Концепция социокультурной динамики.




В середине 30-х гг. Сорокин начинает собирать материалы для своего главного труда «Социальная и культурная динамика». Для осуществления замыслов ученого Гарвардский университет выделяет колоссальный по тем временам грант в размере 10 тыс. долларов. Сорокин привлекает многих русских ученых-эмигрантов, а также многих своих гарвардских учеников (в т. ч. Роберта Мертона) как соавторов, так и для сбора массового эмпирического материала, статистических подсчетов и технической обработки всякого рода источников и специальной литературы. В результате с 1937 по 1941 г. выходят четыре тома работы. Она представляет собой беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд.

Сорокин стремится проанализировать источники и движущие силы социальных изменений. Он выступает против однолинейного объяснения человеческой эволюции и предлагает самую значимую в социологии ХХ в. схему циклического развития истории.

Основные принципы теории социокультурной динамики.

1. Социальный мир складывается из цельных социокультурных систем (суперсистем), которые отличаются внутренним единством. Эта внутренняя интеграция обеспечивается двойным образом: то, что относится а обществу (социальная часть системы) – связано причинно-функциональным единством. То, что относится к культуре – логической интеграцией, посредством значений (через аналогии, исключения, общность стиля и т.д.).

2. Главная составляющая любой социокультурной системы – культурный менталитет. Он определяет способ миропонимания, навязывает иерархию ценностей, критерий истины. От него зависит характер всех других составляющих системы. Сорокин выделяет два противоположных типа культурного менталитета: умозрительный (идейный, идеократический) и чувственный, а также средний между ними – идеалистический.

Умозрительный менталитет исходит из того, что: а) мир вечен, имеет духовную сущность, недоступную для чувственного познания; б) самыми важными являются духовные потребности, а физические импульсы могут быть подавлены или ограничены; в) прогресс, самосовершенствование заключаются в умении овладеть инстинктами и влечениями; г) ценности имеют вечный, неизменный и самодостаточный характер; д) истину можно постичь только через мистическое переживание, интуицию, веру, откровение; е) искусство должно отражать религиозные явления, служить созерцанию; ж) деньги и собственность являются только средством достижения высших целей. На основе этого менталитета формируется идеациональная культура.

Чувственный менталитет опирается на убеждения, что: а) мир материален и доступен познанию его человеческим разумом; б) важнейшими являются физические потребности, и надо стремиться к их максимальному, гедонистическому удовлетворению; в) прогресс заключается в овладении окружением - в господстве над природой и другими людьми; г) ценности имеют изменчивый и относительный характер, инструментально подчинены поискам удовольствия и счастья; д) истина постигается в экспериментах, наблюдениях, на логических основах; е) искусство должно доставлять чувственное наслаждение и служить средством развлечения; ж) богатство (и способность разбогатеть) является добродетелью и мерой ценности человека. На основе этого менталитета формируется чувственная культура.

Смешанный менталитет (идеалистический), лежащий в основе идеалистической культуры – представляют собой смесь идеациональной и чувственной форм в разных сочетаниях и пропорциях. Поэтому он является эклектичным и противоречивы.

3. История человечества представляется как цикл изменений (флуктуаций) культурного менталитета: от умозрительного через идеалистический к чувственному и обратно от чувственного через идеалистический к умозрительному (идеократическому).

Ход истории не является линейным. Сорокин определяет его как волны культурных изменений, цикл приливов и отливов противоположных типов культурного менталитета.

4. Каков же механизм такой циклической изменчивости? Сорокин формулирует принцип имманентных изменений: характер изменений определяется внутренними возможностями развития каждой социокультурной системы. Внешние факторы, например влияние природного окружения, диффузии, захваты, имеют для него лишь второстепенное значение; они могут, к примеру, повлиять на длительность фаз каждого цикла, но не в состоянии изменить его эндогенной логики. Когда культурные системы достигают зенита своего полного расцвета, они становятся все менее способными служить инструментом адаптации и жизненного опыта. В этот момент культурная система начинает искажать ту истину, которую она некогда олицетворяла и тем самым подготавливает свою собственную гибель и дает рождение новой культурной системе.

5. В европейской истории, начиная с Древней Греции с ее чувственной культурой, имело место два цикла. Сейчас мы находимся на стадии завершения ее чувственного периода (ее конца), который длился в течение нескольких столетий. Эта стадия, ставшая перезревшей, достигла своих пределов, и мы живем сейчас в сумеречной атмосфере ее заката, среди обломков разрушающейся культуры, которая больше не способна придавать смысл и значение нашему существованию. Некогда господствующие и организующие идеи, оказавшись разрушенными, больше не служат ориентирами. Мы можем уже различить первых предвестников новой идеационалъной интеграции, зарождающейся подобно росткам семян под снежным покровом. Мы живем в мире, где основной укрепляющий и организующий стержень больше не существует, и где даже самое лучшее вызываем сомнение.

Реакция на книгу Сорокина среди ученых была сдержанной. Очевидно, разуверившись в адекватности восприятия своих идей в академических кругах Америки, Сорокин апеллирует к читающей публике. Сначала появляется популярная адаптация «Социальной и культурной динамики» для массового читателя — «Кризис нашего времени», ставшая впоследствии самой многотиражной и самой переводной книгой ученого, а затем не менее известная «Человек и общество в бедствии».

Значение теории.

Некоторые из предвидений Сорокина имеют пророческий характер. Он, например, писал о возможной гибели человечества, вызванной нажатием кнопки, или о грядущем торжестве грубой порнографии. С помощью его теории можно объяснить, почему ряд культуры, несмотря на процессы глобализации либо полностью невосприимчивы к влиянию чувственной западной культуры, либо усваивают их в искаженном виде. С позиций теории Сорокина это объясняется тем, что они находятся в их идеалистической и идеациональной стадиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: