001.
13. Музыка в начальных классах: методическое пособие для учителя. Авт. Кол. Под. Науч. Рук. Д.Б. Кабалевского. М., 1985.
14. «Музыкальное образование в школе» под ред. Школяр Л.В. М., «Академия», 2001.
15. Малинина Е. «Вокальное воспитание детей» Л., «Музыка», 1967.
16. Огороднов Д. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Киев, «Музычна Украйина», 1986.
17. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». Учебное пособие. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998.
18. Садовников В. «Орфоэпия в пении» М., МУЗГИЗ, 1958.
19. Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе». М., 2000.
20. Сергеева Г.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1 – 4 классов. М., МИРОС, 1997.
21. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л., «Музыка»,
22. Сургаутайте В.И. «Использование музыкальных инструментов на уроке». «Музыкальное воспитание в школе». М., 1986. Вып. 17