Особенности развития творческих способностей у студентов педагогического вуза




Для данного исследования наиболее большое значение приобретает выделяемый отдельно многими исследователями студенческий возраст (А.А. Реан, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн), который свойственен не всем людям и не всегда соответствует привычным общепринятым возрастным нормам развития.

Интеллектуальное развитие в данный возрастной период тесно переплетается с развитием личности человека в целом (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Время обучения в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др.

Отличительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Значительно укрепляются качества, которых в полной мере не хватало в последних классах школы - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, стрессоустойчивость. Повышается интерес к моральным проблемам (целям, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Существует несколько особенностей развития творческих способностей у студентов педагогического вуза. В данной главе мы кратко рассмотрим наиболее значимые из них. Все обобщенные условия разбиты на три группы:

1) внутренние, заключенные в самом человеке;

2) внешние условия и обстоятельства;

3) условия для деятельности, в процессе которой реализуется творческий потенциал и идет развитие задатков и способностей.

В этой системе объединяются личностный и деятельностный подходы, разделяющие психологию, как единую научную дисциплину. Система целей может быть представлена как вершина тетраэдра, построенного на основании триады условий.

Творческие способности - это в первую очередь умение человека находить особый, неординарный взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Это умение напрямую зависит от мировоззрения человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с различных сторон, и найти более выгодное, по его мнению, решение. Творческая личность, в процессе своей жизнедеятельности, всегда стремится узнать большее об окружающем его мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек – это в первую очередь нестандартно, неординарно мыслящий человек, способный на оригинальные решения.

Выраженность способностей определяется двумя факторами: социальное воспитание и наследственность. В свое время Дж. Локк говорил, что девять из десяти человек обязаны своими способностями воспитанию и что различия между людьми определяются в основном их воспитанием. Так же и Б.Ф.Ломов выделяет роль общения самой главной в развитии творческих способностях.

Для формирования творческих способностей необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации. Студенческий возраст является одним из самых благоприятных для развития творческого мышления и творческих способностей, для этого необходимо постоянно ставить перед студентами творческие задачи, учить сравнивать, находить основное, искать подобные и различны черты, причинно - следственные связи. А поскольку множество исследователей, в наше время, считают, что творческий подход есть «решение проблем», следовательно, творческое мышление в тех или иных обстоятельствах, будет являться значимым для принятия грамотного решения. Л.С. Выготский считал, что необходимо творческое пересоздание, все новые изобретения, что для всех новых изобретений должно быть участие фантазии, которую необходимо рассматривать как функцию, связанную с эмоциональной сферой его жизни, и с интеллектуальной. В фантазии студент рисует для себя превосходное будущее, а, значит, и творчески становится к его воплощению [47, с. 112].

Развитие творческих способностей студентов является одной из главных задач обучения. Всевозможные глубокие и крепкие знания, способности и опыт, сильная любознательность, разносторонние интересы, самостоятельность, сильное стремление к достижению целей и стремление к решению сложных задач - являются творческими предпосылками. А что касается творческих способностей является индикатором духовных возможностей личности. Творческая деятельность – это возможность человека осознать потребность и возможный потенциал создания чего - то уникального. Умение обозначить проблему, активизировать нужную информацию для мобилизовать необходимые знания для выведения гипотез. Доказать эти гипотезы на практическом или теоретическом уровне, либо опровергнуть их, довести до конца поиск решения проблемы. И в конечном итоге образовать свежий, неординарный продукт (художественный замысел, своеобразные решения росписи, разработка креативных программ развития и так далее).

Одним из факторов, определяющих развитие творческого потенциала у студентов педагогического вуза, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для развития творческих способностей необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, делает невозможным проявление творческих возможностей личности. Большинство авторов уверены в том, что наличие любой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности студентов. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало у студентов, а могут и поспособствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам.

Одним из важнейших факторов творческого развития студентов педагогического вуза является создание среды, способствующей формированию их творческих способностей. Преподаватели должны с первых занятий заинтересовать и замотивировать поступивших абитуриентов, что бы студент шел на занятия ни как на «каторгу», а с увлечением, для получения новой, интересной и увлекательной информации.

Проблема развития творческих способностей студентов в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творческих способностей (объективные и субъективные стороны). Объективная сторона творческих способностей определяется уникальностью и социальной ценностью конечного результата. Это может быть, например, какое - либо научное открытие, художественный проект и т.д. Субъективная сторона характеризуется включением в сам творческий процесс. Новшество конечного результата, возвышенное чувство, неожиданность инсайта возможно будут иметь субъективный образ. Благодаря этому будут развиваться творческие способности студентов, построив процесс обучения так, чтобы студент оказался в положении первооткрывателя того, о чем преподаватель давно знает, но это является новым для студента.

Творческие, как и любые другие способности, развиваются в процессе жизнедеятельности, что является другой их особенностью. А значит, что главная задача преподавателя — это организация творческой деятельности студентов в процессе обучения, а также поиск методов и инструментов решения. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется творческим подъемом.

При организации творческой деятельности должны быть реализованы два процесса:

1) обеспечение оптимального соотношения между имеющейся информацией и информацией, необходимой для решения проблемы (учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы);

2) придание процессу обучения эмоциональной окраски.

Одна из важнейших компетенций, которую должен приобрести студент в вузе, – это способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Умение учиться важнее, чем сформировать определенную теоретическую базу знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще более важной можно отметить компетенцию самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.

Профессия педагога представляет широкий спектр возможностей для творчества, из этого следует что, основными задачами преподавателя будут:

– воспитание у студентов интереса к творческой деятельности;

– формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию по предмету, направленную на решение творческой задачи;

– творческий подход к реализации знаний и умений на практике.

«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Так полагал известный советский психолог, который изучал творческие способности и психологию творчества как науку А.Н. Лук [26]. В сущности, зачастую преподаватель требует от студента только воссоздание различных знаний, которые он получил в готовом виде. Такого рода деятельность преимущественно развивает анемические способности обучающихся и зачастую воспитывает из студентов «зубрилок», но не творческие способности студентов. Если преподаватель не обладает сам творческими способностями, то он и от студента не будет ожидать какой – то креативности, в ходе учебной деятельности. Эта проблема является не самой актуальной, но тем не менее имеет место жить. Психолог И.Я. Лернер утверждал: «Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям». Поэтому очень важно не просто сообщить студентам определенный объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска.

Потребность в творческой деятельности не возникает вдруг, ее нужно постоянно формировать, опираясь на личные качества студента. Развитие воображения, интеллекта и личности имеют у студентов свои особенности и напрямую связаны с творческими способностями, о чем свидетельствуют исследования психологов и педагогов. Следовательно, будет справедливо предполагать, что творческие способности каждого студента имеют особую форму. Развитие творческих способностей происходит в тесной взаимосвязи студента со средой. Благодаря благоприятному влиянию воспитания и обучения. Особенно бурно в период обучения в вузе студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами. Передача «личностного знания» возможна, как правило, только в диалоге преподаватель - студент.

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Вернее, даже сказать, что творчество есть способ личностного существования. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем - то задачи, а сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформировать проблему. Еще очень большое влияние оказывает на «молодого» студента, его однокурсники, ведь если в общении будут стоять «барьеры», то ни о каком развитии и раскрытии творческих способностей не может идти и речи.

В последние годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества.

Источник художественного творчества – память. Известный психиатр, невропатолог В.М. Бехтерев писал, что первоначальная творческая деятельность даже у лиц гениальных в значительной мере является подражательной, что творчество требует для своего осуществления не только природной одаренности, но и большого упражнения путем воспитания, и подготовительной умственной работы, создающей известные навыки.

Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя, студенту должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант – это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – есть только любовь к делу, процессу работы...». Исходя из этого высказывания, можно определить, что проявление творческих способностей обучающегося зависит от того, нравится ли ему и увлекает ли его будущая выбранная профессия.

Таким образом, творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, что является неотъемлемой особенностью студенческого возраста, из этого следует, что, именно в этом возрасте развитие творческих способностей будет протекать наиболее благоприятно. Творчество есть способ личностного существования. Творческое мышление связано не только с решением уже поставленной кем - то задачи, а со способностью самостоятельно увидеть и сформировать проблему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: