Вопрос: Общая характеристика структуры урока музыки. Виды музыкальной деятельности на уроке и особенности проведения урока музыки в классах КРО.





ПРОГРАММА

подготовки к итоговой государственной

аттестации по дисциплине

"Методика музыкального развития в начальной школе с коррекционно-развивающими технологиями"

по специальности 050719

"Коррекционная педагогика в начальном образовании»

 

Составлена преподавателем высшей категории,

Отличником народного просвещения

Вакуленко О.И.

 

 

2012, Тула

 

Пояснительная записка

 

 

Итоговый экзамен по дисциплине «Методика музыкального развития в начальном образовании с коррекционно-развивающими технологиями» - один из видов итоговой государственной аттестации, определяющей соответствие уровня и качества подготовки выпускника Государственному стандарту среднего профессионального образования и присваиваемой квалификации – учитель начальных классов и начальных классов компенсирующее и коррекционно-развивающего обучения.

Программа итогового экзамена составлена с учетом Государственных требований и включает круг вопросов, связанных с концептуальными подходами к обучению детей группы риска.

Программа содержит названия разделов, тем, перечень дидактических единиц, вопросов, практических заданий, усвоение и реализация которых проверяется на ИГА.

В критерии оценки уровня подготовки студентов по специальности входит:

– уровень усвоения материала, предусмотренного программой;

– уровень практических умений;

– обоснованность, четкость, полнота изложения ответов.

Процедура проведения ИГА предусматривает самостоятельную подготовку выпускников по вопросам билета, продумывание логики изложения и освещения материала, а также ответы, по мере необходимости на дополнительные вопросы.

Данное пособие включает программу, список литературы, которые окажут студентам научно-теоретическую помощь при подготовке к ИГА.

 

 

Раздел 1. Основные виды музыкальной деятельности на уроке.

Вопрос: Хоровое пение как вид деятельности на уроке. Основные этапы, методы и особенности работы над песней с детьми с отклонениями в развитии.

Содержание:

1. Определение.

2. Цель и задачи (образовательная, обучающая, развивающая, воспитывающая) хорового пения как вида деятельности на уроке.

3. Этапы, методы и особенности работы над песней в классах компенсирующего обучения:

1) подготовительный (выбор песни исходя из возможностей конкретного класса, анализ песни, продумывание поэтапного плана работы над ней, методов и приемов, наглядных пособий и ТСО, продумывание вступительной беседы и вопросов к учащимся).

2) показ произведения и беседа о его содержании (требования к показу песни и беседе о ней), значение предварительной работы перед показом песни, методы и приемы и особенности их применения.

3) репетиционный (временной показатель, многократность повторения, применение приемов активизации, формирование положительных эмоций от процесса разучивания).

4) заключительный (исполнение песни).

4. Роль хорового пения в музыкальном развитии детей с отклонениями в развитии.

 

 

Вопрос: Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки для детей с отклонениями в развитии.

 

Содержание:

1. Определение понятия «музыкальное восприятие».

2. Цель и задачи слушания музыки как вида музыкальной деятельности на уроке музыки для детей с отклонениями в развитии (образовательная, развивающая, воспитывающая).

3. Формы слушания музыки на уроке в классах КРО (как составная часть урока, как специальный раздел урока, как методический прием при разучивании песен, игр, хороводов).

4. Этапы, методы и приемы организации процесса музыкального восприятия нового произведения:

1) подготовительный (выбор произведения исходя из возможностей конкретного класса, анализ произведения, продумывание поэтапного плана его изучения, методов и приемов, наглядных пособий и ТСО, продумывание вступительной беседы и вопросов к учащимся).

2) 1 урок: вступительное слово учителя (требования к беседе), слушание произведения (требование к исполнению произведения), анализ произведения учителем и школьниками, повторное слушание. Значение предварительной работы перед показом произведения.

3) 2 урок: второе прослушивание, уточнение средств музыкальной выразительности, раскрывающих образ произведения.

4) 3 урок: сравнение 2 одинаковых по жанру или теме произведений.

5. Значение слушания музыки в музыкальном развитии детей с отклонениями в развитии.

 

Вопрос: Музыкально-дидактические игры как средство формирования всех видов слуха и развития самостоятельной музыкальной деятельности. Основные методы и особенности работы при разучивании музыкально-дидактических игр с учащимися классов КРО.

Содержание:

1. Определение.

2. Назначение музыкально-дидактических игр.

3. Задачи (образовательная, обучающая, развивающая, воспитывающая).

4. Виды музыкально-дидактических игр (настольные, подвижные, хороводные).

5. Этапы (подготовительный, показ музыкально-дидактической игры и беседа о её содержании, разучивание по плану в несколько этапов в соответствии с возможностями детей, исполнение игры полностью), методы и особенности работы при разучивании музыкально-дидактических игр с учащимися классов КРО.

Раздел 2.Методика музыкального развития.

Вопрос: Общая характеристика структуры урока музыки. Виды музыкальной деятельности на уроке и особенности проведения урока музыки в классах КРО.

Содержание:

1. Урок музыки в школе.

2. Цель, задачи, содержание урока музыки.

3. Структуры уроков музыки (общие с другими уроками начальной школы).

4. Специфика структуры урока музыки (гибкость и вариативность, –заложенная в принципах программы Д. Кабалевского).

5. Подготовка к уроку (условия планирования урока музыки – знание нормативных документов, программ, методических рекомендаций; технология

составления плана-конспекта урока музыки (перечислить пошаговую работу над составлением конспекта урока).

6. Характеристика видов музыкальной деятельности (хоровое пение, слушание музыки, музыкально-ритмическое движение, инструментальное музицирование).

7. Особенности проведения урока музыки в классах КРО: тщательная последовательность проведения принципа доступности и наглядности материала; строгая дозировка времени отдельных компонентов урока; детализация материала; предварительная работа над пониманием изучаемого; щадящий звуковой режим; ведущее место хорового пения на уроке (60 – 70% объема и времени); использование игрового метода как ведущего наряду с наглядным, словесным и практическим.

 

Практические задания

1. Составить поурочное планирование работы над новой песней «Зимняя песенка» Слова С. Вышеславской, музыка М. Красева.

Дать формулировку цели и задач.

Охарактеризовать этапы работы:

1 урок – этап работы - знакомство с песней – цель, задачи, требования, ме-тодика.

1- 3 урок - этап работы – репетиционный – цель, задачи, требования, методика.

4 урок - этап работы - собирание песни целиком - цель, задачи, требования, методика.

5 урок. Исполнение песни «как на концерте» - цель, задачи, требования, методика.

 

2. Составить поурочное планирование работы над новым музыкальным произведениемпо слушанию музыки на примере «Марша Черномора» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

1 урок – этап работы - знакомство с новым произведением (инструментальной пьесой), цель, задачи, требования, методика.

2 урок – этап работы - второе прослушивание - цель, задачи, требования, методика.

3 урок – этап работы - сравнение музыкальных произведений («Марш» Шостакович, «Марш Черномора») - цель, задачи, требования, методика.

 

3. Составить поурочное планирование работы над новой музыкально-дидактической игройна развитие динамического и ритмического слуха «Кулачки и ладошки». Слова Ю. Островского. Музыка Елены Тиличеевой.

Рассказать о содержании и правилах игры.

Дать формулировку цели и задач.

Охарактеризовать этапы работы:

1 урок – этап работы - знакомство с игрой – цель, задачи, требования, ме-тодика.

1- 3 урок - этап работы – репетиционный – цель, задачи, требования, методика.

4 урок - этап работы - исполнение игры целиком - цель, задачи, требования, методика.

5 урок. Самостоятельное проведение игры (пение школьников без сопровождения) - цель, задачи, требования, методика.

 

 

Литература

 

1. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки » М., «Просвещение», 1978.

2. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. «Музыкальное восприятие школьников». М., 1975

3. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению» М., и-во академии педагогических наук РСФСР.

4. Вендрова Т. «Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн. Искусство в школе». М., №1,2.

5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1983

6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. «Основы коррекционной педагогики». М., «Академия», 1999.

7. Горюнова Л.В. «Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников». В кн.: «Музыкальное воспитание в школе». М., 1971, вып. 7.

8. Гродзенская Н.Л. «Слушание музыки». В кн.: «Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе». М., 1971.

9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» М., «Просвещение», 1989.

10. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». М., ВЛАДОС, 2000.

11. Кадобнова И., Кртская Е. «Музыка в движении». Музыка в школе, 1984,

12. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Г.Ф. Кумариной. М., «Академия», 2001.

13. Музыка в начальных классах: методическое пособие для учителя. Авт. Кол. Под. Науч. Рук. Д.Б. Кабалевского. М., 1985.

14. «Музыкальное образование в школе» под ред. Школяр Л.В. М., «Академия», 2001.

15. Малинина Е. «Вокальное воспитание детей» Л., «Музыка», 1967.

16. Огороднов Д. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Киев, «Музычна Украйина», 1986.

17. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». Учебное пособие. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998.

18. Садовников В. «Орфоэпия в пении» М., МУЗГИЗ, 1958.

19. Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе». М., 2000.

20. Сергеева Г.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1 – 4 классов. М., МИРОС, 1997.

21. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л., «Музыка»,

22. Сургаутайте В.И. «Использование музыкальных инструментов на уроке». «Музыкальное воспитание в школе». М., 1986. Вып. 17

 

 





Читайте также:
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.019 с.