Футбольные фанаты, гопники, люберы




Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам.

 

Футбольные болельщики

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их конечно же вдохновляет, но более значимы это моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.). В этом существенное отличие футбольных фан-сообществ от, например, сообществ поддержки, группирующихся вокруг театров (в театральном сленге «сыры» — нечто вроде клакеров, но обычно без меркантильного интереса; здесь слабо выражена возрастная дифференциация и возрастные конфликты).

 

 

Футбольные фанаты

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается по крайней мере 85 тыс. человек: такое число организованных болельщиков отмечалось на некоторых наиболее важных матчах) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт», — 17–18-летние и старше болельщики-алкоголики («колдырь» на сленге — пьяница, пьет что попало).

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ (у спартаковских, например, — договор с болельщиками за «коней» — ЦСКА, дружба с малочисленными сообществами «торпедонов» — болельщиков команды «Торпедо», «паровозиками» — болельщиками команды «Локомотив», но враждебные отношения с болельщиками команды «мусоров» — московского «Динамо»). Некоторые стороны общественного движения институционализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге — «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма. В этом смысле, российское хулиганское сообщество отличается от современного движения в Великобритании, где национализм по сравнению с 70-ми — 80-ми отошёл на второй план. Помимо этого, национальной чертой российского околофутбола является отсутствие достойной поддержки команды на домашних матчах. Исключением являются лишь московские дерби, и стоящие особняком фанаты питерского «Зенита».

Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются хулиганы московских клубов ЦСКА и «Спартак», чьи столкновения носят самый ожесточённый характер и вызывают широкий общественный резонанс. Фанаты клуба «Зенит» Санкт-Петербург находятся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Фанаты московского «Динамо», переживают в последнее время затянувшийся кризис, связанный в первую очередь с невыразительной игрой команды. Однако при необходимости они способны собрать достаточное количество «бойцов», что было доказано ими в 2005 году, когда на товарищеский поединок с клубом «Динамо» (Киев) в украинскую столицу выехало около 200 человек, учинивших жесточайшую драку со своими визави на одной из центральных станций Киевского метрополитена. Следом за динамовцами идут хулиганы московских клубов «Торпедо» и «Локомотив», которые в жестоких драках между собой из года в год выявляют сильнейшего.

 

В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых люберы, молодежная группа криминального характера, получившая широкую известность.

Люберы

Люберы (Любера́) — агрессивное молодежное движение, возникшее в середине 80-х годов XX века в подмосковных городах и селах.

В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в т. н. практике «ремонта» — совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»).

Отличительными чертами люберов были культуризм, демонстративная поддержка социалистического строя (одним из их лозунгов был «Социализм любой ценой!»), а иногда — национализма, патологическая ненависть к рок-музыке и Западу и постоянные нападения на хиппи, панков, металлистов и других представителей молодежных субкультур, по их мнению засорявших и разлагавших советское общество.

В плане музыкальных пристрастий люберов отличало резкое неприятие любой нерусскоязычной музыки, особенно панка и тяжёлого рока. Сами они в основном слушали «блатные песни» и группы Любэ и Дюна.

Люберы предпочитали спортивный стиль в одежде, причём у люберецких люберов была характерная униформа — широкие клетчатые штаны и кожаная (чаще из заменителя) куртка, с которой было легко оттирать кровь. Впоследствии такой стиль одежды будет отличительной чертой всех гопников.

 

 

Гопники

Го́пник (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне — «оборванец», затем также «грабитель») — представитель маргинальной молодёжи, ведущий асоциальный образ жизни. Близки к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции («ментам») и законопослушным гражданам («лохам») в частности. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Широким слоям населения гопники встречаются чаще всего при так называемых гоп-стопах — уличных грабежах, сопровождаемых характерным «гопническим» разговором с жертвой, а иногда насилием.

Происхождение названия:

В 1920-е годы в Петрограде в гостинице «Октябрьская» (Лиговский проспект, дом 10) и в гостинице «Европейская» (Михайловская улица (Санкт-Петербург)) расположилось Городское общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, промышляющих в городе уличными кражами и мелким грабежом. Их прозвали «гопниками» — по аббревиатуре приюта.

По другой версии, до революции 1917 гопниками сначала называли не уличных хулиганов, а нищих и бродяг. Тогда в России существовали «Приказы общественного призрения» — губернские комитеты, в чьём ведении находилась забота о нищих, калеках, больных, сиротах. Эти люди содержались в специальных призорных домах за счёт земских средств. Согласно этой версии, «гопник» происходит от аббревиатуры «ГОП» — Городское Общество Призрения.

Также существует версия о происхождении от слова «гоп-стоп» и от еврейского имени «Гопник».

Гопников характеризует развязная («борцовская» или раскачивающаяся) походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение. Частое пребывание на улице (особенно в подворотнях); посещение дискотек (в советские времена — танцы в Домах Культуры) с целью подраться; матерная и примитивная лексика с обилием слов-паразитов. Акцент внимания на плохие стороны жизни (цинизм), отсутствие чувства юмора, отрицание семейных ценностей и сексуальная распущенность в сочетании с примитивизмом (потребительское отношение к женщине как к «тёлке»). Отстранённое отношение к жизни («по барабану»), показной антиинтеллектуализм: неприятие любых сравнений или абстракций в разговоре, апелляция к непосредственному восприятию — ср. выражения «в натуре», «конкретно» и «реально». Любовь к блатной музыке, русскому шансону, рэпу и попсе, а также склонность к курению, употреблению алкоголя и наркотиков также являются стилем жизни. Гопники любят носить вещи, полученные у жертв («добыча»).

«Одеваются гопы по особенному, изощрённому, примитивному и непохожему ни на один стилю, который выражается следующим набором ШИРПОТРЕБА (это является главным их одеянием): дешёвыми подделанными кроссовками обычно с надписью 'ADIDAS' или 'REEBOK'; квадратными туфлями (ботинками) из различного 'кожаного' материала, одетыми вместе с джинсами либо со спортивными штанами типа 'треко', как правило разноцветными.»

Немаловажным элементом их одежды являются также спортивные разноцветные куртки с высоким воротником, в которых они могут появляться абсолютно везде и в любое время года. Верхней одеждой у них являются кожаные куртки. И самым, пожалуй, главным элементом их одежды является КЕПКА! Кепка имеет несколько разновидностей, расцветок и форм. Гоповские же кепки имеют деталь, которая заворачивается внутрь, либо старая модель, с такой же деталью, но только вывернутой наружу. Благодаря именно этой детали они носят свои кепки и зимой, предварительно развернув её, прикрыв уши.

Приметным аксессуаром является также переносной магнитофон, работающий на батарейках. Используется гопниками для прослушивания их любимой музыки во время пребывания на улице. В последнее время вместо магнитофона используется мобильный телефон, как правило, из низких ценовых категорий.

Носят в основном туфли, с длинным носом, иногда с тупым или кроссовки

Характерная особенность гопника – это семена подсолнечника (семечки, «семАчки», «семки»), часто помещенные в конусовидный кулек из газетной бумаги. Поедаются гопниками для развлечения, лакомства, структурирования времени. Шелуха от семечек при этом сплевывается на тротуар.


Анархо-нигилистические, асоциально настроенные группы:

Панки, скинхэды

Панки

Панк, панки, панк-рокеры (от англ. punk — неопытный молодой человек; кто-то ненужный, бесполезный) — молодёжная музыкальная субкультура, возникшая во второй половине 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок-музыке (панк-року), критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком. Сам термин "панк" был придуман Легсом МакНилом. Так он назвал журнал, который издавал вместе с друзьями. Популярная американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле "панк-рок". Первой британской панк-группой признаны Sex Pistols.

Итак панк - это чрезвычайно сложное культурное явление, главной задачей которого изначально было разрушение всевозможных стереотипов и рамок. Он представляет собой не просто музыкальный стиль - панк-рок, а определенную форму цивилизации, предполагающую систему ценностей, тип поведения, эстетическую программу, как и большинство других молодежных субкультур (металлистов, реперов и др.), которые формировались вокруг некоего музыкального течения (металлисты -металл, реперы - реп), разрабатывая свою идейную платформу и образ жизни. Панк-культура конституировалась как движение протестного типа, с ярко выраженной направленностью против господствующей культуры, против массового суррогата. Таким образом, Панк являлся и является контркультурой.

 

Что касается музыки, этот термин впервые был применен к так называемому "гаражному року" (1964-1967) - музыкальному молодежному течению в США, вдохновленному такими британскими группами как "Beatles" и "Rolling Stones" (например, группы "Sonics", "Seeds" и др.). Позже он был прикреплен к другому музыкальному направлению, появившемуся в Нью-Йорке в 1973-74 годах ("Ramones", "Television", "New York Dolls", "Patty Smith Group" и др.). И, наконец, это название дали бунтарским английским группам 1976-1978 гг. (наиболее известные - "Sex Pistols", "Clash", "Damned", "Alternative TV", "X - Ray Spex") журналисты, которые думали, что обнаружили ключевые моменты сходства между этими музыкантами и ньюйоркцами.

Таким образом, изначально слово "Панк" в значении 'гниль' было использовано как метафора по отношению к американским группам, которые затрагивали в своих песнях запретные темы и вели себя максимально непристойно. Так, Лу Рид, лидер легендарной нью-йоркской группы "Velvet Underground" в пору расцвета культуры хиппи (1966-1968) и лозунгов вроде "непротивления злу насилием" пел о половых извращениях, растущем потреблении наркотиков, социальном отчуждении, жестокости общества, полной безысходности и разочаровании в будущем среди молодежи. Вокалист группы "The Stooges", представитель нью-йоркского Панка первой половины 1970-х, Игги Поп (настоящее имя - James Jewel Osterberg) бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны на сцене во время концерта или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны.

В 1980-х годах рок-культура (а тем более панк) являлась в России "элитарным" искусством - в смысле доступной лишь единицам по всей многомиллионной стране (в силу своей запретности), то в 1990-х происходит коммерциализация рок-музыки и она начинает активно тиражироваться, став типичным продуктом массовой культуры. Музыка делается ради денег и навязывается рекламой и различными формами музыкальных СМИ. Таким образом, в условиях рыночной экономики музыкальная композиция становится продуктом, товаром, прино­сящим иногда колоссальную прибыль.

Особенным является самобытный феномен в отечественном панке - " гробомания " (популярность омской группы "Гражданская оборона"). Пик этого явления приходится на 1992-1996 годы, когда главными кумирами российских "панков" были группы "Гражданская оборона" и британские "Sex Pistols" и "The Exploited". Социальный аспект "гробомании" проявлялся в том, что подростки по всей России слушали солиста Гражданской обороны "Егорушку" и впитывали его идеи. Это, безусловно, касается не всех поклонников этой панк - группы, но большая часть их воспринимала панк как нечто духовное (что отличало его от всей другой музыки). Они не знали точно, что такое панк. Из-за отсутствия информации им не на что было ориентироваться и они создавали свой собственный образ на основе усвоенных идей. Основным принципом (на их языке) было - "Я панк, значит, мне все пофиг!" Причем не в смысле безразличного отношения ко всему, а в смысле свободы, духовной и "ситуационной".

С середины 1990-х российская панк-сцена начинает ориентироваться на соответствующие западные идеалы а именно: "Green Day" и прочие калифорнийские поп-панк-группы. (В лице таких групп, как например, московские "Тараканы!" и питерский "Король и шут").

В российском панк-роке 1990-х почти нет идей ( тогда как на Западе панк - это прежде всего идейная музыка), а те, которые были, нивелируются, т.е. подравниваются под общеизвестные догмы. Большинство групп повторяют одни и те же стереотипы - "сдирают" с одного и того же западного образца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: