КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖКОМПОНЕНТНЫХ СВЯЗЕЙ




Классификация межкомпонентных связей может быть осуществлена по следующим признакам:

· По направленности воздействия: прямые и обратные связи.

Прямая связь представляет собой первичное исходное воздействие на определенный объект. Обратная связь – это отражение данным объектом оказанного на него прямого воздействия, направленное на источник данного воздействия. В саморегулирующихся системах обратная связь представляет собой реагирование компонентов (индивидов и организаций) на осуществляемые на них прямые воздействия. При переходе от прямой связи к обратной происходит взаимозамена субъекта и объекта воздействия. Субъект становится объектом, а объект – субъектом. В реальности прямые и обратные связи находятся в единстве и формируют целостную структуру организации. При этом выделяются самостоятельные структуры прямой и обратной связи, обладающие определенной автономностью и обособленностью друг от друга. Во-первых, структуры прямой и обратной связи могут выделяться соответственно из различному функциональному назначению: прямое исходное воздействие и реагирование на воздействие. Во-вторых, прямая и обратная связи могут находиться в разных сферах деятельности, а следовательно, быть включенными в различные частные структуры. Поставки ресурсов – прямая связь в структуре материальных потоков; подтверждение поставок – обратная связь в структуре информационных потоков.

· По роли и месту в структуре могут быть выделены: основные, дополняющие, дублирующие, контрольные и корректирующие связи.

Основные связи определяют строение системы и формируют главный контур структуры, назначение которого – обеспечить функционирование главного контура структуры.

Дополняющие связи создают условия для эффективной реализации основных связей. Например, основные связи между смежными производствами должны дополняться связями этих производств с транспортным участком.

Дублирующие связи обеспечивают гарантированность осуществления определенных функций системы и ее отдельных подразделений в случае нарушения обеспечивающих их реализацию связей. Они подразделяются на постоянно действующие (например, постоянное дублирование определенной информации) и резервные, действующие только в условиях нарушения основных связей (например, дополнительные каналы поставки ресурсов при срыве поставок по основным каналам). Эффективное и целесообразное функционирование главного (а в известной степени и вторичного) контура структуры организации опирается на четкий контроль. Реализация контрольных связей позволяет обеспечить рациональность как отдельных межкомпонентных связей, так и всей структуры организации в целом.

Корректирующие связи обеспечивают внесение изменений в реализацию межкомпонентных связей организации, позволяют устранить отклонения, возникшие в процессе функционирования системы, и адаптировать существующую структуру к новой ситуации. Корректирующая связь осуществляется обычно по тем же самым каналам, что и первичная корректируемая связь. Однако она может осуществляться и по другим каналам. Например, вышестоящий руководитель может непосредственно внести коррективы в указания, данные подчиненным другими руководителями.

· По характеру воздействия выделяют положительные, отрицательные и нейтральные связи.

Характер воздействия проявляется в изменении уровня организованности объекта воздействия, соответствующего компонента системы, а также значимости его в данной системе. Положительные связи повышают организованность и значимость соответствующего компонента системы, отрицательные – понижают, нейтральные – к существенным изменениям не приводят. Следует иметь в виду, что между одними и теми же компонентами системы могут одновременно существовать и положительные, и отрицательные, и нейтральные связи. Во-первых, даже между двумя компонентами системы может существовать несколько каналов связи, например, в разных сферах деятельности. Наряду с положительным технологическим воздействием может быть отрицательное и нейтральное социально-психологическое. Во-вторых, между компонентами системы существуют прямые и обратные связи, а также встречные прямые, которые могут иметь разную знаковость.

· По пространственной ориентации связи подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Горизонтальными являются связи между компонентами одного уровня организации (цех – цех, сотрудник – сотрудник), вертикальными – между компонентами разных уровней организации (предприятие – цех, руководитель – подчиненный). Вертикальными могут быть не только отношения иерархической соподчиненности, но и любые другие межуровневые отношения (технологические, социальные и пр.). направленность воздействий при этом также не является однозначной: прямые – сверху вниз, обратные – снизу вверх. Возможна и противоположная направленность. Например, неформальные отношения подчиненного к руководителю вызывают у последнего ответную реакцию.

· По прерывистости связи делятся на непрерывные и дискретные.

Непрерывные связи составляют основу организации, обеспечивают стабильность ее структуры. Это не предполагает обязательного наличия каких-либо непрерывных процессов, протекающих между соответствующими компонентами системы. Важно, чтобы существовала постоянная взаимообусловленность и взаимосогласованность функционирования этих компонентов организации. Непрерывными являются, например, отношения иерархической соподчиненности или отношения между цехами-смежниками.

Дискретные связи предполагают наличие определенных временных разрывов в реализации. Они подразделяются на периодические и ситуативные. Периодические связи характеризуются цикличностью в реализации (например, отношения между бухгалтерией и складом по поводу инвентаризации имеющегося имущества). Ситуативные связи устанавливаются по мере возникновения соответствующей ситуации (например, отношения между СКБ и производственным цехом по поводу запуска в производство новой продукции).

· По вариабельности связи подразделяются на инвариантные и вариабельные.

Инвариантными являются связи, которые могут оставаться практически неизменными при различном изменении ситуации и условий функционирования организации. Инвариантность может быть обусловлена:

во-первых, сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением (например, стандартность технологии во многих производствах предопределяет инвариантность связей между технологическими переходами);

во-вторых, спецификой реализации связей в данной конкретной организации (так, высокий управленческий догматизм обусловливает жесткую однозначность связей между руководителем и подчиненным).

Вариабельными являются связи, которые при определенном изменении ситуации также изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе из одних классификационных групп в другие. Прямая связь может переходить в обратную, а обратная – в прямую; основная – в дополняющую, а дополняющая – в основную и т.д. Такие вариабельные связи могут существовать, например, между службой маркетинга и основным производством. Связь может становиться то непрерывной (когда необходимо постоянное наблюдение или действие), то периодической (когда устанавливается четкая цикличность в функционировании и изменении состояния среды), то ситуативной (когда возникает необходимость «экономии связи» и когда на первое место выходит задача адаптации организации к изменяющейся ситуации)[4].

 

ТИПОЛОГИЯ СОЕДИНЕНИЙ

 

Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации, однако сами по себе, как таковые, не определяют ее строения. Основой строения структуры является соединение – узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих из него каналов. Соединение устанавливает связь данного «узлового» элемента с другими элементами системы. Существует следующая типология соединений:

Последовательное соединение, при котором узел связи имеет один вход и один выход, например последовательная информационная связь одних членов организации с другими(рис. 1).

 
 


Рис. 1. Последовательное соединение

 

Встречное соединение, при котором у данного узла связи в рамках данной структуры отсутствует выход, но имеются два (простое встречное - рис. 2а) или более (многоканальное встречное - рис. 2б) каналов входа (например, в рамках информационной структуры связь нескольких подразделений, поставляющих информацию, с конкретным исполнителем, использующим информацию в производственном процессе).

а) б)

Рис. 2. Встречное соединение

Расходящееся соединение, при котором данный узел связи в рамках данной структуры не имеет каналов входа, но имеет два (простое расходящееся – рис. 3а) или более (многоканальное расходящееся – рис. 3б) каналов выхода. Примером может быть прямая связь руководителя организации со своими подчиненными.

       
   
 
 

 


а) б)

Рис. 3. Расходящееся соединение

 

Простое многоканальное соединение, при котором каждый узел имеет несколько каналов входа и такое же количества каналов выхода (рис. 4). Существуют два основных варианта соединений данного типа:

а) узел соединения является простым ретранслятором связи. Определенный канал входа продолжается в соответствующем канале выхода. По сути в одном узле интегрировано несколько последовательных соединений. Пример: несколько производственных потоков проходят через единый пост межоперационного контроля;

б) каналы входа не находят прямого продолжения в каналах выхода. На выходе устанавливаются новые связи и отношения с другими компонентами системы. Например, управление цехом получает производственные задания от нескольких функциональных служб предприятия, на основе которых устанавливает задания аналогичному количеству производственных участков.

 
 


 

 
 


Рис. 4. Простое многоканальное соединение

 

Сужающееся соединение, при котором количество выходов данного узла связи меньше, чем входов (рис. 5а). Частным вариантом является конвергентное соединение, имеющее только один канал выхода (рис. 5б).

В рамках информационной структуры таким узлом связи может быть участок промежуточной переработки информации, поступающей от разных подразделений для последующей передачи ее руководству.

       
   
 

 

 


а) б)

Рис. 5. Сужающееся соединение

Расширяющееся соединение, при котором количество входов данного узла связи меньше, чем выходов (рис. 6а). Частным вариантом является дивергентное соединение, имеющее только один канал входа (рис. 6б). Например, одноканальная связь руководителя цеха с руководством предприятия и многоканальная с начальниками участков[5].

       
 
   
 


 

а) б)

Рис. 6. Расширяющееся соединение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: