Правовые основы и формы сотрудничества государств в области охраны окружающей среды.




 

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является очевидной необходимостью, поскольку биосфера не знает государственных границ и экологические проблем, возникшие на территории одного государства, неизбежно скажутся и на других государствах. НТР, техника, прогресс и пр. и пр.

Значение качества окружающей природной среды для жизни человека было и необходимость тесного сотрудничества в этой сфере было признано на международном уровне в 70е годы XX века. С тех пор было проведено много международных конференций и принято большое количество актов как обязательного, так и рекомендательного характера, как на универсальном, так и на региональном уровнях.

Гос-ва обладают суверенитетом над прир ресурсами в пределах своих территорий. Рациональное использование, учитывая их потенц возможности, необходимость воспроизв-ва, не допуская необратимых негативных последствий. Свобода исследований ОС, содействие междунар правоохранному сотруднич-ву, оценка трансграничных экологич последствий, обмен информацией и взаимные консультации. Гос-ва несут междунар ответств-ть за экологич ущерб.

Международно-правовые акты, посвященные охране окружающей среды, можно подразделить на акты, посвященные охране защите окружающей среды в целом, и акты, посвященные охране конкретных природных объектов.

К первой группе актов, носящих общий и часто рекомендательный характер, относятся Стокгольмская декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Декларацию Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1991 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. В этих актах сформулированы основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Среди них можно выделить такие принципы, как:

недопустимость нанесения трансграничного ущерба окружающей среде в результате деятельности на территории одного государства;

необходимость экологического обоснования использования природных ресурсов;

запрещение нанесение экологического ущерба территориям и акваториям, находящимся вне пределов национальных юрисдикций;

недопустимость намеренного разрушения природной среды как способа ведения военных действий или для достижения политических целей.

Акты, посвященные защите конкретных природных объектов, можно подразделить на:

соглашения, посвященные защите флоры и фауны;

соглашения, посвященные защиты атмосферы и озонового слоя Земли;

соглашения, посвященные защите морской и речной среды.

Среди соглашений, посвященных защите флоры и фауны в целом, а также отдельных видов животных и растений можно назвать такие акты, как Международная конвенция о защите растений 1951 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Международная конвенция о регулировании китобойного промысла 1946 г., Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979 г., Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г.

Проблема защиты атмосферы и озонового слоя Земли в настоящее время приобрела важное политическое значение. По единодушному мнению ученых, в настоящее время происходит резкое потепление земной атмосферы, что может оказать негативное воздействие на всю экосистему Земли. При этом единодушия относительно причин этого явления пока нет. Большинство ученых и правительства большинства государств считают главным источником потепления климата деятельность человека, сжигание ископаемого топлива, такого, как уголь, нефть, газ и выброс в атмосферу продуктов его сгорания.

Вопросам охраны атмосферы и озонового слоя Земли посвящены Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 г. и Киотский протокол к ней 1997 г.

Киотский протокол 1997 г. является попыткой использовать новый подход к решению глобальных экологических проблем, а именно включить рыночные механизмы для защиты окружающей среды. В соответствии с Киотским протоколом государства берут на себя обязательства сократить на своей территории выбросы парниковых газов в атмосферу Земли. Для государства устанавливается определенная квота на допустимые выбросы, которые, в случае, если они не используются полностью, могут быть проданы тем, кто свои квоты уже исчерпал.

Охрана морской среды на международном уровне начала осуществляться значительно раньше, чем других частей биосферы Земли. Здесь можно указать такие акты, как Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1957 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1972 г. При этом в морском праве был выработан также механизм ответственности за нарушения указанных актов, закрепленный в Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., а также в Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.

Целый ряд соглашений посвящен защите определенного бассейна. Среди таких соглашений можно назвать Конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г., Конвенцию о защите морской среды Балтийского моря 1992 г., Конвенцию о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенцию по охране морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г., Конвенцию о сохранении живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г.

Особо урегулированы вопросы охраны окружающей среды в Антарктиде – регионе, не подпадающем под юрисдикцию какого-либо государства. В 1980 г. была принята Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, в 1988 г. Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., а в 1991 г. – Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Статья 7 Протокола запрещает любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами в Антарктике, за исключением научных исследований. В соответствии с Протоколом любая деятельность в Антарктиде должна проходить процедуру предварительной оценки ее воздействия на природную среду континента. Таким образом, Протокол 1991 г. определяет приоритет защиты природной среды Антарктиды перед всеми видами деятельности человека на континенте.

Координацией в рамках ООН сотрудничества государства по защите окружающей среды осуществляет Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная на Стокгольмской конференции ООН 1972 г. Основной задачей ЮНЕП является выработка рекомендации по вопросам охраны окружающей среды, а также обеспечение взаимодействия деятельности органов ООН и государств в этой сфере.

 

Формы сотрудничества.

Нормативная (догвоорная) и организационная.

Договорная – разработка и принятие д-ров по разл аспектам проблемы.

Организац – провед-е междунар конференций на межгос уровне, создание и деят-ть междунар орг-ий.

1972г – Стокгольмская конфер-я по реш-ю ГА ООН – выработка принципов.

1992 – конференция ООН в Рио-де-Жанейро – Деклар-я по ОС и развитию.

2002 – Йоханнесбургские принцпы – всемирная встреча по устойчивому развитию.

 

ГА ООН, ЭКОСОС.

ВОЗ – загрязнение атм воздуха

ИМО – охрана мор среды

ИКАО – стандарты охраны среды от авиац шума

ЮНЕСКО – междунар научн исслед-я

МАГАТЭ – мирный атом + программа защиты чел и ОС от радиации.

ЮНЕП – исключительно проблемы охраны ОС.

 

Неправительств МО:

М. союз охраны природы и прир ресурсов.

1994 – Междунар экологич суд – неправительств орган, дающий юр консультации в случае возникн-я экологич споров, и оказывающий содействие примирению спорящих сторон.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!